История №968159
[нашел на https://vz.ru/society/2018/1/15/903603.html]
Потоки оскорблений и хамство – главная реакция, которую получили в свой адрес некоторые предприниматели, решившие бесплатно раздавать] свою собственность беднякам. Как выяснилось, такие примеры в России не редкость. С чем связано подобное поведение тех, кто, казалось бы, должен только благодарить за любую оказанную им помощь? [https://vz.ru/news/2018/1/12/903269.html
В прошлом году владелица одного из продуктовых магазинов Калуги Яна Гурова решила раз в неделю раздавать хлеб местным пенсионерам, однако спустя полгода вынужденно свернула благотворительную акцию: соседние магазины стали жаловаться на постоянные скандалы и драки за бесплатный хлеб.
Первое время акция шла успешно, рассказала газете ВЗГЛЯД журналист местной газеты «Весть» Капитолина Коробова: «О ней рассказывали СМИ, отметили в городской управе за добрую инициативу. Эта история прозвучала в рамках проекта «Полка добра», однако Яна Гурова отказалась в ней участвовать». Она сообщила журналистке, что за время своей благотворительной инициативы получила столько негатива и оскорблений, сколько не получала за всю свою жизнь. [http://www.vest-news.ru/news/107903]
Черная неблагодарность
«Раздавая длительное время хлеб пенсионерам, мы знали, что делаем правильно. Но больше мы этим заниматься не будем. Категорически. Сначала все было нормально, а потом поставщик хлеба стал привозить его гораздо позже, чем люди привыкли. Магазин открывается в девять утра, а народ выстраивался в очередь за час до открытия. Мы просили, чтобы пенсионеры приходили попозже, что хлеб достанется всем в течение дня. Но люди продолжали скандалить, доводить до слез продавцов, звонили с жалобами в отдел торговли в горуправу, заявляли, что мы воруем хлеб у пенсионеров. И тогда я решила: все!» – рассказала Гурова.
Похожий случай произошел на Урале в марте прошлого года. Предприниматель начал раздавать хлеб, однако через некоторое время столкнулся с черной неблагодарностью покупателей. «Каждый день к нам приходили люди, хорошо одетые, у которых есть деньги, и кричали матом, если буханок уже не было. Мол, чего вы, такие-сякие, не могли оставить нам одну булку, что ли? – рассказал «Комсомольской правде» предприниматель Артак Акопян. [https://www.ural.kp.ru/daily/26658.5/3679258/] – Дошло до того, что крыли матом и меня, и продавцов. Люди решили, что мы обязаны бесплатно давать им хлеб!»
Провал благотворительности в Калуге вызвал мощный резонанс: предпринимательницу зовут на телевидение, но она отказывается обсуждать эту тему. «Вы не подумайте, она не жадная, дело не в деньгах. Беда в людской реакции и неблагодарности. Это не только в России проблема «халявы», но и во всем мире. Люди жадные», – считает Коробова.
По ее словам, калужских и обнинских пенсионеров в принципе нельзя назвать бедными: «По Центральному федеральному округу мы четвертые по уровню заработка. По-моему, средняя зарплата 41 тысяча рублей. У нас, в принципе, живут хорошо, но кто же в этом признается? У нас в два раза больше по нормам магазинов и торговых центров, и они не закрываются, значит, пользуются спросом».
Это подтверждают и сами пенсионеры. «Те, кто действительно нуждаются в хлебе, никогда не будут поднимать гам в очередях и устраивать скандалы. Это вопиющее бескультурье, и совершенно не зависит от статуса человека, пенсионер он, служащий или школьник. Тот, кому нужен хлеб, будет рад любому куску. А эта ситуация или из-за одиночества и банальной нехватки общения, или попытка провокации. Если в семье два–три инвалида, соответственно, несколько пенсий, и если не пить и не курить, то денег хватит. Да, не на роскошную жизнь, но хлеб за 40–50 рублей можно себе позволить», – прокомментировала ситуацию газете ВЗГЛЯД пенсионерка Раиса Бойко.
Калужских предпринимателей история с очередями и скандалами не испугала. Более десяти магазинов Обнинска и Калуги запустили «Полки добра», на которые любой желающий может положить продукты питания, а любой нуждающийся – что-нибудь с них забрать. Причем ограничений по продуктам нет, и, как отметила Коробова, люди ведут себя достойно, не сметая с полок продукты по принципу «лишь бы другим не досталось»:
«У нас даже был случай, когда постоянный покупатель взял крупу, алкоголь – и направился к кассе. Но, проходя мимо полки, остановился. Продавцы подумали, что он что-то возьмет из продуктов – специфический все-таки контингент. Однако после прочтения информации он пробил товар на кассе и оставил крупу на полке».
Стоит отметить, что оба предпринимателя решили проблему с неудавшейся акцией, но по-своему. Гурова заявила, что теперь будет помогать не пенсионерам, а детским фондам, перечисляя им часть выручки. А Акопян начал оказывать адресную помощь, продавая хлеб нуждающимся по себестоимости. Таким образом они решили отсеять жадных скандалистов, не забыв о тех, для кого недорогая буханка хлеба – вопрос выживания.
Председатель новгородского отделения Российского Красного Креста Наталья Николаева сообщила газете ВЗГЛЯД, что практика оказания адресной помощи продуктами питания в большей степени касается детей, а не пенсионеров. Для последних важнее медицинская помощь, особенно в удаленных районах: «Продукты питания, соки они, конечно, получают, но это важнее все-таки для детей».
«Вы тратите мой миллион!»
При желании любой предприниматель может оперативно организовать благотворительную продуктовую акцию. Но ситуация заметно усложняется, если помощь требуется погорельцам: помимо бизнеса, в этом случае должны подключаться общественники, власть, благотворительные организации. Казалось бы, у последних большой опыт, да и схема отработана, однако можно остаться виноватым и в этом случае. Причем обвинения растут прямо пропорционально той сумме, на которую рассчитывают нуждающиеся.
Подобный случай произошел в мае прошлого года в Новгородском районе, где пожар уничтожил 12 квартир на мансардном этаже в поселке Панковка. Один человек погиб, порядка 50 остались без крова. В рамках расследования было обнаружено множество нарушений строительства.
«Правительство могло просто «закатать» крышу, раз квартиры не были застрахованы. Люди не поняли этого и остались недовольны, предъявляя после ремонта нелепые претензии вроде того, что ручка окна не в ту сторону открывается. Они, видимо, ожидали какой-то другой помощи, а поскольку я всегда была с ними на связи, они постоянно обвиняли меня во лжи, попытке украсть деньги», – рассказала газете ВЗГЛЯД психолог Татьяна Чернева, на момент истории с панковскими погорельцами – директор новгородского благотворительного фонда «Звездный порт».
«Благотворительная организация должна прозрачно работать, предоставляя все отчеты о помощи и переводах средств. А погорельцы это, видимо, как-то по-другому воспринимали, – продолжает Чернова. – Например, для того, чтобы не платить проценты банку за перевод денег, нужно было оформить пожертвования как зарплатный перевод. На это должно было уйти определенное время из-за формальностей. Пока оформлялись деньги, я уехала в командировку, а в соцсетях активно обсуждалось, что я уехала в Череповец с миллионом, чтобы эти деньги там потратить. Правительство сделало очень много для этих людей, но погорельцы обливали власти ушатами грязи».
Предприниматели, которые жертвовали погорельцам необходимые вещи, впоследствии жалели об этом, поскольку тоже столкнулись с волной негатива в свой адрес.
«Наш магазин передавал двенадцати семьям обои, товары для дома, однако погорельцам все время что-то не нравилось: то они говорили, что вещи до них не дошли, то эти вещи были для них недостаточно качественными. Из всех семей претензии не высказала только одна. По мнению многих новгородцев, своим поведением погорельцы сами оттолкнули потенциальных благотворителей и получили то, что заслуживают. Мы знаем, что некоторые бизнесмены хотели оказать адресную помощь, но, видя реакцию людей, передумали», – рассказал газете ВЗГЛЯД владелец одного из магазинов, оказывавший поддержку погорельцам.
Почему помогать бесполезно?
Часто люди просто не понимают, как работает механизм благотворительности, считает руководитель благотворительного фонда «Благое дело 53» Светлана Петрова из Великого Новгорода.
«Бывают завышенные ожидания. Что бы ты ни делал, этого никогда не будет достаточно. И мне кажется, это у нас какой-то менталитет из советских времен, или еще раньше. К нам всегда должен кто-то прийти и решить проблему. Даже если сделаешь кому-то что-то хорошее, все равно в соцсетях напишут, что раньше было лучше. И никого не волнует, что ты потратил свое время, свои деньги», – заявила она газете ВЗГЛЯД.
«Что с этим делать? Мне кажется, это вопрос из разряда вечных философских тем. Отсылая к Достоевскому и Великому Инквизитору, когда людям не нужна свобода воли, им нужен хлеб и чудо. В некотором роде тут может еще сработать фактор толпы. Представьте себе, что брать бесплатный хлеб – это унизительно. Поэтому толпа может стать злым и неуправляемым организмом. Возможно, чтобы избежать в будущем подобных ситуаций, и калужской предпринимательнице, и другим нужно принимать какие-то пиар-решения. Объяснить принимающим помощь людям, что, по сути, благотворители этот хлеб берут у своей семьи, детей, и отдают чужим людям», – резюмировала Петрова.
Прежде всего -менталитет! Человеку с рабским менталитетом ничто не поможет, человеку с менталитетом богача помогает всё - и он сам готов помогать.
Блин, ну, как тут не вспомнить недавно рассказанный любимый анекдот Михаила Суслова:
Советские времена.
На бульвар привезли бочку кваса. Продавец отцепляет ее, готовится торговать.
Подходит мужик:
- Сколько стоит вся бочка?
- Ну, считай: двести литров, по тридцать копеек кружка. Сто двадцать рублей.
- Вот тебе деньги, иди отдыхай, развлекайся. Вечером придешь за пустой бочкой.
- Хорошо!
Продавец уходит. Мужик разворачивает плакат "Квас бесплатно". Народ сначала удивился. Потом стали подходить. Потом очередь образовалась. Потом длинная очередь. Потом толпа. Мат, крики. Кто без очереди лезет, кому-то не досталось. Драка началась.. Поножовщина. Милиция приехала. Толпу разогнали. Зачинщиков - в кутузку. Мужика туда же.
Начинают его прессовать:
- С какой целью спровоцировал драку?
- В мыслях не имел!
- Незаконной торговлей занимался?
- Бесплатно людей квасом угощал. Есть свидетели.
- Значит, квас ворованный!
- На свои кровные купил. Имею право.
- Может ты псих?
- Нормальный. У меня и справка есть.
- Ладно, мужик, мы тебя отпустим. Только скажи, зачем ты это сделал? Зачем свои деньги тратил? В чем фишка?
- Ладно, так и быть, скажу. Человек я уже не молодой. До коммунизма точно не доживу.
А так хотелось посмотреть, как оно будет... При коммунизме...
>> Каждый день к нам приходили люди, хорошо одетые, у которых есть деньги, и кричали матом, если буханок уже не было
>> Это не только в России проблема «халявы», но и во всем мире. Люди жадные
да, проблема халявы существует, но имхо, в развитые страны её завозят выходцы из "третьего мира". на примере упомянутого уже тут немецкого Tafelя. у нас этот "бесплатный продмаг" в самом центре, так что первое время часто наблюдал, кто там в очереди стоит и как себя ведёт. ну, и со слов непосредственно фанатов этого магазина знаю о происходивших изменениях системы снабжения.
так вот, в конце 90-х - начале нулевых никто там не спрашивал никакого подтверждения твоего бедственного положения, продукты раздавали совершенно бесплатно и ограничений по времени/числу отовариваний не было. вот буквально: "заходи кто угодно, бери что хочешь" ©
единственная особенность: все продукты туда поступали из торговых сетей и ресторанов накануне истечения срока годности. ну, с точки зрения немца логично: если ты вдруг оказался без денег, то приходишь в полдень в этот Tafel и набираешь себе продуктов на сегодня и на завтра на завтрак. а завтра опять в полдень приходишь и отовариваешься — и так пока финансовое положение не поправится.
наши понаехи фишку халявы быстро просекли, и, если первое время большинство в очереди составляли худющие и несколько пришибленные бюргеры (видимо, некомильфо было им за подаянием обращаться), то очень скоро они затерялись среди наших — сало с молоком, поперёк себя шире. тем более, стоило одному из наших встать под дверью Tafelя за полчаса-час до открытия, и у местных шансов не оставалось: наши их просто оттирали, пользуясь весовым преимуществом, и заклинанием "мне тут занимали". в очередь как бы отдельно друг от друга выстраивались все члены семьи, включая детей лет с 14. при этом припарковаться на прилегающах улочках было невозможно: всё было заставлено пепелацами наших "неимущих". тащили еду баулами и — не смотря на привычку жрать в три горла — изрядная часть всё-таки пропадала, места в холодильнике не хватало, а срок годности истекал через день-два.
потом про "бесплатный продмаг" пронюхали беженцы из разваливавшейся тогда Югославии, и тут уже начались проблемы у наших: юги брали таборностю и повышенными децибеллами. очереди перед открытием трансформировались в бесформенные пёстрые толпы, дверь брали штурмом, скандалы нередко переходили в потасовки... волонтёры Tafelя тихо охреневали и старались разрулить постоянные конфликты "голодающих" без вмешательства полиции; коренные немцы из очереди исчезли напрочь: остро нуждающихся подкармливали при церковных приходах.
по завершении внутренних разборок на развалинах бывшей СФРЮ братьев славян цыганской наружности отправили восвояси, но к тому времени Tafel правила ужесточил: теперь уже требовали предъявлять бумаги о получении социала или пособия по безработице, и отоваривание пошло по принципу "одна семья — один получатель".
но число понаехав продолжало расти, а слава "бесплатного продмага" шириться. да ещё и кризис 2008! Tafel стал отпускать продукты по предъявлению специального удостоверения, которое можно было получить или в отделе социальной помощи мэрии, или на бирже труда, оплатив специальный взнос (первое время было порядка 5 евро/месяц). и число отовариваний ограничили до 2-х раз в неделю, каждому в свои дни... а вот нехер было жадничать и скандалить!
последние лет 8 в центре бываю редко, да и общение с завсегдатаями Tafelя постепенно сошло на нет (переехал из "русского района"), разве что случайно столкнёшься иногда, но тут ограничиваемся обменом приветсвиями и дежурными фразами. какая система распределеия халявного хавчика сейчас, я не в курсе.
DmitriMedvedev140965 ★• 02.09.18 23:32
Пример попроще. У приятеля был день рождения . Настроение соответствующее. Подарил бомжам бутылку Абсолюта и пакет с закусью. Вместо спасибо разбили ему стекло на машине...
Думать нужно. Перед тем как сделать. И, знать, что скорее всего прилетит кусок грязи, а не Орден Мужества в награду. Но коли взялся то доводить до конца.
Вот тогда и будет тебе Почет и Уважение. Настоящие.
На самом деле, это очень просто. Человек должен что-то платить в любом случае. Пусть он придёт и что-то купит, а буханку хлеба получит при этом даром, "вдогонку".
васька ★★➦васька• 02.09.18 20:37
Поясню, хоть и лень. Мужик держит продовольственный магазин. Другой владелец такого же магазина рассказывает, что выставил на продажу сахар по себестоимости, чтобы привлечь покупателей, типа, придут за сахаром и купят что-нибудь ещё. Ага, как же. Приходит старичок, берёт 10 кг сахара и всё. Этот мужик спрашивает, мол, что ещё брать будешь? А ничего. То есть, этот пенсионер обходит все магазинчики в округе и набирает где что подешевле. Время свободное есть, а денег мало. Мой знакомый тому мужику говорит - ты лучше этот сахар давай даром, если человек купил на определённую сумму. А так продаёшь ты его реально в убыток - ты же должен на него своё время тратить да ещё он у тебя место занимает в зале.
Так и здесь - купил человек что-то и получил буханку хлеба как премию. Спасибо и разошлись. А если получает даром. возникает вопрос, а нельзя ли получить даром побольше? Или почему другой получил, а он не успел?
У одного моего друга, лет на 7 старше меня, давно есть поговорка: "Сделай человеку добро, что бы у него был повод тебе отомстить". Когда то я его не понимал...
Случай уже из своей жизни.
Лет 10 назад, нас (магазин компьютерной техники) попросили поучаствовать в жизни нашего местного райуправления образования (курирует сельские школы по району, бедная контора по определению, хоть и власть). Там как раз был какой то конкурс, типа на звания "учитель года", но понятно дело - в районных масштабах ) Ну, от районо победителям были только тёплые улыбки, горячие пожимания рук и бумажные грамоты. Обычное дело. Ну, мы подумали, прикинули свои реальные возможности (райцентр - это не Москва ни разу), и решили совместить благотворительность с рекламой. Сделали с десятка полтора купонов на "оплату" стоимости товара, номиналом от 50 грн до 200 (бакс тогда был по курсу 5,05 грн), типа призы на сколько там номинаций. То есть владелец купона мог либо бесплатно взять товар на сумму купона, либо оплатить этим купоном часть "дорогой" покупки, доложив деньгами. К слову, з/п сельских учителей тогда была что то до тысячи гривен, а "минималка" - вообще чуть больше 500.
Напечатали купоны, отдали в Районо, что бы те вручали победителям, согласно занятых мест.
Конкурс состоялся, в целом остались все довольны. Нам поставили "галочку" за участие, мы критично не обеднели, даже получили часть благодарностей. Но была и своя бочка определённой субстанции. Чёт запомнилось, как даже не сама победительница и обладатель купона на 200 грн, а её сиятельный муж (если не ошибаюсь - тоже учитель) - прошёлся по магазину, скривив морду - оглядел полки, и... начал нас строить на тему, что мы - жадные жлобы, и, мол, "что значат в наше время 200 грн?.." Вот нет бы - призы сразу ноутбуками раздавали. Как минимум.
После того, как был вежливо поставлен на место, сей субъект долго выбирал среди полок, наконец взял стабилизатор, оставил купон, доплатил деньгами, и, с женой под ручку и надменной мордой лица отбыл из магазина, старательно излучая презрение и недовольство...
Блин, анекдот.ру превращается в очередную общественно-политическую газету. Давайте еще про Кобзона и Захарченко сюда катать
Dmitry Karpov ★• 02.09.18 15:11
Любая благотворительность должна проходить по принципу: "кому не нравится то, что мы тут делаем - пусть идёт нах".
А ещё лучше - выдавать ништяки за какую-нибудь работу.
Короче говоря, пускай благотворительностью занимается какая-нибудь бюрократическая структура. Пускай бюрократы формируют критерии, определяют кто есть нуждающийся, распределяют помощь и сами имеют дело с проблемными клиентами. Так проще для всех. Я могу сделать пожертвование, но у меня нет никакого желания вникать в эти подробности на личном и эмоциональном уровне. Пускай благотворительный фонд служит буфером между мной и нуждающимися. Правда, есть большой риск, что благотворительный фонд работает сам на себя и до нуждающихся ничего не доходит.
Нытик➦Serge712• 02.09.18 16:00
Пускай благотворительный фонд служит буфером между мной и нуждающимися. Правда, есть большой риск, что благотворительный фонд работает сам на себя и до нуждающихся ничего не доходит.
Именно так работают продуктовые магазины Германии, занимающиеся благотворительностью. Всё делается через организацию "Тафель".
С малоимущими работает только Тафель и только если у них есть документы на получение социальной помощи. Причём, Тафель не раздаёт, а продаёт продукты. Цены ниже всякой себестоимости товара. Выбор очень ограничен. Количество - тоже.
Недовольные конечно есть. Их можно отсечь от получения даже этой помощи. Поэтому бузят они тихо и только индивидуально.
Как-то женщина у метро просила на билет. Дал несколько десятков рублей.
Итог - искреннее возмущение - этого же мало!
Отсылая к Достоевскому, "Тварь ли я дрожащая, или право на буханку имею?"
Бабай Космополит➦LA style• 02.09.18 16:57
Так всегда было и будет:то что достается бесплатно и на халяву, не ценится, а еще воспринимается как должное и якобы им обязаны, слать таких дармоедов-бузотеров нах, отсекать от помощи, пусть кору жрут, раз такие неблагодарные и тупые! Благотворительность-это дар по желанию и возможностям дарующего нуждающему, а дареному коню в зубы не смотрят%)