История №1234350
Одной из визитных карточек совка были несуны. Моим детям это слово уже не знакомо. Вот сейчас специально спросила младшего, знает ли он, что такое "несун"? "Несун чего?" - вяло переспросил сын.
Слово "несун" не было оскорбительным. Так журили мелкого воришку, который нес домой с работы все, что мог унести. Понятно, что несуна не хвалили за его проделки и даже обличали в газетах, но в реальной жизни его никто не порицал. Да и как было порицать, когда практически вся страна что-то несла.
До замужества я знала о существовании несунов только теоретически. Моя мама работала в библиотеке, и единственное, что она могла оттуда принести, - это списанные книги: ей было жаль сдавать их в макулатуру. Но у библиотеки был план по сдаче макулатуры. Поэтому взамен мы отдавали уже прочитанные газеты и журналы, которые получали по подписке.
Свекр и свекровь жили в городе Зеленокумске, который еще недавно был станицей, и работали в большом совхозе. Им, как и другим совхозным работникам, платили натурой. Кое-что работники добирали и сами. Так, свекровь несла с фермы молоко в трехлитровых баллонах, а свекр привозил с бахчи огромные в полметра диаметром арбузы. Воровством это не считалось. Вокруг шел интенсивный натуральный обмен: пшеницу меняли на картофель, арбузы на персики, комбикорм на поросят, помидоры на кабачки и тп.
Сестра моего мужа - тоже Таня, только что окончила школу и устроилась ткачихой на ковровый комбинат. И вот эта ладная бойкая девочка 17 лет после каждой смены стала привозить домой тяжеленный чемодан, плотно набитый шерстяными узорчатыми покрывалами, а также гладкими коврами и ковриками разных мастей. Понятно, что пронести такой чемодан через проходную без санкции свыше было невозможно.
На практике все происходило так. Ткачихи садились в автобус со своими сумками и чемоданами прямо на территории комбината и проезжали через проходную. Иногда во время посадки их провожал сам директор, весело спрашивая: "Ну, что, везете ковры, девчата?" - "Везем!" - хором отвечали молодые ткачихи. - "Ох, найду я на вас управу!" - шутливо грозил им директор, и автобус трогался.
Большое красивое тканное шерстяное покрывало стоило тогда с рук 40 рублей, такое же хлопчатобумажное - 30. Ковры и коврики - от 15 до 40 рублей. В одном чемодане было товара рублей на 200. И так после каждой смены. В свободной продаже этой красоты, конечно, не было. Поэтому люди охотно покупали подобные вещи с рук.
С каждой партии Таня должна была отдать определенную сумму бригадиру, а тот вышестоящему начальству.
Мои увещевания на Таню не действовали. Она не собиралась прекращать эту практику. Да, собственно, и свое место на комбинате она получила на условиях того, что будет продавать часть произведенного текстиля.
Никто из родни мужа Таню не осуждал, более того, ею гордились. Забегая вперед, скажу, что чеез два года работы на ковровом комбинате она купила собственный дом. Я со своими принципами выглядела в этой ситуации смешно.
Но главный ужас заключался в том, что мужнина родня решила привлечь к продаже покрывал и ковриков моего мужа и меня. Мы были студентами, нуждались в деньгах. И в качестве финансовой поддержки нам выдали тушки освежеванных уток, сало, корзину овощей и баул с контрабандным текстилем. Часть выручки нужно было отправить Тане, а часть оставалась нам на пропитание. Как я ни возмущалась, а пришлось торговать покрывалами.
Незаконная торговля продолжалась целый год, пока мы с первым мужем не разошлись. Все это время мне казалось, что нас вот-вот арестуют и навеки посадят в тюрьму. Временами мне даже хотелось сдаться.
Моя вторая свекровь работала на колбасном комбинате города Новороссийска. Раз в неделю работницам продавали по себестоимости два с половиной килограмма костей и палку копченой колбасы. Колбасу для себя работницы готовили особым образом - строго по рецепту и без серой упаковочной бумаги, которую обычно размачивали и добавляли в колбасный фарш. Это была очень вкусная колбаса. Все остальное работницы выносили на себе - естественно, с ведома начальника цеха.
Например, мясной фарш работницы раскатывали ровным слоем толщиной 2-3 сантиметра на целлофане, тщательно заворачивали и привязывали под грудью. По словам свекрови, это было не очень приятно - нести на себе такую повязку из холодного фарша. Крупные куски мяса подвязывали между ног. Кусочек мяса также клали в дамскую сумку. А однажлы свекровь даже вынесла сосиски в зонте-трости.
За один раз работница колбасного комбината, у которой было крупное телосложение, могла вынести на себе до 6-8 кг мяса и фарша. Большая часть вынесенного шла на продажу. Для многих клиентов моей свекрови это был единственный способ купить кусок хорошего мяса. И, конечно, свекровь, как и другие работницы, платила мзду начальнику цеха.
Однажды во время отпуска свекрови мы пошли с ней в магазин и взяли килограмм докторской колбасы. Свекрови показалось, что продавщица нас обвешивает. Она никак не могла поверить, что килограмм колбасы такой маленький. "Сколько же я выносила за один раз? - по дороге домой удивлялась она, - неужели по 2-3 килограмма одной только вареной колбасы?".
И еще один маленький штрих. Я училась на океанолога и проходила производственную практику в Ленинградской гидрометеообсерватории: половину времени в отделе океанологии, а половину - в гидрохимическом отделе. Для проведения анализов морской воды мы пользовались очень дорогими заграничными фильтрами, которые нам выдавали буквально поштучно. Фильтры выглядели как круглые белые плотные салфеточки разных размеров, но некоторые из этих салфеточек стоили ползарплаты. И вот в конце практики начальница, кандидат химических наук, решила поощрить нас за хорошую работу и выдала каждому по две упаковки таких фильтров, чтобы мы взяли их домой. "А что с ними делать дома?" - удивились мы. - "Как, вы не знаете? Сейчас модно накрывать стол без скатерти, а под бокалы подкладывать круглые салфеточки, - просветила нас начальница. - Фильтры очень стильно смотрятся на полированной поверхности. Больше у нас, к сожалению, взять нечего", - добавила она.
Однажды меня попросили подключить факс-аппарат на мясокомбинате. После выполнения работы, начальник позвонил куда-то и приказал принести пару батонов сервелата, с оговоркой - "который мы для себя делаем". Когда колбасу принесли, отдал мне, заплатил денег и поблагодарил за работу.
Сервелат был весьма хорош.
Что меня умиляет - то, что люди, воровавшие с предприятий, искренне были уверены, что все так делают.
Вообще, главной причиной краха совка была не неэффективная экономика, не излишняя милитаризация, не утопическая идеология (хотя всё это сыграло свою роль), а система, принципиально основанная на притворстве и лицемерии.
Ну не бывает, чтобы 100% населения единодушно поддерживали одно и то же.
А рядовой советский гражданин послушно кивал на собрании про дружбу народов, атеизм и честный труд, после чего брал под мышку палку колбасы с фабрики и нес домой, торопясь, чтобы пойти бить туркмен из соседней общаги, которые что-то не поделили с местными, но в драке берег лицо, потому что завтра ему предстояло быть крестным отцом двоюродного племянника.
И как только позволили все это говорить и писать. система рухнула.
когда система создает ситуацию, при которой нести (это уже и словом "воровать" не назовешь) вынуждены если не все, то почти все, кто могут - людей за это обвинять можно, но не хочется.
В магазинах не было нормальной еды. Нормальной одежды. Зарплата не была рассчитана на покупку на рынке. Государство поощряло технические хобби, вроде радиолюбительства, но деталей в продаже не было никаких. А в журнале "Радио" - схемы на транзисторах, за продажу которых на толкучке милиция ловила продавцов.
И т.д.
В общем. Плохо то, что это было необходимо.
Хорошо то, что там, где это было реально необходимо, за это не сильно наказывали.
Нифига подобного. Без предательства высших партийных кругов она бы не рухнула. Сначала Хрущев сделал основной идеологией потребление, затем Андропов стал внедрять сторонников Запада на государственные посты, его дело продолжил Горбачев, выбранный в тот момент, когда основные конкуренты не могли участвовать. Горбачев же в нарушение законодательства СССР вместе с пособниками своими указами демонтировал органы власти и буквально разогнал советские республики. Зам. генпрокурора СССР завел на него дело о госизмене, но было поздно, дело замяли пособники.
Как хорошо что это всё кончилось. Хотя все идет к тому, что это вернется(
Помню, конечно, хотя был ещё мал:
- папа-математик каждую неделю домой интегралов притаскивал с дифференциалами, так что по углам стояли и весь балкон был забит, не проберешься
- мама-инженер-программист все ведёрко электронов норовила принести, а оне ж быстрые, разлетаются, вот моя обязанность была их веником в кучки сгонять, хорошо, что электроны, были бы протоны, ябнуло бы, пол-Москвы бы снесло, когда критическую массу наберёшь в совок и в банку трехлитровую их спихиваешь
- ещё дед инженер-дорожник, тот каждый месяц либо полэстакады, либо километр асфальта на дачу притащит
- я весь в них пошёл, из садика запеканку морковную тырил, потому что компот вкусный, я его там выпивал, а запеканка нет. И молочную лапшу. А из школы - знания, все равно с них толку только в школе, чего зря пропадать
Все они могли тырить.
Папа-математик, скорее всего, преподавал, так что мог притаскивать дефицитные непортящиеся продукты (коньяк, конфеты, хорошие чай и кофе и т.п.), которые ему "подарили" студенты.
Инженер-программист, да, кроме канцелярских расходников, ничего натырить не могла бы, непрестижная работа.
А вот инженер-дорожник, правда ваша, всю дачу мог бы оборудовать краденым. Асфальт возить самому трудно, он застывает, но щебень, гравий, плитка, бордюры, забор, столбики, ограждения, да, собственно, вагончик строительный под хознужды.
Так что захотели бы - воровали бы.
Спасибо большое за Ваше мнение и опыт. В конце концов, цивилизация основывается на специализации. Кто-то лечит, кто-то учит, а кто-то наставляет как и что можно спи3дить.
Lawrence of Bathurst➦mews• 01.08.21 08:55
Инженер-программист нес рулоны широкой бумаги от принтера. Если её растереть, то лучше любой туалетной бумаги чистит. И никогда не рвётся.
sercher73➦Lawrence of Bathurst• 01.08.21 09:24
Забыли жидкую валюту - спирт, который выделялся на обслуживание вычислительной техники.
mews ★➦Lawrence of Bathurst• 01.08.21 09:45
Это правда, но они несли использованную бумагу, поэтому это нельзя считать воровством. Разве что разглашением секретных сведений, если там были результаты расчётов оборонки.
ystervark➦xdvbx• 01.08.21 09:58
Считайте, повезло, в электронике же как - если кому-то достались электроны, то кому-то дырки.
Lawrence of Bathurst➦sercher73• 01.08.21 16:42
Спирт на протирку дисков операторам давали, не программистам.
Зато сейчас, после развала Союза, несунов продукции с предприятий стало меньше. Но это не потому, что все стали честными, а потому, что многих предприятий уже и в помине нет...
mitosSmitos ★➦Valentine D• 31.07.21 15:48
Не только.
Не стало тотального дефицита- стало сложнее продавать вынесеное и потерялся смысл нести на продажу.
Контроль усилили, т.к. частник за своим добром следит тщательнее государства.
Дядя Дися ★➦mitosSmitos• 01.08.21 01:22
Когда уже не было дефицита, а была конкуренция за магазины - привожу электроды в магазин, рублей по 50 примерно (цена завода).
А хозяин магазина мне говорит: "пока больше не вози, мне сейчас по 25 привозят".
Я: "Витя, дай контакты мужика, я тебе отстегивать буду, я со всеми своими скидками по 40 беру."
Витя: " не, не дам, у поставщика количества ограничены, он сварщиком на ангаре в соседней деревне шабашит".
mitosSmitos ★➦Дядя Дися• 01.08.21 10:54
Сварщик электорды ворует, сдаёт в магазин по бросовой цене, а прораб ему их в этом же магазине покупает. Ничего так схема получается ;)
Дядя Дися ★➦mitosSmitos• 01.08.21 19:34
Именно так.
Ведь, благодаря сварщику, именно в этом магазине самая низкая цена )))
"Ты тут - хозяин, а не гость! Тащи с работы каждый гвоздь!" ;-)
mitosSmitos ★➦Интеркрайт• 31.07.21 15:19
Так точно! Особенно когда этот гвоздь и прочие стройматериалы в продаже шиш найдёшь