История №1363243
Девяносто лет назад, в 1932 году, Джеффри Такер, выпускник медицинской школы университета Торонто, сошел на берег в порту города Какинада, расположенного на юго-востоке в Индии в штате Андра-Прадеш. Отсюда его путь лежал в другой город того же штата - Акивиду, где молодого доктора с нетерпением ожидали пациенты в миссионерском госпитале «Звезда Надежды».
Через тридцать лет доктор Такер написал книгу воспоминаний «Индийские встречи»*, в которой, в том числе, рассказал и об этом дне. Поэтому предоставим ему слово.
Единственным цивилизованным способом добраться до Акивиду в 1932 была железная дорога, станция которой находилась в нескольких километрах от порта. Туда меня довез запряженный в трехколесную повозку человек. До этого из живых существ меня возили только лошади и один раз мул. Видеть в этой роли homo sapiens было странно и неприятно, но выбора у меня, к сожалению, не было. По крайней мере, этот несчастный был очевидно рад тем нескольким монетам, которыми я с ним расплатился.
На станции кассир посоветовал купить билет в первый класс. Я так и поступил, тем более что стоил он дешевле, чем билет во второй класс в Канаде. До отхода поезда оставалось 10 минут. Поручив нехитрый багаж носильщику, я вышел на перрон и увидел свой поезд. Он был облеплен людьми, точнее мужчинами, как мертвая гусеница муравьями. Люди были везде: на подножках, между вагонами и, конечно, на крышах. Единственной крышей без пассажиров оказалась крыша моего вагона – она была обтянута колючей проволокой. Кондуктор открыл довольно чистое купе. Поезд тронулся. Я прильнул к окну.
Сразу за станцией началась абсолютно плоская равнина, на которой из дрожащего от жары воздуха время от времени материализовались озера с неподвижной водой и уединенные конусообразные холмы. Если бы не растительность на берегах озер, их можно было бы принять за миражи вроде тех, что мы иногда видим в летний день на асфальте. Покрытые зеленой травой холмы казались бархатно-гладкими. На склонах некоторых из них можно было заменить человеческое жилье, а на вершинах – индуистские храмы мандиры. Равнину сменили складчатые горы, похожие на крылья древних ящеров, и долины с просторными лугами и изумрудными рисовыми полями. На полпути по удивительно красивому железнодорожному мосту мы пересекли полноводную Годавари, вторую по величине реку Индии. На обоих ее берегах кипела жизнь.
Когда поезд остановился на очередной станции, в купе было так душно, что я вышел из вагона, чтобы вдохнуть немного свежего воздуха, а заодно выкурить сигарету. Мое внимание сразу привлекли три человека, которые спускались с крыши соседнего вагона. Один из них был в железнодорожной форме, двое других носили устрашающие усы, короткие мечи на поясе и тюрбаны на голове. Я спросил у проводника, кто эти люди, и получил ответ на неожиданно хорошем английском:
- Саиб, человек в форме – такой же проводник, как и я. Просто сегодня его работа – собирать деньги на крыше. А двое сикхов в тюрбанах – его ассистенты.
- А почему пассажиры на крыше не купили билеты на станции?
- Саиб, вы меня не поняли: мой коллега не продает билеты. Он собирает деньги. На конечной станции он отдаст их начальнику поезда.
Некоторое время мы помолчали. Я пытался понять смысл сказанного, а мой собеседник, скорее всего, следуя профессиональному кодексу. Отчаявшись разобраться, задал новый вопрос:
- А если у пассажира на крыше нет денег?
- Ассистенты сбросят его с поезда.
- На ходу?
- Может быть и на ходу. Зависит от обстоятельств…
- Но он же может умереть или остаться калекой на всю жизнь.
- Если у него такая карма, так и случится. Саиб, пройдите пожалуйста в вагон. Машинист уже дал гудок на отправление.
Поезд продолжил свой путь. А я под впечатлением увиденного c молодым жаром стал искать ответы на вопросы, которые никогда раньше не приходили мне в голову. Как случилось, что, находясь в явном численном превосходстве, эти люди боятся дать отпор вымогателям, защитить своего собрата от беззаконной расправы, или просто собрать по несколько центов, чтобы за него заплатить? Где та черта бедности, за которой люди перестают ценить данную им Богом жизнь настолько, что для того, чтобы свести концы с концами, готовы ехать на крыше поезда, идти воевать за деньги (нарушая вдобавок шестую заповедь «Не убивай»), или совершить любой другой безумный поступок? Почему эти люди так покорны судьбе? Почему воспринимают свое униженное положение как единственную реальность и не пытаются ее изменить? Честно признаюсь, что ни на один из этих вопросов я не могу ответить и по сей день.
Отрывок из книги Jeffry Tucker “Indian Encounters” Kathashilpa Publishing House Calcutta 1962 Перевод с английского Abrp722
Бонус: индийские поезда во всей красе при нажатии на «Источник»
Там всё глубже. Родной человек кажется хозяином поезда, но он очень хрупкий. Кажется, что я пойду без него, но боль в груди никогда не даст идти широким шагом. Берегите, хотя бы звоните раз в день родителям
Джеффри Такер проехал по Индии
А Николай Гумилёв проехал по Африке и тоже написал про это.
И никто его не обсуждает.
А мы пацанами катались на крышах вагонов. Однажды из степи возвращались домой. Так же на крыше, а поезд просквозил мимо города.
Спрыгнут получилось только километров через пятьдесят. Когда состав замедлил ход поднимаясь к перевалу. Домой приехали ночью в кузове грузовика. Добрый дядька попался, подобрал попутчиков.
Порки не было
Васька Пупин ★• 28.11.22 20:56
И нефиг кивать на англосаксов. До англосаксов, индусы делились на четыре варны, у каждой свои права, плюс были неприкасаемые, самые низшие. Каждый попадал в какую-то варну или был неприкасаемым в силу рождения. Никакие личные заслуги или достойное поведение не могли помочь индусу перейти в другую касту. При британцах стало в каком-то смысле демократичнее: сумел заработать деньги - едешь первым классом, мало денег - едешь на крыше, нет денег - ходи пешком, и пофиг, какой ты касты.
Fyl➦Васька Пупин• 29.11.22 11:21
Так и до британцев богатые низкие касты вроде ювелиров (шудры-каястхи) жили безбедно.
Васька Пупин ★• 28.11.22 20:50
В Индии можно было купить билет первого, второго или третьего класса. У кого не было денег даже на билет третьего класса, мог совсем уж за гроши ехать на крыше. В чём тут вымогательство? Что они должны были делать - скинуть с крыши проводника и ассистентов, чтобы защитить право своего собрата ездить зайцем (притом, что сами они честно заплатили)? Проезд в общественном транспорте всегда и везде стоит денег, а пассажира, не желающего платить, штрафуют или выкидывают. Если бы они все вместе напали на проводника, на следующей станции их бы арестовали и были правы.
Что было бы, если бы они собрали деньги и заплатили за безбилетника? Тогда таких желающих прокатиться за чужой счёт стало бы много. Дальше или пришлось бы платить за всех, или их всех бы выкинули.
А количество мест на крыше ограничено, и чем больше народа туда набьётся, тем хуже каждому.
У всех этих людей был шанс и неоднократный, чтобы не дойти до такой ситуации. Отсутствие понимания того, как устроен мир,что мы живем вечно и воплощаемся в тела в трехмерном мире, пока не научимся слышать свою душу и не поймем, что нельзя принимать решение на основе эмоций, порожденных страхом и эгоизмом - опускает человека все ниже. Очень кстати текст, удивительно даже, что пропустили. В бижайшие 2,5 года каждый должен будет сделать выбор - взять на себя ответственность за свою жизнь и проявить свободу воли, или слететь с крыши поезда.
Vovanavsegda ★★• 28.11.22 16:31
В книжке про Чиполлино, народ терпел угнетателей, потому что был овощами.
Некто Леша ★★★★★➦Vovanavsegda• 28.11.22 19:50
Зарубежных угнетателей у индийского народа нет уже почти лет 80, свободная демократия с президентами и парламентом, и даже официальный язык английский. Но я там бывал, в том числе на приеме у Президента Индии, и по округе поездил вволю. Вот реально нет слов. Страна великой культуры, духовных и телесных практик, используемых просвещенным человечеством во всем мире, живет в сущности в коробках из-под мусора и их же жжет в собственных дворах, отравляя выхлопными газами себя и окружающих. Коллективная газовая камера в пределах мегаполисов. Чуть отъедь в сторону на север, в предгорья Гималаев, в Пенджаб какой-нибудь - нормальная страна, но для немногих. А если забраться повыше, то вообще сплошь здоровые счастливые люди в местности с приблизительно уральским климатом: иногда сурово холодно, иногда дико жарко, но воздух сух и свеж, воды чисты, небо часто солнечно, сердцу радостно, неугомонная энергия и стойкость просыпаются.
Мне кажется, о странах надо судить не по тому, какой где политический строй, кто кого угнетает и каковы гены, а вот именно по климату и почве. В этом смысле мы все овощи. Посади арбузное семечко в цветочном горшке в на подоконнике в городской квартире - выстрелит тут же, немного подумает и завянет на корню. А где-нибудь под Астраханью или хоть под Якутском то же самое семечко выросло бы в громадный арбуз.
Вот так и человек. Случись мне родиться в южной Индии - так же и ездил бы по крышам вагонов от невыносимой жары и духоты, куда-нибудь на север, где есть заработки и прохлада. В климате южной Индии хорошо только ни хрена ни делать, лежать на свежем бризе на пляже у взморья, целиком полагаясь на то, что свежие плоды и ягоды сами созреют и упадут тебе под ноги, и аппетитные моллюски сами выползут в изобилии на мелководье. Природный рай земной, только успевай собирать самое свежее и спелое, подкрепился слегка - пой и пляши, восхитятся знойные девушки. Есть соперники - срази их в честной битве или пади сам, молодым и здоровым, в секундной досаде, что проиграл, осознав, что голова твоя слетает с плеч.
Вместо этого естественного, на чем существовала Индия тысячи лет, мы получили гуманную, демократическую, цивилизованную страну с населением почти полтора миллиарда человек, задыхающихся от смога и собственного дерьма на локальных территориях крупных городов, где у них есть шансы найти работу и прокормиться. Туда надо ехать поездом, можно и на крышах - лишь бы не помереть с голоду. Любовь к жизни не хуже одноименной повести Джека Лондона. Тут что иноземный капитализм, что доморощенная демократия - один хрен с точки зрения обычного человека. Все равно надо валить из деревни или поселка, где в условиях механизации и роботизации работы для лишних людей нет.
Fyl➦Некто Леша• 29.11.22 11:18
Угнетателей нет, коллаборационисты никуда не делись. Думаете, зря в Англии избрали индийского премьера? Это им сигнал.
Некто Леша ★★★★★➦Fyl• 29.11.22 20:06
Понятие криптоколонии довольно широкое. Его можно найти практически всюду. Эдак и США можно считать криптоколонией Европы первые лет 80 своей независимости, нынешний стаж Индии. Вплоть до 1860-х, когда в стране разразилась гражданская война, в которой Европа поддерживала обе противоборствующие стороны, поставляя и оружие, и боеприпасы. Да и в мирное время до этого состоятельные люди предпочитали покупать и промышленное оборудование, и предметы роскоши в Европе, отправляли туда учиться и путешествовать своих детей, то есть оставляли там массу денег.
В этом смысле криптоколонией Европы была и Россия весь 18 век начиная с петровских времен.
Однако же, обе эти страны выросли в сверхдержавы с великими культурами. Индия же 20-21 веков впала в какой-то коллапс с перенаселением и удушающими газами. Хотя страна была природным раем на протяжении тысячелетий. Тут какого премьера не поставь, всё будет то же самое.