Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1541639

Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства из нас слово «Умка» будет означать прежде всего имя симпатичного медвежонка из одноименного советского мультика 1969 года, в котором ставшую знаменитой колыбельную («Ложкой снег мешая, ночь идет большая, что же ты, глупышка, не спишь?») исполняла Аида Ведищева.
Я недавно полюбопытствовал, откуда взялось это имя «Умка». У меня была сначала идея, что это, возможно, традиционное имя для белых медвежат у северных народов (примерно как у нас «Барсик» для котов или «Жучка» для собак).
Гм! Не тут-то было!
«Умка» по-чукотски – это на самом деле белый медведь, однозначно не «медвежонок», а крупный половозрелый самец, я бы даже сказал: альфа-самец, который совокупляется практически со всеми встреченными самками.
Мне стало любопытно, как же авторы мультфильма так, гм, опростоволосились в отношении имени медвежонка для детского мультфильма…
Довольно быстро выяснилось, что имя «Умка» в данном случае – это «продукт вторичный», видимо, автор сценария мультфильма (Юрий Яковлев, 1922-1995), как говорится, «слышал звон, но…»
Была такая пьеса довольно известного советского поэта, Ильи Сельвинского, под названием «Умка – белый медведь». Она была написана в 1935 году, пользовалась БЕШЕНОЙ популярностью в 1936-1937 гг. (в Москве она шла с постоянными аншлагами на сцене Театра Революции), но – в апреле 1937 г. была запрещена. Вряд ли Юрий Яковлев в свои 14-15 лет ходил в театр на ту пьесу, а режиссеры мультфильма Пекарь и Попов – они были еще моложе Яковлева.
Так что, видимо, название той довольно известной в 1935-1936 гг. пьесы Яковлев МОГ СЛЫШАТЬ, но подробностей о ее содержании, скорее всего, просто не знал.
Дело в том, что содержание той пьесы было - своеобразным.
Некоему партийному руководителю на Чукотке (по национальности, между прочим, – грузину), местный житель, которого как раз зовут «Умка», подкладывает свою жену – типа, это местный обычай, гостю положено спать с женой хозяина, иначе – смертная обида.
Секретарь райкома Арсен Кавалеридзе "вынужден подчиниться" местным традициям.
А потом Умка приезжает к Кавалеридзе домой с «ответным визитом» и, в качестве ответной «любезности», требует секса уже с женой партфункционера.
Жена Кавалеридзе, Нина, мягко выражаясь, не в восторге от этой идеи свингерства с представителями нацменьшинств Крайнего Севера, но ее подруги (да и муж) уговаривают ее с Умкой переспать, «чтобы не уронить авторитет партии большевиков у местного населения».
Да, забыл сказать – это все в стихах!
Например:
«Нина. А я люблю, чтоб мужчина был груб!
Бокова (смеясь). «Сказала она зловеще...»
Нина. И вообще — я хочу быть вещью.
Маляша. Вещью?
Нина. На кой мне эмансипация?..
А? Что ты смотришь? Чуть свет просыпаться.
Туфель куда-то под кресло подлез.
Глаза во сне. Ноги — как сваи.
И ты уже мчишься, дико зевая,
Причем ни один подлец
Не уступит места в трамвае!"

Стихи, конечно, – просто Пушкин! :-)
Особенно на Чукотке в 1930-е годы было явно актуальным упоминание героиней трамвая :-)
Но – «пипл хавал», народ на эту вот пьесу активно ходил, в Театре Революции (позднее – им. Маяковского) были постоянные аншлаги…
Напомню – это 1937 год!
Люди с лупой изучали узоры на обложках школьных тетрадей в поисках «профиля Троцкого», довольно часто – находили :-), со всеми вытекающими последствиями для тетрадей и их изготовителей…
А здесь – в пьесе некий ПАРТИЙНЫЙ НАЧАЛЬНИК, ГРУЗИН, переведенный в далекие северные края (сразу вспоминается «ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ»), с РУССКОЙ ЖЕНОЙ, начинает проводить некие сексуальные эксперименты при участии местного населения…
Совершенно не удивительно, что пьесу в итоге запретили. Но – дико удивительно, как цензура вообще пропустила это все в 1936 году!!! Причем пьеса в театре шла ПОЛТОРА ГОДА!!!
И только в апреле 1937 года – спохватились…
Сослались на «мнение чукчей, посетивших спектакль».
В «Правде» от 18 апреля 1937 г. было напечатано «Письмо чукотских зрителей»: «…спектакль дает неправильное понятие о быте и нравах населения Советской Чукотки... Умка приказывает своей жене ложиться с гостем, а гость – партработник Кавалеридзе – принимает это угощение. Затем, когда Умка приезжает в гости к партработнику, он, в свою очередь, требует, чтобы жена Кавалеридзе спала с ним...» И поскольку «ни один чукча уже не придерживается этого дикого и оскорбительного обычая», следует «прекратить это безобразие и снять эту пьесу с репертуара».
Уже 21 апреля вышло специальное Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О пьесе И. Сельвинского «Умка — Белый Медведь» :
1. Снять с репертуара пьесу И. Сельвинского «Умка — Белый Медведь», поставленную московским «Театром Революции», как антихудожественную и политически недостойную советского театра.
2. Указать т. Керженцеву на слабость контроля Комитета по делам искусств в отношении репертуара московских театров.
3. Дать в газетах (в хронике) сообщение о снятии с репертуара пьесы И. Сельвинского «Умка — Белый Медведь».

Интересно, что Сельвинский, несмотря на то постановление, практически не пострадал, через пару лет он был принят в партию и - не бедствовал.
Правда, Политбюро потом (в 1944 г.) опять собиралось по поводу его стихов - но это уже другая история, не имевшая никакого отношения к белым медведям и "пропаганде свингерства"...

Между прочим, я сильно сомневаюсь, могла ли, при таком «фривольном» сюжете, эта пьеса 90-летней давности быть поставлена в настоящее время в российских театрах…

Тем не менее, не далее, как три года назад эта пьеса была снова вытащена из многолетнего "небытия" - но не на театральных подмостках, а, как ни удивительно, - в российском суде.
Некое текстильное предприятие попыталось запатентовать торговый знак «УМКА» для своей детской продукции.
«Союзмультфильм», ессно, запротестовал. Так вот, юристы текстильной компании сделали «ход конем»: они заключили соглашение с наследниками автора пьесы "Умка - Белый Медведь" И.Л. Сельвинского, об использовании в рекламе их продукции слова «Умка». :-).
Но судья был тоже не лыком шит!
С его точки зрения, ответчик не представил доказательств того, что «пьеса Сельвинского И.Л. "Умка - Белый Медведь", изданная в 1935 году, персонажем которой является охотник Умка, муж Тинь-Тинь - дочери черного шамана Чайвуургын, имела какую-то известность среди потребителей текстильных товаров для детей на дату приоритета спорных товарных знаков»
Товарный знак «Умка» остался в итоге за «Союзмультфильмом». :-)
+16
Проголосовало за – 71, против – 55
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
10 комментариев, показывать
сначала новые

ГенАндр22.08.25 22:46

Бедный Илья Львович.
Жизнь его отмечена такими взлётами и падениями, что не знаешь - восхищаться или трепыхаться.
Кстати, автор песни, которая начинается словами "Черноглазая казачка подковала мне коня..."
Переписывать его биографию не стану - она во вполне себе открытых источниках.
Есть, правда, два примечательных - на мой не такой уж авторитетный взгляд - случая в его жизни.
*В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, перенёс две контузии и тяжёлое ранение.
*Эпизод из воспоминаний писателя Бенедикта Сарнова: "Дело происходит 10 февраля 1944 года...Идёт заседание секретариата ЦК ВКП(б)...Обсуждается "идейно-порочное" стихотворение Ильи Сельвинского "Кого баюкала Россия". Неожиданно в зале заседания появляется Сталин и, указывая на проштрафившегося поэта, кидает такую реплику:
- С этим человеком нужно обращаться бережно, его очень любили Троцкий и Бухарин."
Однако, пережил Сельвинский многое, пережил. И тут - на тебе! - история на Ан.ру.
Уж с этим он вряд ли справился бы.

+1
ответить

НМ ★★➦ГенАндр23.08.25 02:15

Не такой уж он и "бедный"...
Политбюро ему дважды высказывало свое "фи", после войны чуть ли не половина его произведений были запрещены (включая его знаменитую "Уляяевщину", не говоря уже об "Умке"!), но ничего плохого с автором не происходило,
Из "примечательных случаев его жизни" я бы вспомнил два:
1) "В 1918 году вступил в отряд анархистов Маруси Никифоровой. В августе 1918 года в Армянском Базаре его разыскал отец и к сентябрю Сельвинский вернулся в восьмой класс гимназии"
2) В 1959 году Сельвинский "принял посильное участие" в травле Пастернака:
"А вы, поэт, заласканный врагом,
Чтоб только всласть насвоеволить,
Вы допустили, и любая сволочь,
Пошла плясать и прыгать кувырком"

+0
ответить

hop za za 22.08.25 13:40

Лирика
----------
Похоже сильно повезло Анюте,
Глаза горят, румянец на щеках.
В командировке где-то там в Якутии
Случился у Анюты классный трах.
И лучше не бывало в ее жизни,
В постели был мужик силен и крут,
Выносливый был как кавалеридзе,
Высокий ростом, даром что якут.
Пришла пора домой Анюте ехать.
Эх, расставанье - маленькая смерть..
Мужик ей подарил пальто из меха,
Сказал, что умка. Типа как медведь..

+0
ответить

Prisheletz22.08.25 13:04

Продолжение Умкиной колыбельной
...
Странствуя по льдинам
Хочется прийти нам
К краю неба, моря и льда
И догнать медведей
Там, среди созвездий
Где Полярная звезда

Звёзд искрятся точки
И следов цепочки
Под сияньем тянутся вдаль
И слышны всё тише
Сказки снежных мишек
Спи, сыночек, баю-бай...

PS в последней строке можно вставлять очень многие имена в уменьшительной форме.
Баюкайте на здоровье дольше и интереснее!

+0
ответить

Kelavrik_022.08.25 12:40

Надо было в товар вшивать по волоску от медвежьей шерсти!

+0
ответить

Ts22.08.25 12:31

Ну вот теперь найдётся депутат, который прочтёт это и потребует запретить мультик про Умку за пропаганду свингерства.

+1
ответить

НМ ★★➦Ts22.08.25 14:15

Ну, надо учесть, что и фильм "Начальник Чукотки" (1966 г.) не обошелся без пары сцен, которые вполне могли быть навеяны "Умкой - белым медведем" (обширная меновая торговля чукчей с иностранцами, у Сельвинского - с канадцами, причем речь в "Умке" шла о "1930-х годах", а в "Начальнике Чукотки" речь все же шла о начале 1920-х).
В общем, я сильно удивлялся трем вещам, читая ту пьесу (еле нашел ее текст в сети, причем, видимо, уже слегка "приглаженный" для публикации в 1970-е):
1) Какой дурак ее написал в 1935 г. (было полное ощущение, что обсуждение пьесы Сельвинского на Политбюро шло примерно так: "Надо автора расстрелять!" "Да ладно, он же просто идиот, если такое написал, да еще и зарифмовал!" "Тогда ладно, пусть живет, еще какую-нибудь фигню зарифмует!" - Сельвинский, кстати, был известен тем, что зарифмовал ДОКЛАД СТАЛИНА на партийном съезде!)
2) Какой цензор-самоубийца ее разрешил к постановке в 1936 г. (это самое непонятное!)
3) КТО тысячами ломился в Театр Революции в 1936-1937 гг. смотреть этот бред сумасшедшего?!

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦НМ22.08.25 23:36

Спасибо за расследование, в самом деле прикольно.

Но: если пьеса шла полтора года и была снята в апреле 1937, значит премьера была осенью 1935. Репетиции осеннего сезона обычно происходят летом, когда зрителей мало. Следовательно, первое разрешение на постановку, хоть неформальное, но достаточно весомое, чтобы театр принялся за постановку - это лето или весна 1935. Сразу после того, как пьеса была написана и кому-то показана текстом. Это было довольное либеральное время. Еще не был арестован даже Бухарин, а напротив возглавлял ведущую газету и писал Конституцию. Были учреждены маршалы, из пяти удостоенных этого звания трое незадолго до расстрела. В 1935 они чувствовали себя вполне благополучно. Еще ходил на свободе левацкий Авербах и тоже наверно где-то работал, вплоть до 1937.

Левые взгляды - что семья это пережиток проклятого прошлого, настоящие коммунисты свободны в своих связях. Они не должны морально разлагаться, то есть спать с кем попало в слишком большом количестве, потому что это отвлекает от порученных им дел. Но поочередно - нормально. Понравились парень и девушка друг друга - сходили в загс, расписались. Поругались - развелись. Многие и это ленились делать из-за частой смены партнеров, особенно в творческой среде. Театр Революции - инструмент пропаганды новой коммунистической морали. Она в том, что и парень, и девушка сами принимают решение, а не их родители, мужья или жены. Объект революционной сатиры - патриархальные реакционные обычаи. Под этим соусом вполне могло прокатить в 1935. А для театра - чукчи далеко, а зритель близко. Чтобы он хлынул, должно быть что-то жареное, скандальное. На грани дозволенного, заманчивое в пересказах.

Так что какой бы бездарный бред ни наваял Сельвинский, кассу он чувствовал точно и взял ее успешно. Гонорар и отчисления получил, арестован не был. Знаменитый революционный поэт - существо почти неприкасаемое. Цензоры в 1935 опасались скорее того, что с ними будет, если попытаются его запретить. Апрель 1937 - логичная точка над такими фривольностями. В мае было арестовано высшее руководство Красной Армии и началось тотальное истребление коммунистов. Сельвинского пощадили вероятно только потому, что Сталина спросили.

+-1
ответить

НМ ★★➦Некто Леша23.08.25 00:00

Леша, 1935 и 1936 гг в СССР - это все что угодно, но НЕ либерализм :-).
"Непосредственно в день убийства Кирова вышло постановление президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года, которым предписывалось дела по обвинению в государственных преступлениях рассматривать в ускоренном порядке, без адвокатов, ходатайства о помиловании не принимать, смертные приговоры приводить в исполнение немедленно после вынесения.
16 декабря 1934 г. Зиновьев и Каменев были арестованы в Москве и спустя месяц получили соответственно десять и пять лет заключения, а 24 августа 1936 года были приговорены к расстрелу «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». До апреля 1937 года - еще довольно много времени.
Просто "бездна либерализма" - расследуют дела в ускоренном порядке, без адвокатов, расстреливают тоже в ускоренном порядке.
Сегодня на тебя сосед по коммуналке пишет донос, завтра тебя забирают, через неделю ты "признаешься" в заговоре против тов. Сталина, еще через неделю тебя расстреливает - а сосед получает твою комнату :-).

+1
ответить

НМ ★★➦Некто Леша23.08.25 02:04

"Театр Революции - инструмент пропаганды новой коммунистической морали" - какая такая "новая коммунистическая мораль" в 1935 году? :-)
Это уже время активного "укрепления скреп".

Даже Демьяну Бедному, который написал было сатирическую антирелигиозную пьесу "Богатыри", превращенную в сатирическую же оперу с использованием музыки Бородина, в 1936-м году Политбюро "дало по рукам": "Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная с использованием музыки Бородина,... дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа... Пьесу "Богатыри" с репертуара снять, как чуждую советскому искусству".

В Театре Революции в те годы служили Штраух ("Ленин") и Милляр ("Баба-Яга"), там в 1935 г. ставились "Лес" Островского и "Живой труп" Толстого, классические пьесы в классической постановке, абсолютно никакой эксцентрики...

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru