История №1504326
Правда, Макаренко тоже корил себя за похожее, но у него другая была ситуация и соотношение сил.
...
Сельская школа, 89-91-й.
Преподаю в пятом классе "Историю Древнего мира". Историк уволился в первых числах сентября. Предмет раскидывали между учителями, и я - трудовик - вцепился за эти два часа. Потому что Историю Древнего мира любил с детства, неплохо знал.
И ещё дважды повезло!
1 - оказалось, что есть замечательное методическое пособие под авторством Годера, где расписан почти каждый урок. Какие задать вопросы по прошлому материалу. Что нарисовать на доске по новому материалу. Какие есть диафильмы и плакаты-картинки... Как рассказывать... Какие задать вопросы по новому материалу... Годер - был ВЕЛИКИЙ методист! Поклон его памяти! В методическом кабинете ГОРОНО это пособие не предложили. А учительница истории на пенсии, к которой меня привела моя девушка, меня опросила, протестировала, сочла достойным, и эту книгу мне отдала.
2 - Этот пятый класс был уникальный. Жадный к знаниям!
Я рассказывал - впитывали ушами, глазами и раскрытыми ртами. На каждый мой вопрос - лес рук! (ну, и предмет, конечно благодарный - мифы, легенды, герои, подвиги, красавцы и красавицы...). Звонок на перемену - "Мы не пойдем! Спросите ещё! Расскажите ещё!"
Проблема была - по классической тогдашней методике мог за урок опросить и поставить оценки только 5-7 человек.
А ответить хотели все 27!
Как-то сообразил-придумал тестовую систему.
Составлял на каждый урок до 20 вопросов по прошлым пройденным материалам с ответами "да"-"нет".
Урок вел по стандартной схеме, но оставлял в конце 2-3 минуты на этот опрос.
Раздавал им листочки, где надо было только в столбик записать номер вопроса, и поставить плюс или минус.
Как они любили эти тесты!
После звонка на перемену бегом сдавали эти листочки, и ждали оценок.
Тут же проверял их по своему шаблону, и выставлял каждому "5" и "4".
Пятерок всегда было больше.
Они убегали в столовую, если успевали, или на следующий урок.
А я выставлял в журнал оценки, и бегом относил журнал к их следующему учителю. Которая уже волновалась, что звонок на урок прозвенел, а журнала нет.
И каждый их урок по истории - у каждого оценка в журнале!
...
Не все были суперспособными... Обычный класс - с середнячками. Но все тянулись. Всем было интересно...
И вдруг пришел второгодник.
Он не слушал. Ему было не интересно. Всё время что-то гундел. Отвлекал соседа по парте, соседей спереди и сбоку. У этих сразу снизилась успеваемость.
Трудно рассказывать, спрашивать, когда кто-то в аудитории говорит одновременно с тобой.
У меня - план урока. Расписана каждая минута. И каждая минута интересна и мне, и всему классу. А я отвлекаюсь на него, успокаиваю... Учебный процесс срывается. Радуюсь каждому его прогулу. Потому что при нём - что-то не додаю остальным.
Молодой я был - плюс-минус 30. Он - всё больше наглел. Сорвался я однажды... Не буду сейчас - потом может расскажу. Продолжением...
А в тот год в качестве эксперимента ввели экзамены в каждом классе по выбору учеников.
И во всех классах дети относительно равномерно выбирали предметы для экзаменов. А эти пятиклашки - все выбрали Историю!
Завуч схватилась за голову:
- Виктор Николаевич! Отговорите их! На экзамен по расписанию два академических часа! Мы не успеем принять у 27 человек!
Я разводил руками, и радовался!
На экзамене было, как на уроках:
- Понятно! Первый вопрос ты знаешь! Хватит! Переходи ко второму!
- Второй я тоже знаю! Но я ещё про первый не всё рассказал!
...
35 почти лет прошло.
До сих пор их люблю!
- Понятно! Первый вопрос ты знаешь! Хватит! Переходи ко второму!
- Второй я тоже знаю! Но я ещё про первый не всё рассказал!
- это вообще прям отлично!!))
Лёха сказочник• 27.01.25 11:01
Школьных историчек не запомнил, помню только ощущения - неинтересно и тягомотно было. А вот в техникуме преподша запомнилась - была яростной коммунисткой... Одногруппник сдуру пошутил неловко, когда жизнеописание Ленина проходили, что в Мавзолей только некрофилы ходят и всё... На второй курс не попал)))
А вот в институте историк был - великий человек. Как он рассказывал! Ветеран, в ВОВ летал воздушным стрелком на ИЛ-2.
История Древнего Мира в школе - то, что заставило влюбиться в историю на всю жизнь. Это заслуги как нашего историка, Владимир Иванович Тимашев, школа 365, Купчино, Ленинград - так и моего отца, который не навязывал мне свои интересы, но здорово обрадовался, видя с каким увлечением я пробую рассуждать про греков, римлян, про Египет и Вавилон - ведь кроме учебника наш учитель прилично так добавлял интересного всякого.
У меня, ну ваще не умеющего рисовать, вся тетрадка с коричневой кожзам обложкой на 48 листов (первая на 48 листов, до этого были на 12 ;) … короче я рисовал, всё, что слышал, ну основеое, цветными карандашами и дополнял по ходу урока. Запоминалось при этом почему-то лучше, чем если просто слова писать.
Главный антагонист историка, и не 2-ой, но точно не 3-й по ранжиру хулиган сидел тогда … а нет, с 5-го класса мы стали ходить по кабинетам и вроде пошла свободная рассадка, «выбор пары», которая дофига влияет на всё в школе, поэтому первоклассников обычно тасуют эти пост-климактеричные подыхающие уже кобры 60+… (мат, ненависть), которых ставят на классное руководство. Антибабушки-прапорщицы ;)
И долго ли, коротко, вышел у антагониста-хулигана (второго сына в семье и второго хулигана в классе, ибо его крыли авторитетом приходящие уже с 3-го или 4-го второгодники, обычно спокойные как слоны, смотрящие на одноклассников как на мелкоту, знающие весь учебный гож наперед - и этим уже подавляющие)
Блин, я так из скобок не вылезу никогда
Короче, историк и хулиган где-то в 6-м классе (при 10 летке еще) за закрытыми дверями поговорили. Версия хулигана была: «А я ему отвечаю, не надо меня ОскорБЛ*ТЬ», типа он истрика обматерил и теперь орёл. Но, тоже после того разговора стал пропускать, или заметно тише себя проявлять, потому что проблемы были, один-в-один как Вы описали. Все хотели слушать, и девочки почему-то тоже, а он ёрничал.
Спасибо за Вашу историю!
Немолодой ★★★➦AntiDuck• 27.01.25 02:01
Ща погоди - про тита ливия скину
https://www.anekdot.ru/id/1437635/
Тебе втыкнет стопудово!
Если кому интересно в подобном духе, у Логинова похоже про его недолгую карьеру школьного учителя в 80е
https://sv-loginow.livejournal.com/tag/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
Некто Леша ★★★★★• 26.01.25 22:47
Плюсище! Потому что вспомнил своего трудовика, в непростом раене - пригород Владивостока, Седанка. Половина учеников - дети офицеров с обязательными женами из комфортабельных по советским меркам домов, половина - из бараков, из семей с трудной судьбой и зачастую с неполным комплектом родителей.
Бывало, мы дрались, но как Олимпийские игры для древних греков, были уроки труда и истории. Там мы мирно соревновались, или что-то делали вместе. Я уж не помню, то ли учитель истории взял на себя уроки труда, то ли трудовик историю, но вместе это было одно целое - что изучали, то и лепили. Строгали, паяли, подвешивали, красили. В общем, приводили в состояние 3D весомое и зримое - крепости и замки, воины и рыцари, галеры и парусники, катапульты и пушки. После рогатки, лодочек из дощечки и выплавки олова в ложечке на костре это был выход на высший уровень.
Для поколения ЕГЭ немыслимы оба эти уровня, ни низший, ни высший. Руки только мешают голове зубрить теоретические знания. Современный учитель, решивший срастить эти предметы просто для увлекательности, заколебался бы писать заявки на необходимый инвентарь.
Немолодой ★★★➦Некто Леша• 26.01.25 23:19
Я его правой рукой схватил за плечо, выволок из класса - (а он при этом продолжал выёбываться) - и за дверьми врезал левой "под дых". Оно согнулся, и я пинком отправил его вдаль по коридору. Класс хором охнул.
Я вернулся, и с дрожащими коленками, но недрожащим голосом продолжил урок, как ни в чем не бывало. Поглядывая на часы, чтобы вернуться в хронометраж урока.
Когда прибегает его мать.
распахивает дверь:
- Виктор Николаевич!
Отвечаю:
- Ваш сын украл у меня семь минут урока. С вами поговорю после звонка.
она дождалась перемены.
Пятиклашки выскочили из класса в непривычной тишине, как на похоронах.
Зашла:
- Виктор Николаевич! Это недопустимо! Нельзя проявлять силу к ребенку! У него отец алкоголик. И я знаю, и он знает, что такое...
- Простите, - с моей стороны это была не сила, а слабость.
Вот смотрите - мой план урока. Расписана каждая минута. Я к этому готовился. Это моя работа. И весь клас ждет этих знаний и хочет этих знаний. А он эти знания крадет у своих одноклассников. Я не знаю, - как их от него защитить. Он их обкрадывает. Жалуйтесь куда хотите. Он вредит не мне, а всему классу. Жалуйтесь! Мне уже безразлично...
Жаловаться она не стала.
Мои уроки он либо пропускал, либо сидел тихо.
Я не горжусь этим случаем. стыдно.
Никто не идеален.
А класс был исключительный!
рассказ душевный, но:
начинается словами "Тяжелое воспоминание, потому что поступок мой далеко не в соответствии с учениями Амонашвили, .. и других классиков педагогики..."
Логично ожидать, что об этом и будет история - о непедагогичном поступке.
Вместо этого совсем другая история, а о заявленная тема - "Не буду сейчас - потом может расскажу. "
Немолодой ★★★➦Тётя Мотя• 26.01.25 20:10
Да.
Пока писал, понял, что получается совсем о другом. И тот случай здесь лишний.
AntiDuck➦Немолодой• 27.01.25 00:33
Вполне уместно вставить в оригинальную историю, как мне кажется
Хотя бы потому что Ваш класс очень сильно отличался от стандарта как «бабских» детских учреждений, где давят морально, так и «мужских», где прежде всего всегда орут и бьют
А бывает, все учиться хотят. Бывает!
Помню контраст от перехода из 9-го в 10-11 классы, это было в 91-м, внезапно никому нахрен не нужны сигареты, пиво, драки, скабрезные рассказы про то, кто кого избил - или совсем вполголоса «натянул»
Не-а. Все учатся на моём уровне и 1/3 класса вдруг и получше меня понимает физику, химию, русские запятые надо/не надо, а на математике ни у кого нет троек, совсем
Виктор Николаевич, давайте, пока никто не слышит - второгодника...того?
Авось на срок давности как-нибудь спишут.
Не, ну а правда - чё с гадом было делать?
На секунду я размечтался, что речь идёт о настоящем времени.. Где сейчас эти выпускники, что-нибудь известно об их судьбе?
Немолодой ★★★➦Вик• 26.01.25 18:24
Девяностые и начало нулевых... Двое лучших не дожили до 25. Погибли по-разному, но трагически оба.
Второгодник вроде тоже как-то нехорошо и рано.
Над этими смертями не хочется шутить.
Для примера и статистики, из моего выпуска в пост-Ленинграде (денег в городе не было до ЗОо-летия, были Улицы разбитых фонарей) из двух старших классов начала 90-х уехало за границу - сперва эдак 10-15% к концу 90-х, а к настоящему времени - больше трети, скорее 40%
Девушки упорно хватались за любые программы акад обмена, кто-то перебирал настоящие иностранные компании (не от сов эмигрантов с Брайтона), кто-то просто выскочил замуж за рандомного итальянца еще в 1994-м году - поволонтенив на Goodwill Games ‘94
Мужики уезжали медленнее, чаще после заму … в смысле заелючения брака - видимо жены начинали обработку: «Чего мы ждем, пора валить, тебе с твоим английским/немецким/компьютером нечего тут делать»
hop za za ★➦Соломон Маркович• 26.01.25 17:15
Я эти времена прекрасно помню,
Творили мы веселые дела!
Хотя тогда и не было смартфонов.
Но лабуда конечно же была ;)
Мы были молодые и лихие,
С тех пор немало утекло воды,
Сейчас смартфоны вроде неплохие,
Но как же не хватает лабуды!
Давай дружище вместе соберемся,
Как прежде, ты и я, с тобой вдвоем
Поговорим, напьемся, подеремся,
Короче - лабудой давай тряхнем!..
Мне Песталоцци читать лень,
Зачем мне этот автор заграничный?
Поэтому использовать ремень
Надежнее, дешевле и практичней..
atanewtion➦hop za za• 26.01.25 18:39
У Песталоцци был еще родной брат - Бестолоччи. И я очень горжусь тем, что веду от него свое происхождение.
Немолодой ★★★➦bart• 26.01.25 15:04
Вчера выложил в контакте у себя и на Пикабу. И сюда отправил.
Пикабу сразу отрепостили в свой главный паблик на Дзене.
Ну, и другие ещё копипастеры могли где-то выложить.
Вот поэтому и спрашиваю - где он видел?