История №978511
В последних классах школы, каждый школьник должен был выбрать своё направление в УПК (учебно-производственный комбинат), где и получит основы рабочей специальности. Выбор был "богат": слесарь, токарь и всякие там сантехники и ещё хрен знает что. Билиад....
А у моего отца был друг, лётчик гражданской авиации, поляк по фамилии Шиманский. К сожалению, забыл как его звали по имени-отчеству. И вот однажды, Шиманский мне сказал, что при аэропорту Жуляны открыли особый УПК, в котором школьников учили основам.... авиации. Туда по умолчанию брали детей лётчиков, но он может за меня похлопотать. Вот это да!
И в моей жизни наступил волшебный период. Во-первых, нам выдали форму курсантов, во-вторых, нашими преподавателями были не профессиональные педагоги, хорошо обученные отбивать у школьников любую тягу к учёбе, а действующие лётчики гражданской авиации. Если верно помню, среди них была ротация, т.е. преподавательский состав периодически сменялся, но я хорошо помню, что все они были влюблены в небо, в самолёты. Такую любовь к своей профессии можно было видеть исключительно редко: я видел это только дома (у своих родителей) и на УПК.
Мы изучали углы атаки (угол под которым воздух попадает на крыло во время полёта), закрылки, элероны, полёт по "коробочке", основы ориентации самолётов (навигаторов ещё не было: на дворе 1990-1), приборы. Помню, когда держишь в руках гироскоп - прибор, который сохраняет свою ориентацию в пространстве - т.е. его в руках практически не возможно развернуть вокруг своей оси - такое ощущение, что если его отпустить, то он зависнет в воздухе... Это, конечно не так: законы физики никто не отменял. Нас возили в институт ГВФ, где мы "на сухую" учились разбираться в проборах АН-2, доводя свои знания до автоматизма. Мы часто бывали на кладбище старых самолётов на лётном поле Жулян, где изучали историю советского самолётостроения.
Не хватало только практики.
И вот, где-то через 3-4 месяца после начала учёбы, нас стали брать на авиатренажер. Тренажер был настоящим, на котором тренировались лётчики, переходящие на ЯК-42 с других самолётов. Тренажер занимал весь первый этаж какого-то здания в аэропорту Жуляны и представлял из себя впечатляющее зрелище для эпохи до развития компьютеров. Итак, представьте себе кабину, вырезанную из настоящего ЯК-42, в котором работают ВСЕ приборы, штурвалы, тумблеры. Когда газуешь моторами - слышен настоящий звук моторов из динамиков, а главное: когда двигаешься по рулёжке, летишь или приземляешься - в окна виден самый настоящий пейзаж: дома, дороги, коровы какие-то - короче, всё очень натурально. Кроме того можно было имитировать ночь, плохие погодные условия, боковой ветер под заданным углом и кучу всего другого. Не забываем - тренажёр был предназначен для настоящих лётчиков, которым потом людей возить, так, что всё было сделано очень реалистично и машина вела себя как настоящая машина в воздухе и на земле, включая встряску кабины при посадке.
Это сегодня таким никого не удивишь. В Мюнхене за 80 евро за пол часа можно "полетать" на Боинге 707 со всеми теми-же наворотами, даже круче. Но сейчас на дворе 2018-й, а тогда был 1990-й и компьютерные технологии были, мягко говоря, не развиты.
Как-же они это сделали? Очень "просто": соседнее помещение, размером с небольшой заводской цех было оборудовано под лётное пространство. Там был очень реалистичный макет аэропорта и окрестностей. Макет был площадью около 800 квадратных метров (по моим прикидкам). И вот, когда в кабине ЯК-42 очередной "камикадзе" пытался совершить облёт аэродрома по коробочке, в макетном зале специальное устройство из 3-х или 4-х совмещённых камер ездило над макетом, в точности повторяя движения "лётчика" в кабине. А картинка передавалась на проекторы, установленные над кабиной. Вот так и достигалась реалистичность. Точность исполнения макета поражала. Казалось бы: какая разница будут ли в окрестных домах оконные проёмы или дома будут просто коробками? Ан нет - всё было очень точно выполнено. Видимо и макет делали любящие свою работу люди.
Со временем каждый из нас научился неплохо управлять самолётом. Самое сложное, это посадить самолёт: поначалу или грохаешь его о посадочную полосу или, увлекшись направлением носа самолёта в горизонт при посадке - проскакиваешь полосу и тогда нужно идти на второй круг. Интересно сажать самолёт при сильном боковом ветре: самолёт садится немного боком - ощущение - непередаваемое.
В общем, я за несколько месяцев отлично натренировался.
И вот однажды во время такого тренировочного полёта мне в голову пришла идея... сорваться в штопор и попробовать из него выйти. Во время облёта аэродрома по коробочке, я стал набирать высоту. Препод, всегда сидящий на месте второго пилота во время наших полётов, но не держащий штрувал, ещё не заподозрил неладного и буднично мне указал, что я превышаю высоту. Я выровнялся на пару секунд и продолжил подъём.
- Штурвал плавно от себя!
Я подлетал к повороту "коробочки" и решил перед поворотом сбросить скорость, а на самом повороте попробовать скользнуть на крыле в бок и войти в пике. Мои странные действия не ускользнули от внимания опытного пилота рядом со мной (скорее всего он давно раскусил мой "хитрый" план). Я уже начал скользить по крылу влево, когда препод взял штурвал, начал поддавать газу, и исправил ситуацию.
А тогда я говорю что-то вроде: "Дядь Паш, дай я скользну, а потом попытаюсь вывести" (профессионального сленга я сейчас уже точно не помню). Поворот был пройден, но через минуту был следующий. Надо заметить, что такой фамильярности с преподами мы себе никогда не позволяли - всегда обращались к ним только на Вы и по имени-отчеству. А они при нас никогда себе не позволяли ни матом ругнуться, ни как-то по-другому уронить своё достоинство, хотя и вели себя с нами на равных, без заносчивости.
И тут я услышал от препода то, чего не слышал ни до ни после: "Бл*дь, меня ж вы*бут". Пауза 2-3 секунды. "Ладно, давай по-быстрому."
Как раз подлетаем к повороту. Выравниваю самолёт ("закрылки на ноль", если правильно помню как это называлось). Сбрасываю газ до минимума. Вхожу в поворот. Штурвал влево градусов на 25 и немного вперёд.
Ура! Я заскользил по крылу влево! Даю газ, пытаюсь вывести самолёт из пике. А хрен - не даётся.
Короче, разбился нахрен об какой-то дом на макете.
Заодно узнал, что в таких ситуациях камера в макете не бьётся об "землю" или "дома", а за секунду до этого отключается и уходит на исходную взлётную позицию.
А мои одноклассники в это время учились стругать табуретку, менять резец в токарном станке и прочее говно.
поставил + за авантюризм, а вот за последнее предложение сто минусов бы - если бы не друг папы, то строгал бы ты буратин (в идеале) для кукольных театров, а то и основы для щеток (даже не табуретки)
Йа тоже буржуй: в моем физмате за УПК считались лабы по физике и информатике, т.ч. УПКшили мы стопудов с пользой. А вот ровесник-сосед из обычной школы и его одноклассники раасшифровывали УПК как "учебно-покерный комбинат" (вариант - преферансный), потому что практикантов на том заводе отводили подальше от цехов и строго наказывали сидеть и не путаться под ногами.
А мой отец работал на Байконуре. У нас всё было. Магазины ломились от чешского хрусталя и болгарских кухонь. У нас, кстати, была розовая. Да...
И вот однажды по дороге в УПК я встретил дядю Серёжу. Слово за слово, зашли в гастроном выпить томатного сока и тут он мне говорит, мол, нахера ты эти табуретки стружищь. Приходи к нам на космонавта учиться. Вот так я и стал космонавтом. Полетать официально не пришлось. Но без афиш пару раз прошвырнулся канешно. Времени не так много. Я ведь ещё и мажоритарным акционером у Маска подрабатываю в свободное время. А так шью днями напролёт. Вон занавесочку заказали на трещину на космической станции. Кто же как не я?!
вы катались на тренажерах и распиздато проводили время, а ваши ..удаки - одноклассники фигней страдали, станки осваивали, идиоты...
а через 5 - 10 лет вышло, что плиточник и фрезеровщик - короли рынка.
а чувак "с опытом вождения ЯК-40 на тренажере" - ну по телевизору только показать... на потеху зрителям...
Не знаю, в каком УПК тебя учили, но пиздеть красиво для дилетантов ты неплохо научился.
DmitriMedvedev140965 ★• 01.11.18 20:33
"прочее гавно" не надо ставить автору в укор!Многие специалисты в одной теме не любят спецов из другой отрасли.Например в судостроении,механиков корпусники называют "негры",а те их-"тупая кница") Это просто прикол такой у профи,не более.
DeliriumTremens• 01.11.18 15:40
вот эта история - уже не какие то там "котята в мимозах" для однодневного хавносайта с сомнительной рекламой, а рассказ уровня В.Драгунского
вывод:
в печать, однозначно (после мелкой работы над ошибками)
Насколько я понимаю, сотрудники Жулян устроили своим детям и примкнувшему автору приятное развлечение вместо строгания табуреток. Потому что от умения держать молоток/рубанок/стамеску практическая польза в дальнейшей жизни вполне может наступить, а от умения рулить самолетом на тренажере вряд ли. Хотя, удовольствие, конечно, несравнимое.
История вполне ничего, но последней фразой автор её убил. Потому что ни вины одноклассников в обучении замене резца на токарном станке, ни заслуги автора в прогулках на симуляторе нет. А некоторый налет превосходства присутствует.
drrddr➦Popington• 01.11.18 16:36
Да не, зря, это уникально к месту, иначе что есть белый костюм д'Артаньяна без взрыва бочки под куполом цирка?
Goettinger➦drrddr• 01.11.18 19:30
угу... а потом открываешь обсуждалку и уже после 3-4 коммента и ответных расшаркиваний автора вспоминаешь анекдот про футбольного судью - ЛГБТониса: "и все кричат мне "пидорас!", "пидорас!!!", а я такой кланяюсь, кланяюсь..."
Знаешь, По, обычно мне твои рассказики симпатичны, и этот такой тоже - простенький, но приятный, потому колебался... Но поставил всё же минус, испортил ты весь настрой последней фразой. Выпендрился.
Понимаешь, умение из куска дерева или стальной болванки сделать вещь, придать форму - оно ничуть не хуже, да и процесс создания чего бы то ни было всегда увлекателен. Просто любящие небо лётчики тебе попались (других не бывает), а талантливого фрезеровщика ты не встретил (с этим чутка потруднее). Однако не стоит обижать чужую профессию потому лишь, что лично ты не видел достойных представителей.
Слишком долго набирала коммент, отвлекалась, не увидела вашу реплику. :р))
Popington ★➦Арсений• 01.11.18 16:10
верно. признаю свою ошибку по поводу оценки рабочих специальностей.
Chicago95 ★➦Popington• 02.11.18 04:54
Да ладно тебе! Все уже привыкли.
Только в следующий раз, когда будешь на Д’Артаньяне выезжать, помой его малёхо. И подковы обнови
Несколько дней назад автор рассказывал, как он не хотел учиться. Потом, из страха перед ПТУ с репетиторами за несколько месяцев освоил школьную программу. По-моему, дело в том, что родители проплатили учителям и те под видом репетиторства наставили ему за деньги хороших оценок.
Теперь автор опять устроился, поливая грязью не имеющих связей одноклассников, он играет в компьютерные игры
Несколько раньше месье Popington сообщал о себе, что он ортодоксальный еврей и живет в Мюнхене. То есть он гордится, что он еврей, но живет не в Израиле, не воюет на свое государство и не дает воевать детям, и опять же он гордится, что устроился в благополучной и богатой Германии. Ортодоксам нельзя работать, они молятся, за тех, кто дает им средства на жизнь, подаяние. И снова Popington устроился.
Такое впечатление, что кто-то на этом пытается спровоцировать волну юдофобии (или жидофобии?, да простят меня настоящие евреи, живущие в Израиле и воюющие за свое государство. Не знаю как назвать ненависть к евреям по-русски) и на фоне этого или подставить сайт под закрытие или под санкции
akunamatata➦ИгорьМ• 01.11.18 15:09
Не волнуйтесь. "Провокаторы провоцировали, провоцировали, да не спровоцировали, не выпровоцировали". Камерер - вот кто умеет проывоцЫровать, профессионал.
ИгорьМ➦akunamatata• 01.11.18 15:16
Похоже, что это один источник. Камерер скомпрометировал себя полукриминальным прошлым ("бывший фармазон будет еще нас поучать") и вместо него создан новый персонаж с "правильной" биографией еврейского всеми угнетаемого мальчика
DeliriumTremens➦ИгорьМ• 01.11.18 15:43
тут таких 7/8 авторов, если что, в основном они в штатах живут и любят Израиль на расстоянии
ИгорьМ➦DeliriumTremens• 01.11.18 15:51
Большинство из них не оскорбляет и не провоцирует других. Право человека жить там, где он хочет. Но нельзя унижать других людей прикрываясь национальностью, расой, возрастом. Скажи что-то против Popingtonа и сразу польется море обвинений в юдофобии. Другие люди еврейского происхождения наезд на себя не воспринимают с национальной точки зрения. Ну поссорились 2 человека, обругали друг друга (гавном, чудаками и пр. и все.), а здесь попробуй покритикуй... и все, ты - фашист
Popington ★➦ИгорьМ• 01.11.18 16:07
Репетиторы были не из школы. По математике репетитором был заслуженный учитель Украины, а по физике бывший доцент МФТИ. И таки да - стоила их помощь очень дорого. Но к моей среееееедненькой такой школе они не имели ни малейшего отношения.
А то, что религиозным евреям нельзя работать: правда, зуб даю. Можно только пить кровь христианских младенцев.
Popington ★➦ИгорьМ• 01.11.18 16:24
Где? Я? Кого-то? Обвинил? В? Фашизме? Из-за? Того? Что? Он? Наехал? На? Меня?
Что ты мелешь?
Пётр Корнов➦ИгорьМ• 01.11.18 17:35
А кто-нибудь знает о том, что "Камерер скомпрометировал себя"? Просто интересно.
DeliriumTremens➦Popington• 01.11.18 18:33
Не обращай внимание... Я помню сам на 1м курсе учился и чувствую высшую математику не сдам. Ходил к репетитору всего 4 раза , (препод из другого вуза) ,и тот мне объяснил простыми словами многое тогда мне непонятное. Так вот ...
Из 25 человек в группе нашей математику сдали 11. Остальные - ушли ...
Я-сдал. И до сих пор математику знаю и люблю. Понимаю зачем она нужна...
Вот что такое хороший репетитор.
Popington ★➦DeliriumTremens• 01.11.18 18:40
Мой профессор математики в КИСИ Журавель А.Е. говорил: пройдут годы и вы забудете математику, но образ мышления останется
Абсолютно прав оказался.
Если автор не врёт, то ему повезло. Я всегда мечтал о небе, даже пытался в августе 1991 года перевестись в КИИГФ, но случился ГКЧП и всё заверте...
Я на УПК был каменщиком и прыгал с парашютом в ДОСААФ. Если бы пошёл в ДОСААФ сразу, в 9-м классе, а не в 10-м, то на УПК можно было бы "забить".
Paulpelz ★➦Popington• 01.11.18 12:05
Нет, это просто опечатка. КИИГА. Набрал вместо русской "А" английскую.
Киевский институт инженеров гражданской авиации.
Пирамидон ★➦Popington• 01.11.18 12:24
У сотрудника жена в Полтавском училась заочно.
Когда она возвращалась с сессии, он спрашивал: ну как там у тебя в ПИСИ дела?
У меня в школе был не УПК, а курсы ДОСААФ.
Шесть месяцев учили на оператора РЛС.
А мои одноклассники в это время получали права категории "С" от ДОСААФа.
Paulpelz ★➦Пирамидон• 01.11.18 12:06
У меня одногруппник тоже получил в ДОСААФе права на "С". Не всем предлагали, кому что досталось.
Пирамидон ★➦Paulpelz• 01.11.18 12:31
Вот вот!
Мне как раз говно и досталось.
Впрочем, судьба иногда делает подарки, ценность которых сразу не в состоянии понять.
Срочную службу проходил в ИАП ПВО Страны на Миг-25. Когда самолёты задолбали вкрай, и руки уже не сгибались от чехления самолётов в морозы, показал ксиву оператора РЛС и сдрыснул на командный пункт планшетистом. Там недобор образовался после очередного дембеля.
СибирякС➦Пирамидон• 01.11.18 17:43
А я до сих пор обижен на своего преподавателя машинного дела .Как поле пахать или снегозадержание-так я,а как права со всеми категориями получать -так сынки деятелей из райкома и райисполкома.
А почему историю заминусовали?
По-моему, красиво.
Или это из-за того, что автор говно говном назвал?
Anny___J➦Alexander_A• 01.11.18 11:43
Некоторые из "учились стругать табуретку, менять резец в токарном станке и прочее говно" сейчас летают на настоящих самолетах, а этот ни на чем кроме тренажеров не летал и то по знакомству.
Popington ★➦Anny___J• 01.11.18 11:50
Всё верно. Кто бы мог подумать, что по прошествии менее 30-ти лет с тех пор, при поездках в Киев я буду летать именно в Жуляны потому-что там парковка, обслуживание и заправка дешевле, чем в Борисполе?
Popington ★➦Anny___J• 01.11.18 12:03
Phenom 300. Но я, к сожалению, не могу сам пилотировать, а только завидовать :-)
Popington ★➦Anny___J• 01.11.18 12:14
будете смеяться, но жена и мама не разрешают мне сделать лицензию пилота. так-что эта мечта останется мечтой
Popington ★➦Anny___J• 01.11.18 12:21
Смог убедить жену разрешить ему сделать лицензию? :-)
Popington ★➦Anny___J• 01.11.18 12:33
тут как в анекдоте: у вас есть девушка? нет, мне жена не разрешает
Alexander_A ★➦Anny___J• 01.11.18 12:33
"а этот ни на чем кроме тренажеров не летал и то по знакомству."
Вы про автора?
Ну и хрен с ним.
А про УПК совершенно точно в истории написано. Я, как и автор, не захотел быть слесарем, но у меня в школе был исторический класс, который был освобождён от участия в "говне".
ЗЫ. А курсов пилотирования чего-нибудь вроде Сесны - полно и стоимость - вполне посильная: В Израиле - порядка 10 тыс. долларов, в Европе можно найти ещё дешевле.
Дело - за желанием и временем.
Anny___J➦Alexander_A• 01.11.18 12:46
Сейчас и у нас можно на тренажере полетать, только стоит как в Мюнхене.
Пирамидон ★➦Popington• 01.11.18 12:53
Прилетай к нам в Гостомель.
Может дешевле стоянка будет. Да и встречу с караваем)))
Popington ★➦Пирамидон• 01.11.18 12:57
Мой дед родился в Гостомеле.
Там есть аэропорт, который может посадить феном 300 (сомневаюсь)? не будь уверен, что там будет дешевле - у вас там в Украине очень до денег шибко жадные. в Мюнхене моя машина стоит за 10 в месяц в ангаре, правда договор долгосрочный.
Пирамидон ★➦Popington• 01.11.18 13:02
Ну, если Ан-225 Мрия садится, бразильский окурок и подавно сядет)))
Сейчас звонил по внутреннему телефону, никого нет. Обед.
Popington ★➦Пирамидон• 01.11.18 13:13
Ох ни хрена себе.... Не гонишь, что ты там при делах?
Пирамидон ★➦Popington• 01.11.18 13:17
Лётно Испытательная и Дорабатывающая База ОКБ Антонова. Есть коммерческая зона.
42 года тут при делах))
Popington ★➦Пирамидон• 01.11.18 13:28
частников не сажаете иначе я бы уже давно об этом знал. жуляны попухли. я уже молчу про борисполь
Пирамидон ★➦Popington• 01.11.18 14:31
Международный аэропорт Гостомель.
Тут лоукосты даже хотели забацать. Грузовой терминал есть, таможня и погранцы само собой в наличии.
Алексей 18 ★➦Alexander_A• 01.11.18 17:11
Нормальныя история, не минусовал, но и рабочие профессии говном не назову. Оно, говно - очень индивидуально.
beglets➦Alexander_A• 01.11.18 17:17
Кто трусы ребятам шьёт?
Какое-то говно, но не манагер!!!
-Классный ремонт! Кто делал?
-Да, какое-то говно...
И танк говны собирают, и даже канализацию для говна!
А манагеры - да, манагеры молодцом!
DeliriumTremens➦Alexander_A• 01.11.18 18:39
Автор назвал резким словом те профессии что ему неинтересны. Любой мастер своего дела относится к другим свысока. И так везде. К примеру знаю в автосервисе деда что моторы на слух диагностирует и чинить так что по полмиллиона потом бегают .. а остальных слесарей он и за людей не считает.
Popington ★➦DeliriumTremens• 01.11.18 18:43
Ладно объяснюсь - хотя шквал критики даже не пытаюсь остановить. Я неудачно выразился - имел ввиду не специальности, а своих одноклассников, которых уже тогда ничего не интересовало, кроме как выпить. Сейчас, по прошествии 26 лет после выпуска - половины уже в живых нет, а из оставшихся почти все - спились. Такая вот у меня была школа.
Alexander_A ★➦DeliriumTremens• 01.11.18 20:32
"Любой мастер своего дела относится к другим свысока."
Нет.
Не в этом дело.
Просто работать надо ГОЛОВОЙ. А не руками.
Конечно... как там.. в поте лица добывать хлеб...
Потом уже другие попы про гегемон что-то несли...
Но цивилизацию развивают работающие головой. А для копошения с цементом, машинным маслом и припоем есть китайцы.
Alexander_A ★➦beglets• 01.11.18 20:33
"Кто трусы ребятам шьёт?"
Китайцы.
Всем ребятам всего мира трусы шьют китайцы.
И это - правильно.
Alexander_A ★➦Алексей 18• 01.11.18 20:34
" Оно, говно - очень индивидуально."
Ну ... тут хрен что можно возразить на это... ну да.
)))
ElenaEPetrova ★• 01.11.18 10:44
Вам действительно очень повезло с практикой. Особенно если впоследствии Вы пошли в авиацию. Но "прочее говно" в общем-то чаще требуется в жизни, как ни странно. Для женщины очень полезно уметь шить простейшие вещи, для мужчины - чинить те же табуретки. Я, например, не Бог весть какая швея, но работать на швейной машинке научилась в школе. Несколько раз это выручало. Да, сложные вещи я закажу мастеру, но сшить юбку, зашить разошедшийся шов и т.п. я смогу сама. Благодаря практике и урокам труда в школе.
Popington ★➦ElenaEPetrova• 01.11.18 10:55
Нет, в авиацию я не пошёл. А стал простым председателем совета директоров. Но небо люблю до сих пор.
Irma➦ElenaEPetrova• 01.11.18 10:57
Поддерживаю. Только я считаю, что человеку независимо от пола нужно уметь, грубо говоря, пуговицу к штанам пришить и кран на кухне починить. Была история однажды, на майские праздники полетел кран... Не вызовешь никого...
Popington ★➦ElenaEPetrova• 01.11.18 11:00
Уже жалею, что так отозвался о рабочих специальностях. На моих предприятиях работают многие сотни рабочих и у меня к ним нет никакого пренебрежения - это искренне. Беру эти слова назад.
olegabir➦ElenaEPetrova• 01.11.18 11:15
Я с Вами согласен, а вот повезло ли автору или нет большой вопрос, т.к. на практике его навыки никак не применимы.
Майор Занудство➦Popington• 01.11.18 11:50
Пятилетний советский мальчик, мечтающий стать капиталистом? Охренеть.
Без рабочих профессий ты сам будешь по уши в говне,в шкурах и ходить пешком.
robin1➦МизаилЗ• 01.11.18 11:47
Рабочие профессии очень нужны, пусть им учатся те у кого нету нужных знакомств :)
самое круто было учится на оператора ЭВМ, всё остальное полное лажа и самолёты ваши
толку быть токарем толку паять, а вот понимать как работают компьютеры это круче всего
olegabir➦Oldmen• 01.11.18 10:32
Толк очень простой, все уже имели практически специальность и возможность подрабатывать. А так же представлять о реальном труде, а не фантазировать кем я могу быть.
Есть много вещей, которых не купить в магазине, но можно напаять самостоятельно)
Именно так :-) Мы все завидовали одноклассникам с приемниками в спичечном коробке :-)
Вот прочее "говно" не к месту....Я закончил УПК по специальности токарь универсал, после практики на заводе в течении 2х месяцев получил 3й разряд.
Точил нестандартные болты и гайки для нашей оборонки.
На заводе даже получал зарплату, как стажер.
Девчонки, которые учились на парикмахера, проходили практику в реальных парикмахерских, (их даже учили пользоваться опасной бритвой, они брили надувные шарики)пенсионеров и детей стригли бесплатно.
Парни электронщики - паяли платы для приемников.
Девчонки, которые учились на швей - реально шили халаты для врачей в поликлиниках. Причем размеры им заранее давали по списку, а так же ФИО, кому.
Я до сих пор считаю, что это было очень разумно.