СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ
Действие относится к началу 60-х годов прошлого века. Главный герой -
мой родной дядя по имени Михаил и по прозвищу Жиган. Прозвище такое к
нему прилипло недаром: у меня вся родня - трудовая косточка,
совслужащие, честно и тупо пахавшие по месту работы от звонка до звонка.
Дядя Миша был будто другой крови, мужик с ярко выраженной
предпринимательской жилкой. Он закончил некий фототехникум, где-то,
наверно, официально числился, но зарабатывал бабки как свободный
художник. Он разъезжал по Московской и окрестным областям (в основном по
районным городкам, в деревнях, где «платили» трудоднями, денег мало у
кого было), заходил в каждый дом и предлагал оформлять имевшиеся у
населения дорогие им фото в красивые паспарту.
Деньги он драл неимоверные, конкурентов не имел и разбогател очень
быстро. Поначалу его возил на казенном «москвичонке» другой мой дядя,
работавший в автошколе, а вскоре Жиган приобрел и личный «Москвич». Как
и любой крутой бизнесмен, Жиган был прижимист и жёсток. Человек без
всяких сантиментов. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха…
Однажды, проезжая транзитом через деревушку, состоявшую всего-то из двух
домов (остальные немцы пожгли, и деревня так и не восстановилась), он
там застрял из-за внезапно нагрянувшего сильнейшего ливня. Жиган зашел в
избенку, казавшуюся ему чуть поприличней другой, и попал прямо на
поминки. Старик со старухой, только что похоронившие единственную
внучку, пили горькую, а именно, как установил Жиган, самогон средней
паршивости. Здесь же присутствовала и единственная деревенская соседка,
тоже старушка, да еще и без одной руки по локоть. Восемнадцатилетняя
внучка Катя умерла одномоментно, вроде как ни с того ни с сего, что,
впрочем, часто бывало в те годы (как и сейчас), и без нее старик со
старухой, вместе со всей деревней, были обречены. За курами они еще
могли ухаживать, а вот заниматься коровой и поросями уже невмочь.
В общем, слезы по внучке были искренние, но, похоже, старики любили и
даже обожали девушку без всякой меркантильности. Столько всего хорошего
о ней наговорили, что даже душу Жигана тронули. И решился он на
беспримерный поступок (может, тут и самогон помог) – бесплатно (да у
стариков и все равно денег нет) сделать из фото умершей девушки красивое
паспарту.
Но тут выяснилось – и это было дополнительным и особенно мучительным
горем для стариков – никакого фото девушки не было. И даже паспорт
участковый успел забрать и увезти в город.
Но душевный порыв Жигана было уже не остановить. Обладая хорошими
навыками рисовальщика, он решил сделать словесный портрет Кати и тут же
принялся за работу. Две старухи и старик, как могли, описывали девушку,
а он делал набросок за наброском, то и дело отодвигая ногой мешавшего
ему рыжего котенка. На третьем часу работы художник, по общему мнению,
добился абсолютного сходства.
Никакого фотошопа тогда не было, зато имелись у Жигана связи с
высококлассными фотохудожниками. Заплатив им солидный гонорар, он
получил высококачественный фотопортрет Кати и отправился с ним в
деревню.
Старики были потрясены и только повторяли: «как живая, как живая». Фото
они тут же водрузили на могилку, и Жиган пожалел, что не сделал
дубликат. Позже он решил исправить эту ошибку и заехал в ту же деревню
через неделю. Застал только однорукую тетку. Двое стариков померли один
за другим и были похоронены соседкой рядом с их внучкой. У опустевшего
дома подвывал рыжий котенок.
Оставив обезумевшей от нежданного счастья однорукой старухе 25 рублей -
"за хлопоты", Жиган прихватил с собой котенка. Потом тот стал моим
лучшим детским другом.
А на деревенском кладбище осталась могилка с тремя красивыми паспарту на
крестах. При прошлом приезде дядя Миша сфоткал стариков и потом сделал и
им паспарту, но деду с бабкой увидеть эту красоту уже не довелось…
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей