История №884281
Когда мой младший сын пошёл в детский сад, то он почти сразу заслужил почётное звание отпетого хулигана (и это в четыре года). В принципе ничего "ТАКОГО" не было, но почти каждый вечер воспитательница, выдавая нам ребёнка жаловалась какой он плохой, не слушается, не выполняет команд и как дурно влияет на остальных детей.
------------
Вот характерный пример:
Воспитательница собирает детей и говорит:
-- Дети, сейчас мы будем рисовать ёлочку
Всё дети "УРА!!!!", только наш: "А я хочу рисовать солнышко"
-- Но, Артём, ёлочка такая красивая, зелёная и пушистая
-- А мне нравится солнышко.
-- Не спорь, все будем рисовать ёлочку!
Через некоторое время все дети сдают свои рисунки, на которых изображены лесные красавицы, только у Артёма с листочка всем улыбается желтое солнце на голубом небе.
------------
Не знаю, чем бы закончилось это противостояние (уже собирались забирать ребёнка из садика), но тут устроили проверку уровня развития детей и у сына выявились проблемы с речью (какие-то звуки неправильно произносил), в результате ребёнка перевели в логопедический сад (в соседнем дворе от первого).
Месяц мы ходили в новый сад в ожидании очередного "Ваш сын дурно влияет на остальных детей!!!", но всё было тихо, а потом воспитательница вдруг стала ставить его в пример -- "всё делает сразу, никаких скандалов, первый помощник воспитательницы". В общем одни дифирамбы. Мы даже начали опасаться -- а наш ли это ребёнок. В итоге пошли за разъяснениями к воспитательнице, рассказали ей историю жизни в первом садике. Она долго смеялась и потом сказала следующее: "Ваш Артём очень хороший и воспитанный мальчик, но ему нельзя приказывать и уж тем более давить. Если мне что-то нужно, то я просто прошу помочь или назначаю его ответственным за какую-то работу, и знаю, что в этом случае он выложится полностью, чтобы всё было сделано в лучшем виде."
Огромное спасибо нашей воспитательнице, что она не дала сломать ребёнка...
В общем-то дело не в елочке или солнышке, а в том, что иногда надо не выпендриваться - и учить, по идее, в детсаду должны именно этому. Я согласен, ломать ребенка тоже не стоит, но азы дисциплины осваивать надо в детском возрасте, в школе поздно будет. Не будет у большинства людей ни времени, ни желания выяснять, какой этот мальчик замечательный и воспитанный, как правильно заметил Гришковец "учительница была нужна не для любви!". Я встречал изредка (и у других преподавателей в группах видел) "гениев", у которых была острая аллергия на приказы и тенденция объяснять свои действия "я художник, я так вижу", но толковое из них выходило что-то нечасто. Все обычно сводилось к цепочке событий вроде:
- Попробуйте решить задачу вот так...
- А я хочу вот так!
- Конкретно в этой задаче так не получится, я же объяснял.
- А я все равно хочу вот так!
- Ну ок, делай по-своему...
- Ой, а у меня не получилось... Но я все сделал правильно! Нет, я заслуживаю большей оценки!! Препод-урод, объясняет плохо, потому что я не понял!!!
mashinist➦Арсений• 03.05.17 11:05
Ни совсем так.
Вторую часть, которую Арсений "забыл" упомянуть, тоже надо не забывать.
А она заключается в ответственности. Перепишем диалог иначе:
- Попробуйте решить задачу вот так...
- А я хочу вот так!
- Насколько я думаю, конкретно в этой задаче так не получится, но если хотите попробовать - вперед. Но учтите, что задача в результате должна быть решена. Как - мне не важно.
- Ой, а у меня не получилось...
- Извините, но я жду от вас результата.
- Вот, сделал, как Вы сказали.
- Я Вам поставлю более высокую оценку, так как кроме повторения моих слов Вы пытались своим умом решить задачу иначе. В будущем не оставляйте Ваши попытки и когда-нибудь Вы сможете сделать что-то новое, а не только повторять то, что всем уже и так известно.
Арсений ★➦mashinist• 03.05.17 12:57
Я ничего не забыл, любезный Машинист. "Правильно" будет сперва сделать, как учили, чтобы хоть какой-то результат гарантированно был, а уж потом - экспериментировать и задавать вопросы по "почему не получилось" (или гордо демонстрировать "получилось лучше и быстрее"). В наших универах для этого есть понятие "office hours", грубо говоря - внеклассная работа, когда преподаватель просто сидит у себя в офисе в определенные часы, и в этот момент любой его студент может прийти с любым вопросом. В такие моменты можно подробно разобрать то, на что на лекции или практике времени не хватит. Особо продвинутые работают группой и группой же приходят, готовят вопросов сразу несколько - и выходит мини-лекция с очень интересными дискуссиями. НО - все это уже потом, после того, как освоен базовый материал. "Первым делом, первым делом - самолеты, ну а девушки - а девушки потом" :)
Арсений ★➦mashinist• 03.05.17 13:01
А вообще, кстати, согласен: "Но учтите, что задача в результате должна быть решена. Как - мне не важно" - является очень важным пунктом преподавания, стимулировать самостоятельность надо. Порой, тем не менее, приходится настаивать на конкретном типе решения, потому что многие простые математические проблемы можно решить разными способами, и порой - даже из разных курсов. В таких случаях я обычно говорю: "Я очень рад, что вы знаете такие-то и такие-то методы - но вы их знали и до моего курса; мне важно убедиться, что вы освоили и тот метод, который я рассказывал на прошлом занятии".
mashinist➦Арсений• 03.05.17 13:07
Вопрос, уважаемый Арсений - какова Ваша цель.
Если Ваша цель дать минимум - то Ваш подход оправдан. Т.е. нам не нужны снайперы, нам нужно, чтобы придурок на вышке стоял. Таким способом он худо бедно с 15 метров нарушителю в пузо попадет, а будет он снайпером или нет - нам побарабану. Тогда "делай что тебе говорят" и вперед. Нет смысла прыгать выше головы.
Если цель - получить хорошего снайпера, но нас не интересует как он ноги раскинул или он себе в задницу вогнал кактус - смотрим на мишень. Все в десятке - молодец, нет - не молодец, делал ли ты то, чему учили или нет.
С учебой тоже самое.
Я не знаю в каком уважаемом (без тени иронии) месте приводает моей уважаемый собеседник, но в моей алма матер времени на "потом" у студентов не оставалось. Поэтому путь обезьяны - повторять, то что учили - был простейший. Для того, чтобы пытать как-то стимулировать им свободное мышление приходилось прилагать кучу усилий. Так что, если есть товарищ, который сразу "не как все" - это замечательно. Может статью какую с него получится, может еще какой-то толк. Со студентов, решающих "стандартно" толка точно никакого нету.
mashinist➦Арсений• 03.05.17 13:10
Это логично.
Продемонстрируйте пожалуйста владение показанным Вам методом.
У нас правило на экзамене - мы не даем вопросы, которые можно решить, не взяв этот курс. Иногда приходиться по многу раз переписывать экзамен...
Арсений ★➦mashinist• 03.05.17 17:55
Если так формулировать - то да, "свободного" времени у студента нет в принципе :) Но вот время навестить препода - обычно есть, хоть и не все этой возможностью пользуются. В примере со снайпером - прежде, чем мы будем решать, снайпер он или охранник на вышке, его надо обучить чистить, смазывать и заряжать личное оружие - и в этих вопросах оригинальность не всегда помогает. Скажем, четыре семестра матана - просто должны войти в плоть и кровь целиком :)
mashinist➦Арсений• 03.05.17 21:21
Тут мы углубимся в бессмысленный спор на тему того, что принимать "на веру", а что надо подвергать сомнению.
В армии есть куча споров на тему того, как смазывать оружие.
Даю пример - если оружие на ночь как следует залить маслом, то утром его чистить будет намного лучше. Но стрелять, залитое маслом, оно будет намного хуже - быстро перегреется.
Так что даже тут не все однозначно. А про разбор - там вообще жуть.
Про часы приема, по моему скромному опыту, начинают ходить ближе к экзамену.
Арсений ★➦mashinist• 03.05.17 23:05
"начинают ходить ближе к экзамену" - О, даа :) На самом деле спорить тут не о чем - совершенно согласен, я всегда жутко рад качественной самодеятельности студентов, в плане "кроме повторения моих слов Вы пытались своим умом решить задачу иначе". Относительно истории я упомянул и имел в виду другую ситуацию: образно говоря, когда студент пихает квадратный болт в круглое отверстие, да еще пытается кувалдой себе помочь, вместо того, чтоб остановиться и задуматься. Как в старом анекдоте про "Что тут думать, трясти надо". При том если студент первого же семестра матанализа сформулирует правило Лопиталя и сможет внятно объяснить, когда и почему его можно или нельзя использовать, - я могу его чутка пожурить за нежелание упрощать дробь, но полный балл свой он(а) безусловно получит.
И пожалуйста, в рамках обсуждалки - прошу, на "ты" :)
mashinist➦Арсений• 04.05.17 11:00
На ты - честь для меня. Постараюсь оправдать высокое доверие!
"вместо того, чтоб остановиться и задуматься" - полностью согласен! Задуматься всегда хорошо. Иногда результатом размышления будет "не, не лезет". Иногда - "а если еще пару раз со всей дури шмякнуть то или болт станет круглым или отверстие квадратным", но полностью согласен, что если просто бить, не подумав - толку немного.
Я матан на первом семестре вытянул с трудом на проходной бал (минимальный), хотя по всем остальным был отличником. До сих пор вспоминаю с содроганием. А Лопиталь как раз очень удобное и простое правило.
Арсений ★➦mashinist• 04.05.17 23:45
"А Лопиталь как раз очень удобное и простое правило" - так на этом все и горят, забывая, что он применим только в определенных случаях, типа дроби 0/0 в пределе :) Кстати, иногда я развлекал студентов именно такими, "обратными" задачами: вместо того, чтобы попросить решить - давал им "решение" задачи и предлагал найти логическую ошибку или пояснить, почему такой метод в данном конкретном случае применять нельзя.
И матан - это дааа, его все сдавали с болью. Помню, изыски вроде доказательства полноты множества вещественных чисел у нас тогда вообще всю группу вогнали в растерянность... "не сказать ишшо грубей" :) (С)
mashinist➦Арсений• 05.05.17 07:39
Есть такой нюанс, да.
Кстати, это вообще очень классный прием - искать логическую ошибку.
Из другой серии - вчера идем с сыном (3 года) от машины домой. Даю ему коробку со свечками, чтобы чуствовал себя помощником. Он с ней бегает, носится. Я молчу. Через 5 минут закономерно коробка открывается и мы 10 минут вместе собираем свечки.
Я никак не комментирую. Бежит дальше - она опять открывается. Опять собираем. Молчу.
Он берет коробку ООООЧЕНЬ аккуратно, смотрит на меня и говорит: "наверное, с коробкой лучше не бегать" и идет неторопливо.
YES!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Арсений ★➦mashinist• 05.05.17 08:23
А вот это уже - огромный педагогический успех, до которого мне с моими студентами расти и расти :)
mashinist➦Арсений• 05.05.17 11:51
Ну я думаю, что матан твои студенты все-таки знают лучше :)
А вот Чингиз-хан уже в четырёхлетнем возрасте доил кобылиц и подвязывал им вымя.
Ему не хотелось - но мама с папой заставляли.
И вот правы же оказались родители - вон какой ухарь из него потом вырос.
Uhalus Posovinomus ★➦siux• 29.04.17 12:16
И так бывает :-) но одно дело - самовлюблённый "гений", и другое просто мальчишка 4 лет.
И конечно же, всё хорошо в меру и вовремя.
99% воспиталок и училок в школе - как раз 1 типа.
Это не учителя, это натуральные ШКРАБы с ПЕДОБРАЗОМ!
ШКольные РАБотники с ПЕДагогическим ОБРАЗованием, если кто не понял.
Хочу огорчить "онижеродителей": на свете очень мало позиций, в которых пригодился бы талант непослушания.
Голос_за_кадром• 28.04.17 19:02
"Как досадно обманулся бедный Плейшнер, - подумал Штирлиц. - Верблюды шли на восток, а клуб для новых и будущих мам и пап был всего одним этажом выше."
Март ★★➦Голос_за_кадром• 28.04.17 19:10
А не надо было мучать ребёнка - приговаривал Гельмут, методично прикладывая Барбару фэйсом об тэйбл.
chltau➦Киморкин• 29.04.17 03:07
Ай-ай! Точно такой же по характеру одноклассник уже 5 срок мотает. Это пример злобной и тупой собаки. Она сама по себе кусача. Но найдется дресировщик который заставит ее дерьмо жрать и жизнь на это положить.
А потом генерал его догнал, дернул за рукав и спросил:"Мойша, ты что, обиделся?"
Га-га-га, а смеятся то где? История-то смешная, да?, или автор потерялся в интернете?
Вообще-то все люди такие разные, а не только дети. Одному можно (и нужно) отдавать четкие приказы ("Копать яму от меня и до следующего дуба! Ать-два!"), другого нужно вежливо просить ("Иван, прошу Вас выкопать яму. Это очень важная и ответственная работа. От нее зависят результаты всего коллектива."), третьего подталкивать самого найти единственно верное решение ("Петр, как вы считаете, как эффективней всего решить нашу проблему? Может быть надо выкопать яму? Вы тоже так считаете? Отлично! Как можно скорее займитесь этим вопросом.") и т.д. Это даже не основы психологии. Просто жизненный опыт.
Шютник➦RangerPCW• 28.04.17 16:41
Это не жизненный опыт. Это именно практическое руководство, как оказывать влияние на людей, как управлять людьми, как получить над ними власть.
Со времён Дейла Карнеги и ранее принципиально НИЧЕГО не изменилось. Все та же лесть.
Старик Карнеги просто пацан перед современными методиками манипулирования людьми.
Киморкин ★➦Шютник• 28.04.17 11:49
Смотря где. Может и повезти. В той же армии есть и научные роты.
Куклачёв примерно так же работает с кошками.
Их невозможно заставить. Нужно сделать так, чтоб они это сами захотели.
magnetic_charge➦Киморкин• 28.04.17 12:17
вот поэтому они у него только за сосисками бегали. а собаки, которые умеют подчиняться, могут в сто раз больше.
sasha1024➦Киморкин• 28.04.17 17:26
я очень плохие отзывы слышал о том, как Куклачёв на самом деле обращается с кошками (в противоположность тому, как рассказывает) — но не знаю, насколько это правда.
Мефодий1 ★➦magnetic_charge• 28.04.17 22:06
Куклачев говорил так: если ты хочешь чего-то добиться от кошки, нужно самому сделать то, что хочет кошка.