История №972019
"Мне и гадко и стыдно беспокоить Вас... Обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас сто талеров. На душе скверно (я думал, будет сквернее), а главное, стыдно Вас беспокоить; но когда тонешь, что делать".
Так Достоевский писал Тургеневу, когда в пух и прах проигрался в Висбадене. Тургенев прислал только половину (50 талеров), хотя в средствах был совершенно не стеснён. Достоевский отдал долг через 11 лет.
Известен факт, что Некрасов при соавторстве Тургенева сочинил такую эпиграмму, да ещё и под заголовком "Послание Белинского к Достоевскому", написанной якобы от лица самого Белинского:
«Витязь горестной фигуры,
Достоевский, милый пыщ,
На носу литературы
Рдеешь ты, как новый прыщ».
«Витязь горестной фигуры» - это устаревший перевод с испанского:
«el caballero de la trista figura», что переводится как "Рыцарь печального образа". Тургенев и Некрасов разжаловали своего приятеля из гениев в Дон Кихоты. Эпиграмма не слишком остроумна: она высмеивает обморок Достоевского в момент его представления красавице Сенявиной в 1840 году.
Авторы еще не знали, что он эпилептик, а обморок был малой формой припадка
(на стадии эпилепсии petit mal, припадки проходят без судорог).
Тургеневский роман «Дым» окончательно расстроил их отношения. Достоевский вернулся с каторги монархистом, сторонником православия и славянофильства, Тургенев же был убежденным западником, чего Фёдор Михайлович принять не мог. Тургенев яростно критиковал произведения Достоевского и его писательский метод. Позже, в романе "Бесы" Достоевский вывел Кармазинова, в котором многие разглядели Ивана Сергеевича.
Доставалось классику и от современников, и от наследников. Глеб Успенский: "Описания в его романах банальны и бесцветны до невозможности, а кроме того - потрясающе небрежны". Вот Белинский в письме к мемуаристу и историку литературы Павлу Анненкову: "Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!"
Вот и Лев Толстой более-менее деликатно замечает:
«Достоевский - серьёзное отношение к делу, но дурная форма, однообразные приёмы, однообразие в языке».
Набоков рубит сплеча: "Достоевский не что иное, как низкопробное трюкачество, не имеющее себе равных по глупости во всей мировой литературе.
Все его сочинения создавались в условиях крайней спешки".
И только после публикации некоторых писем, выяснилось истинное отношение графа Толстого к его творчеству.
Из письма Страхову: "...читал "Мёртвый дом". Много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина... Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю". Страхов показал письмо Достоевскому.
Тот был взволнован и обрадован, упрашивал Страхова отдать ему это письмо.
И в то же время был искренне огорчён, что Толстой поставил его выше Пушкина, увидел в этом проявление непочтения к своему кумиру.
После смерти Достоевского Толстой в письме к Страхову пишет: "Как бы я желал уметь сказать все, что я чувствую о Достоевском. Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий дорогой, нужный мне человек."
Как ни странно, даже у Толстого с Чеховым возникали некоторые "непонятки":
В «Послесловии» к «Душечке» Лев Толстой писал, что Чехов в этом рассказе отказался от своего первоначального намерения и поступил вопреки ему: хотел осмеять героиню, а чувство художника велело ее прославить, и он прославил.
По мысли Толстого, Чехов хотел осудить и высмеять героиню, однако на деле, как художник, сделал нечто обратное - воспел ее, овеял своей симпатией.
По мнению В.И. Тюпы, «Толстой по отношению к "Душечке" проявил произвол.
Он считал несомненным снижение образа Душечки рассказчиком, однако сила ее любви мыслилась им как очистительная, преобразующая авторскую насмешку в читательское сочувствие, сострадание».
И ничего же не изменилось, по прежнему спорят либералы и консерваторы, западники и славянофилы, феминистки и домостроевцы.
Но среди поэтов "Cеребрянного века" бывало и похлеще.
Катаев в романе "Алмазный мой венец" живописал драку Есенина с Пастернаком (королевич и мулат):
"Стою в тесной редакционной комнате "Красной нови" в Кривоколенном и смотрю на стычку королевича и мулата. Королевич во хмелю, мулат трезв и взбешен.
А сын водопроводчика их разнимает и уговаривает: ну что вы, товарищи...
Испуганная секретарша, спасая свои бумаги и прижимая их к груди, не знала, куда ей бежать: прямо на улицу или укрыться в крошечной каморке кабинета редактора Воронского, который сидел, согнувшись над своим шведским бюро, черный, маленький, носатый, в очках, сам похожий на ворону, и делал вид, что ничего не замечает, хотя "выясняли отношения" два знаменитых поэта страны.
Королевич по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат, по выражению, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в распахнутом пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось.
Что между ними произошло? Так до сих пор и не знаю.
В своих воспоминаниях мулат сказал, что эти отношения были крайне неровными: то они дружески сближались, то вдруг ненавидели друг друга, доходя до драки.
По-видимому, попал на взрыв взаимной неприязни. А я дружил и с тем и с другим."
"О Русь, малиновое поле.." и "Свеча горела на столе, свеча горела", всё близко.
Такое впечатление, что гении тогда и скандалить умели душевно.
Почитайте рассказ Аркадия Арканова "Восстановление черепа по лицу".
Очень похоже на все эти истории, вместе взятые.
водкаипиво ★➦Март• 24.09.18 08:57
Март - не мат!) Спасибо Вам! Пишите ещё!!!
Мне очень понравилось!!
"Пушкин был поэтом и все что-то писал.
Однажды Жуковский застал его за писанием и
громко воскликнул: «Да никако ты писака!»
С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковско-
го и стал называть его по-приятельски Жуковым."
Вот не буду автора писать!
... Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. Охота тебе видеть его
на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе...
Письмо Пушкина Вяземскому.
Злоботрясов ★★• 23.09.18 14:33
"Алмазный мой венец", имхо, одно из самых величайших произведений русского словесного искусства. Текстовой памятник литературным гениям тех лет.
Именно такие бриллианты достойны "нобелевок", будь последние не на поводке
гнусной политоты, раздающей премии не по принципу"красиво"-"не красиво", а
исключительно по результатам взвешивания антирусского\антисоветского дерьма от очередной "алексиевич".
Gidon➦Злоботрясов• 23.09.18 15:13
А разве другие значимые премии раздаются по иному принципу? Это был риторический вопрос.
alev ★➦Злоботрясов• 23.09.18 15:37
Он из семи венцов терновых
Алмазный сплёл себе венец.
И перед нами "гений" новый -
Завистник старый и ПОДЛЕЦ.
Злоботрясов ★★➦Gidon• 23.09.18 20:05
другие значимые премии раздаются по иному принципу? \\\
За все иные не отвечу, но российский "Букер" достаточно нейтрален политически : победителми становились как вполне себе "ватник" Михаил Елизаров, так и представитель "либерального" лагеря Людмила Улицкая.
("либерального" взят в кавычки сознательно. Большая часть современных
отечественных либералов ментально не имеют никакого отношения к духу русских дореволюционных либералов и западников)
Злоботрясов ★★➦alev• 23.09.18 20:18
Завистника судьба известна.
Она - случайности каприз.
Вот сдохнет он. "Во веки присно" -
Смолчит? Споёт ансамбль крыс?
:)
Злоботрясов ★★➦alev• 23.09.18 20:28
Кстати, я не поленился и посмотрел: вы стырили четверостишие из сети и не удосужились указать авторство. С моей точки зрения это не характеризует вас положительно. Вы проявили подлое отношение к автору текста.
"Национальный бестселлер" ни в каких политических пристрастиях не замечена, даром, что слово "национальный" содержит.
Прилепин, Пелевин, Юзефович, Быков - все очень разных политических взглядов. Но там жюри исходит из художественной ценности произведения, которое у некоторых нобелеввских номинантов последних лет зачастую стремится к нулю.
водкаипиво ★➦Март• 24.09.18 09:03
Я бы и десять раз плюсанул, но не могу! Но полностью согласен!
"Нобеля" - получил негр, который воевал. За МИР! Куда мы катимся???
водкаипиво ★➦водкаипиво• 24.09.18 09:17
Да простят меня все диаспоры Африки, но пока Вы, не перестанете воевать, мне не захочется приехать посмотреть на Жирафов!)