Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1155292

Про орден и медаль

Зимой 1981-1982 было жуть как холодно. Даже в валенках. «Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка».

В ту зиму я служил техником самолета в полку истребителей-перехватчиков ПВО. Наш аэродром располагался рядом с Йошкар-Олой. Су-15 стояли в открытых капонирах. Летом это не так и плохо. Трава вокруг, птички всякие. А зимой совсем иначе. Зимой холодно. И снег. Порой самолет заносило по самые плоскости. Я с механиком Подурашкой, бывало, до вечера разгребал заносы.

В тот день, после ночных полетов, мы выполняли регламентные работы. Я проверил все агрегаты, подкрутил, что требовалось. Заправил системы жидкостями и газами. Постучал по колесам и пошел отогреваться в технический домик нашей эскадрильи.
Но стартех думал иначе. Простым и доходчивым матом он объяснил, как по времени, в соответствии с регламентом, следует правильно выполнять техническое обслуживание самолета. И я поплелся обратно в свой капонир.

Было не просто холодно, а очень холодно. И ветер, от которого даже спрятаться негде. Побегал я вокруг самолета. Попрыгал.
И тут меня озарила гениальная идея! Собрал я все брезентовые чехлы, засунул в форсажную камеру и сам внутрь залез. Завесил сопло изнутри брезентом и сразу понял, насколько это хорошее решение.
У двигателя Р13Ф-300 форсажная камера имеет диаметр миллиметров восемьсот и длину метра два. Почти как капсульный отель. Я даже фонарик притащил. Вот с этого фонарика все и началось.

Решил я обустроиться поудобнее. Начал крутиться, моститься пока не выронил фонарь. Да так неудачно, что пришлось почти вдвое складываться, чтобы его достать. Это только кажется, что камера большая, а в зимней куртке и ватных штанах не очень-то удаются акробатические этюды в ограниченном пространстве. Изогнулся я замысловато, потянулся за фонарем, а сам посмотрел на турбину. Туда, куда фонарик светил. И обомлел!
На одной из лопаток отсутствовала часть пера!
Чтобы понять какие проблемы создает обрыв лопатки, не нужно быть авиационным инженером. При работе турбина делает 30 000 оборотов в минуту. Малейший дисбаланс способен разнести на куски весь двигатель, а вместе с ним и самолет!Я ошалело таращился на турбину.
Невероятно! Невозможно!
Аж в пот бросило!
Как вообще летчик смог посадить самолет накануне?
И тут до меня дошло, что вчера вечером летчик-то ни слова не сказал о проблемах с двигателем. Замечаний по работе самолета не было! А значит... это не обрыв лопатки, а... тень, например, от трубопроводов форсажной камеры!!!
Мне даже смешно стало. Это же надо было так обмануться! Хорошо, что не стал паниковать. Не побежал к стартеху. Подняли бы на смех. Кадровые и так недолюбливают студентов-«пинжаков». А тут такой случай.
И не разгибаясь я потянулся за фонарем. В форсажной камере много всякого понатыкано и даже вплотную прижавшись к завихрителям, прикрывающим форсунки, до турбины далековато. Не менее метра, а то и полтора. Фонарик лежал намного ближе. Я аккуратно просунул руку, кончиками пальцев ухватил за корпус. Световое пятно качнулось...
А тень на лопатке турбины не сдвинулась! Вообще!
Я менял положение фонаря, угол обзора, направление освещения. Бесполезно. Стало понятно, что это не тень. Часть лопатки отсутствовала! Кусок, размером с монету 5 копеек. И то, что летчик не высказал замечаний мне тоже стало ясно. Разрушена была лопатка, установленная на неподвижной части турбины – спрямляющем аппарате. Это не так страшно как на вращающемся венце, но кто знает, что послужило причиной ее разрушения.
Я лег на чехол. Выключил фонарь. И задумался.
Обнаружить обрыв лопатки! Предотвратить разрушение двигателя. А может и всего самолета! Спасти жизнь летчика! А может и не его одного! Да за такое орден могут дать! Вон, полковник Датиашвили посадил Су-15 на пахоту, так ему орден Красной Звезды вручили.
Я еще раз изогнулся, выставил фонарик и снова, хоть и с трудом, обнаружил дефект. Ошибка исключалась.
Снаружи гудел ветер, а я сидел в форсажной камере и мечтал.
Ну, положим, на орден мой поступок не тянет. Это Датиашвили действительно рисковал. Ему приказывали прыгать, когда шасси не выпускалось. А он посадил самолет на брюхо. А я, что, - предотвратил аварию и все. Не, больше медали, наверное, не дадут. Ну, может письмо благодарственное родителям напишут.
Я снова попытался найти дефект лопатки. Самое поразительное, что обнаружить его можно было только в очень узком секторе наблюдения и освещения. Иначе – никак. Элементы двигателя затеняли лопатку полностью при попытке увидеть ее под другим углом. Я уселся на чехлы, размышляя над тем, кому доложить – стартеху или сразу инженеру эскадрильи.
Но мысли плавно переключились на другое: "А еще об этом случае конечно же расскажут в информационном бюллетене авиационных происшествий. Всем авиационным техникам страны. Знакомые сокурсники удивятся и обрадуются, услышав мою фамилию. Вон наш Паша Безуглый заснул с устатку на рулежке, так про него в бюллетене написали. А тут техник предотвратил аварию. Про такое точно напишут! Непременно!"

Стартех сидел в техническом домике и заполнял ведомости на списание спирта. Он было дернулся снова послать меня, но я выстрелил первым.
- У меня обрыв лопатки!
Если бы я из шапки достал крокодила, стартех удивился бы меньше.
- Сэр, Вы говорите неправду! – сказал он одним емким словом на армейском языке.
Я не стал вступать в диспут, а предложил оценить проблему на пленэре.

Минут десять стартех корячился внутри форсажной камеры, сопровождая матерные выражения версиями, которые я уже отмел ранее. В конце-концов пришлось и мне залезать в двигатель, чтобы настроить нужную точку зрения и освещения.Прилично измятые мы вылезли из форсажной трубы. Стартех выглядел озадаченным. А я испытывал законную гордость. И даже начал сожалеть, что еще не пошил парадный китель. Для ордена. Или медали.
- Пошли к Гайдашу! – задумчиво сказал стартех.

Инженер эскадрильи проводил душеспасительную беседу с подравшимися прапорщиками и совсем не хотел прерывать увлекательную процедуру. С большим трудом мы уговорили капитана Гайдаша прогуляться на свежем воздухе. Инженеру эскдрильи совсем не хотелось лазить в двадцатиградусный мороз по форсажной камере. Но мы пообещали, что он увидит много интересного.

Минут пятнадцать, стоя у сопла мы обменивались забавными репликами с капитаном, бившимся головой о внутренние элементы форсажной камеры. Много интересного мы услышали о себе, о оптических иллюзиях и похмельных синдромах. Но нас было двое, а, следовательно, и доказательств у нас было больше. Кончилось все тем, что я тоже залез в трубу. Капитан уже не имел моей молодецкой гибкости и настроить его было куда сложнее. Но когда Гайдаш уверовал в обрыв лопатки, то совсем не обрадовался. даже наоборот. Как-то поскучнел.
- Надо срочно доложить инженеру полка – потом внимательно посмотрел на меня и ехидно спросил – А ты проводил вчера послеполетный осмотр?

Все это и так начало напоминать мне «Балладу о королевском бутерброде», а упоминание про осмотр раскаленного двигателя, вообще придало ситуации сюрреалистический оттенок. Я даже не придумал, что сказать, но понял, что с орденом явно погорячился.

Приехал маленький и толстый Юкин - инженер полка (зам. командира по ИАС). Поздоровался за руку с Гайдашем, кивнул стартеху, зыркнул на меня и полез в сопло.
Гайдаш начал выкрикивать в сопло данные о локализации дефекта, а оттуда эхом возвращался отборный технический мат. К описанию дефекта подключился стартех. Ответный мат стал изобиловать идиоматическими выражениями, из которых следовало, что техник, стартех и инженер эскадрильи не совсем адекватно воспринимают действительность, видимо вследствие плохого технического образования и отсутствия практического опыта.
Тут уже капитан Гайдаш завелся. Пригнали машину АПА-5, подключили фару и передали Юкину в форсажную камеру. Там стало светло и празднично. Но обрыв лопатки наш начальник так и не видел.
К этому моменту вокруг самолета собралась уже приличная толпа. Народ оживленно переговаривался и, кажется, начал делать ставки. Я даже некоторую гордость испытывал. Без году неделя в полку, а уже в центре внимания! А диспут у сопла продолжался. Инженер полка дефект не видел, а стартех и инженер эскадрильи клялись партбилетами, что видели все своими глазами. Позвали меня. Заставили лезть в двигатель. Пришлось снять куртку, а то бы мы с Юкиным там не поместились. К тому времени я уже отработал приемы поиска и демонстрации дефекта так, что через пару минут инженер полка убедился – действительно есть обрыв лопатки!

Тут же рядом с самолетом подполковник Юкин устроил совещание:
- Всех техников всех эскадрилий прогнать через форсажную камеру для ознакомления с дефектом. Потом самолет отправить в ТЭЧ! Снять двигатель и готовить к отправке на завод в Уфу. Инженеру эскадрильи откорректировать график эксплуатации и внести изменения в план полетов. – Начальник посмотрел по сторонам и, увидев меня, продолжил: - А тебя мы пока под суд отдавать не будем. Дождемся результатов заводской экспертизы. Не является ли указанный дефект следствием безграмотной эксплуатации? В должностной инструкции техника самолета оговорено, что при послеполетном осмотре необходимо проконтролировать состояние лопаток турбины. Почему же ты вчера после полетов не обнаружил обрыв лопатки? А?

И я понял, что не будет даже благодарственного письма...
+802
Проголосовало за – 878, против – 76
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
39 комментариев, показывать
сначала новые

Sailor 01.11.20 08:24

"Родина тебя бросит, сынок. Всегда." (с)

+1
ответить

ystervark01.11.20 02:40

То есть что, речь о том, что ли, что после каждой посадки самолета по регламенту работ техник должен лезть в эту камеру с фонариком и разглядывать лопатки, но только все вообще, включая автора, традиционно на это забивали, так выходит? Но о каких орденах тогда может идти речь?

+1
ответить

AK57➦ystervark01.11.20 08:37

В защиту техников, честно исполняющих свой долг в жару и холод.

Большинство техников тщательно проводит контроль всех систем самолета. В полном соответствии с нормативными документами, составленными разработчиками изделия. Но самолет и двигатель постоянно модернизируются. Очевидно, что разработчиком должны проводиться изменения и в регламенте обслуживания. Но не всегда особенности эксплуатации изделия являются очевидными для конструктора.

Как писал известный в авиационных кругах А.С.Пушкин:
- И Опыт, сын ошибок трудных…

Установка новой форсажной камеры в двигателе Р13Ф-300 повлекла за собой возникновение чрезвычайно малой «слепой» зоны. Разработчиком она не была обнаружена и, соответственно, не отражена в методике контроля. И только в эксплуатации, да и то случайно, эта особенность была выявлена. А это многого стоит…

+1
ответить

javs ➦ystervark01.11.20 10:03

Вообще-то много зависит от имеющейся техники у техника...
Насколько я помню, с фонариком приходилось лезть поближе к лопаткам, что б что-то увидеть. Если подходил стартех с фарой - то молодыми глазами было весьма неплохо видно и от среза сопла.
Кстати, после замены движка у моей СУщки (по прогару) осмотр с фарой в послеполетную стал достаточно регулярным, и та же фара перешла в "общественную" из "личной" стартеховской.

+0
ответить

Дядя Дися 01.11.20 01:17

виноват, я так и не понял :
вы получили орден или дисбат ?

+0
ответить

AK57➦Дядя Дися01.11.20 08:38

Новый двигатель.

+2
ответить

змееед 31.10.20 19:28

Хорошо! Плюсик.

+2
ответить

Lokk31.10.20 17:18

Знакомый рассказывал. Служил на аэродроме в 60-х, еще 3 года. Очень с энтузиазмом все, кто имел допуск, именно лопатки турбин исследовали. За найденное повреждение - 2 недели отпуска.

+7
ответить

v450➦Lokk31.10.20 21:04

Лопатки наверное летели одна за одной

+4
ответить

AK 31.10.20 17:11

Автор редкостная сволочь!
Я всегда каждый раз перед посадкой в самолёт думал:
"Как они успевают проверить перед полётом все детали самолёта?"
Теперь получил ответ: "Никак!"

P.S. Истории жирный плюс!

+7
ответить

javs 31.10.20 16:37

ну не знаю... Зимой у меня хвост СУ15 был чуть ли не любимым местом для отдыха после полетов, пока тягач ждешь. Вот только тягач оттуда плоховато видно - он обычно с носа подъезжает, к водилу, зацепленному к переднему колесу. Прозеваешь - крайним в эскадрилью подъедешь, а там уже придется суетиться, что б народ не задерживать с поездкой домой.
А так - залег в движок с ШВАКах и куртке (нахрена туда чехлы тащить еще - абсолютно непонятно), крутанул турбину рукой - и теплый, а не горячий воздух создает вполне комфортные условия для 23х летнего (да и для более старших тоже).
Так же находил в парковый день прогар (а не обрыв, как автор пишет) лопатки. Так же слегка вздрючнули за то, что в послеполетную не нашел (кстати, так же залез в сопло что б отдохнуть, и со скуки разглядывая, увидел). И обнаружил его (прогар) точно по теме спец проверки по указанию по ПВО после того, как сгорел самолет где-то то ли на Дальнем востоке, то ли на Камчатке..
А вот нахрна всех прогонять через сопло для осмотра - непонятно.. Гораздо проще показать на снятом движке..

+4
ответить

javs ➦javs31.10.20 16:48

К слову - был техником самолета с 86 по 88 год, как раз на СУ15.
А движки, если не подводит память - такие были еще на МИГ21, правда, по одной штуке на самолет. Довольно неплохие а обслуживании движки, но как всегда - со своими нюансами. Некоторые бяки можно было обнаружить на СУ15 только на ощупь - например, правильность закрытия маслозаливной пробки на правом движке.. А с перекошенной пробкой СУшки почему-то летают хреново, когда горят (доводили такие случаи), когда на одном движке садятся - а это уже практически почти статья.. А минимальный срок в 86 году для техника самолета был 10 лет, или 3 года дисбата. И хотя дисбат в дальнейшем даже судимостью не считался, но все в один голос говорили, что лучше 10 отсидеть и быть с этим клеймом, чем даже 2 года дисбата. И почему-то верилось.

+4
ответить

javs ➦javs31.10.20 16:57

а отдыхать удобнее всего в кабине - когда чеки поставишь. Фонарь автоматически герметизируется, не дует, а теплоизоляции ШВАКов и куртки вполне достаточно, что б быстро согреться.

+3
ответить

AK57➦javs01.11.20 08:46

Приветствую Вас, коллега! Спасибо за личные впечатления.

«…крутанул турбину рукой…» - с этого момента подробнее, пожалуйста. С учетом инерционных сил, геометрии арматуры форсажной камеры и зазоров между элементами турбины. Это бесценный опыт.
Можно только позавидовать длине рук, гибкости Гудини и силе Поддубного. Несомненно, в таком случае можно на ощупь перебрать все лопатки и отличить термический характер разрушения -«прогар», от механического –«обрыв».
Мы точно говорим о двигателе Р13Ф-300?

***
«А вот нахрна всех прогонять через сопло для осмотра - непонятно.. Гораздо проще показать на снятом движке..»

Для того, чтобы техники могли понять проблему и отработать методику контроля в реальных условиях. На снятом движке это делать бессмысленно.

+1
ответить

javs ➦AK5701.11.20 09:54

ну для того, что б крутануть двигатель - много усилия не надо. вращался от легкого толчка пальцами. Ширина лопаток турбины была 2-3 см, так же как и направляющих, и достать до них проблем не было.
Да, движок вспоминается не Р13-300, а Р11-300. У вас какие сушки были? подозреваю, что ТМ? у нас - обычные. У меня - 1964 года выпуска (я все ухмылялся - на год всего младше меня).
Дела эти были крайний раз в 1988 году (в апреле ушел на дембель как старлей- двугладючник), много уже забылось, но то, что крутил турбину вручную - помню четко.Равно как и прогар на крайней ступени турбины - сейчас задумался, и как фото перед глазами, когда его заметил... Время выбега движка всплыло в памяти - 240 сек. Вот только уже не помню реальное оно было или нормативное?
Не понял - причем тут "сила Поддубного"? Вспоминается несколько случаев, когда движок раскручивался при удачном направлении ветра на аэродроме, если заглушки не стояли... В основном из-за втыка стартеха за заглушки... ;-)

+0
ответить

Пирамидон ➦javs02.11.20 12:16

а отдыхать удобнее всего в кабине - когда чеки поставишь.

Это если самолёт не опечатан. А так и в трубе нормально.
Миг-25, Кайдаки, 1977-1979.
Кстати, у нас ремонтный завод Су-15 на территории аэродрома был.

+0
ответить

javs ➦Пирамидон02.11.20 12:27

ну так речь шла о подготовках самолета - предварительная, повторная, послеполетная...

Ну и самолетики "немного" разные. Садились у нас 25-е, как промежуточная на перелете куда-то. Как раз дали покрутиться вокруг него - как "и.о. механика" у стартеха, который готовил их к повторному вылету. Что запомнилось - в отличие от наших, в движок можно было пешком заходить - сопло чуть выше колена, шагнул, и согнувшись, прошел шаг-два (типа лопатки посмотреть :-))
Ну а с опечатанными у нас только караульные сталкивались - когда мы в эскадрилье (на стоянках) были - то, естественно, все печати вскрывались. Даже в ТЭЧ опечатанными не оставляли - кому это старье было нужно... Летчики (у нас были сразу после училища) - те были довольны, что на них учатся/летают - у них была самая высокая посадочная скорость, потом переучиваться на другие для них было просто

+0
ответить

Пирамидон ➦javs02.11.20 12:54

Я "прибористом" был. (И есть, только сейчас на Ан-ах), так что к СД никаким боком.
А запомнились мне М-15, которых штук так 20 перегоняли из Польшу в Союз через Кайдаки. Ржачная вундервафля была.)))

+0
ответить

Kangaroo31.10.20 15:51

Жирный плюс!

+1
ответить

spamkerdyk 31.10.20 14:26

Ну, утопить техника, чтобы снять со своей жопы хотя бы призрак наказания, это у нас нормальный менталитет. Потому что он по какой-то неведомой причине идет снизу до самого верха.
А вот почему человек, которому нечего терять, на вопрос "Почему же ты вчера после полетов не обнаружил обрыв лопатки?" не ответил: "А почему, бл... ты сам увидел дефект только с двадцать пятого раза, когда тебя уже носом в него ткнули?"?..

+19
ответить

mathematicus ➦spamkerdyk31.10.20 15:30

Призрак? Да ведь обрыв лопатки это ЧП! А ЧП всегда можно поставить в вину советскому начальнику, так что принцип "умыться - значит, признать себя грязным" здесь работает вовсю

+6
ответить

javs ➦mathematicus31.10.20 16:40

ну, как я понял, до обрыва там не дошло. Обычный прогар, тем более не на лопатке турбины, а на направляющей, как я понял...
А так да, техник должен был обнаружить в послеполетную подготовку - сам через такое прошел, как я тут рядом написал.

+5
ответить

Дядя Дися ➦spamkerdyk01.11.20 01:03

"я вчера доложил, а лейтенант сказал даихусним. пьяный, вроде, был ?"

+0
ответить

spamkerdyk ➦mathematicus01.11.20 19:53

ЧП не было. ЧП было предотвращено. Не штатным образом, но это дела не меняет, раз ничего не случилось - все молодцы. Никаких наказаний не предвидится, более того, на всех уровнях случай можно трактовать как повышенную бдительность. Поэтому валить на техника напраслину не было нужно. И наверняка, остыв, командиры это поняли.

+0
ответить

LA style31.10.20 13:43

Да, как обычно, обнаруживший недостаток сам за него и ответит. На этом стояли и, видимо, стоять будем...

+8
ответить

mathematicus ➦LA style31.10.20 15:26

На этом горели и будут гореть

+4
ответить

Sharm31.10.20 13:10

Нет ребята, я не гордый, не заглядывая вдаль, так скажу, зачем мне орден, я согласен на медаль) молодец автор, хорошо описал свои ощущения и мечты. Ну и за спасение жизни возможно лови благодарность.

+11
ответить

Rus31.10.20 13:00

Похожая история была в приозерске, который на балхаше. Там был маленький техник, который мог поместиться для осмотра. Зимой спиртом поили, для сугрева, все. При осмотре всегда присутствовал пилот со своими пожеланиями ;о). Медалей техник не получал, но письма с благодарностью от начальства шли в его родной аул регулярно ;о). Многим не понять, но техник был очень горд от того, что аксакалы родного аула ставили его родителей в пример - вот какого сына воспитали, раз сам комполка письма пишет!

+11
ответить

Советник ★★31.10.20 13:00

Посмотрел профиль автора
Первая история
С хорошим дебютом!
Удачи)
За историю +

+4
ответить

Шаги31.10.20 12:46

Вы красавчик!!! Фиг с ними и медалью, реально же молодец

+4
ответить

ушиихвост31.10.20 12:41

Ну так и Чернобыль развивался по ранее предложенной схеме,никто не хотел приключений...техника не нашлось

+10
ответить

Dimas 31.10.20 11:53

Всё, как всегда.

Кстати, медали и премии тоже дадут.

+2
ответить

Fol31.10.20 11:36

И их не смутило, что они и сами ничего не увидели, пока их носом не ткнули?

+3
ответить

max32➦Fol31.10.20 20:26

нет, не смутило, это армия. У них ход мысли всегда один- как прикрыть свою задницу кем-то из подчиненных. Сама проблема там никого не волнует.

+8
ответить

Gregor S 31.10.20 11:34

"Наказание невиновных, награждение непричастных". Знаем, плавали.
История хорошая.

+13
ответить

AleM 31.10.20 11:23

Не расстреляли - уже хорошо!

+1
ответить

IvanJim31.10.20 10:47

Ну дык про инициативу, имеющую отношения с инициатором, уже давно все сказано...
А по факту - молодец!

+2
ответить

Пластилиновая Ворона31.10.20 10:25

Офигенно! :)))

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru