У меня очень сложные отношения с деньгами…
Наша семья жила по временам 60-х, 70-х не очень бедно. В том смысле, что не голодали. Да, маленькая комната в коммуналке в деревянном бараке на окраине Ленинграда. Запорожец горбатый, потом купили новенький зеленый.
Отчим и мама работали в одном и том же научном институте. Они были убежденными коммунистами, как это сейчас называется. А поэтому минимум половину зарплаты тратили на всякие займы, государственные страховки и облигации. К 91-му году у них было очень много этой резанной бумаги. Плюс еще немаленькие взносы в КПСС.
Сосиски два раза в неделю. Суп с мясом на неделю. Макароны с сыром. На праздники шпикачки и/или шашлык в духовке. В отпуск на Запоре либо в Одессу, либо в Юрмалу. Там палатка, друзья, рыбалка.
Ну вот. Поступил в институт. В конце первого курса забрали в армию. Отслужил. Армия, конечно, перевернула все мои представления о мире. Тем более произошла знаменитая речь Горбачева на 27 съезде. Так получилось, что я ее вынужден был тщательно прочитать и обдумать. Сидел на гауптвахте в Сортовале и единственной связью с миром была газета с этой речью, которую мне в камеру засунул тамошний замполит.
Мало кто понял тогда, что значила эта речь. Мало кто вообще вчитывался в речи коммунистических лидеров. А до меня в какой то момент дошло, что закончилась эра социализма. И демобилизовался я уже “оплодотворенный новыми мыслями, новыми помыслами”.
Восстановился в институте. Задружился с тогдашним секретарем комитета комсомола. Он меня познакомил с секретарем обкома по студенческом молодежи. И вот я уже работаю в Ленинградском горкоме ВЛКСМ. Курирую молодежные центры.
1988 год. До развала СССР остается еще три года. Страна живет обычной жизнью. Сталевары варят, колхозники колхозят, ученые …. тоже чего-то делают. А у меня в офисе, в пятом подьезде Смольного, лежит миллион в наличных. Не рублей. Откуда он взялся, я сам до сих пор не очень хорошо понимаю. Заработался сам собой. Молодежные центры и центры НТТМ тогда были единственной возможностью зарабатывать. Не зря все современные российские финансово-промышленные группы, это бывшие комсомольцы- добровольцы. 🙂
Вот… смотрел я, смотрел на эти деньги. Молодой ведь, всего 22 года от роду. Для меня тогда, что сто рублей, что миллион долларов. Не испорченный еще был. И в какой то момент однажды вечером мне показалось хорошей идеей похвастаться перед родителями.
Нашел где-то в Смольном два старых, потертых чемодана. Запихал туда эти пачки. Вышел на площадь, поймал такси. Знаете, такая старая, желтая волга с шашечками. Он меня довез до дома, показал на счетчик. И тут…. я понял, что у меня нет денег. В чемоданах лежит чуть больше миллиона долларов. А в кармане нет ни копейки!
Чемоданы лежали на заднем сидении - таксист не дал положить их в багажник. Я думаю, что у него там хранилась парочка ящиков с водкой, это же были времена сухого закона.
И мне пришлось под его внимательным взглядом приоткрыть один чемодан, покопавшись, вытащить из пачки первую попавшуюся стодолларовую купюру и буркнув «сдачи не надо”, вылететь из машины.
Забегая немного вперед. Такси стояло у подъезда еще больше часа. А я не шел в квартиру и ждал, когда он уедет. Однако, это не спасло. Через три дня в квартиру вломились грабители. Дверь выломали, меня связали, всё обыскали и ничего не обнаружили. Хорошо, что родители были на даче.
Пацанов этих мы потом нашли. Случайно встретили в ресторане Дома Молодежи. Наказали немножко, не без этого - за поступки надо отвечать. А вот таксиста так и не смогли вычислить, да и не старались.
Возвращаясь к истории.
Поздний вечер. Родители сидят на кухне недавно полученной наконец по очереди квартиры. Я раздеваюсь, затаскиваю оба чемодана и гордо вываливаю содержимое на пол перед ними. Огромная гора денег. И не просто денег, а самых страшных денег в те времена. Денег, за которые еще пару лет назад людей расстреливали, даже если находили у них в тысячи раз меньше.
Дурак я, дурак. Подросток еще. Драйв, адреналин от того, что всё в жизни круто получается. Ни малейшей цены деньгам не понимал. Принесли десять тысяч, кинул в мешок. Не принесли, плевать. Себе лично ничего не надо. Курил Беломор, ужинал беляшами по 11 копеек у бабки. А обедал за те же 11 копеек в столовой. Ни машин, ни квартир, даже малейшей мысли не было.
Ну вот. Минут десять смотрели родители на эту зеленую груду. Потом мама тихо спросила - “Что это?» Я торжественно объявляю - “Это я заработал!!!»
Пауза. Потом родители встают и молча уходят в спальню. И на пороге мама оборачивается и ласково говорит - “Сынок, нам тебя так жалко…». А я остаюсь собирать с пола эти вонючие, грязные старые купюры, связанные в пачки черными советскими резинками. Прошедшие через тысячи рук. Белых, черных, красных, честных и жуликов, бандитов и обычных кассиров…
С того момента я невзлюбил деньги. Если они ко мне попадают, я их сразу трачу. Поэтому всеми финансами занимается жена. А раньше бухгалтеры.
Marat Nasyrov
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей