История №1489773
___
Мало кто знает, но на самом деле это творение двух русских художников - Ивана Шишкина и Константина Савицкого...
Шишкин и Савицкий были не только художниками, но и близкими друзьями. Когда Иван Иванович показал другу неоконченную работу "Утро в сосновом лесу", Савицкий предложил:
- Давай твою картину дополним...
На что получил ответ:
- У тебя глупая шутка! Даже не вздумай прикасаться к моей картине! Я пишу о жизни леса...
Задумка Шишкина была такова...
Утро, туман, роса. И старое-старое дерево, корни которого ослабели, как здоровье у человека в старости, - оно наклонилось, упало, переломилось, засохло...
Но Савицкий не отстаёт - давай прибавим медведей, ну давай прибавим!
И Шишкин, будучи человеком достаточно мягким, в итоге согласился и пошёл на эксперимент...
Константин Савицкий своей рукой дописывает медвежью семью, не касаясь пейзажа. А позже приезжает на выставку послушать, что будут говорить про его медведей, а так как художника мало кто знал в лицо, ему удается остаться незамеченным. Подойдя ближе, он увидел толпу людей перед картиной и страшно обрадовался, но когда услышал, что говорят, сильно разочаровался...
Люди недоумевали:
"Над нами точно кто-то шутит! Такого не может быть! Почему в прекрасном пейзаже Шишкина какие-то плюшевые мишки?"...
Обиженный Савицкий приехал к Шишкину и сказал:
- Я дарю тебе своё авторство...
И по его просьбе друзья отправились вместе к Павлу Третьякову, так как картина уже была выкуплена им, и попросили в их присутствии замыть скипидаром в нижнем левом углу полотна фамилию Савицкого...
Вот такая история...
Между прочим около 20 лет назад наследники Савицкого обратились к директору Третьяковки с просьбой восстановить авторство...
Рассмотрев это заявление, был вынесен отрицательный ответ, так как это было совместное решение - Шишкина, Савицкого и Павла Третьякова...
Поэтому оснований для смены авторства нет...
____
Иван Шишкин.
"Утро в сосновом лесу".
1889г.
Третьяковская галерея.
Могу сказать, что когда добрались через множество залов Третьяковки к данной картине, мы с женой отметили, что мишки не совпадают по каким-то признакам с общим видом картины. На репродукциях и в школьных учебниках этого не заметно, но воочию - есть некоторая несовместимость. Даже как-то ее масштаб и ожидания померкли от этого. Но, мол, кто мы такие, чтобы иметь свое мнение. А прочитал этот рассказ и наверное я ему (рассказу) поверю, так как увиденное на картине совпадает с нашими ощущениями
Многие считают, что без медведей картина была бы лучше. Короче Савицкий сделал "мевежью услугу "
Живу в Наб. Челнах
менее 20 км, от Елабуги, между нашими городами как раз этот лес
А я читал где-то, что Шишкин сам попросил Савицкого нарисовать медведей, потому что с людьми и животными у него получалось не очень-то.
После продажи Третьякову одной из своих работ Савицкий отправился в Париж. Живя во Франции, он периодически приезжал в Динабург, где жила его сестра. В одном из своих посланий Ивану Шишкину Савицкий писал: «…Двина вместе со всевозможными шлюпчонками, полуразвалившимися лодками, судами со щебнем и другими грузами, далеко выдающимися в воду отмелями, возвышенностями и плоскими берегами, усеянными вперемежку серыми жилищами, с группами приземистых дерев и стройных тополей, предоставляет прелестные мотивы для живописи... Оборванные жиды также немало представляют собой интерес для живописи». (с)
А жена Савицкого пишет, что задумка изначально совместная:
Заметка, написанная женой Константина Аполлоновича, Валерией Ипполитовной Дюмулен, по поводу картины «Утро в сосновом лесу»:
Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы Штиглица, далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашёл Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина.
В картинах Шишкина К. А. всегда ему писал фигуры (далее неразборчиво) тарантас в картине Шишкина «Дождь в лесу» написал К.А.. К.А. сделал несколько этюдов в Зоологическом саду с медведя и медведицы, которых изучил с большим удовольствие. […] картина была окончена и была выставлена на Передвижной в помещении Поощрения художников. Вещь имела успех; П. М. Третьяков тотчас же купил её. Успех этой вещи Шишкин […] и он стал приписывать только себе. К.А. был страшно этим возмущен […] и замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи.
Где-то слышал шуточное название этой картины: "Медведи на лесозаготовках"
Книга называется "Гардемарин с чужой судьбой" о внуке Константина Арсении Савицком, тоже художнике. Сын тоже был известным художником. Я тоже неплохо рисую, а вот о Шишкинских потомках не слышал.
История известная. Еще при жизни авторов. Картина публике понравилась. В итоге Савицкий срался с Шишкиным ща соавторство из за авторских отчислений за копирование. Но вроде как,обломился.
edvins➦Билл Поуху• 14.11.24 14:56
Кто обломился? Шишкин взял себе три из четырех тысяч из которых отстегнул процент барыге Третьякову.
Сивый бред однако. Авторство Савицкого восстановил я где-то семь лет тому назад. Родители Савицкого были родом из нашего Динабурга (сейчас Даугавпилса), а родился он в Таганроге, где его отец служил в то время. После его смерти возвратился на родину и жил одно время в доме сестры. Окончил академию художеств в Петербурге с золотой медалью.
С деньгами бывали перебои, а тут Третьякову подвернулся грант от англичан на собрание картин еврейских художников. Шишкину перепало четыре тысячи на написание лесного пейзажа с медведями, нарисовать которых он не сумел и предложил за тысячу халтуру своему знакомому по академии Константину. Тогда это была обычная практика. Нанимали халтурщиков и Левитан с Айвазовским. Может не умели изображать живую натуру, а может соблюдали иудейский запрет.
Потом наши родственники в 1917м подались в Китай, я стал писать о них в ФБ. какая-то бабка писательница из Владивостока подсуетилась и поехала к ним в Гонконг и Австралию. Написала эту историю в своей книге и так это всплыло. Сейчас у картины два автора.
А по мне, так без медведей картина действительно становится какой-то мёртвой.
Мне всегда эти мишки на картине казались лишними, и дорисованными. Ну не нравилась она мне, а вот детям всегда заходило.
ElenaEPetrova ★• 14.11.24 13:47
Репродукция с этой картины висела на стене у моей бабушки. Когда я была маленькой, то засыпала у неё в гостях, глядя на эту репродукцию, так что в итоге выучила в ней каждый штрих. Не представляю эту картину без медведей - пустой она кажется.
Есть несколько версий этой истории. Самая распространённая, - фамилия Савицкого на картине снижала её цену. Шишкина-то все знали...
во времена шекспира не было сигарет "друг", а во времена написания этой картины не было плюшевых мишек