История №954450
Жили мы тогда с мамой довольно скудно. Мама-учительница давала частные уроки английского языка, сколько я себя помню. Приходила домой из школы и начинала вторую (а то и третью) смену. А тут и я подросла - всё-таки английская спецшкола за плечами, студентка иняза, почему бы и не попробовать? И маме помощь, и мне заработок, да и практика - с этой специальностью ведь всё равно когда-нибудь придётся преподавать.
К моему удивлению, ученики появились довольно быстро. И почему-то почти все они были третьеклассниками. Разобравшись в ситуации, я поняла, что это были, как правило, дети офицеров, которых недавно перевели служить в наш город. Родители хотели отдать их в английскую спецшколу, и английский следовало подогнать. После четвёртого-пятого класса на это обычно уже не решались (слишком много пришлось бы догонять), а третьеклассникам - в самый раз.
Все мои третьеклассники были очень милыми человечками, учила я их с удовольствием и вспоминаю с улыбкой.
Но этот мальчик мне запомнился особо.
Новый ученик. Симпатичная интеллигентная мама. Сынок - пшеничный блондинчик с не совсем обычным именем Мирослав. Дома зовут Мирек. Польские корни? Да нет, русский мальчик, с очень русской фамилией.
- Ну,что ж, Мирек, будем знакомиться. Чем ты увлекаешься? Что любишь делать? Читать? Что ты читаешь?
- Мне нравятся книги по военной истории, - отвечает мне Мирек, - Вот сейчас, например, читаю историю наполеоновских войн Тарле...
История наполеоновских войн. Тарле. Третьеклассник. Ещё даже не совсем третьеклассник. Сейчас лето, и он только перешёл в третий класс...
- И знаете, я обратил внимание на один интересный момент. У других авторов...
Так, Мирек явно вознамерился прочитать мне лекцию. Хорошую лекцию, между прочим, со знанием дела, с пониманием предмета, со сравнительным анализом… Язык у него, как у профессора. Солидность и рассудительность далеко не детские. Общее развитие - поражает. Начитанность - зашкаливает. Господи боже мой, да что же мне делать с этим вундеркиндом?!
Что делать, что делать... А то и делать! Его зачем ко мне привели? Заниматься английским языком? Вот и будем заниматься. Только надо себе сразу уяснить: это - не ребёнок. Он может и выглядит как ребёнок, и роста маленького, и голос у него детский, но этот мальчик, пожалуй, постарше меня будет. Значит, решено - всё, как со взрослым.
Занятия у нас получаются странные. У моего нового ученика какая-то совершенно бездонная память и невероятная обучаемость. Мирек несётся вперёд, заглатывая материал огромными кусками и все мои попытки "повторить" и "закрепить" пресекает на корню.
- Зачем тратить время? Я это уже знаю.
- Мирек, - пытаюсь я его придержать, - в языке так нельзя. Это не математика, где "уже понял, можно идти дальше". Это как музыка, как танец - нужны упражнения, навыки нужно закреплять, отрабатывать, доводить до автоматизма. Понимаешь?
- Да, - отвечает Мирек, - но я это уже знаю. Проверьте.
Пару раз я действительно проверяю, потом, махнув рукой, сдаюсь. Знает. Действительно знает. Если Мирек говорит, что он знает...
Программу первого класса мы одолеваем за неделю. Ещё за две-три недели (при всех моих отчаянных попытках замедлить процесс, дать дополнительный материал и т.д.) заканчиваем и второй класс. После этого я звоню его маме и говорю, что как мне ни жаль терять такого ученика, мои уроки ему больше не нужны. Мирек спокойно может идти в третий класс. (Ох, боюсь я, что он и в десятый может идти, правда, неизвестно, что у него там с точными науками...) Мама Мирека мне не верит. Мы занимаемся ещё несколько недель, забегаем уже довольно далеко (то ли в четвёртый класс, то ли в пятый) и расстаёмся, вполне довольные друг другом.
Какое-то время я ещё слышу что-то о Миреке от моих бывших учителей : “… делает такие доклады по истории! какая речь! какая эрудиция!.." А дальше - учёба, работа, новые ученики, новые события, и я окончательно теряю его из виду.
А потом проходит целая жизнь. Мир изменяется до неузнаваемости, и в нём появляется такое чудо, как Интернет. И в какой-то момент, разыскивая давно потерянных знакомых, друзей, одноклассников, соседей, я решаю попробовать узнать - а как там Мирек? Нахожу я его легко - так, российский военный историк и писатель, ага, кандидат исторических наук, угу, полковник, автор многих книг военно-исторической тематики. (Рано же он выбрал себе профессию. Счастливый человек!) Ну, в "тематике" его я ничего, конечно, не понимаю, но на одном из форумов нахожу аргумент участника: "... это утверждает сам Мирослав Эдуардович, а он, без сомнения, знает.." Вот оно как! "САМ Мирослав Эдуардович".
А у меня перед глазами тот маленький профессор: "Это я уже знаю!"
Просто страшно себе представить, сколько всего Мирек знает сейчас!
Может, он историк и великолепный - вон сколько книжек написал.
Но судя по последним интервью, мерзавец ещё тот, и место себе тёплое во власти нашёл.
Угу-ага.
Предположим, что все это правда.
Возникает вопрос: почему же такой умный мальчик, всерьез интересующийся историей, после школы пошел в военно-политическое училище, на замполита учиться?
--------------------
И второй вопрос: как это по годам соотносится с другой историей того же автора?
В другой истории (969788) пишется, что в школах ввели кабинетную систему, когда автор училась в девятом классе или незадолго до того.
Предметно-кабинетную систему начали вводить в виде эксперимента где-то еще при Сталине и завершили переход на нее в середине шестидесятых. Значит, 17 лет автору истории должно быть в конце шестидесятых.
Морозов М.Э. перешел в третий класс либо в 1977, либо в 1978.
Если же автор примерно 1960 года рождения, то переход на предметно-кабинетную систему она никак не должна была застать, для нее предметно-кабинетная система в средней школе должна была быть чем-то очевидным.
perevodchik ★★➦Агасфер• 19.06.20 01:10
Агасфер, меня совершенно не интересуют ваши предположения. Почему мальчик пошёл учиться туда а не сюда, нужно спрашивать самого мальчика - как видите, ему военно-политическое училище не помешало стать историком. Поскольку Мирослав Эдуардович Морозов - реальная личность, придумывать бы я ничего не стала.
Предметно-кабинетная система, возможно, вводилась в разные времена и в разных местах по-разному. Полагаю, это и от школы зависело. Не во всех школах были одинаковые возможности.
Насколько я помню, в нашей школе одно время система была смешанная - были кабинеты, скажем, физики, химии и биологии, а кабинетов математики, истории, географии, литовского или русского языка какое-то время не было - учителя приходили к нам, в один и тот же класс. Полностью кабинетную систему ввели у нас (в нашем городе, в нашей школе, в наше время) ввели чуть позже - где-то в середине семидесятых.
vvt251 ★➦Агасфер• 19.06.20 01:39
Агасфер, я 1056 года рождения (школу окончил в 1973). У нас в школе был кабинет химии и физики. Химией мы всегда занимались в химическом кабинете. Физикой - только у одного преподавателя: он его сделал, там были его приборы, и он чужих преподавателей туда не пускал (у преподавателей физики у нас много было). Для всех остальных предметов, были обычные классы. Иногда мы переходили из класса в класс, а иногда мы оставлись на месте и учителя ходили из класса в класс. Вообще, где у тебя следующих урок будет - это всегда была загадка, на стене, в коридоре висело большое расписание для всех классов, и иногда к нему было не пробиться.
PS. Учился я в Москве, так что мы, наверняка были в передовиках.
Сидел с Миреком в школе, в Вильнюсе за одной партой. Год 81-82, не помню. Весь урок рисовали стрелки наступлений войск на фронтах, он меня, конечно побеждал
perevodchik ★★➦dimces• 19.06.19 07:57
Вы закончили восьмую школу? Как приятно встретить земляка!
Вставлю и свои пару слов.
История про мальчика, который так замечательно учился, очень показательна.
Увы, но как говорил не помню кто "Таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами". И это почти всегда соответствует действительности.
Талантливых людей не любят, умных тем более. Боятся. Не понимают.
Кроме IQ пока для измерения уровня мыслительных способностей ничего определенного не придумали. И как вы, конечно, помните - норма это 100 единиц. Дебильность - 70. А если у человека 130-140, что встречается намного чаще, чем вам это кажется и статистически установлено? Как он воспринимает нормального человека со стандартной 100?
Это я к чему?
"Один с легкостью применял их во всех направлениях без всякого пафоса,делился своими знанием со всеми желающими.При этом никогда не давил авторитарно.
Вторая свой дар преподносила с точки зрения-"Я это умею!Почему ВЫ не способны на то же?"
К чему это я?
Да так,просто навеяло."
И да, кто из этих людей в социальном смысле оказался более успешен? Хороший парень ведь не профессия.
Pax Slavica ★➦irrazionalle• 18.06.21 18:17
Кроме IQ придумали много чего. Сам принцип свести интеллект человека к одной цифре закладывает неточность и узость измерения. Даже стандартные тесты одной цифрой не ограничиваются.
Пройдут года. Всё забудется. И Тарле, и Мирек. И только рассказы Переводчика люди будут перечитывать долгими зимними вечерами. Потому что всё проходящее, а Анекдот.ru вечный!!!
А вот мне почему-то всегда жаль, когда такой потенциал проходит мимо точных наук :(
perevodchik ★★➦pi• 18.06.18 15:39
Понимаю вас, как любой преподаватель. Учить способного (а тем более одарённого) человека - одна из самых больших радостей. Просто возожно, к точным наукам в данном случае не было склонностей?
у нас был такой в универе
запоминал легко что прочитал, что услышал с первого раза, ин.языки давались легко, но в точных науках его обогнали обычные середнячки.
Album Corvus➦pi• 18.06.18 16:28
Ну, потенциал-то не проходит, просто не всегда его выплеснуть получается. В школе никогда не учил уроки, хватало того, что рассказывали учителя. Учебники физики, алгебры, геометрии читал на страниц 10 вперёд от программы, чтобы на уроках в карты поиграть спокойно. Но, поскольку образование стоит денег, пришлось пойти работать. Да, скажите можно было учиться заочно, но заочное обучение - это средство получить диплом, а не знания (ИМХО, разумеется). С другой стороны - моя любовь к точным наукам позволила мне стать первоклассным токарем, так что я ни о чём не жалею)
Лисса ★➦Album Corvus• 18.06.18 19:59
А вот мне Проффессор не поверил, когда писала что уроки в школе не учила хватало очного материала на "отлично"
Album Corvus➦Лисса• 18.06.18 20:13
Я не писал, что мне хватало на "отлично". Но очного материала действительно всегда хватало для того, чтобы понимать о чём говорит учитель и отвечать на его вопросы, если он, вдруг, решит проверить знания.
Мимоходом походя• 18.06.18 13:43
Счастливое исключение. Чаще вундеркинды вырастают в средних людей. И еще хорошо, если не спиваются от несоответствия результатов ожиданиям.
Табуреткина➦Мимоходом походя• 18.06.18 17:30
Да какой вундеркинд? Отличная память плюс природный высокий интеллект. Это много, конечно,но не вундеркинд.
Васька Пупин ★➦Мимоходом походя• 18.06.18 22:34
Он стал "обычным" учёным, что очень часто случается с вундеркиндами. Великих открытий в своей области он, как я понимаю, не сделал. Он даже не доктор наук. Но вполне уважаемый историк. Это и есть то, что часто происходит с "вундеркиндами". И это нормально, потому что способности в детстве и способности в 30 лет не так уж сильно и коррелируют.
Но вот если ему с детства твердят: ты гений!!! ты совершишь великие открытия!!! а если нет, ты загубил свой талант и свою жизнь!!! а мы всю свою жизнь будем жертвовать всем, чтобы ты стал гением!!! - вот тогда он может и в психушку загреметь. Родители, если ваши дети кажутся вам гениями - относитесь к этому без придыхания. Таких гениев тысячи в России в каждый данный момент.
perevodchik ★★➦Васька Пупин• 18.06.18 22:53
Мне просто показалось занятным, что область интересов этого человека не изменилась с детства. Согласитесь, что так бывает не всегда.
Это нам так ненавязчиво намекают, что М. Э. Морозов -- хороший историк? Даже более, чем хороший, вообще гениальный?
Нехорошо, миссис переводчик, таким пиаром заниматься. Написали бы для конспирации вместо "Мирек", например "Болек"
Витька_колбаса➦Ржунимагу• 18.06.18 12:17
Мистер, если у вас есть что возразить по существу, то извольте, это будет интересно, а так просто пук ниочем.
Некто Леша ★★★★★➦Витька_колбаса• 18.06.18 13:27
Прекрасная рецензия, солидарен ) Гале браво и как учителю, и как автору.
perevodchik ★★➦Ржунимагу• 18.06.18 15:26
Bы знаете, о пиаре я думала меньше всего. Я вам больше скажу - я вообще не очень доверяю историкам. И возможно, наши вгляды сегодня бы не сошлись. Эта история как раз о том, что не всегда вундеркинды перегорают. Иногда человек ставит себе цель в детстве - и к ней идёт. Кем хотел стать, тем стал.
perevodchik ★★➦Nadine• 18.06.18 15:31
Автору данной истории на момент рассказа было восемнадцать лет. Сама ребёнок. Делала, что умела, как могла.
люди увлекающиеся историей, однако, его беллетристику не любят...
perevodchik ★★➦Anny___J• 18.06.18 15:35
Это отдельный вопрос. Я просто хотела рассказать об очень необычном ребёнке. Больше мне такие не попадались. Хотя возможно, на сегодняшний день, с приходом Интернета, с огромным количеством информации, которая детей окружает с раннего возраста, их стало намного больше.
Webspace➦pyrinpg• 18.06.18 11:05
Немного перефразирую: хобби не пропало, когда стало работой. Это действительно редкость.