История №1491336
Попросил Насреддин у бая казан. Бай дал ему старый маленький котелок. Насреддин вернул вовремя, да еще в придачу маленькую сковородку. "Котелок ночью ее родил". Через некоторое время Насреддин опять попросил у бая казан. Тот дал ему новый большой казан. Но Насреддин ничего не вернул. "Если ты поверил, что казан родил сковородку, то почему ты не веришь, что казан умер?"
Симпатии читателей на стороне Насреддина. Как он ловко облапошил жадного бая. Но... Всегда надо выслушать другую сторону. Бывает жена говорит, какой у нее муж подлец. Пьет, бьет ее и детей, настоящий кровопийца. Окружающие негодуют. Как еще земля носит такого негодяя. Но если послушать мужа, то оказывается жена гулящая и лживая. За домом не смотрит, деньги, которые муж зарабатывает, транжирит на гулянки и любовников. Танго танцуют вдвоем. Давайте выслушаем бая. Приходит к нему человек и просит казан. Сразу вопрос, почему у взрослого человека нет своего казана? Есть ли у него дом, семья? Может он проходимец. Но отказать неудобно. Дал бай старый маленький котелок и в душе с ним простился. Но человек вовремя вернул котелок, да еще и маленькую сковородку. Бай понимает шутку. Есть традиция. Если ты берешь в долг посуду, то верни ее с благодарностью. Если ты готовил плов, то верни с порцией плова, если жарил пирожки, верни с парой пирожков. То есть сковородка как бы плата за аренду котелка. Человек опять просит казан. Бай думает, человек аккуратный, вернул вовремя, да еще и с благодарностью. Дает новый большой казан. Но человек не возвращает ничего. Казан умер. А вот это уже "кидалово". Никто у тебя сковородку не просил, не нужна никакая благодарность. Но казан верни. Любой суд постановит или вернуть казан, или компенсировать ущерб. В девяностых прошлого века так работали аферисты. Аферист просил у жертвы деньги в долг, говорил, что он челнок, едет за границу за товаром. Через неделю вернется, реализует товар, вернет долг и десять процентов сверху. Жертва заглатывает наживку и рискует небольшой суммой. Аферист возвращает долг вовремя плюс 10%. (маленькая сковородка). Опять просит в долг. Тот дает больше денег, и аккуратно получает возврат с прибылью. Опять просит в долг. Жертва думает. 10% в неделю, это 500% годовых. Можно жить и не работать. Собирает все свои сбережения, занимает деньги у друзей, знакомых, родственников, отдает крупную сумму. Челнок исчезает. (Казан умер). Это трагедия. Человеку надо возвращать долги. Ему включают счетчик.Кто-то терял дом, машину, рушились семьи, доходило до самоубийств.
Это я рассказал для молодых бизнесменов. Не ведитесь на посулы легких денег. "На дурака не нужен нож. Ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь". Включайте критичность мышления. Помните анекдот про Насреддина и бая.
Некто Леша ★★★★★• 23.11.24 21:19
+
Мой детсадик был в Алма-Ате начала 70-х, национальный состав детворы был смешанный, нам читали много сказок и соблюдали баланс дружбы народов: примерно поровну русских сказок и среднеазиатских, понемногу от прочих республик и старинных европейских.
Вот что забавляло. В русских сказках сплошь халява как мечта: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, вареники сами в рот летают, в общем какое-то предчувствие эпохи автоматизации.
Волшебная щука или золотая рыбка вылавливались, но тоже как-то автоматически, явно не охотясь за ними специально, просто нежданный подарок судьбы - запустил как обычно невод, а оно вон как вышло.
Если какого-то чудесного гаджета не хватало, Ивана-царевича или Ивана-дурака посылали их добыть. То есть спереть или взять боем против воли хозяина, что в наше время именуют бандитским налетом.
Силушка богатырская, что для этого надобна, тоже давалась природой на халяву: лежал чувак на печи годами, вдруг встал и пошел всех побеждать.
Среднеазиатские сказки для садика были выбраны вероятно те, где наблюдались элементы классовой борьбы: простой, но хитрый и веселый проходимец против богатого, но тупого бая. Ходжа Насреддин для этого подходил великолепно, хоть он и не казах, но было много сказок и без него с единым общим знаменателем: в финале бай заманивался в мешок и там больно побивался палками. Но никогда до смерти, а в русских сказках головы злодеев слетали легко.
Среднеазиатский простолюдин никогда не отличался мощным телосложением - брал хитростью. На халявные дары природы и судьбы не полагался, больше надеялся на свою светлую голову и быстрые ноги. Был умеренно добр, то есть не собирался устроить голливудское кровавое месиво за какую-то обиду.
Оба этих разноречивых пласта сказок благотворно повлияли на мое дальнейшее развитие. В смысле, как выжить между дуболомами, халявщиками и жуликами.
Продолжение истории: зашел как-то бай к Насреддину, а у того в казане плов томится. Ну Насреддин не будь дурак - на колени, и: "О чудо, казан воскрес!" А на следующий день бай пришел уже с янычарами, которые отрубили Насреддину голову за идолопоклонничество.
ну вообще Ходжа - мошенник и плут, но поскольку грабит типа богатых, то и отношение к нему более робингудское
Если принять во внимание ,кто автор данного произведения, то всё становится ясно. Он хоть и православный ,но родился в Османской империи, и мел право называться турецкоподданым
ГенАндр➦Tarvas• 23.11.24 20:44
Правильно, правильно.
Он же даже из Дубравлага писал:" Я должен быть дервишем..."
У нас в деревне тоже был аналогичный случай мужик козе вдул и у нее рога поотпадали
Все сказки про Насреддина, это пособие для бедных среднеазиатских жителей, как обмануть богатых среднеазиатских жителей. Только оно не работало!
Но создавало видимость социальной справедливости.
"Попросил Насреддин у бая казан."
А вот я вообще не понимаю, как это можно - брать взаймы предметы личной гигиены.
Даже и у светлоликого бая.
Вы, простите, какую гигиену в казане осуществляете? Яйки подмываете или что?
В качестве примера подошёл бы другой куплет:
На жадину не нужен нож,
Ему покажешь медный грош
И делай с ним, что хошь!
500% годовых это не бизнес,а кидалово. Никакой кармы -чистые риски и здравый смысл, поэтому, чему тут удивляться?
Не было такой книжки. Было всего две: "Анекдоты Ходжн Насреддина" и "Анекдоты Муллы Насреддина" Обе у меня на полке стоят.
--Бай думает, человек аккуратный, вернул вовремя, да еще и с благодарностью--
вот что это за бред такой? если бы речь шла о благодарности - Насреддин так бы и сказал, мол спасибо за казан, вот тебе в благодарность сковородка. И вопросов бы не было. Но Насреддин сказал явную и откровенную чушь. А бай сознательно сделал вид (именно сознательно и именно сделал вид!!!) что это не чушь. Но если бай сам придал чуши видимость достоверности один раз - значит, никто и ничто не мешает ему сделать это ещё раз. И это будет сугубо его личная проблема.
Почему бай не потребовал вернуть тело любимого казана, чтобы его достойно похоронить?
Tio Marcos ★➦MAGDANOZA• 23.11.24 19:54
У мусульман положено хоронить труп быстро, до заката. Так что у Ходжи была "железная" отмазка: всё сделано по правилам !
Собственно, типичная финансовая пирамида. Ничего нового - обычная эксплуатация человеческой жадности. Казалось бы, 2024 года заканчивается, лохов не должно остаться, но нет: у нас в Казани судят главу пирамиды Финико и его ближайших приспешников.
Опрашивают потерпевших - все истории как под копирку: вложили немного, хорошо заработали. Заняли у всех, набрали многомилионных кредитов - и пирамида рухнула.
Хорошее наблюдение. Ты повзрослел и твое миропонимание изменилось. Но поймет ли молодёжь?
trollkart➦Жека 77• 23.11.24 14:54
что хорошего в том, чтобы обманом выдавать белое за чёрное?
Жека 77➦trollkart• 23.11.24 20:15
Хорошо то что человек осознал необходимость исследования ситуации с разных сторон.
trollkart➦Жека 77• 23.11.24 20:16
а то, что он осознанно начал сравнивать несравнимое - это тоже хорошо?
Жека 77➦trollkart• 23.11.24 20:43
Именно то что человек осознал необходимость сравнить несравнимое, это самое лучшее. Несравнимое это тоже сравнимое что естественно не включает в себя определение мировых религий с их первостепенной важностью. Не убий, не укради, не возжелай. В указанных принципах пересмотр чреват последствиями самыми губительными. Как для индивидуума, так и сообщества. Но привитые социумом понятия серого необходимо время от времени пересматривать.