Прочитал подряд 3 наиболее известных антиутопии 20 века. Довоенные советская "Мы" Замятина, английская "О дивный новый мир" Хаксли и послевоенная "1984" Оруэлла. Самый большой вопрос - до сих пор никак не могу понять, на какую из этих книжек современный мир похож больше, хотя при прочтении они совершенно разные.
1) Секс - тут полные грани от "каждый имеет право на каждого" и "розовых талончиков" до "бесполовго союза" и "животным и им приравненным можно все". Современный мир предоставляет и тот и другой взгляд, в зависимости от того, в какой его части Вы оказались, причем с крайними формами отрицания других точек зрения - от побиения камнями и сжиганием заживо до кварталов красных фонарей и гей-парадов. Как водится, промежуточная точка зрения осуждается все сильнее и сильнее
2) Тоталитарные идеи - расцвет в полной красе. Абсолютная пропаганда доминирования господствующих в данной местности точек зрения (неважно, какую при этом номинальную цель ставят власти). Уровень пропаганды (соответственно, и технической реализации) только разный - от КНДР, где для того, чтобы увидеть другую жизнь, нужно совершить уголовное преступление под названием "побег" (так скажем, техническая барьерная пропаганда), до постоянного внушения, что мир вокруг полон зла, что все лучшее только свое американское, немецкое, другое (нужное подчеркнуть), а раз так то и незачем куда то ездить, смотреть и вообще пытаться понять. Самое интересное, что до войны люди хоть стремились к чему то высокому, на худой конец, просто к чревоугодию. После войны запросы общества были сформированы куда проще - выжить, покушать, потому как "министерство изобилия отчиталось о выпущенных 30 миллионах пар шнурков", но "с ними всегда были проблемы"
3) Технические средства контроля личности - тут реальность переплюнула самые смелые ожидания. Телевизор, его интерактивный аналог в виде Интернета с блогами, твитами и прочим уделывают все фантазии старых авторов, кроме, пожалуй, "телекрана", но, с нынешними темпами развития видеокамер в публичных местах, склонностям вести публичный дневник с фото в Сети (активно продвигаемых под словами "тренд", "мода" и т.п.), а также систем слежения в авто, человек с понастоящему личной жизнью будет немыслим.
4) Общество - оно как описывалось, так и явилось в полной красе. Замятин только не написал об этом, потому как идеологии коммунизма классовое неравенство не соответствовало, а вот у западных авторов оно являлось основой существования цивилизации. Причем власть передающаяся не кровно (по наследству), а идейно. Кстати, ограничение института семьи как основы воспитания детей есть у всех троих, а Оруэлл так вообще сделал кальку с Павлика Морозова, заложившего отца властям, только не за подделку документов, а за мыслепреступленное бормотание во сне. Думать неправильно людям просто не давалось: у Замятина - физическими преследованиям и всеобщей занятостью, у Хаксли - "гипнопедией" и наркотиками, которыми в обязательном порядке выдавали часть зарплаты + травлей всех, кто не такой, у Оруэлла - физическими преследованиями и бытовыми проблемами, которые занимали большую часть головы людей + "обеднение языка", что куда как эффективней
5) Экономика - эх, а вот тут только зарубежные писатели рисуют что то законченное. Но советскому автору простительно, коммунизм тогда уже наступал полным ходом. У Оруэлла кризисы капиталистической мысли, описанные еще Марксом, были легко и просто разрешены через "производство без потребления" путем войны всех и со всеми. До этого еще пока не дошло, но что то уж больно резво 11 сентября способствовало толчку экономики США, тогда отходящего от кризиса ДотКомов. Да и постоянное раздувание террористических угроз (на словах, да и косвенно вообще...) уж очень смахивает на описанную в лохматые годы идею, ведь безопасность - вещь нематериальная, а потому как раз и обеспечивает "производство без потребления". В "новом мире" сделали точно так же - там все тратилось на индустрию развлечений, опять таки "производство без потребления" - "и каждая новая игра проходила утверждающую комиссию, что бы для нее нужно было не меньше инвентаря, чем для предыдущих. Мода заставляла людей покупать все новые и новые игры, ходить в ощущалку и предаваться любовным играм"
О чем это я? Ах да, о том, что наш мир весьма похож на то, что лет 70 назад понимали как антиутопию, то есть примерно так же, как мы воспринимаем фильмы про "Терминатора"... А на какую - решайте сами, по мне так на все сразу
История №808217
+-7–
Проголосовало за – 26, против – 33
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
2 комментария, показывать
сначала новые
сначала новыесначала старыесначала лучшиеновые - список
Еще ни один писатель не придумал чего-то такого, что не встречалось бы в жизни.
+0–
ответить
Европа похожа на Лемовское "Возвращение со звезд" (1961). Особенно, что касается бетризации. Утопия это или антиутопия, однозначно сказать нельзя. Угадано верно еще до сексуальной революции. Ну и элементы системы элои-морлоки из "Машины времени" Уэллса (европейцы-гастарбайтеры) просматриваются.
+0–
ответить