Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1131559

Мастер-класс "Как правильно вырывать из контекста"

Если помните, те кто родился в СССР, на стендах в библиотеках и в классах русского языка и литературы почти обязательно висела цитата пролетарского писателя Горького: "Всем лучшим во мне я обязан книгам".
Её могократно тиражировали, бездарные писатели ставили её эпиграфом к своим книгам, её назидательно употребляли преподаватели всей образовательной вертикали. Недавно, у Виктора Шендеровича прочитал, как, оказывается, полностью звучит этот фрагмент - это отрывок из письма Ромену Ролану. Мне кажется, эта история как раз для сайта анекдотов.

Итак:
«Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек. Старуха считает такими книгами труды Платона, Декарта, Канта, Шопенгауэра, Спенсера, Маха, Евангелие, Талмуд, Коран, книги Ипполита Тэна, В. Джемса, Гефдинга, Карлейля, Метерлинка, Ницше, О. Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же «контрреволюционных» сочинений.
Лично для меня, человека, который всем лучшим своим обязан книгам и который любит их едва ли не больше, чем людей, для меня — это хуже всего, что я испытал в жизни, и позорнее всего, испытанного когда-либо Россией. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья. У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы. Вероятно, это было бы встречено смехом и, конечно, ничего не поправило бы».
Кто не в теме, речь идет о Н.К. Крупской...

Учитесь, господа!)
+390
Проголосовало за – 542, против – 152
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
30 комментариев, показывать
сначала новые

тамбовский кот 03.08.20 13:28

Да вранье сейчас это основной метод агитации белолнточников

+1
ответить

НМ ★★03.08.20 09:08

Не уверен, что Горький (1868 г.р.) стал бы Крупскую (1869 г.р.) называть "старухой", тем более - в письме известнейшему писателю, нобелевскому лауреату.
И Горькому, и Крупской было около 55. Роллан, кстати, был старше их обоих (1866 г.р.), т.е. он мог упоминание старости и на свой счет принять.
Врачами никаких психических изменений при Базедовой болезни не было описано в принципе.
Фейком ОЧЕНЬ СИЛЬНО попахивает.

+3
ответить

Detech03.08.20 07:44

И собстно где тут вырывание из контекста?
В цитате говорится о заслугах книг в формировании личности, и в первоисточнике говорится о том же.

Вырывание из контекста было бы если бы смысл цитаты менялся. Тут - не меняется.

Так же вырывание из контекста было бы если бы цитата восхваляла тогдашнюю власть, так как в первоисточнике она ругается - но там нет никакого восхваления.

В чем вырывание то?

+1
ответить

Москва202003.08.20 04:27

Старуха уже с ума сошла. А чё хотеть - возраст. И никому нетутдела до того , что она моложе Горького.
Ну и относительно трезвости ума... Этому буревестнику революции пизды бы вовремя дать. Может соцреализм бы был немного другой.

+0
ответить

Al Kh 02.08.20 23:46

Крупская мерзкая даже не из-за книг и писателей которые пыталась запретить.
Я очень удивилась когда то, она оказывается поставила свою подпись на решении о расстреле бухарина.которого ленин назвал своим сыном.которого она очень хорошо знала лично.

+-3
ответить

Васька Пупин ➦Al Kh03.08.20 00:06

При Сталине все ставили свои подписи на любых решениях. Велели подписать - подписала. Не подпишешь - через три месяца будешь каяться во всех грехах, через полгода сдавать друзей, а через год будешь довольна как слон, что тебя, наконец, везут на расстрел.

+2
ответить

Clopodav02.08.20 22:30

Все в жизни надо делать вовремя. В первую очередь, валить, пока границы открыты.

+1
ответить

Serge71202.08.20 15:34

Почему вырвано из контекста? Вырвано из контекста означает, что смысл фразы искажен, часто в противоположную сторону. В данном контекст нисколько не противоречит данному утверждению.

+2
ответить

Apleks➦Serge71202.08.20 19:22

Когда говорят, что вырвано из контекста это означает, что изменен смысл.
В данном случае, слова "всем лучшим своим обязан книгам и который любит их едва ли не больше, чем людей" это только комментарий, уточнение своей оценки роли книг в жизни людей, эти слова из фразы можно сказать дань литературному таланту М Горького, их вообще можно выкинуть и общий смысл её не изменится.
Главное в этой фразе оценка действий сов власти, то есть выдирая отельные слова смысл того, что хотел сказать Горький искажен.

+-1
ответить

Serge712➦Apleks02.08.20 21:33

Это никак не связанные вещи, что он сказал о себе и что он сказал о советской власти. Его мнение о советской власти никак не связано с его мнение о себе.
Вот если бы он сказал "всем лучшим я обязан книгам, торгуя книгами я заработал все свои деньги" тогда это было бы вырвано из контекста.

+0
ответить

Apleks➦Serge71202.08.20 22:58

Единицей является весь текст, вся фраза, если часть её противоречит по смыслу всему тексту, то использовать её отдельно от текста неправомерно.

+-2
ответить

Serge712➦Apleks02.08.20 23:22

Что за бред? Чем фраза противоречит тексту? Он написал "большевики плохие, а я хороший". В чем тут противоречие? То есть если написал "большевики плохие", нельзя написать "а я, в отличие от большевиков, хороший"? Нужно для этого новую книгу начинать?

+2
ответить

Dmitry Karpov 02.08.20 14:01

Прочитал список книг. Ну и что из него следовало бы оставить в библиотеках?
Учтите, что многие вещи сейчас уже неактуальны, а вот тогда они действительно представляли опасность для советской власти. Например, религиозная литература.

+-4
ответить

Apleks➦Dmitry Karpov02.08.20 19:24

Интересно, а что по Вашему не нужны современным людям?

P.S. Религиозность, исторические корни России большевики были вынуждены были вернуть во время ВМВ, когда решался вопрос об их участи.

+-1
ответить

Большой Балу➦Apleks02.08.20 21:53

Вот именно.
От скуки карантинной перечитал "Барбароссу" Пикуля. Там приведен эпизод.
Отец Василевского, светлая ему память, был священник и в молодости будущему маршалу пришлось отказаться на собрании, под протокол, от отца - обычная людоедская практика ублюдочной власти. Отец потом прозябал в нищете и голодал.
Но в 42м, когда "братья, чье братство скреплено кровью" взяли большевиков за горло, Рябому Параноику пришлось немного ослабить хватку на горле веры и он распорядился, "по-отечески", чтоб Василевский встретился с отцом и помогал ему.
Коммуняцкие пропагандоны тут же раздули это на всю страну, мол, какой душка бывший тифлиский семинарист! Дошло в из бреднях до того, что Сталин... все эти годы посылал анонимно переводы отцу Василевского!

+-4
ответить

Dmitry Karpov ➦Apleks02.08.20 22:17

Ну, религиозность - точно не нужна. Особенно - если религия не национальная, а мировая, значительная часть которой находится под контролем зарубежных клириков. Очень жаль, что в СССР не смогли окончательно выполоть это мракобесие, так что после краха СССР эти сорняки опять полезли во власть.

Обращение к историческим корням обычно означает, что система перестала быть прогрессивной и начала потихоньку деградировать. Собственно, религия (кроме начального периода, когда религия ещё в формате секты) обращена в прошлое - поэтому религия практически всегда противостоит прогрессу.

Все эти описания дворянских застолий и прочих мерзостей изначально вызывали у меня отвращение. Например, В "Войне и мире" есть эпизод, где дворяне на пиру выпивают шампанское и бьют бокалы об пол. Только я заметил, что эти твари мало того, что эксплуатируют крестьян - так ещё и даже не пытаются экономить средства с целью снизить степень эксплуатации. Лично мне стало понятно, почему крестьяне с таким остервенением жгли помещичьи усадьбы.
Но к сожалению, похоже, большинство учеников просто некритично перенимали описанные паттерны поведения. Собственно, это было одной из причин развала СССР.

Я бы одобрил, если бы возврат к религии и к историческим корням был бы временной мерой, после которой власть с новой силой начала бы выпалывать эти сорняки. Естественно, выпалывать их надо было аккуратно и вдумчиво - без репрессий, через насмешки.Вот только к тому моменту, как страна более-менее оправилась от ВОВ - уже мало кто понимал, зачем это нужно. Ибо люди, заставшие РКМП в зрелом возрасте - практически вымерли от старости.

+2
ответить

Apleks➦Dmitry Karpov03.08.20 07:58

1. О том, что управленец паразит, это мнение быдла.
Попробуйте прочитать того же Толстого "Анну Коренину", там прекрасно описан труд помещика.
2. Православная религия как раз и отличается от многих, что она национальная.
3. Большинство религий направленны на будущее, регламентируют настоящую жизнь, делая её более результативнее и нравственнее. Вообще, что можно приписать православию как обращению в прошлое, если уж о религии такое говорить, то наука история по Вашему вообще адово отродье.
4 Весь Ваш текст это Ваше личное желание регламентировать как жить другим ни смотря на их желание, то есть быть надсмотрщиком.

+1
ответить

Zloy Banderovets02.08.20 12:38

В гос.дуре таких баб 100%. И они же устанавливают законы для остального народонаселения.

+1
ответить

Woldemars➦Zloy Banderovets03.08.20 09:58

У тебя рада, кастрюлеголовый, скачи там молча.

+-1
ответить

Kelavrik_002.08.20 12:18

Даже если допустить, что цитата именно отсюда. А где искажение мысли Горького? Ну да, пафос против Крупской убрали, да он уже мало кого волнует. Крупская вообще много с литературой воевала, это да. Но бои уже не актуальны.

Искажение цитаты традиционно иллюстрируется по другому. "Было бы большой ошибкой думать" (с) В.И. Ленин. Просто дальше за этой цитатой стоит запятая слово что. То есть Было бы большой ошибкой думать, что...

+12
ответить

Железная Крыса➦Kelavrik_002.08.20 14:26

А вот это "важнейшим из искусств для нас является кино [ и цирк, потому что народ наш дик и безграмотен]" - это искажение, или нет?

+2
ответить

Serge712➦Железная Крыса02.08.20 15:23

Нет. Пояснение почему, нисколько не меняет смысла первой части фразы.

+-2
ответить

wimpall02.08.20 12:12

Шендерович - вообще нецитатопригоден. Это из серии "мне моня напел".

Шендерович ещё и не то напишет.

+-1
ответить

Dmitry Karpov ➦wimpall02.08.20 13:54

Шендерович пишет - этим и кормится.

+-1
ответить

Andrews➦wimpall02.08.20 20:32

Да, ладно! прекрасный автор. в 90-х полстраны его цитатми говорили из выпусков Кукол

+1
ответить

Booooo ➦Andrews02.08.20 23:12

В девяностых полстраны и Ласковый Май слушали, тоже прекрасные авторы? Или Шуфутинский? Я в другой половине был.

+-2
ответить

wimpall➦Andrews03.08.20 03:20

"прекрасный автор"

Мне он противен.

+0
ответить

XMent02.08.20 11:31

Цитата Горького взята из другого источника.
Примерно тогда же он написал предисловие к книге Рауля Мортье "Всеобщая история иностранных литератур" (Histoire générale des littératures étrangères, Paris: Quillet, 1925). В 1936 году перевод этого предисловия на русский был опубликован в качестве предисловия в сборнике "Книга и пролетарская революция" (М.: Изд-во ЦК ВКП(б) "Правда", 1937), со сноской "Русский текст статьи утерян", и оттуда уже пошло в народ. (Во всех изданиях словаря цитат Душенко неправильно указано, что по-русски впервые опубликовано в 1941 году, было несколько более ранних публикаций).

"Вы просили меня написать предисловие к этому труду. Я не умею писать предисловий, но не хочу отклонить столь лестное предложение и, воспользовавшись случаем, позволю себе сказать в нескольких словах, что я думаю о книгах вообще. Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом, а писатель — магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может, это смешно, но это так. Вероятно, скажут, что это энтузиазм дикаря; пусть говорят — я неисцелим." и т. д.

+11
ответить

васька ★★02.08.20 11:11

Крупская была пизда ещё та. Она вместе с вдовой Свердлова году что-то в 1927 организовала собрание семей военнослужащих охраны Кремля, на котором всячески поносили Чуковского: "Создаёт своими книгами у детей неправильный образ крокодила. Вместо того, чтобы описать это африканское животное в его среде обитания, он пишет, что крокодил курит сигары и гуляет по Невскому проспекту." Не дословно, но по смыслу соответствует. А чего, они же никто, а рулить хочется. Недаром Сталин сказал Крупской на какой-то её наезд: "Ты веди себя потише, а то мы можем Ленину и другую вдову дать."

+6
ответить

qwerty83202.08.20 11:09

Правильно вырвать из контекста - это вложить во фразу смысл, которого в ней не было, а то и вовсе сменить его на противоположный. А здесь-то что не так?

+5
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru