История №964909
История давняя, рассказана мне тоже достаточно давно, тех людей уже нет никого в живых, и Андрюхи тоже, поэтому могу позволить себе чего-нибудь не вспомнить или переврать, не обидев никого, ну и художественная обработка полностью моя.
Год примерно 1996 или 1997, уже не помню, точно август. Понесла нас с Андрюхой нелегкая в путешествие из Омска в Алма-Ату на автомобиле. Зачем? Абсолютно неважно, история совсем не об этом.
Выехали из Омска вечером, проехали уже почти без остановок 1200 км, подъезжаем к озеру Балхаш. Дорога, мягко сказать, не очень, подустали, еще и машина отечественная, без кондиционера, а жара под 40, сушь, окна открыты, но толку чуть, только слизистые быстро пересыхают. По губам, по ощущениям, словно наждаком долго елозили. Выпили уже по две полторашки воды, но пить все время хочется, а вот обратного процесса ни капельки, видно все испаряем. Вокруг августовская, почти желтая, «подвыгоревшая» степь, ровная, как стол. Остановишься, мотор заглушишь, цикады и прочие кузнечики такой концерт выдают, что отдельных и не слышно, сплошной многоголосый стрекот. В ярко голубой вышине, без единого облачка, кругами летает кобчик, высматривая добычу. Ветра почти нет, машин мало, по городским меркам совсем нет, поселки и деревни настолько редки, что чувствуешь прямо такую оторванность от цивилизации, что даже как-то сладко-жутковато чуть делается.
Пообедали, достал я карту, показываю Андрюхе:
- Смотри, километров через 150 дорога вдоль озера пойдет, как насчет искупаться?
- Двумя руками и ногами «за»! – повеселел напарник, а то скоро засохну, как козюля в носу.
Едем-едем, вроде по карте уже давно вдоль озера, которое должно быть в километре слева, а воды все не видать и съездов никаких нет. Сперва начинается, буквально от дороги, какой-то кочкарник, поросший странной буро-зелено-малиновой травой, метров через триста-пятьсот переходящий в высокую осоку, еще через метров триста возвышается камыш, которому уже ни конца, ни края не видно, просто болото какое-то. Проехали уже по этому якобы берегу озера под двести километров, а везде так, один раз с небольшого бугорка зеркало воды блеснуло, но далеко, да и как дойти, пока доберешься, купаться точно уже не захочешь.
Озеро Балхаш по своей природе уникально, в длину почти 600 километров, в ширину местами достигает 80, часть озера соленая, часть пресная, но рыба, как-то приспособилась и там и там живет. И как степное озеро весьма неглубокое, имеет очень плавно опускающиеся дно, отсюда и заболоченные берега. Есть в Казахстане и другого типа озера, метеоритные, бывают и весьма большие, но их сразу отличишь, почти круглые и на берегу обязательно сопка, из выплеснутого грунта, при ударе метеорита под углом.
Взбирался, я как-то на такую, вытянутую вдоль одного берега, сопку у озера Жалгызтау, в Акмолинской области (бывшая Целиноградская), немаленькое такое озеро, примерно пять на пять километров, а может и больше. Так вот, там на вершине сопки столбик стоял - 800 метров над уровнем, только чего непонятно, то ли озера, то ли моря. Но даже представить страшно, что за метеорит такой был, что кубические километры грунта выбросить смог. А места очень красивые и вода чистейшая. Уточню, возле озера красивые, а дальше вокруг опять степь. Но, что-то я отвлекся.
Дело уже к вечеру, а искупаться так и не получается. Но ведь местные как-то добираются до воды, периодически попадаются, вяленой рыбой торгуют. Возле одного такого и тормознули. Колоритный такой дед, в линялой майке, загорелый дочерна, глубокий старик, судя по лицу, но бодрый еще.
- Здорово дед! Что за рыба? Почем? – начал выползать я из машины.
- Зачем нам соленая рыба, и так опились водой уже по самое не могу… – зашипел Андрюха, сидящий еще за рулем.
- Спроси просто, как к озеру подъехать…
Разговорился я с дедом, купил у него большого пластованного сазана, килограмма на три – несмотря на нытье Андрея. Дурак ты, нам соль нужна, чтобы влагу задерживать, не до фанатизма конечно, так чуть-чуть, а воду досаливать, как-то не хотелось совсем и так теплая противная и опять пожалел, что минералки в дорогу не взял.
- Как бы нам к воде подъехать, искупаться хотели… - наконец перешел к делу.
- Ха…, хлопцы, никак не подъедете, на том берегу более-менее, а у нас никак… – заулыбался одним зубом дедок.
- Но вы же, как-то рыбу ловите?
- Я-то себе с зятем дорожку прокосил до воды, и лодку там держу, но только в болотных сапогах пройти могу, а вы босиком или в своей обуви не пройдете, стерня там и ил такой, враз разувает – вот обломал, так обломал, но пришла мне в голову другая идея.
- А переночевать где-нибудь можно? Уже почти сутки за рулем да в машине, лечь и выпрямится очень хочется.
- На сеновале будете? Мне не жалко.
- О, да, так еще лучше…
- Ну поехали тогда, все равно уходить собрался, щас тока соберусь… - засуетился дед.
Подъехали к дому, сполоснулись полностью чуть солоноватой водой из шланга у поднятой бочки. Ух, кайф какой. Начали собирать нехитрый ужин из домашних припасов на столе под навесом. Дед тоже присоединился, принес малосольные огурцы, перья зеленного лука, с десяток холодных картошин в мундире, варенные яйца. Достали мы и поллитровку.
Дед выпил, повеселел, забалагурил:
- Вот вы хлопцы с понятием, сразу видно, пузырь один, и это правильно, завтра за руль, но разливаете грамотно, чтобы на три раза всем выпить вышло. Если на два, то еще обязательно вмазать захочется, а четыре вроде уже и перебор…
- Поэтому расскажу я вам историю, у нас в районе случившуюся, пару лет назад. Только тссс, больше никому, секретная информация… – захмелевший дедок сделал круглые глаза и приложил палец к сухим губам.
- Если секретная, то ты откуда знаешь? – мы с Андрюхой понимающе переглянулись и заулыбались, сейчас начнут втирать, или про секретную бомбу, или про живого Берию, живущего в соседнем ауле, или еще про какую-нибудь подобную хрень.
- Как я узнал, в конце скажу, но история реальная, много шуму тогда было, но до всех довели только официальную версию – дед посерьезнел, выпрямился, помолчал с минуту и наконец начал.
Тоже дело в августе было. Поехало как-то наше районное начальство на сайгаков охотится, ну как поехало - полетело на ЧС-овском вертолете. Глава района, его зам, начальник ЧС, прокурор, главный милицейский и еще с ними четыре веселые девки были, ну там понятно – кашу варить, патроны подавать, срочную оральную помощь нуждающемуся оказать… Почему четыре, а не пять? Хрен его знает, как там у них у начальства, может свальный грех, прости господи, устраивали, может заму не положено было, не знаю, врать не буду, не поинтересовался тогда…
За вертолетного водилу у них сам главнюк ЧС-овский, постоянно хвастался, что его в Афгане два раза сбивали и что он на любом корыте вертолетном, хоть в дупель пьяным летать может. Вообще-то у нас тут заказник государственный и браконьерство это, да кто им чего скажет?
Постреляли они в волю, да сели в степи, добычу подобрать, мясо приготовить, да водки спокойно попить, без свидетелей и в раскованной обстановке. А жара стояла, такая же, как сейчас и через какое-то время, пришла в чью-то голову идея: а не искупаться ли нам господа начальники и великие баи? Ну, а с купанием у нас уже сами знаете, как. Поэтому погрузились в вертолет и полетели подальше от берега, да так чтобы берегов не видеть. Завис вертолет в метрах пяти над водой и лесенку веревочную скинул, разделись донага и кто так попрыгал, кто по лесенке спустился, вертолет в сторонку отлетел, чтобы ветром не дуть, висит на месте. Вода сверху теплючая, прозрачная, как слеза, бесится народ, веселится вовсю, мужики ныряют, хватают девок за тайные места, а те визжат со смехом от восторга и полноты жизни...
Посмотрел ЧС-овец на все это, да завидно ему стало, до слез обидно, получилось - чужой он на этом празднике жизни и радостей плоти. Поставил он машину на автопилот, или как там у них называется, одёжу скинул, да тоже в воду сиганул, может сперва хотел только рядом окунуться, но потом решил - куда мол вертолет этот денется и к народу поплыл.
Накупались все, надурелись до изнеможения, поплыл ЧС-ник обратно к вертолету, висящему в метрах в ста, да вот незадача, то ли потоки какие восходящие, то ли еще какая причина, но поднялся вертолет немного, всего каких-нибудь два метра лесенка до воды не достает, но с воды не достать никак. Да, забыл сказать, одна девка еще в степи отрубилась, мужских напитков накушавшись, погрузили ее там, как и сайгаков тушки в вертолет, да забыли на время. Орал ЧС-ник, орал, да без толку, винты, двигатель сильно шумят, ну и спит еще, сном праведницы алкоголички. Остальной народ подтянулся, решили ЧС-ника поднять, но то ли синхронным плаваньем в детстве мало занимались, то ли потому, что дядька здоровый, за 100 кг. весом - не выходит правильная поддержка. Несколько раз попробовали, да бросили, устали, замерзли уже все, еще и сверху нехило так дует, зато протрезвели. Отплыли в сторону, чтобы не орать, вертолет перекрикивая, думают, как быть, да на ЧС-ника зверьми уже смотрят и матом кроют. Решили одну из девок, которая полегче, поднимать, ЧС-ник ее инструктирует чего делать, когда залезет.
Уже вечерело и поднялся небольшой ветерок, вертолет начало потихоньку сносить, не быстро так, ну может от силы метр в секунду, может и меньше, только вот подстроится никак не получается. Попытки с седьмой, наконец получилось, зацепилась девчонка за нижнюю планку, висит, но подтянуться не может, эх, не тем видом спорта занималась, надо бы гимнастикой, а не спермокачалкой. Наконец догадалась ногу одну закинуть, но руки мокрые соскользнули и свалилась она обратно, да так неудачно, что тазом своим любвеобильным попала точно на голову прокурора. Испугалась, воды хлебнула, закашлялась, вдобавок еще сильная боль в промежности, короче, ударилась она в панику, на мужиков прыгает, сама вылезти пытается, а их топит. Одна пощёчина не помогла, разозлился тогда милицейский, и как вдарит ей в нос со всей дури и злости, ну и вырубил понятно. А тем временем, прокурор вдруг поскучнел, посмурнел и от такого позора утопиться решил, стал медленно погружаться, но вовремя спохватились, нырнули, достали, а он только сипит, рот криво открыв, глазами хлопает, да голова то набок, то на грудь падает, на воду положили, а что дальше делать никто не понимает.
- Это у него перелом шейных позвонков, может компрессионный, но точно перелом, это я вам, как фельдшер авторитетно заявляю – громко произнес дед, от рассказа уже возбудился, глаза заблестели, так прямо и бегает по небольшому дворику. Мы тоже не сидим, в машине насиделись, тоже по двору перемещаемся, со стороны, наверное, интересно выглядит, прям, как джентльмены на приеме в английском посольстве.
- Эх, выпить бы еще, но да ладно, слушайте дальше.
Пока суть да дело, вертолет отнесло уже на приличное расстояние, и похоже ветерок усилился, сильнее его сносить стало. ЧС-ник вдруг рванул за ним, может не столь в надежде чего-нибудь сделать, сколько от предчувствия, что ему сейчас злые мужики морду бить начнут не по-детски.
У оставшихся тоже все плохо, бабы ревут, побитая еще и воет в голос, кровавые пузыри пуская, прокурор на воде, как медуза болтается, замерзли все, выдохлись, настроение ниже плинтуса. Что делать непонятно, берегов даже не видать. Выступил, наконец, зам, до этого больше молчавший, подумал, наверное, про себя: вот и пришел мой звездный час. Мол давайте, звезд дождемся, да сориентируемся по направлению, карту района все наизусть помним и где находимся примерно тоже. Я поплыву за помощью, у меня разряд был по плаванью, а вы группой в том же направлении тоже плывите потихоньку, двигайтесь только постоянно, чтобы окончательно не замерзнуть. Приплыву, полный аларм сыграю, все службы подниму, а все вместе точно не доплывем, еще и прокурора тащить. Так и сделали.
Но вышло у зама не очень, может сориентировались плохо, может пока плыл запетлял, но выплыл он на берег только уже утром, да и не туда куда планировал. Пока по илу полз, через камыш продирался, через осоку пролазил, ноги себе все исколол, порезал, местами глубоко. Пошел по степи в сторону предполагаемой трассы, а дорога в этом месте крюк делала или наоборот берег спрямляла, больше чем на 20 км. в сторону от озера отходила. Перемещаться по степи босиком непривычному человеку тоже весьма непросто, ноги окончательно сбил, подошву попротыкал, живого места не было. Благо заметил издалека, за несколько километров, как какая-то машина по проселку проехала, пыльный след оставила, туда и двинул, а это наш совхозный молоковоз с деревни напрямки выезжал, так по его следу и вышел на мой дом.
Внучок прибежал, говорит, какой-то голый мужик в калитку зашел, грязный и ноги выше колен все в крови. Это, думаю, что за чудо такое? А он твердо так, сразу, давай дед срочно начальство какое-нибудь. Отправил я внука к участковому сбегать, только тогда присел он на крыльцо и пить попросил. Дал я ему чистые трусы зятя, чтобы хозяйством не отсвечивал почем зря, и начал ноги ему промывать, обрабатывать и бинтовать, жуткое дело, как вообще дошел, непонятно. А пока участкового искали, он мне все и рассказал.
Подняли тогда по тревоге все службы, даже вояк подключили, но времени прошло уже, как сутки, до темноты в тот день и не успели ничего толком. Следующий день с самого рассвета возобновили поиски, но так и не нашли никого и ничего, вернее, вертолет затонувший нашли достаточно быстро, по масляному пятну, но внутри никого не оказалось. Тут уже неизвестно, что произошло, может девка, проснувшись в пустом летящем вертолете, со страху от таких непоняток выпрыгнула из него, а может при ударе об воду вылетела в открытый люк, когда у вертолета элементарно горючка закончилась. Но факт остался фактом, так ни одного трупа и не нашли. Официально было объявлено, что произошло крушение вертолета, хоронили пустые закрытые гробы, в которые для весу чего-то положили, а девок объявили без вести пропавшими, в разных местах и в разное время, чтобы никто вообще никак не связал, а заму очень и очень настоятельно рекомендовали не распространяться о произошедшем, вроде как его там и вовсе не было.
Дед замолчал, молчали и мы. Вот так история…
- Слушай, а ты не боишься рассказывать такое? – наконец нарушил молчание Андрюха.
- Да, могут ведь и эксгумацию сделать…, такая мина подложена… – поддержал я его.
- А кого и чего мне бояться? Чего они мне сделают? И так помру я скоро, полгода доктор сказал осталось, в лучшем случае… – только тут я всерьез обратил внимание на его неестественную худобу и полностью лысый череп.
- Приехал ко мне тогда через несколько недель зам, вдвоем посидели-выпили, я тогда грешным делом подумал, что пугать приехал, пожалел, что сгоряча мне рассказал, но нормальный мужик оказался, попросил только. Пожаловался еще, что после этого случая вся жизнь у него наперекосяк пошла.
Сильный вроде мужик, но сломался, забухал, с женой разошелся, а на следующий год по весне на снегоходе под лед провалился, тоже не нашли. Такая вот судьба.
А мораль ребятки такова: Не прощает здешняя природа глупости, безрассудства и распиздяйства, сразу карает сурово, хоть ты рыбак простой, хоть начальник великий, тысячу раз уже убеждался.
Утром собрались, попрощались с дедом да дальше поехали, но решили с Андрюхой, что не будем эту историю никому рассказывать, может и набрехал дед с три короба, но береженного бог бережет. Но вот и Андрей уже ушел…
P.S. Дед в своем рассказе так и сыпал именами и фамилиями, я их, естественно, за давностью лет позабыл, но придумывать другие не стал, а то вдруг случайно угадаю или подсознательно правильную напишу, решил вообще без них обойтись, вроде получилось.
Классная история, завлекательно-интригующая и поручительная.
У меня почему-то появилось ощущение, что выживший врал осознанно, причём сразу рассказал свою версию деду, понимая, что при опросе тот перескажет именно ее, что будет косвенным подтверждением версии, мол, не успел в себя прийти и сразу рассказал…
Плюс, без вопросов)
Контроль высоты - радиовысотомер (само собой, не РВ-5). Контроль положения - гироскопы, акселерометры (инерциалка), GPS/Глонасс. В то время такое оборудование не существовало. Сейчас GPS дает приемлимую точность. На мультикоптерах энтузиасты помимо магнитного компаса/гироскопов/акселерометров/GPS используют сонар (высота) и видео для фиксации положения коптера.
Продолжаю. Но тот самый ветер в 0,5 м/с, который почему-то не хотят брать в расчёт сторонники этой сказки, будет СНОСИТЬ 10-тонный вертолёт именно на 0,5 метра каждую секунду. А учитывая, что ветра на Балхаше явно поболе будут, то и гораздо дальше. Ну а про расход топлива и элементарный контроль параметров вообще промолчим. Такие вот пирожки с котятами.
P. S. Посвящается всем свидетелям переползания по тросу с одного борта на другой "Экипаж-2")
Ну раз так случилось, что тема касается меня самым прямым образом(как самого что ни на есть профессионала в этой теме), вставлю свои 5 копеек. Без технических, пилотажных и прочих углублений. Конечно истории подобно этим во всех летных и технических вузах и училищах ходили постоянно. Уж если и вызывали они трепет, то от силы до второго курса. Потом всё становилось и так понятно - голимая ерунда. А позже, когда еще и практически налетаешь не одну тысячу часов на вертолёте, вообще диву даёшься - ну как можно в такое поверить? Вот вы едете на автомобили большой компанией, ночью. Пассажиры сморились и уснули. А водитель, завидуя спящим, заклинил монтировкой руль и акселератор, тоже решил подремать полчасика на ходу. Пока дорога прямая и степь кругом. Достоверно, правда? Опять же, не вдаваясь в принципы работы всех трех каналов автопилота на Ми-8 (а судя по всем данным это должен был быть только он) и обязательного присутствия на борту второго пилота и бортмеханика, а не только "афганского аса", скажу: да, оттримеровать вертолет можно и даже минуты 1,5 даже может провисит на месте. Но тот самый
Сам не специалист, но знакомые говорили что вертолет в силу конструктивных и аэродинамических свойств отвечает на команды управления не мгновенно а с небольшой задержкой. При полете на высоте это не так заметно, но опустить ровно висящий над одним местом вертолет ровно на один метр - задача требующая опыта и умения. Так что если бы девушке и удалось добраться до управления, в лучшем случае она бы увела вертолет в сторону или вверх, в худшем - уронила бы его прямо им на головы.
Я эту байку с вертолётом над озером слышал от одноклассника в начале 1980-х годов, он тогда учился в Саратовском вертолётном училище. Приезжал домой в отпуск, у него тогда уже появился забавный саратовский акцент в разговоре.
Эдиссон ★★➦dobrovit• 15.08.18 20:23
О, да. И Ворд сука не подчеркнул...
Ах, а может у меня причастие, а не прилагательное, типа варенные (ударение на первый слог, проверка - сваренные) тогда правильно...)))
Уже четвёртый или пятый раз читаю подобную историю про пилотов— распиздяев и вертолёт на автопилоте. Меняются только водоёмы и состав купающегося экипажа. Самая правдоподобная была про морских вертолётчиков на Камовской машине. На Ми-8 советских времён это невозможно, на Ми -4 тем более. Вроде на форумавиа обсуждали подобную байку, вертолётчики сказали— брехня.
Не владею техническими аспектами пилотирования, единственное знаю - сам в том районе регулярно бывал - там постоянно очень сильный ветер, Дамасы с трассы сдувает. Байка выпимшего рыбака.
Эдиссон ★★➦Dutchnick• 15.08.18 13:04
Насчет "постоянно сильный ветер" - это уже вы загнули! Я лично там был два раза летом, и оба раза почти полное безветрие. Но не будем спорить, а пусть нас рассудит Яндекс Погода. Что же мы видим? Сейчас там температура 27-28 градусов, влажность 10%, ветер 3-4 метра в секунду, температура воды 22 градуса. В прогнозе на завтра ветер 1-2 м/сек. Судя по всему - я выиграл, с вас бонус.
ashamalo➦Эдиссон• 15.08.18 20:42
Два года на Балхаше прослужил, на 38й площадке. Осталось ощущение постоянного ветра, утром с берега на озеро, вечером с озера на берег(может наоборот, давно это было). А так - плюс :)
Xopoxopb➦Эдиссон• 16.08.18 08:40
А что, позвольте спросить, наводит на мысль, что выиграли? Ветер не внушает трепета? Али кто-то, кроме спортсменов, так запросто умеет плавать со скоростью 3-4 м/с. Это между прочим 11-14 км/ч! Вертолет относительно поверхности перемещается вместе с ветром и с его скоростью. Элементарная аэродинамика.
Пусть специалисты расскажут, есть ли у стандартных ЧМ вертолётов в Казахстане (а не штатах) такие автопилоты, что можно выпрыгнуть. Что-то не верится.
Портланд➦Портланд• 15.08.18 10:56
Учитывая что вертолет гораздо менее стабильный чем самолёт
Байка старая. Давно читал подобное.
Но написано хорошо.
А может и это не первые наступившие на такую мобель граблей..
Хрен поверю, что вертолёт может висеть так ровно.
Только с постоянным контролем тяги, крена и тангажа. Какой там автопилот?
Лажа.
Эдиссон ★★➦Paulpelz• 15.08.18 10:45
Не ставил себе цель разобраться в данном вопросе, но как инженер понимаю, что реализовать автопилот в вертолете не такая уж и сложная техническая задача. Гироскопы в летательных аппаратах применяют уже лет 50-60, а сделать систему на их основе с обратной связью, сможет сделать даже выпускник нормального технического ВУЗа, причем с минимумом электроники.
Ага. А два "выпускника нормального технического ВУЗа" могут за две недели своего отпуска собрать в гараже межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой и, заодно, испытать ее в действии, на доме тещи одного из них.
У моего товарища с факультета ЛА (летательные аппараты) была дипломная работа (1993 год) на похожую тему, только для ракеты (что-то вроде сохранение устойчивости в полете, при изменении угла атаки). Как раз с гироскопами. Так, что не ерничайте.
Сердж ★➦Paulpelz• 15.08.18 13:20
Полностью согласен. В те года такой умной электроники на вертах не было точно. Сейчас, наверное, возможно. Уже год валяется на полке 6-ти канальный микровертолёт с ладошку. Так вот, у него какая-то система курсовой устойчивости интегрирована. Короче, он висит, пульт лежит, а если на вертик веером подуть, то сопротивляется - на том же месте висит и не сдувается. А вот по высоте да - или потихоньку снижается или поднимается. Приходится шагом основного винта поправлять.
Это таки разные вещи- стабилизирлвать летательный аппарат по скорости, кререну и тангажу, или по местоположению
(Координаты и высота). Второе значительно сложнее. Первая задача решается с помощью гироскопов, вторую, пожалуй, без Глонасс или GPS и не решить. Возможно, на этом вертолете и была инерционная стабилизация, летчик ее включил при покидании вертолета, забыв, что в статике эта система работает с погрешностью. Вот и итог. Вполне может быть.
Эдиссон ★★➦Сердж• 15.08.18 13:50
Какая-такая умная нужна электроника? Напомнить вам в каком году Королев пилотируемые ракеты в космос запускал? А там на порядок сложнее задачи стояли...
Сердж ★➦Эдиссон• 15.08.18 14:12
Всё равно лажа. Робинсонов в те годы в Казахстане, да и у таких распиздяев лётчиков точно не было. Камов тоже вряд ли - военный морской вертолёт, хотя соосная схема очень устойчивая в полёте. Остаётся МИ-2. Более серьёзные машины не в счёт. А МИ-2 особо и не славился лёгкостью и удобством в управлении. Так что всё из серии: выхожу я на крыло покурить...
Хотя есть и вариант. Девка на борту не простая была, а вертолётчица. Вот вертик и хотела умыкнуть.
Эдиссон ★★➦Сердж• 15.08.18 14:15
<<Остаётся МИ-2.>>
А почему не МИ-8, в какой-нибудь продвинутой модификации?
Paulpelz ★➦Эдиссон• 15.08.18 14:52
Не припомню там высотомера, который бы держал высоту в висении, хотя бы с точностью до метра.
Paulpelz ★➦Сердж• 15.08.18 14:55
В Ми-2 пилота, восемь паксов плюс браконьерские трофеи не затолкать. Максимум, вшестером летали и с пустыми руками.
Paulpelz ★➦Эдиссон• 15.08.18 15:06
Королёвский "Союз" де-факто был баллистической ракетой Р-7, которая управляется гиростабилизированной платформой и с радиокомандной коррекцией. Никакой особой электроники там не было. Смартфон или компьютер, с которого Вы сейчас читаете эти буквы, превышает по вычислительной мощности ВЦ Госплана в те времена.
Полагаю, что речь идёт про Ми-8, дгугих машин в МЧС для стандартных задач не припомню. Если бы в нём был радио- или лазерный высотомер, то генерал Лебедь до сих пор радовал бы нас своим командирским рыком.
Вам все уже объяснили более продвинутые, чем я, комменаторы.
Просто для человека ЧУТЬ-ЧУТЬ понимающего в электронике и прочей технике (и помнящего ход ее развития в последние 30 лет) все эти варианты самопальной разработки гироскопов не вызывают ничего, кроме задорного смеха.
Напомнило мне американский худ фильм "Астронавт Фармер" - как фермер на своей ферме построил своими руками ракету и запустил на ней своего сына в космос. Моей подруге при просмотре понравилось, т.к. "вдохновляюще", а я весь фильм катался по полу от смеха... Все же, средний уровень технических знаний у американцев (раз они снимают и СМОТРЯТ такие фильмы) явно на порядок ниже, чем был у жителей СССР...
Вам все уже объяснили более продвинутые, чем я, комменаторы.
Просто для человека ЧУТЬ-ЧУТЬ понимающего в электронике и прочей технике (и помнящего ход ее развития в последние 30 лет) все эти варианты самопальной разработки гироскопов не вызывают ничего, кроме задорного смеха.
Напомнило мне американский худ фильм "Астронавт Фармер" - как фермер на своей ферме построил своими руками ракету и запустил на ней своего сына в космос. Моей подруге при просмотре понравилось, т.к. "вдохновляюще", а я весь фильм катался по полу от смеха... Все же, средний уровень технических знаний у американцев (раз они снимают и СМОТРЯТ такие фильмы) явно на порядок ниже, чем был у жителей СССР...
Не совсем понял насчёт "самопальной разработки гироскопов". Что-то, а инженерное преподавание у нас на высоте. Может быть не везде, но в топ 10 технических Вузов точно.
ОК, добавлю "самопальной разработки и ИЗГОТОВЛЕНИЯ гироскопов".
gipermaster➦Paulpelz• 15.08.18 18:59
А зачем до метра? если лестница метров 20 опустил вертолет на 15 метров получается 5 метров запаса
gipermaster➦Paulpelz• 15.08.18 19:00
Лебедевский вертолет зацепился за ЛЭП в тумане. сам был на том месте...
Да,понял, как сказать проще. Любая система стабилизации по скорости имеет погрешность. Когда вертолет летит со скоростью 20 м/с погрешность в 0,1 значения не имеет. Но если требуется скорость 0 м/с, то тут 0,1 совершенно недопустимо. Вплавь не угонишься.
asper➦Paulpelz• 15.08.18 21:48
Хрен поверю, что пилот, даже пьяный, выпрыгнет из машины купаться, оставив её без пилота, какой бы точный автопилот там не был.