История №846114
Когда-то давно в горах Тибета жил монах, который славился своей мудростью и невозмутимостью. Никто и никогда не мог вывести великого мудреца из себя.
Славный воитель того времени частенько слышал восхищенные отзывы о знаменитом монахе, которые ему прилично надоели.
“Не может быть, что человек никогда не сердится”, — заявил воин. — “Я докажу вам, что и этот святой отец злится, как и все”.
Воин отправился в замок старца, который с радостью принимал гостей и учил людей, передавая им свои знания. Получив позволение поселиться в монастыре на месяц, витязь начал приводить свой замысел в исполнение. Он старался обидеть и разозлить монаха всяческими способами, но тот ни разу не потерял своей обычной благожелательности и неизменно благосклонно относился к своему известному постояльцу.
Наконец, по истечении 4 недель военачальник пришел попрощаться с монахом. Рассердить легендарного учителя ему так и не удалось.
“Спасибо за гостеприимство и науку”, — сказал отшельнику прославленный полководец. — “Я прожил здесь месяц и по-настоящему тебя зауважал. Только одно я должен тебе посоветовать: тебе нужно научиться стоять за себя. Не дело, когда кто-то пытается тебя обидеть, а ты не отвечаешь им достойно. Нужно стоять за себя!”
“Присядь”, — предложил ему старец. — “Я рад, что ты многому научился. Давай подумаем: представь, что ты решил сделать мне подарок. Ты приготовил гостинец и принес, и попытался мне вручить. Но я твое подношение не взял. Кому принадлежит подарок?”
“Ну, конечно же, если ты его не взял, подарок все еще принадлежит мне!” — воскликнул воин. — “Это само собой разумеется”.
“Хорошо”, — продолжил монах. — “А теперь давай представим, что ты попытался дать мне обиду, а я ее не взял. Кому принадлежит обида?”
Замечательно, да только не воспринимать обиды, и делать вид, что не воспринимаешь - не одно и то же.
В большинстве случаев на обиду мы реагируем автоматически. После автоматической реакции уже бессмысленно делать вид, что ты "обиду не взял". Психика уже удар приняла.
...
И из века ввек передается предание, как невозмутимый монах несколько лет подряд преследовал голубя, что бы вернуть ему его обиду.
Эта притча верна только в одном случае: когда монах живёт в изоляции (полностью сам или в окружении философски глядящих на мир собратьев-монахов).
В реальном обществе, к сожалению, людей оценивают не только по настоящему содержанию, но и по одёжке. Даже если умные/близкие оценивают по содержанию, всё равно есть дураки/посторонние, оценивающие по одёжке. И пропустить обиду от другого человека часто означает упасть во мнении части окружающего тебя общества, даже если оскорбление абсолютно несправедливое.
Мнение окружающих людей в свою очередь влияет на то, какую роль Вам дадут выполнять в коллективе. Мало кто захочет начальника/командира, позволяющего обращаться с собой как с тряпкой. Конечно, всё зависит от цивилизованности общества: чем цивилизованнее общество, тем меньше люди строят примитивные иерархические лестницы и тем больше на каждое дело назначается тот, кто конкретно это дело хорошо делает (а не тот, кто лучше дерётся / громче кричит / носит х@# длиннее) — но даже самое цивилизованное общество носит в себе архаичные атавизмы. Которые в случае катаклизма разцветают пышным цветом.
Одно верно: что люди часто (по врождённой привычке) переоценивают значимость наносимых их обид (потому что миллионы лет предки жили в гораздо менее цивилизованных обществах). И получается замкнутый круг: общество не оцивилизовывается больше, потому что люди боятся, что будучи слишком мягкими, потеряют лицо, а люди боятся быть слишком мягкими, потому что общество вокруг не оцивилизовано. Но даже в самом цивилизованном обществе, даже самому флегматичному человеку придётся иногда стоять за себя (даже если ему лично глубоко фиолетово мнение общества — значит, чтоб не потерять в качестве жизни). Хотя да, если бы нам всем стало чуть-чуть фиолетовее на мнение окрущающих, мир стал бы лучше.
sasha1024➦sasha1024• 13.09.16 22:14
Так же влияет глобализация.
В своём племени люди уже как бы поняли кто есть кто и серьёзно за статус не борются.
Но в современном мире племена периодически объединяются и между людьми (а чаще группами), которые друг друга не знают, начинается снова «смотр по одёжке».
Надо было дать монаху в морду и посмотреть, как он откажется от такого "подарка"?
А то в теории всё гладко, да в жизни не применимо.
sasha1024➦Bullet545• 15.09.16 19:57
Иван Дмитрич засмеялся и сел.
— Положим, покой и довольство человека не вне его, а в нем самом, — сказал он. — Положим, нужно презирать страдания и ничему не удивляться. Но вы-то на каком основании проповедуете это? Вы мудрец? Философ?
— Нет, я не философ, но проповедовать это должен каждый, потому что это разумно.
— Нет, я хочу знать, почему вы в деле уразумения, презрения к страданиям и прочее считаете себя компетентным? Разве вы страдали когда-нибудь? Вы имеете понятие о страданиях? Позвольте: вас в детстве секли?
— Нет, мои родители питали отвращение к телесным наказаниям.
— А меня отец порол жестоко. Мой отец был крутой, геморроидальный чиновник, с длинным носом и с желтою шеей. Но будем говорить о вас. Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем, никто вас не запугивал, не забивал; здоровы вы, как бык. Росли вы под крылышком отца и учились на его счет, а потом сразу захватили синекуру. Больше двадцати лет вы жили на бесплатной квартире, с отоплением, с освещением, с прислугой, имея притом право работать как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать. От природы вы человек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобы вас ничто не беспокоило и не двигало с места. Дела вы сдали фельдшеру и прочей сволочи, а сами сидели в тепле да в тишине, копили деньги, книжки почитывали, услаждали себя размышлениями о разной возвышенной чепухе и (Иван Дмитрич посмотрел на красный нос доктора) выпивахом. Одним словом, жизни вы не видели, не знаете ее совершенно, а с действительностью знакомы только теоретически. А презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой причине: суета сует, внешнее и внутреннее, презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо, — всё это философия, самая подходящая для российского лежебока. Видите вы, например, как мужик бьет жену. Зачем вступаться? Пускай бьет, всё равно оба помрут рано или поздно; и бьющий к тому же оскорбляет побоями не того, кого бьет, а самого себя. Пьянствовать глупо, неприлично, но пить — умирать и не пить — умирать. Приходит баба, зубы болят… Ну, что ж? Ведь есть представление о боли и к тому же без болезней не проживешь на этом свете, все помрем, а потому ступай баба прочь, не мешай мне мыслить и водку пить. Молодой человек просит совета, что делать, как жить; прежде чем ответить, другой бы задумался, а тут уж готов ответ: стремись к уразумению или к истинному благу. А что такое это фантастическое «истинное благо»? Ответа нет, конечно. Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этою палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь… Нет, сударь, это не философия, не мышление, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная одурь… Да! — опять рассердился Иван Дмитрич. — Страдания презираете, а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во все горло!
— А может, и не заору, — сказал Андрей Ефимыч, кротко улыбаясь.
— Да, как же! А вот если бы вас трахнул паралич или, положим, какой-нибудь дурак и наглец, пользуясь своим положением и чином, оскорбил вас публично и вы знали бы, что это пройдет ему безнаказанно, — ну, тогда бы вы поняли, как это отсылать других к уразумению и истинному благу.
— Это оригинально, — сказал Андрей Ефимыч, смеясь от удовольствия и потирая руки. — Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям, а моя характеристика, которую вы только что изволили сделать, просто блестяща. Признаться, беседа с вами доставляет мне громадное удовольствие. Ну-с, я вас выслушал, теперь и вы благоволите выслушать меня…
Шел как-то Будда с учениками вдоль деревни. Вдруг несколько человек, собравшихся на улице, принялись оскорблять его. Он слушал молча, сохраняя спокойствие. И стало из-за этого спокойствия обидчикам как-то не по себе.
“Тут что-то не так, – подумали они, – Мы оскорбляем человека, а он слушает нашу речь как музыку”.
Один из них обратился к Будде:
– Ты что, не понимаешь, о чем мы говорим?
– Если бы я не понимал, то не стал бы молчать, – ответил Будда. – Если бы вы пришли ко мне лет десять назад, я бы бросился на вас с кулаками. Тогда я еще не понимал. Теперь понимаю. И не могу наказывать себя из-за вашей глупости. Ваше дело оскорблять меня или нет, но мое право не принять ваши оскорбления.
Вы не можете мне их навязать. Я от них просто отказываюсь.
Они меня недостойны. Можете забрать их себе. А теперь мои ученики вас отпиздят.
Ух-ты! Во, мудро как!!
А Мери Поппинс говорила что у неё безграничное терпение
А монах мудёр. Мудёр, мать его за!