История №1321135
Она подготовилась к этой встрече: приняла ванну, надела лучшую кружевную сорочку, использовала самые дорогие флорентийские духи. Мария Медичи стала королевой Франции. Церемонию в Лионском соборе должен был провести опаздывающий папский легат. И вот теперь Марии предстояло более близкое знакомство со своим мужем, королем Генрихом IV.
Марии вообще казалось, что король не жаждет этого брака. Договаривались несколько месяцев, в мае 1600 года подписали необходимые бумаги. Затем наступило затишье, и только к октябрю Генрих IV прислал во Флоренцию своего представителя. По законам семнадцатого века молодым предстояло вступить в брак по доверенности – они ведь жили на разных территориях. Интересно, что во Франции молодожёны из разных провинций тоже сначала шли под венец с представителем жениха или невесты. Этот момент отображён и в романе «Анжелика» - там юная дочь барона де Сансе празднует собственную свадьбу сначала дома, с «женихом по доверенности», и только потом едет в Тулузу, на «настоящую» церемонию.
Вот и Мария Медичи обвенчалась на родине с Роже де Бельгардом. А после, в сопровождении двух тысяч человек, выехала в Марсель. Она везла немало сундуков с приданым – флорентийцы Медичи снабдили девушку платьями и украшениями, резной мебелью и лошадьми. Не были забыты даже музыкальные инструменты, пряности и духи.
Ей было двадцать пять лет, но она ещё никогда не выходила замуж. И с трепетом ждала встречи. Марии рассказывали о романтических историях прошлого – как король Карл VI выезжал к своей невесте, чтобы тайком увидеть её до официального знакомства. Как Генрих I не удержался и помчался встречать русскую княжну Анну, красоту которой расписывали ему послы… Но Мария ступила на французскую землю, а Генрих Четвертый не появился. Не было его и на следующий день. И на следующей неделе!
А ведь она готовилась! Каждый день Мария Медичи меняла наряды, один роскошнее другого. Она каждую секунду была готова к главному свиданию своей жизни, но оно состоялось лишь 9 декабря, в Лионе.
«Я рад, мадам», - небрежно произнес государь.
Он был в пыльном камзоле, дорожном плаще и отнюдь не в сияющих сапогах. Путь из Парижа Генрих проделал верхом, и перед знакомством с будущей женой не соизволил даже переодеться. Зато сразу отдал приказ накрыть стол для ужина, и прямо сообщил Марии Медичи, что ждет от нее выполнения положенных супружеских обязанностей.
Флорентийка растерялась. Папский легат запаздывал, их еще не обвенчали на французской земле. Конечно, это была только формальностью, ведь Мария уже была признана женой Генриха IV… Кроме того, новоявленная королева Франции хотела тщательно подготовиться. Не зря же она привезла столько кружев, ароматических масел, столько очаровательных туфелек на каблучках, которые могли бы кокетливо выглядывать из-под шелковой сорочки…
Ее просили поторопиться. Сначала ужин, а потом - что положено "по протоколу". Когда садились за столы, Мария была озадачена. Генрих жадно хватал куски и громко смеялся. Он был в отличном настроении, шутил и сам отвечал на шутки других (и многие из них были совсем не для девичьих ушей). И все в том же пыльном наряде.
Девушка покинула застолье, попросив дать ей самое большее час. Она использовала весь арсенал средств, типичных для Флоренции – наскоро приняла ванну с благоухающими травами, попросила служанок надушить ей волосы, запястья. В этом ароматном облаке, в пене тончайших кружев она и встретила Генриха. А он скривился.
Помыться он не успел. За время поездки изрядно вспотел. А пока сидел за столом, чуть-чуть брызнул каплями жира на белую рубашку. Иными словами, выглядел совсем не как король. Мария Медичи была не в курсе – Генрих отнюдь не щеголь. На придворном приеме он мог показаться во всей «государевой красе», но в обычное время предпочитал выглядеть просто, без затей. По всей видимости, свадьба не была для него чем-то исключительным.
"E solo un animale!", - жаловалась королева поутру. «Король пахнет, словно животное!» Смириться с ароматами короля было непросто. А Генрих, в свою очередь, отчаянно чихал от мощного запаха духов своей супруги, Марии Медичи.
Но главное, ради чего заключался этот союз, было выполнено. 27 сентября 1601 года королева произвела на свет мальчика, будущего короля Людовика Тринадцатого. Государь с довольной улыбкой принимал поздравления.
Всего у Марии Медичи и короля было шесть детей. Их союз трудно было назвать очень счастливым и безоблачным.
Оби Ван Киноби ★★★➦abai• 17.05.22 08:29
Не скомуниздена, а честно позаимствована, ссылка на неё указана. Думаю, она заинтересована, чтобы её работы получили широкое распространение.
"Король пахнет, словно животное", - жаловалась Мария Медичи. А она до него и с животными попробовала?
"Жил-был Анри Четвёртый, он славный был король, вино любил до чёрта, хоть трезв бывал порой..." Что вы хотите, ускользнуть от самой Екатерины Медичи, чтобы в конце концов напороться на кинжал Равальяка. А шесть детей за 10 лет - конечно, показатель несчастного и сильно облачного союза.
ну и нафига это туточки? Будем говорить о чем угодно, кроме политики - ну тогда ладно!
Я протестую! Почему Оби Копиоби не постит здесь классику? Т.е., меня? Во-первых, я лучше, а во-вторых, я скрепнее!
Оби Ван Киноби ★★★➦Chicago95• 16.05.22 16:28
Как там дела в Чикаго? Пересел с машины на велосипед с вашими ценами на бензин?
Chicago95 ★➦Оби Ван Киноби• 17.05.22 04:27
Видишь ли, Юра!.. Минимальная зарплата в Чикаго это 15$ в час. Тоесть за один час можно купить 3 галлона соляры. А с них моя драндулетка делает 105 миль или 160 километров. Вот ты сколько за неделю проезжаешь?
Оби Ван Киноби ★★★➦Chicago95• 17.05.22 11:21
Я не Юра, но не важно :) Я вообще пешеход. Мне машина без надобности, все рядом :) Я за здоровый образ жизни :)
Оби Ван Киноби ★★★➦Chicago95• 17.05.22 11:25
Кроме бензина больше ни на что цены не увеличились? Говорят, инфляция у вас. Хотя, она сейчас наверное везде.
Chicago95 ★➦Оби Ван Киноби• 17.05.22 21:48
Видишь ли, Юра... Тебе бы классику надо подтянуть. Если читать не получается, фильмы смотри хотя бы. А ты сразу о высоком... Об инфляции...
Но помнят и любят Генриха IV совсем не за то, что по политическим и экономическим соображениям (будущий тесть заранее выплатил ему огромную по тем временам сумму) ему пришлось жениться в возрасте 46 лет на 25-летней Марии Медичи, которую он никогда до этого не видел... Мария принесла ему вполне приличное приданое, плюс родила ПЕРВОГО законного ребенка (первая жена Генриха, Маргарита, оказалась бездетной).
"Деятельность Генриха IV, стремившегося к благосостоянию и миру подданных, в значительной мере соответствовала нуждам народа, в памяти которого Генрих Наваррский остался как le bon roi Henri — «Добрый король Анри»"
Вождь гражданской войны, "стремившийся к благосостоянию и миру подданных"?! Ну да, это ведь сайт анекдотов...
В принципе, у большинства мужчин и женщин не сильно что-то поменялось. Женщины хотят получить процесс, мужчины - результат
Там вообще все сложно было...
Генрихи и прочие там были ширмой, реальная власть была у клана Медичи, особенно после их слияния с кланом Орсини (Лоренцо и Клариче) и началом власти в Риме - после устранения делла Ровере (Папа Сикст 4). Не гнушались даже с браком с незаконорожденным сыном Папы Римкого Иннокентия 8 (Франческетто Чибо). В и тоге уже два сына Лоренцо и Клариче стали Папами (Лев 10 и Климент 7), плюс потом еще 2 Папы. Ну, и кучи правителей их рода
По женской линии получали власть, а по мужской - поглощали другие богатые семейства
Власть у клана Медичи (да и то нестойкая) была именно до завоевания Франции Анри Бурбоном. После этого Мария с огромным приданным была ему отдана только с целью сохранить хоть какие-то позиции во Франции. Никакого решающего влияние они больше не имели. А после реформ Ришелье - вообще никакого.
хм... нестойкая?! Да Гиллилей посылал нах Папу, т.к. его крышевал Казимо. Более того, он даже предлагал назвать спутники именем братьев Медичи, что вообще святотатством было.
Три века с 1434г власть была в общем тотальной. И только со смертью бездетного Джана Гастоне Медичи и его сестры прямое влияние рода иссякло, Бурбоны тут вообще не причем.
Увы, но это распространенная ошибка. Примерно до Наполеона не существовало "государств" в нашем сегодняшнем понимании. Были династийные "наделы", отсюда и территориальная неразбериха. К примеру - империя Гасбургов, или Франков - это что? А как получалось, что наследники одних "государств" становились правителями других?
Например, по примеру "Франции". Как вышло, что южнонидерландские земли стали поводом для войны Людовику 14? А почему вообще южные Нидерланды были под испанской властью? И почему этой "испанской властью" оказались "австрийские" Габсбурги?
Национальных понятий не существовало тогда, была принадлежность народа к тому или иному правителю. Тема интересная и я ее как то поднимал - почему одним вассалам позволялось заключать браки, а другим - только с разрешения сюзерена, чтоб не потерять территории сюзерена. В одних случаях правителю принадлежал народ, а в других - вассалы, которым уже принадлежал народ. А та же Португалия вообще "оффшором" была - там титулы по обоим полам передавались, чтоб больше захапать. Вот такими лазейками и пользовались Медичи по всей Европе. Ну, а за ее пределами отношение европейцев вообще было к землям проще
Часто люди судят об истории с современных позиций, что и порождает мифы про "Древние Греции", "Финикии", "Франции" или "Киевскую Русь". И даже не возникает вопросов - почему население территорий так легко переходило под власть других правителей
Угу. А Жанну д'Арк и вообще сопротивление партии Арманьяков (заметим себе - Арманьяков, а не Дофина!) английским завоеваниям мы назовем ошибкой эксперимента.
Как и гуситские войны и вообще Реформацию. И в частности восстание Нидерландов против Габсбургов. Или все же Испании?
Как и долгие войны Фландрии против Франции - несмотря на то, что аристократия графства вполне полюбовно договорилась с французским двором.
Национальные понятия возникают вместе с городской цивилизацией.
Совсем не соглашусь.
Вы говорите о римском термине "нация"? Но проблема в том, что в Риме современному понятию нации относилось "цивитас", только применительно к греческой цивилизации с "городами-полисами". А "natio" как раз было альтернативой цивитасу, т.к. Рим и римская империя разные понятия. Рим - это "римляне крови", а вот империя - это граждане разных этносов и наций, в их современном понимании. Первая попытка связки терминов нации и государства - это всего 16 век, правда в специфичном толковании - простолюдины это народ, а благородные - нация. А окончательно определились только при французской революции
А вот про арманьяков вы верно заметили - и арманьяки и бургундцы это люди своих сюзеренов. В общем и само название "франции" идет от империи франков, германцев, пришедших туда с северо-востока.
Впрочем, там уже были бургунды (германское племя). Ну, а север современной франции - это Сиагрия (опять же по имени римского правителя). Так что же такие французы - галы? вестготы? рипуары? алеманы? А как быть с Арморикой-Аквитанией-Британьью? "арманьяк" конечно звучит очень по-французски, но только основатель рода все же баск, Гарсия II Санше. Вот так испанцы через графство Фезансак "превратились" во "французских арманьяков"
Слово то древнее, но в современном значении ему всего пара веков
Национальное чувство возникает раньше института нации и стимулирует развитие этого института.
Арманьяки - очень хороший пример ещё и потому, что не ограничиваются не только Дофинэ, но и графством Арманьяк. Более того, ни те, ни другие не были ядром партии Арманьяков. Это было над-феодальное объединение с центром в долине Луары. А Жанна д'Арк и вовсе подданная бургундских герцогов.
Кстати, вы никак не прокомментировали ни фландрские восстания, ни гуситские войны
Надфеодальных было много - те же рыцарские ордены. Но они никакого отношения к нации не имели, это вассалы Папы.
Арманьяки же, это столетняя война - и не Англии и Франции, а двух династий. Карл VI (Безумный) Валуа был псих, вот у него и пытались отжать владения. Напомню, Валуа сами тоже присоединялись к королевскому домену (1213), а не были там изначально. К Филиппу 4 претензий не было (кстати, он у тапмлиеров и отжал все), но после смерти его сына в общем то был сбой династии (внук). И виной всему - германский (!!!) салический закон (салические франки, меровинги, о мужском престолонаследии)
Прямое наследие было сломано и прав было больше у дочери Филиппа 4 Изабеллы (кстати, испанки - жена из Наварры/Памплоны была), а она то стала женой.
Тогда вопрос - вы о каком "национальном чувстве"? Самые крепкие союз тогда был у франков и шотландцев и у англов с фландрийцами. Вы о какой "нации"? К примеру, жена Карла VI это Изабелла (испанка) Баварская (германка).
PS по гуситским войнам вытекает из аналогии с рыцарскими орденами - надфеодальные были только в рамках сюзерена. Или Папы или другого правителя. Те же чехи и словаки - единый народ, разорванный культурно между венграми и германами. Если не опускаться до Само, то про какую "нацию" вы хотели поговорить - моравскую или нитранскую?
Фландрские восстания - говорить о них как о "национальных", забывая про англичан, это как назвать национальным "восстание Спартака", забывая о персах. Все было проще.
PS Восточная культура отдельная история. Там не было "нации" в современном понятии, скорее мультикультурализм
Фландрские восстания начались задолго до англо-фландрского союза. За целое поколение, чтобы быть точным.
Но не будем шнырять мысею по древу. Начнём с конкретного - с Арманьяков. Что скрепляло партию Арманьяков? Не Дофин - он в лучшем случае не мешал отстаивать свои интересы. И не Дофинэ - оно, по-моему, вообще ни одного деятеля не поставило. Не семейство Арманьяков. Не какие-либо вассальные связи - пока Жанна не короновала Карла VII они даже формально не были вассалами Буржского Претендента. Тогда что?
"союз" - это лишь узаканивание того, что создавалось как раз целое поколение ))) "спартаковское" тоже было третьим. Сицилийские, пока рим воевал с германами, тоже были не случайностью. Но это был первый случай, когда персы через Каталину уже спалились на "гибридных войнах"
А насчет "что сплотило"... сплотило кого - местных князьков? Вообще то только то, что они получили больше власти над другими. Это аналог "Руси" под одним из великих князей, не более того. Нестойкий союз отдельных лордов. Союз феодалов, мнение народа вообще не учитывалось.
Но я говорил о другом. Вы снова подменяете понятия, распространяя понятие "нации" на аристократов, а не на народ. Сейчас нация - это калька с цивитаса, с народа, объединенного общими правилами и нормами, а не с аристократии. Потому я и считаю, что наш "день народного единства" сильно недооценен, т.к. не совсем понимают его суть. Мотивы аристократии были мотивами власти, а мотива народа - это мотива нации в ее современном понимании
"Народ" - фиктивное понятие, не представляющее ни один социальный институт, кроме, может быть, чисто культурного.
Арманьяки - это не просто "нестойкий союз отдельных лордов". Во-первых, он оказался удивительно стойким. Продержался целое поколение поражений, когда было гораздо выгоднее переметнуться к Генриху Ланкастеру или хотя бы к Филиппу Доброму, если речь идет о "большей власти над другими". Во-вторых, он включал в себя еще и города. Если б не города с их деньгами, Арманьяков бы затоптали, и никакая Жанна Девственница бы не помогла. Вот и объясните: что же на целых два поколения связало в один союз разнообразных князьков и баронов, да еще вместе с их естественными врагами - городами.
Потом обсудим, почему это те же лорды, только в предыдущем веке не приняли внука Филлипа Красивого и предпочли ему племянника. Если все дело было исключительно в вассальных отношениях. Ведь ему даже не предложили французскую корону при условии отречения от английской - нет, и все. Только не надо ссылаться на салические законы, точнее, на выдумку Филиппа Длинного, чтобы отобрать престол у племянницы Жанны.
о как... народ - фиктивное? А сговор аристократов значит "объективный"? )))
Первый признак народа - единый язык коммуникации. Бытовой язык определяет этнос, а язык коммуникации - нацию. Я догадываюсь, почему вы это "забыли", но против фактов не попрешь. Арманьяки говорили не на французском, а на смеси окситанского/гасконского/баскского. Так что это действительно лишь нестойкий союз в соседних территориях. Нация это надтерриториальное понятие. Хоть русский, хоть немец, хоть китаец и в Африке останется таковым. Нация это единый язык и культура. ТОЧКА. А соглашения аристократов - это временный союз. Одно поколение - пыль в рамках истории.