История №1390204
…в жизни всегда есть место подвигу…
Оборачиваешься назад, вспоминаешь - а вроде бы и ничего особенного – вполне себе штатные ситуации. Теплотрасса – штука вполне понятная и почти родная. Во всяком случае, за те четыре с половиной года, что я на ней проработал, мы вполне подружились. Девятнадцать камер на полутора километрах прокладки – от котельной до площадки головного предприятия. Обслуживание этого хозяйства входило в мои обязанности.
Летом – ремонт арматуры и сальниковых компенсаторов, зимой- периодический осмотр – закапало где- то, подтянуть ключиком. Ключик на 32 мм, и в зависимости от диаметра труб, от полутора до двух десятков шпилек по периметру фланца.
Половина камер с неработающим, или забитым всякой дрянью дренажом, а это значит, что трубы по брюхо в воде – и нижние гаечки подтягивать приходится окунаясь. Вода в камере (это просто бетонная коробка, зарытая в землю) как правило горячая – температура труб – 110/ 90 оС, если уровень поднимается до трубы, вода начинает кипеть.
Зимой особенно забавно – открываешь все крышки люков, ждёшь минут пять, пока пар выйдет, и камера немного остынет, раздеваешься по пояс, и вниз – иначе, если полезешь в одежде, она промокнет, и в мокром на морозе становится неуютно. Вот так и работал – за смену семь- восемь раз в сауне побывать доводилось. Резиновые сапоги с плотно зашнурованными голенищами, и промасленные брюки позволяли нырять в воду не промокая- ноги всегда оставались сухими. Вылез, отряхнулся, оделся – и вперёд.
Очередной отопительный период начался с неприятности – две камеры запарили намного сильней обычного. Значит где- то свищ – или протечка – труба лопнула. Расстояние от камеры до камеры – метров семьдесят. Вскрывать экскаватором весь грунт до коробов – потом поднимать короба – минимум неделя. Потом ещё ремонт – кто знает, что там произошло? Может сварщику на двадцать минут работы, а может там участок трубы менять придётся.
Нам на всё дали три дня – причём в настолько жёсткой форме, что даже не обсуждалось.
Первым делом надо было определить место протечки. Я напялил на физиономию защитные очки, шапку с ушами, все открытые места были обмотаны чем попало – во избежание ожога. На лоб приладили шахтёрскую лампочку, надел две пары рукавиц и полез.
Представьте себе горизонтальный прямоугольник, в который вписаны две окружности -это теплотрасса в разрезе. И сверху и снизу по центру между трубами есть пространства примерно треугольного сечения – нижнее затоплено кипятком, а в верхнем в принципе можно протиснуться. Если постараться. Головой упираюсь в короба, и считаю количество стыков – длина короба – два с половиной метра, сколько насчитаю до свища – там и будем копать – чтобы не вскрывать всю трассу. Экономия времени называется.
Примерно на третьем коробе мне эта экономия обернулась уже не привычной сауной, а нормальной такой скороваркой. Дышать совершенно нечем, в кастрюле с кипятком уютно только первые пять секунд. Очки запотели сразу, ничего не видно, фонарик вообще не пригодился – продолжаю ползти, отсчитывая затылком стыки. Как сейчас помню – свищ я нашёл после восьмого стыка.
Для тех, кому неведомы тайны агрегатного состояния воды – вылетая из трубы под давлением 6 кгс/см2 на атмосферное давление, вода температурой 90 градусов мгновенно превращается в пар.
Мне дважды сильно повезло – во первых, что ползти пришлось всего двадцать метров (а могло быть и шестьдесят), а в вторых, свищ был снизу, и поток бил в пол. Ура, нашёл, можно возвращаться.
Ага. У труб на этот счёт было несколько иное мнение. Трассу прокладывали в шестидесятые, изоляция была выполнена по тем, дремучим технологиям. Трубу обкладывают стекловатой – не нынешней мягкой и ласковой базальтовой минераловатой, а той, ядрёной, Советской, выспаться на которой – гарантия злобного зуда на коже на три- четыре дня. Всё это обматывается сеткой- рабицей с мелкими ячейками, и зашивается снаружи брезентом.
Брезент почти весь сгнил, рабица проржавела и поосыпалась местами, оставив закруглённые проволочные крючья, а стекловата только и ждала, чтоб кто- нибудь проехался по ней голым пузом. Что мне для её удовольствия и пришлось исполнять – когда ползёшь вперёд, тебя ещё гладят по шерсти, а пятишься назад, аки рак – куртка и ватник неизбежно задираются.
Дышать совершенно нечем, глаза лезут из орбит, полметра протискиваюсь, пытаюсь поправить одежду, потом продолжаю это судорожное проталкивание. Начинает кружиться голова – боюсь потерять сознание. Уже весь исцарапанный, ватник разорвал в нескольких местах – прямо кусками оставляю его на крючьях – такова скромная плата за попытку выбраться из этого ада.
Когда наконец, дополз до выхода, понял, что вот это и есть конец. Мои «добрые» коллеги, чтобы мне легче дышалось, поставили на трубы вентилятор вплотную к коробу. С силуминовыми, бл…дь, лопастями по полметра. И без кожуха. Вроде пропеллера от самолёта. Толку от него не было совершенно – разве что на метр продувал межтрубный объём, зато гремел, сука, вовсю, и вылезти не давал – мне бы ноги лопастями пообрубало, если бы сунулся. И орать бесполезно – ничего не слышно.
Дальше ничего не помню – пришёл в себя, когда меня уже вытащили на травку. Ватник в клочья, на пузе несколько глубоких царапин, но жив, цел, и почти не пострадал.
Через полчаса экскаватор раскопал трассу – наткнулись на непонятную трубу, которой там в принципе быть не должно – поперёк трассы над верхним коробом. Кому- то пришло в голову, что это может быть газопровод – аккуратно, ручной дрелью, чтобы без искр, просверлили отверстие – давления вроде нет, но меркаптаном (одорирующая присадка к природному газу – сам он не имеет запаха) воняет. Решили не трогать от греха подальше. Отверстие зачеканили.
Раскидали остатки земли лопатами, подцепили верхний короб пауком (четыре троса с крючьями на концах, надетых на одно кольцо – каждый крюк цепляет свой угол короба), приподняли, передвинули легонько, поставили рядом с трубой, перестропили два троса паука с другой стороны трубы – ура, вытащили.
Фонтан пара вверх – коллеги смотрят на меня с глубоким изумлением – «Ты как оттуда вообще живым вылез, не сварившись?»
Вторая часть Марлезонского балета. В соседних камерах отглушили участок трассы, сливать пришлось всего семьдесят метров трубы, а не полтора километра – иначе это на пару дней ушло бы. На следующий день сварщик заварил свищ, заполнили, надавили – держит.
Можно закапывать. Витка- крановщик, поднял короб, но разворачиваясь, и одновременно опуская его, зацепил стрелой толстенную тополиную ветку. Опустили короб, перестропили паука через трубу, подогнали на место – не опускается, гадина. Ветку замотало под блок, троса провисают по стреле, а короб продолжает висеть, как висел – блок не двигается. И ещё труба эта между тросами- смотрит на нас и ухмыляется. А стрелой опустить нельзя – место крайне неудобное, стрела почти горизонтально, иначе не дотянуться, Витька попробовал, автокран начало задирать на воздух- так его и на бок положить можно.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. здесь непечатно.
Короб болтается в воздухе, ни поднять, ни опустить – вниз ветка не даёт, вверх труба мешает.
Я засунул сзади под ремень монтировку, залез по тросам до блока на стреле, зацепился за стрелу ногами, и вниз головой минут за десять бестолковых усилий выковырял большую часть ветки. Уравнять натяжение тросов по стреле и вниз на глаз невозможно, как только блок решил провернуться, стрела естественно сыграла. Монтировку я выронил, но сам удержался. Довольно неприятно раскачиваться вниз головой.
Дело происходило во дворах Новочеркасского (тогда Красногвардейского) проспекта, возле ПТУ нашей же конторы. Была перемена, и за этим спектаклем наблюдали несколько десятков зрителей.
Ничего особенного – обычные трудовые будни. Однако благодарные зрители сопроводили такое зрелище громкими возгласами, и даже поаплодировали. Уцепился за тросы, перевернулся, слез вниз и продолжил работу.
Те из пацанов, которые после учёбы устраивались на работу к нам в контору, обязательно проходили так называемый «допуск». Контора была строго режимная, оборонное предприятие. То есть они уже числились в своих подразделениях, но минимум недели две- три отсиживались в единственном несекретном подразделении предприятия – котельной. Пока особый отдел проверял их и их родственников на предмет лояльности.
Так что историю о психованном альпинисте, который по тросам лазил на конец стрелы автокрана, чтобы отковырять ветку, я потом слышал несколько раз- с самыми удивительными подробностями. В том числе и с падением меня вниз, а потом падением туда же и автокрана.
Вот такая была интересная работа.
Некто Леша ★★★★★• 24.04.23 15:25
Ностальгия по социализму
Вставлю и я свои две копейки советской чеканки в бесконечный сериал от другого автора. Скучаю иногда по СССР вовсе не из-за его жизненного уровня или достоинств быта - трэш тут порой был полный. Мне нравились люди, которые тогда жили. Не только родители и родственники, но и часто - соседи по двору, случайные попутчики в поезде. Не всякие, конечно, а жизнерадостные, доброжелательные, готовые помочь в трудную минуту. А в минуту отдыха и безделья у них всегда находилась под рукой гитара, хоть гармошка, шахматная доска или колода карт. Не весь этот комплект у каждого, конечно, но даже будучи лишен всего этого инвентаря, человек оставался занятен для любой компании шутками, занятными воспоминаниями, сказанными к месту, мог чего-то спеть душевное или озорное.
Ностальгия эта у меня растянулась на все полвека моей разумной формы жизни, то есть с самого начала 1970-х. Потому что следующие поколения, мое не исключая, эти ценные качества стали постепенно утрачивать. Поэтому более старших я условно называю шестидесятниками, неважно когда именно они родились. Эти были разные - кто спился, кто расжирел, кто засел за телевизор, в общем многие рано покинули этот мир. Но те, кто уцелел, реально как на машине времени из моего детства прибыли - по-прежнему неуемные, подвижные, находчивые, удивительно долговечные люди, талантов своих самодеятельных не растерявшие.
На днях я помогал соседу по даче в качестве подарка на его день рождения - ему исполнилось 77. Часа за три упахался так, как будто на каторге отбыл, а для него это любимый образ жизни! С дачи почти не вылазит с апреля по октябрь, хотя у него есть машина, и в поездках своих он столь же деятелен. Человек явно радуется жизни и ценит каждый не то что бы каждый ее день, но каждую минуту.
Я как-то полюбопытствовал глянуть его фотку в паспорте, сделанную в 45 лет лет, никаких особых изменений не заметил - всё то же лобастое крепкое лицо, очки, лысина, энергичный горящий взгляд. Особых морщин ни тогда, ни сейчас - кожа как на барабан натянута. При этом диетами и борьбой за похудение не замучен - просто на даче двигается быстрым шагом и потом с огромным аппетитом ест в количествах изрядных.
Когда я сказал ему про горящий взгляд, он расхохотался:
- Меня там в фотостудии замучили при съемке на паспорт, велели глаза выпучить! За очками их плохо видно.
Очки у него в самом деле толстые. Но без всякой фотосессии глаза у него и в жизни именно такие, когда им овладевает какая-то идея. А поскольку они не покидают его светлую голову, тут же превращаются в дело, взгляд у него такой хронически, когда он чем-то занят.
Вот история, рассказанная им в передыхе. Ничего особенного, но колорит времени меня очаровал - нечто когда-то простое, впоследствии утраченное.
Август 1965. По Щелковскому шоссе на закате катился он студентом с дачи в Москву на велике, по обочине. В наше время это почти самоубийство, тогда у молодежи было нормой.
Я думаю, и в то время он был такой же рослый и широплечий. Еще без лысины, но сутулый и в неизменных очках. Задумавшись, влетел в полуметровую яму, которой накануне тут не было. Очки слетели и тут же были раздавлены несущимся мимо грузовиком.
И вот стоит парень растерянно на обочине, оглядывает обломки очков, восьмерку на колесе и свои конечности на случай переломов. Его в таком виде замечает хуторянка, возвращающаяся из Москвы на проходящим мимо автобусе. Просит немедленно остановить автобус и бросается на помощь! По ее мысли, студент в беде - без очков ни хрена не видит, велик сломан, и с ним в забитый автобус не втиснешься. Ночь впереди!
Повела к себе ночевать, нежно ведя за руку, как полуслепого. Он дальнозоркий вообще-то с детства, но уточнять это не стал - хуторянка ему понравилась. Сделал вид, что ни хрена без очков не видит, сразу стал спотыкаться. Они долго шагали прочь от шоссе по безлюдной грунтовке среди лесов под светом луны и небом, усыпанном звездами.
На хуторе оказалась уйма кур, одна из которых была тут же зарезана и пожарена, а другая сварена про запас на утро в честь дорогого гостя. Ужин украсили свежие белые грибы, пожаренные заодно с курой, и множество разносолов.
Потом хозяйка вынесла объедки, но не на помойку, а зарядила ими несколько ловушек на раков. Что не нравилось ракам, было тщательно отсортировано на корм свиньям - имелись и они поодаль. Что-то было отложено попутно для гусей и индюшек. Что не годилось никому, было отправлено в компост.
На заре, пока гость отсыпался, хозяйка тихо ушла. Вернулась с ведром раков и уловом рыбы. Ведерко грибов и лукошко яиц собрала просто по пути.
Сейчас было это назвали экологической безотходной фермой, грамотно вписанной в природную среду и программу увлекательного фитнеса на свежем воздухе. Только вот программ этих стало много, а раков мало. Они чистую воду любят. Пользуются такими радостями жизни теперь немногие и по ценам конским.
Понятия не имею, что рассказывал хозяйке о себе сам студент, зато прекрасно знаю, из какого мира он прибыл на этот хутор. Интеллигентная московская семья, вполне состоявшаяся в своих профессиях, трудолюбивая и деятельная - но жила в коммуналке. В магазинах почти все еще можно было купить тогда из продуктов, но - не такое вкусное и свежее, как на этом хуторе.
У них была дача в суперэлитном вроде бы месте - возле Звездного городка, купались в Большом Медвежьем озере вместе с Гагариным и другими космонавтами. Вокруг тоже бескрайние леса с грибами и ягодами.
Но - как почти само собой разумелось в то время, личное авто им было совершенно не по средствам. Путь на дачу - в вечно забитых автобусах по Щелковскому шоссе, а до самого поселка от ближайшей остановки мог пройти только мощный Урал с дачниками, загруженными в кузов. Ну или на велике по окольным лесным тропам.
Дача вроде бы роскошная - две спальные комнаты, столовая, кухня. Но - в сущности, это сборный деревянный домик, непригодный для жилья в холодную пору. Привезли его одной фурой, выгрузили - дальше собирайте сами.
А еще им спускали план сельхоззаготовок! Что им садить и в каком количестве сдать по грошовым ценам. Колхоз для отдыха самовывозом.
И вот сидят эти двое звездной августовской ночью 1965 года - сытая хуторянка с курями и вечно голодный москвич-студент космического факультета с разбитыми очками. Вот что, казалось бы, общего между ними?
Только то, что случись ей заблудиться на ночь глядя в окрестностях их дачного поселка, точно так же ей предоставили бы ночлег и угостили бы - за неимением кур, накопали бы картошки, потушили бы кабачки и нарвали бы яблок, пожарили бы шашлык из мяса, захваченного из города. С удовольствием бы пообщались, а может спели бы хором, если соседей вокруг нет. Если есть, они зашли бы в гости тоже, прихватив свои разносолы. Кто-то непременно сыграл бы в пинг-понг, кто-то в бадминтон, чисто размяться после плотного ужина.
Причем независимо от каких-либо сексуальных планов - этой обычай давать гостеприимный приют в беде касался всех возрастов, полов и уровней благосостояния.
Так что моя ностальгия скорее по этому народу. Попробуйте сейчас побродить по тем же местам под высокими глухими заборами. Будь в коттеджах хоть по сорок пустых комнат. Если будете слишком настойчиво стучаться, вас когда-нибудь вывезет оттуда полиция, скорая помощь или санитары психушки. А если они припозднятся, так и останетесь ночевать снаружи.
(Ну, мать его, перемать. Собирался ведь не связываться здесь с комментариями. И, более того - с комментаторами.)
Это хорошо, что так реагируем. Следующие поколения всегда должны быть лучше нас. Ну, по крайней мере, благоразумнее. Подобное здесь прослеживается.
А я здесь увидел несколько иное. И честно скажу - если допрежь поглядывал на автора несколько набыченно, неважно почему,- то теперь я его уважаю. За личность трудяги-мужика, которому выпало лезть в этот сучий коллектор, и по-другому никак.
Ни у мамки не отпросишься, ни инженера по ТБ в заложники не возьмёшь. Вот так сложилось.
И ещё хочется надеяться, что было это не в середине или в конце 80-х. И что у начальника, посылавшего работягу в эту камеру, жопа хоть чуть-чуть горела от чувства ответственности.
leo3621 ★➦ГенАндр• 24.04.23 10:16
Точно не вспомню, но где- то 1985 - 86 год. А начальнику было пох...р. Ибо мудак редкостный. Я с его подачи ещё дважды в такие гребеня лазил. Оставить открытый воздушник -продувочный кран на паропроводе - по его распоряжению, а утром пустить пар в линию? Запросто. Кто видел, как чугунные крышки люков шевелятся в обечайках? Я видел. Рёв пара на два квартала слышно.
Закрыть кран - две секунды. Но температура - примерно двести Цельсиев. Вспоминать не хочется.
Закрыл. И даже не обжёгся. Только наощупь действовать пришлось - очки в такой атмосфере - гарантия ожога.
ГенАндр➦leo3621• 24.04.23 12:16
Раз пишете сюда - слава богу(или ещё кому-то там).
Будем жить.
Долбоеб. Сварился бы там, матери даже пенсию бы не назначили. Кому геройство ваше нужно было? Сам бы погиб, начальник в тюрьму бы сел. А трубу все равно бы пришлось откапывать, ибо второго такого ухаря не нашли бы. Понял бы, если б людей реально спасал, а так... Ни за грош рисковать, да ещё дважды в день... Не понимаю.
Весьма познавательно. С нетерпением жду других историй. Несмотря на замечания про риски и прочее, очень хорошо получилось описать ситуацию. Ну и если бы делали все по технике безопасности, то и писать было бы не о чем. А так реальный техногенный триллер.
Непонятен эпиграф про социализм.
Был как-то на европейской электростанции, при входе мемориальная доска с заглавием - они погибли при строительстве станции . Перечень на примерно два десятка фамилий.
На хер надо было этого начальника посылать. Пусть бы сам и лез.
Молодец, конечно. Но закрадывается мысль- а не нашлось бы героев. Вот вообще. Чей-то героизм это чей-то дебилизм. Обычно руководящий. Огребли бы эти гении ума, и , глядишь, ситуация бы исправилась другими деятелями, поумневшими от безысходности. И не только в этом конкретном случае
Одно слово дебил. Поменяй местами время, не советский социализм, а нынешний капитализм, начальник, ради выгоды в 100 тысяч заставляет рабочего рисковать жизнью. Так набежит куча совкодрочеров, ко ко ко, проклятый капиталист, так нельзя. А по факту, если работа имеет риск для жизни - надо посылать ее нахер, и пусть и руководство и работяги пересматривают подход к делу. Человеческая жизнь ценней
Valentine D➦ГенАндр• 23.04.23 06:51
Плюс за проявленный идиотизм?
У нас на заводе двое рабочих полезли в цистерну чистить. Без страховки, без надзора. Там и остались. Судили начальника смены.
Вот из-за подвигов и ЧАЭС взорвалась, решивший гарцануть Капитан Петра Васёва утопил теплоход с пассажирами.
А героический бульдозерист для ускорения работы чирканул отвалом по газовой трубе, которая сожгла заживо 2 поезда Новосибирск Адлер.
Подумал сразу, а как назад ползти. Но ты не сказал, ты им сам поведал где копать, или ты зазря лазил?
В жизни всегда было, есть, и будет место подвигу - и тут
автор молодец, не спорю. Я сам бывший шахтёр, и знаю, что это
такое - настоящая мужская работа.
Но есть нюанс: уголь нужен был, никто, надеюсь, с этим не поспорит.
А вот нахрена нужны были эти десятикилометровые теплотрассы, расползавшиеся
во все стороны от чудовищных размеров котельных? Выставлявлявшие свои, обмотанные
стекловатой и серебристой обёрткой, горбы по всем городам и весям? Уродливые, постоянно
парящие, постоянно требующие ремонта? Авария в котельной - и целый район мёрзнет.
Экономия на кочегарах? Или извечное желание обогнать размерами соседа?
Никогда этого не понимал.
Valentine D➦siux• 22.04.23 19:24
Помнится еще со времен Союза:
Вся система отопления в Венгрии была закольцованна в единую систему. Экономия энергоресурсов- колоссальная.
sasha22148➦siux• 23.04.23 11:14
я поспорю. не так часто люди покупают активированный уголь в аптеках. реже, чем красную икру, например. это ж не 19 век, где уголь активно использовался везде.
заметь, где техника безопасности соблюдается, там и культура производства существует, эффективность на несколько порядков выше, опять же рентабельность существует, налоги платят и прочии интересные и полезные штуки , типа новое оборудование ставят, высокие технологии внедряют, опять же платят хорошо рабочим, мелочь, а приятно.
а казалось бы всего лишь Техника Безопасности, а как оказывается влияет. пример-Германия и Япония, попробуй там нарушить производственную технику безопасности.
Екарный бабай, мужик...
Не, все верно - до 25-ти все бессмертны, но, блин, мужик...
Vovanavsegda ★★• 22.04.23 13:47
Уважаемый, вы не перестаёте меня поражать своей биографией. На кой .... вас всё время тянуло в такие мрачные места. Понятно, что в любой жизни есть место подвигу. Но в вашем случае это переходит все границы. Необычная тяга к страданиям, тяготам и лишениям. Каой -то мазохизм. Вы не находите.
leo3621 ★➦Vovanavsegda• 22.04.23 13:52
Я стараюсь опубликовывать только наименее грустные ситуации, в которых довелось побывать. Бывало гораздо хуже. Но в это просто никто не поверит, если написать...
Vovanavsegda ★★➦leo3621• 22.04.23 13:55
"Но в это просто никто не поверит, если написать..."
Отнюдь. Страна должна знать своих героев.
skeptik_zanuda➦leo3621• 22.04.23 22:09
"Но в это просто никто не поверит, если написать..." - ну почему же, не настолько мы недоверчивые - правда всегда пробьёт себе дорогу. Надо пробовать
skeptik_zanuda• 22.04.23 13:16
Весело тут у вас ...
Почитал, окунулся в молодость. Если разобрать по эпизодам, то у меня подобных ситуаций тоже несколько наберётся, но за продолжительное время, а не в течении дня
сплошное нарушение техники безопасности. зачем? и это ностальгия?