История №930660
Со мной нигде столько фигни не случалось, как на флоте. Зуб даю. Из тех, что после флота остались. На гражданке ведь что? Ну, машиной переедет. Сосулькой может контузить, или жадностью и завистью. Наверное, и всё.
На флоте не так. Там любой пипец — высокотехнологичен. С налётом прогресса и последних достижений техники. На одном корабле, например, был случай. Сидящий на палубе матрос замкнул головой электрический щит на 380 вольт, ток через него протёк, и оторвал ему пятку. И этой пяткой, — вместе с оторванным каблуком ботинка, — он стрельнул в лоб другому матросу, который сидел напротив. Потом они вместе в госпитале лежали: один без пятки, другой с сотрясением мозга.
Торжество технологий.
У нас вот тоже был один случай. Стояли мы как-то в базе и вечером заряжали аккумуляторную батарею. Батарея на лодке очень большая и свинцово-кислотная. Грубо говоря, много бочек с серной кислотой. Больше двухсот. Кислота иногда нагревается и выделяет водород. Особенно в процессе заряда. Это называется «батарея газует». Ну, или «пердит», кому как больше нравится. Процесс контролируется, и отсек время от времени проветривается с помощью большого и мощного вентилятора. Если в воздухе больше четырёх процентов водорода, то воздух может взорваться. Как дирижабль "Гинденбург".
В общем, мы заряжались, батарея попёрдывала, все были довольны. И вдруг загорелись концы питания с берега — от зарядного устройства, грубо говоря. Электричество кончилось, приборы отключились, и стало темно и грустно. Потушили, снова дали электричество, и всё заработало. И приборы заработали. И сразу тревожно заверещали — водорода было восемь процентов. Прозевали, олухи. Потому что был ещё переносной прибор. Специально сделанный, чтоб измерять водород при отключении электричества. Но он был на батарейках, а батарейки давно упёрли моряки — плеер на вахте слушать.
Пришёл я в отсек где батарея, и первое, что там увидел, были три матроса. Один из них блевал, два других шатались и закатывали глаза, пытаясь включиться в дыхательные аппараты.
В школе учат, что водород — газ без цвета и запаха. Не знаю, какой там водород в школе, но наш вонял. Вроде не сильно, а всё равно чувствуешь, что атмосфера не та. Инопланетная какая-то.
Матросов выгнали на пирс дышать воздухом. Остались втроём: главный электрик Денис, ещё один электрик Рома, и я — дежурный по всей этой байде. Отсек задраили.
Стало тихо и тоскливо.
— Надо вентилироваться, — сказал Денис, — но движок вентилятора может дать искру. И тогда водород ёбнет. У нас полный боезапас над головой, теоретически может сдетонировать. Нам-то уже пофиг будет, а вот корабль точно распидарасит. Вместе с пирсом, штабом дивизии, и камбузом.
— На штаб плевать, а вот камбуз нам точно не простят, — сказал я.
— А может не сдетонирует? — спросил Рома.
— Тогда только нас распидорасит. В любом случае, мы об этом уже не узнаем, — подытожил Денис, — Серёга, чего думаешь? Ты дежурный, если что случится — тебя вешать будут.
— Если что случится, вешать будет уже нечего, — резонно возразил я нетвёрдым голосом, — Давайте вентилятор запускать, авось пронесёт.
Молодость беспечна до идиотизма, ага.
— Вахту будем предупреждать? — спросил Рома.
— А смысл? — ответил Денис, — только время потеряем. Они весь корабль с перепуга загадят, пока совещаться будут. Сделаем всё тихо и быстро. Раз-два-три, ёлочка гори.
Вентилятор загудел, перемалывая водород и выбрасывая его в атмосферу. Стрелка газоанализатора качнулась и поползла вниз — к спасительной отметке четыре процента, выделенной жирной красной чертой. Рома сидел с закрытыми глазами и неслышно бормотал. Видимо, договаривался с боженькой. Денис, сжав зубы, таращился на прибор. Я потел и шевелил волосами, гадая, найдут ли мой жетон-смертник. Все молчали.
Как проскочили красную черту — не помню. Наверное, тоже глаза закрыл. Когда стрелка уткнулась в ноль, Денис перевёл дух и спросил: — Надеюсь, среди нас нет таких, кто принципиально не пьёт на корабле?
Таких, конечно же, не нашлось.
Утреннее построение я проспал. В каюту влетел мой начальник Соловей, и, поглядев на меня, спросил, как дела. Он был уже в курсе.
— Нормально, — ответил я, — сушняк давит.
— Да-а, зажли вы с водородом нехило, — восхитился Серёга.
— Зажигали, но не зажглось, — сказал я, разлепляя глаза.
— И слава богу, — ответил Соловей и бодро ускакал по своим делам.
Через несколько дней я пришёл к нашему главному торпедисту и сказал:
— Андрюха, можешь посчитать, сколько взрывчатки в твоих торпедах? В сумме?
— Тебе как, в пересчёте на тротил? — деловито спросил тот, — у нас же морская смесь, она мощнее.
— Валяй, — говорю, — на тротил. Чтоб наглядно.
Андрюха долго считал, выводя на бумажке столбики цифр. Изображал умственный труд. Затем крупно написал цифру и показал мне. Цифра впечатлила. Я эту бумажку на память сохранил. Сейчас где-то в архиве валяется.
Через неделю про эту историю уже забыли. Потому что на флоте всегда происходит что-то, что занимает голову на ближайшее время.
В 2013 году в Индии взорвалась и затонула подводная лодка с дебильным названием «Синдуракшак». Индийские подводники в тот момент заряжали аккумуляторную батарею. «О-о, я знаю что там произошло!», — подумал я, прочитав эту новость. И придумал фразу, с которой начинается этот рассказ. И которой, пожалуй, он закончится:
Молодость беспечна до идиотизма.
Смотрю народу понравилось. Я спрошу у друга можно ли еще его рассказы выкладывать.
Хотелось бы узнать у автора: что с головой стало у того, который "замкнул головой электрический щит на 380 вольт, ток через него протёк, и оторвал ему пятку."
Т.е. голова не пострадала? Только пятка?
Воистину: "Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей!"
:-))
siux ★➦Бам Барбиев• 08.02.18 21:55
Причинно-следственная цепочка весьма проста: ток сначала сунулся в голову, но, поскольку
голова принадлежала военнослужащему, то мозги в ней усохли; тогда он, ток то есть, побежал по
телу дальше в поисках воды - электрический ток, как известно, воду любит; ну, и нашёл воду в пятке, в
водяной мозоли - потому, что салага не умел пртянки мотать.
Вот тут ток и разгулялася - расхерачил на радостях, что не зря бегал, и пятку, и каблук.
Как говорил один браток из 90-х: голова- это цельнокостный сустав. А еще я в неё ем))
На флоте хватало бардака, но портянки с ботинками вроде не практиковались.
Оторвать пятку 380 V...Убить, обжечь– сколько угодно, но уничтожить часть тела, тут десятка переменки нужна, или хотя бы несколько тысяч вольт постоянки. А главное, остаться в живых после протекания тока голова– нога, это сильно парню повезло.
Вообще-то приборы подобного рода все почти работают по принципу
спектрального анализа.
И то, что на флоте к ним стрелки с циферблатами присобачивают, остаётся на
совести флотских инжинеров.
Но автор - молодец, написано хорошо.
Некто Леша ★★★★★• 08.02.18 20:56
Написано просто захватывающе. Я вроде понимал, что автор живой остался, но все равно за него волновался )
Понравилось! Плюс. Флотские истории - это вообще отдельная тема!)
Немолодой ★★★➦Агент из Госдепа• 08.02.18 15:46
При отправке надо было поставить галочку в нужный квадратик. Или наоборот - снять эту галочку. Я тоже недавно лопухнулся с историей про драки. Жаль. там могли хорошо пообщаться. После публикации поправить уже нельзя. Закрыть обсуждалку можно, может быть, обратившись к редактору, или даже самостоятельно. А открыть - уже никак. Если опубликована без обсуждения.
Примыкание Шепилова➦Агент из Госдепа• 08.02.18 16:30
Обсуждалка открыта по умолчанию у всех зарегистрированных. Чтоб закрыть нужно поставить галку в чекбокс "закрыть обсуждение". Но если текст попадет в злободневные обсуждалку закроет редактор.
Некто Леша ★★★★★➦Агент из Госдепа• 08.02.18 20:54
Может, поправимо. Заходишь в свой профиль, жмешь там на первый же пункт "редактировать профиль", а в нем есть пункт
*показывать все комментарии в обсуждениях
снабженный галкой. У меня эта галка стоит. Рисковать ее снять для эксперимента не буду - а вдруг пропадут все комменты. А вот ты можешь проверить - если эта галка у тебя отсутствует, поставь. Могу после этого попробовать послать коммент.
История супер! Дело даже не в теме, а сам стиль описания хорош у Вас очень.
Пиши ещё, автор!
Мне кажется, что для проветривания водорода вряд ли кто-то из разработчиков мог использовать коллекторный движок вентилятора. Скорее всего там был асинхронник и ничего пугливым матросам не угрожало.
irida➦tabutask• 08.02.18 14:24
Это понимаешь когда сидишь дома и читаешь в интернете... А когда оно перед тобой в реале, то тогда про разработчиков как-то не вспоминается. И молитва одна: "Пронеси, Господи!"
Клим Чугункин➦tabutask• 08.02.18 14:45
ага, с частотником, софтстартером или, как минимум, с твердотельным контактором с коммутацией при переходе через ноль,
хорошо что до них тогда ещё не добрались шаловливые ручки у "молодости беспечной до идиотизма" и не заменили на обычные контакторы, как возможно это было в случае с индийской лодкой
Насчёт тротилового эквивалента, попалась на Википедии одна статья: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Железнодорожная_катастрофа_под_Уфой.
Цитата: "мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн)".
При подзарядке аккумулятора в воздух помещения выделяется сернистый газ, мышьяковистый водород (арсин), сурмилистый водород (стибин), хлористый водород и другие.
Поэтому запах и плохо людям. Водород - безвредный
Флот это круто, конечно, но есть ещё всякие химические и нефтеперерабатывающие предприятия. Там тоже может йоппнуть хорошо. Да хотя бы Чернобыль взять...
НафигаМнеНик ★➦LA style• 08.02.18 11:40
Ну не только не только. Видел раз как горит мучная пыль на складе муки (через открытую форточку\отдушину)...
Благо её мало было так сказать - но волосы отращивал долго - ибо нефик стоять где не просят во время можара)
LA style➦НафигаМнеНик• 08.02.18 11:50
Для того, чтобы потерять свою неповторимую жизнь, хватит и оголённого провода, а вот чтобы при этом ещё и бумкнуть хорошо - это уже надо постараться.
На НПЗ водорода до хрена и выше. Гидрокрекинг, гидрокаталитический риформинг, гидроочистка. На заводе, где работал, было несколько крупных пожаров и взрывов, связанных с водородом.
В 2000-х годах в Киришах на установке ЛЧ-24 рванула водородная компрессорная. Фото в сети ( кстати, удаленные через 5 дней после аварии) очень впечатляли. Особенно учитывая то, что точно такая установка есть и на нашем заводе.
Поэтому, на всех НПЗ слова " взрывозащещеное оборудование " не пустой звук. Думаю и на подлодках тоже. И вентилятор наверняка был во взравозашищенном исполнении.
Проффессор ★➦Грол• 09.02.18 05:09
В наших краях это называется intrinsically safe. А explosion proof у нас - то, что этот взрыв выдерживает. Apex стандарты. Один раз бомбуэ делал - 30 000 psi (делим на 145 для МПа) метана - в бункере все электроприборы были только по стандарту. И никакой отсебятины. Регламентируется строго.
Клим Чугункин➦Грол• 08.02.18 14:18
скорее 2ExnIIСT6 здесь было, поэтому при включении вентилятора в принципе не могло образоваться какой-либо искры,
и вообще, над вопросами взрывобезопасности оборудования трудился не один "почтовый ящик", для того чтобы таким молодым "беспечным" идиотам и долбо%ьам не пришлось попасть на цугундер раньше времени