История №1277708
Когда в нашем вычислительном центре открыли отдел персональных ЭВМ, я побежал туда первым. На вооружении стояли ЕС-1840 – советский клон IBM PC и Правец-16, детище сумрачного болгарского гения Ивана Марангозова. Правец тоже был клоном IBM, его второе название ИМКО (Индивидуальный МикроКОмпьютер) остроумцы расшифровывали как Иван Марангозов Копирует Оригинал.
Отдел состоял из меня, четырех девочек-программисток, трех девочек-тестировщиц и и.о. начальника Пахомыча. Пахомыч (Пахомов на самом деле), мужик предпенсионного возраста, лет тридцать проработал наладчиком станков, в программировании понимал слабо, своей должностью тяготился и при любых трудностях мечтательно говорил: «Вот брошу всё, возьму отвертку и пойду опять гайки крутить». Почему он при его опыте собирался крутить гайки отверткой, а не гаечным ключом, осталось загадкой.
Пока мы осваивали язык dBase и учились рисовать на символьном дисплее таблички и менюшки (управляемые с клавитуры, мышку я увидел позже), перестройка в стране достигла апогея. Наш отдел вывели из состава ВЦ и превратили в малое предприятие, которое возглавил бывший секретарь комитета комсомола с фамилией, больше похожей на воровскую кликуху – Мозга. По его команде мы написали программу бухучета для большого московского завода.
Под эту программу Мозга продал заводу десяток тайваньских IBM PC на 286-м процессоре. Такой компьютер стоил тогда тысячи полторы долларов, или 44 тысячи деревянных по только что легализованному рыночному курсу. Но Мозга убедил руководство завода, что компьютеры иностранные, покупались за валюту и цена в платежке – это 44 тысячи ИНВАЛЮТНЫХ рублей. А инвалютный рубль при наличии связей можно было обналичить по старому советскому курсу 60 копеек за доллар. Таким образом, каждый компьютер обошелся заводу в эквивалент 70 тысяч долларов, а Мозга, поимев на этой невинной шалости около 700 килобаксов, мгновенно исчез с горизонта. Говорят, в Польшу подался.
Выполнив свою задачу по превращению комсомольского вожака в богатого европейца, малое предприятие тут же распалось. Пахомыч пошел крутить вожделенные гайки, девочки разбрелись кто куда. Меня единственного взяли обратно на ВЦ. У бухгалтерии завода остались золотые компьютеры, кое-как работающая программа и мой телефон. Главбух позвонил уже через пару месяцев: из-за инфляции суммы перестали влезать в отведенные для них ячейки, дисплей отображал сплошные звездочки, они же печатались в платежках. За исправление этой ошибки и дальнейшую поддержку программы главбух пообещал мне договор на любые мыслимые деньги, да хоть...(он поднял глаза к потоку) хоть 5000 рублей.
Сумма эта показалась огромной. В голове еще жило представление о советских рублях. Мою зарплату недавно повысили с доперестроечных 180 до 270. Этого хватало на хлеб, молоко, овощи и даже куриные окорочка. На новомодные сникерсы и гамбургеры не хватало, но это была ненужная роскошь. При цифре 5000 в воображении привычно возникал автомобиль «Жигули». Большего ни главбуху не пришло бы в голову предложить, ни у меня не хватило бы наглости требовать. Но я уже примерно понимал, что такое инфляция, сколько это в долларах и как быстро рубли превратятся в прах. И тогда я совершил, возможно, самую выгодную сделку в своей жизни. Я сказал:
– Не надо договора. Лучше возьмите меня в штат бухгалтерии на полставки.
И эти полставки заводского бухгалтера я регулярно получал следующие 10 лет, то есть все девяностые. Поначалу работы было много, потом баги кончились, завод нанял эникейщика с говорящей фамилией Аникеев, и мне осталось только подгонять программу под изменения в законодательстве. Под конец я так обнаглел, что ездил только за зарплатой, а мелкие правки вносил по телефону: клал перед собой распечатку программы и говорил бухгалтерше, какие клавиши нажимать, причем вместо английских букв приходилось диктовать находившиеся на тех же клавишах русские. Перешел на удаленку до того, как это стало мейнстримом.
За окном Windows-98 сменился на Millennium, a моя программа под DOS всё работала. Рубль скакал туда и сюда, наставал то кризис, то дефолт, то относительная стабильность. Я менял работы, порой заводские полставки были пренебрежимо малы по сравнению с моим основным заработком, и я не появлялся на заводе месяцами, поручив Аникееву получать за меня зарплату и отдавать потом всю разом. Но бывали и тощие времена, когда эти полставки оставались моим единственным доходом, и благодаря им у моих детей всегда были хлеб, молоко и окорочок на ужин.
В 2001 году я уехал в Америку, но с завода так и не уволился. Не удивлюсь, если Аникеев получал мою зарплату еще 10 лет, до полного закрытия завода.
Такой еврей, а такой глупый, что на 1.5 ставки так и не смог карьеру сделать.
Первые ИМКО (ИМКО-2, в последствии все ИМКО стали ПРАВЕЦ) были клонами APPLE II. APPLE ][, точнее. Потому что именно так было на экране.
Были, ремонтировал я их.....все.
Не очень понятно, как Ваш отдел делал СУБД на компьютерах, у которых даже жесткого диска не было, только 1МБ ОЗУ и два пятидюймовых флопповода. Да и такой профессии "тестировщик ПО" тогда даже на горизонте не просматривалось. Операции с переводным рублем были прекращены в 1987 году. Тогда же в шарашках появились первые ЕС1840. Когда появились малые предприятия, ЕС1840 уже было хламом. Поэтому Ваш "исторический" опус не более чем художественный свист.
Филимон Пупер ★★★★★➦vlazorenko• 20.12.21 22:00
Опус немного растянут во времени, т.е. ЕС-1840 - это 1989 год, а малое предприятие, СУБД и операции с инвалютным рублем - 1991. У девочек, которые занимались написанием алгоритмов и тестированием, возможно, было другое название специальности. В остальном мой склеров, мне кажется, меня не подводит.
mathematicus ★➦vlazorenko• 20.12.21 22:37
Во-первых, пятидюймовка - это много. На нее можно скидывать обновления, которые потом скидывать на винчестер через Искру226 (IBM361). А если программировать не только в Basic или даже FoxBase, но и в кодах, то можно и винчестер подключить.
Во-вторых, шарашки и кооперативы начали работать на машинах третьего поколения (тех же Искра226). ЕС1840, а равно и XT с AT там появлялись по мере закупок этих компьютеров головными предприятиями, при которых и возникали эти шарашки. Я ЕС1840 увидел сильно позже XT.
Woldemars➦vlazorenko• 20.12.21 23:24
Он нахватал фитат и названий из разных времён и слепил свою историю. Не то что насвистел, а навыл, как вьюга воет, такой масштаб.
vlazorenko➦Филимон Пупер• 21.12.21 10:19
Есть такое дело. Прилично разнесенные события во времени за давностью лет кажутся смежными,да и инженерш второй категории автоматом называешь как то по современному. Дела давно минувших дней.
vlazorenko➦mathematicus• 21.12.21 10:32
Под шарашками я имел ввиду всякие п/я, которые все имели первыми и самое лучшее для своего времени. Способность советского инженера из говна сделать золотую пулю я не оспариваю, но общая ущербность системы привела к тому, что все шарашки со своими привилегиями накрылись медным тазом. Через всякие малые предприятия из них вычерпали остатки ресурсов ну и потом уже пошли грабить награбленное. Теперь это туманно именуется "лихие девяностые" и "ах какую страну просрали". В итоге мудрее всех поступили те, кто сразу покинул все это благолепие на белом самолете. Интересоваться историей и делать выводы из чужих ошибок - очень полезная привычка :)
vlazorenko➦Woldemars• 21.12.21 10:40
Временная разбежка изложенных событий - пять лет. С учетом того, что после них прошло 30 лет - понятная и простительная скомканность. Про тестировщиков ПО - такого названия специальности не было, но люди, которые таким занимались были. Что то забыл за давностью лет и "вспоминать" в свои 25 что и как было 30 лет назад таки две большие разницы.
Не надо считать Пахомыча мудаком. Он собирался крутить гайки гаечным ключом, а отвёртка - чтобы отгонять любопытных засранцев, которые мешают гайки крутить.
MasterIvanov ★★• 20.12.21 16:23
Вот у меня был аналогичный случай… тоже десять лет числился в одном месте (БМП), но зарплату не платили. А потом позвонили и потребовали придти в суд и подать на них заявление, а то они обанкротиться без меня не могут. Решил им не помогать - пусть живут.
drrddr➦MasterIvanov• 20.12.21 19:09
Ну. Я б тоже людей с БМП не стал требованиями нервировать..