В апреле 1990 года у моего папы был юбилей. Ему исполнялось 80 лет и по этому случаю я, естественно, примчался из Москвы, где к тому времени жил уже второй год, в родной Саратов. В тот период по талонам было все, вплоть до соли и спичек, поэтому я постарался привезти к столу столько, сколько вошло в купе. На вокзале меня встречали друзья, все баулы быстро раскидали по машинам и (о, счастье, пробок тогда ещё не было) через 20 мин. были уже у нас дома. На предложение юбиляра выпить за мой приезд деликатно отказались, поезд все-таки был утренним, а вот зайти с поздравлениями часика в три, за некоторое время до начала «официальных торжеств» пообещали, так как всех их мой папа знал очень хорошо. Кого со школы, еще лопоухими и не видными из-за парт, а кого-то с моей университетской поры, длинноволосыми разгильдяями в джинсах.
К назначенному часу депутация из порядка десяти человек уже стояла у наших дверей. К трём встречавшим меня на вокзале, присоединились и другие, кто часто бывал у нас дома или на даче в последние 10-15 лет. Немного потолкались в коридоре, произнесли соответствующие моменту слова и через пару-тройку минут расселись в гостиной за столом, который мама и сестра быстро снабдили всем необходимым (уму непостижимо, как они тогда справлялись без посудомоечных машин, кухонных комбайнов, готовых нарезок и салатов в контейнерах???)
Первые две стопки коньяка юбиляр так ловко хлопнул с «молодёжью», что некоторые, понимающие в этом толк, даже немного сконфузились. После третьей, которая пошла после того, когда все немного перекусили, папа сказал:
«Дальше пока без меня. Мне ещё день простоять и ночь продержаться. Да ещё и завтра, похоже, кто-нибудь зайдёт»
Мы выпили ещё, завязался разговор вокруг какой-то общей темы, многие давно не виделись…И тут папа задал нам вопрос:
-Вот вам сейчас по тридцать лет, кому чуть больше, кому чуть меньше.. Мне пятьдесят лет назад тоже было столько, в сорок первом. Тогда война была, авианалёты.. Но ведь даже когда нам весь завод немцы бомбами разнесли (он на авиазаводе тогда работал), мы под открытым небом, в цехах стен не было, продолжали самолёты выпускать. Ни на день не остановились. Сейчас войны нет, вроде не бомбят, но всё по карточкам, пенсию я уже четыре месяца не видел, заводы стоят, страна разваливается. Вам тридцатилетним не стыдно?
Мы ошарашено молчали. Как то неожиданно и не к месту что ли прозвучал вопрос. Ситуацию разрядил очень кстати раздавшийся звонок в дверь. Ещё двое задержавшихся моих товарищей шумно, не понимая, чего это все сидят, как линейку проглотившие, вручили отцу бутылку коньяка и здоровую хрустальную байду в виде рога (ещё один парадокс того времени, хрусталь до этого тотально дефицитный появился, чуть ли не в булочных). За столом началась суета, двигались стулья, расчищали место на столе для новых гостей. Кто-то из них произнёс расхожую фразу : «Не графья, постоим..» Тут папа опять заставил всех нас на минуту притихнуть.
-А я был знаком с графом,- сказал он.
И рассказал нам следующую историю.
Незадолго до войны его назначили одним из заместителей директора Саратовского авиационного завода. Комплектующие и целые блоки самолетов, такие как двигатели, авиапушки и ещё куча всего – всего поставлялась, чуть ли не со всех 15 республик. К сентябрю уже Белоруссия и Украина были под немцами. Десятки заводов, если наши успевали раньше немцев, перебазировались в глубь страны, какие-то производства разворачивались в новых местах, зачастую чуть ли не в чистом поле. Конструкции самолётов постоянно, исходя из фронтовой практики, модифицировались. Задачей отца было обеспечение производственной кооперации. Потому как умри, но определённое планом количество боевых машин в день завод фронту выдать должен. Мобильной связи тогда не было. Защищенная телефонная связь была не везде, да и обсуждать производственные вопросы было небезопасно. Могли прослушать и немцы и наши особисты. И то и другое ничего хорошего не сулило.
По этой причине в октябре 1941 он оказался в г.Куйбышеве (кто не знает, теперь это Самара). Туда его забросили с заводского аэродрома на попутном военно-транспортном самолёте. За один день решив все вопросы на местном оборонном заводе, он связался с руководством, и получил разрешение возвращаться домой. У него на руках был документ Государственного Комитета Обороны, обязывающий представителей власти оказывать всяческое содействие. Пассажирские поезда тогда практически не ходили, и с этим мандатом его сумели отправить грузопассажирской баржой, уходящей вниз по Волге с эвакуируемыми детьми, женщинами и какими-то грузами. Максимум через пару дней она должна была быть в Саратове, но на следующее утро ударил такой мороз, что баржа намертво встала во льду посреди реки. Отец спал на палубе, меж каких-то тюков, когда его позвали к капитану. Тот кратко обрисовал ситуацию, на барже около сотни детей и женщин, плюс груз, который в военное время тоже не просто так отправили. Ближайший населенный пункт, откуда может прийти помощь приблизительно в 15 км, с учётом трёх километров до дороги, которая туда ведёт. Капитан был мудрым человеком, понимал ситуацию, и доходчиво объяснил, что на судне есть только два человека, которые могут привести помощь. Это отец, с его мандатом Государственного Комитета Обороны и депутат Верховного Совета СССР, писатель, граф Алексей Николаевич Толстой, который уже дал согласие и пошел в свою каюту собираться.
Через какое-то время, появился Алексей Николаевич. Он был в шубе и зимней шапке, тк вёз с собой основательный багаж. На отце были «кирзачи» и парусиновое пальто.
Шли они больше шести часов, пока их не подобрала попутка. Помощь они организовали довольно быстро, их появление произвело фурор среди местного начальства. Толстой отправился назад к барже, у него там остался багаж, самую ценную часть которого, по его признанию, составляли рукописи и личные бумаги, а отец на попутках в Саратов. За шесть часов пути успели по-человечески близко сойтись. Толстому было уже под шестьдесят, и дорога давалась ему очень не легко. Договорились встретиться после Победы. Граф А.Н.Толстой не дожил до неё несколько месяцев.
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.