Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №409970

БАЙКИ РАДИОФАКА
ЦВЕТОМУЗЫКА
Опять же рассказано моим другом-сокурсником Григорием Ивановичем.
Вспоминая эту давнюю историю, долго спорили с ним, как возможно такое
именно в данном техническом аспекте, в итоге решили, что при
определённом стечении обстоятельств - возможно.

На радиофаке ни одна уважающая себя дискотека, будь то на скромных
комнатных посиделках или же на всеобщем праздновании Дня Радио, не
обходилась без цветомузыки. И красиво, как в зарубежном фильме, и
девчонки на такое световое шоу слетались, как мотыльки.
Вот и два весёлых друга, Юрич и Шариков, решили соорудить цветомузыку.
Вполне естественное желание, которое, в свете вышесказанного, хотя бы
раз в жизни посещало каждого студента радиофака.
Выбрав подходящую схему из журнала «Радио», друзья порылись в амбарах
своих запасов, помели по сусекам своих товарищей, и в итоге собрали
потребное количество радиоэлементов. В те годы, конце 80-х, с
радиоэлементами, как и со всем прочим, в стране была напряжёнка, и, если
радиолюбитель хотел соорудить хоть что-то достойное, идти в магазин было
бесполезно, там тупо не продавали ничего путёвого. На радиорынке
ассортимент был, но денег было жалко. В основном тащили всё подряд с
работы (вариант - с практики), выпаивали из промышленных электронных
схем разные полезняшки и раскладывали дома по коробочкам. Именно так
появилось выражение: «не каждый вор - радиолюбитель, но каждый
радиолюбитель – вор».
Впрочем, хватит лирики, переходим к делу.
Юрич и Шариков выполнили все подготовительные операции, вторнули
элементы и принялись за пайку. Тонкие ножки и выводы микросхем
обрабатывали 25-ваттным паяльником с тонким жалом. Для больших
контактных площадок, толстых выводов и соединительных проводов применяли
40-60-ваттные инструменты. Обычно бывало так, что если в комнате
содержали тонкий паяльник, то более мощный при необходимости брали у
соседей, и соответственно наоборот. С паяльниками также была напряжёнка
- всё раскупали новоявленные рэкетиры. Их основной рабочий инструмент,
блин. За мощным паяльником друзья сходили к Гераклычу. Тот, разумеется,
не смог усидеть в своей комнате и пришёл посмотреть. Закончив пайку,
друзья провели первое включение. Распространено ошибочное мнение, будто
при первом включении ничего не работает. Может быть, где-то это и так,
но на радиофаке всё включалось в срок и без потерь, и непосредственно
сразу после включения наступил процесс наладки.
Среднечастотный канал цветомузыки не желал работать, как положено, в
готовую схему напрашивался ещё один транзисторный каскад для усиления по
средним частотам. На этапе, когда Шариков уже начал хватать Юрича за
грудки, доказывая преимущество транзистора КТ315 над МП25, Гераклыч
вмешался и предложил не усиливать сигнал, а ослабить его в соседних
фильтрах за счёт изменения «вот тут и вот тут». В доказательство он
приложил прямо к работающей схеме в нужном месте конденсатор, и средний
канал повёл себя гораздо более адекватно. Даже не выключая схему,
Гераклыч схватил свой мощный паяльник и вознамерился припаять нужную
цепочку элементов. Разумеется, друзья ему предложили предварительно
выключить девайс, потому что наличие сетевого потенциала 220В на жале
паяльника может фатально сказаться на всей схеме. На это Гераклыч
самоуверенно заявил: «Не знаю как у вас, а у нас в Лабытнанги паяльники
на корпус не пробивают!».
Ну что сказать... То ли паяльник Гераклыча был не из Лабытнанги, то ли в
Лабытнанги тоже бывают исключения из правил поведения паяльников, а
может банально в блоке питания чего задел, но итог был впечатляющий.
Алюминиевые корпуса абсолютно всех электролитических конденсаторов
стартовали к потолку, издав слитный треск, соединившийся в единый мощный
«БАХ!!!». Освобожденные обкладки конденсаторов, как новогодний
серпантин, разлетелись во все стороны, распространяя по комнате
удушливую вонь, затем стали возвращаться на Землю отстреленные ступени
носителей, то есть, тьфу, конечно, остатки алюминиевых гильз
конденсаторов стали падать на пол, раскатываясь по углам с тихим
перезвоном... Короче, финиш.
- Пипец… это что было? – сдавленным шёпотом спросил Шариков, хотя, мог и
не спрашивать, сам всё видел.
- Это… цветомузыка, - неудачно пошутил в преддверии скорой экзекуции не
менее ошарашенный Гераклыч.
Хорошо ещё, что Юрич в последний момент успел отсоединить цветомузыку от
разъёма линейного выхода магнитофона, а то если бы ещё и он крякнул,
тогда друзья точно показали бы Гераклычу, как в те годы паяльники
рэкетирами пользовались. А так Гераклыч отделался лёгкой контрибуцией в
размере половины своих неприкосновенных запасов радиоэлементов и
обещанием выкинуть на помойку свой паяльник. Или хотя бы им ничего
больше не паять. В противном случае Юрич с Шариковым грозили
использовать гераклычев паяльник на его же хозяине по вышеуказанной
схеме.
+133
Теги: студент
Проголосовало за – 255, против – 122
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
23 комментария, показывать
сначала новые

ассм19.08.09 14:36

Матроскин. Молодец. Я сам ТИАСУРОвец, кончил в 1982 году.... Всю эту эпопею с паяльниками, тиристорами, фильтрами, с цветомузыками, магнитофонами, с чемоданами радиодеталей и с вспомнил как вчера было. Привет соседям, кто жил в "пятерке" на Южной...

+0
ответить

Поклонник 16.08.09 22:29

Да просто обидно. Люди о транзисторах спорят, а я, сварщик, может, тоже спорить хочу. Да вот о транзисторах - не получается...

+0
ответить

Сварщик16.08.09 22:08

Ну есть. А хуле?

+0
ответить

васька ★★16.08.09 21:11

Фыва
Тогда и КТ3107 в паре с КТ3102 не особо уже рулил. В фаворе были "быстрые" операционники 574УД1-УД2, 544УД2 и малошумящий 157УД2. Из цифровых - 564 и 580 серии.

+0
ответить

Олег из Омска116.08.09 20:40

Если бы цветомузыка была без гальванической развязки - магнитофону кырдык сразу. 3-4 электролита в фильтрах после гальванической развязки рванут феерично, если на них дать фазу.
Если у Вас 100 коробок по 100 транзисторов МП-25 - будете втыкать их везде для куража. Помнится в армии в 1985 году лепили что не попадя на этих транзисторах, потому как новенькие, в пачках по 100 штук, а пачек ну, может 100, может 1000, разбросаны по всей территории полигона. Одному прапорщику заменили погибшие внутренности в магнитофончике SONY на схемку с 7 МП-25 - МП-37. Счастливец говорил что звук стал "сочным", а мы поддакивали.
НУ А ВООБЩЕ, ТЕМА ИНТЕРЕСНА НЕ ВСЕМ, И ДЛИННО ПИШЕШЬ.

+0
ответить

Поклонник 16.08.09 20:12

Привет. Сварщики есть?

+0
ответить

Фыва16.08.09 20:09

Дохтур Мориарти,
Привет РТФ,

По тем временам и МП26 (когда-то - классный транзистор) и КТ315 в пару с 361 были анахронизмом. КТ3107 рулил. Я даже и не помню что такое МП25.

+0
ответить

Дохтур Мориарти16.08.09 19:28

В конце 80-х годов, тр-р МП25 был уже очевидным анахронизмом, для изготовления цветомузыки такую хрень уже не использовали, а 315-х транзисторов было дохрена.
Дефицит радиодеталей был, но можно было купить нужное в магазинах некондиции (г. Томск -ТРТЗ, Новосибирск и Бердск). На барахолках (особливо в Новосибе) выбор запчастей был велик. На радиотехнических факультетах ВУЗов (ТИАСУР-ТУСУР - респект) было всё.

+0
ответить

васька ★★16.08.09 18:55

МП42Б
То, о чем ты пишешь, совершенно верно, это и коту Матроскину понятно. Но там-то вилка была литая ПВХ, которая сразу шла с куском провода.
А насчет дополнительного усилителя, так еще неплохо было добавить компрессор, так как у лампочек динамический диапазон около 20дБ, а у реального звука из магнитофона - 40-50дБ.

+0
ответить

МП42Б16.08.09 18:23

васька. Это потому что наши отечественные штепсельные вилки собирались из двух карболитовых половинок, скрепленных винтом М3, никак не изолированным внутри вилки, а провода тупо наматывались на винты контактов, и хорошо если перед накручиванием они облуживались, чтобы отдельные жилы не вылазили из-под зажимного винта. Если же это происходило то иногда жилы касались от того самого винта М3, через который тебя и пиздануло.

Программист. Правильно, на тиристорах, но с гальванической отвязкой от входов - там обычно транс ставили, например, от радиоточки. И электролитов там не было совсем. Но был недостаток - сигнал надо было брать не с линейного выхода, а конкретно с выхода для колонок. Или ставить доп. усил, который мог быть и самодельным, но и его все же следовало отвязывать трансом от тиристоров. И очень хорошо, и никаких разрух.

+0
ответить

а ну его16.08.09 16:20

Скоро работники моргов будут подробно про свою работу рассказывать.
Мне не интересно.Только помню купил однажды 100 транзисторов П217за 2 руб (1983 год ,продавщица ошиблась)а продал по 4,50 каждый

+0
ответить

Matroskin 16.08.09 15:01

Господа и дамы!
Идите ... боком. После сегодняшнего случая, чёй-то, видимо, я не прав. Неправильные байки, видимо. А краткость - вот Библия: "Я жил 2 тысячи лет назад и меня предали. У меня 2 миллиарда поклонников". Хочется коротко - сосите SMS.
Удачи!
А я пишу более подробно. И хотелось бы - весело.
Все случаи - РТФ УПИ!

+0
ответить

Радиолюбители16.08.09 14:45

Матроскин пеши есчо

+0
ответить

Бабочка капустница16.08.09 12:53

Как и все байки радиофака комарно затянуто. К тому же автор берет, как, правило, какие-то неубедительные с точки зрения юмора случаи и неимоверно их раздувает. Обильное унащение текста прозвищами действующих лиц также не добавляет рассказу занимательности, т. к. непонятно как эти прозвища появились, но, по-моему, автор считает что от самого наличия их и постоянного упоминания в тексте читатель должен получать удовольствие и верить что рассказ очень смешной...
Краткость - сестра таланта

+0
ответить

я так и сделаю16.08.09 12:08

Блин, да какая разнеца, какие двадцать лет назад были транзисторы?!
О чём спор?!
Вручим уже аффтырю Залатой Страпон и отправимся на природу!

+0
ответить

извесный критег16.08.09 10:49

ждем ещо мнений кампетентных радеолюбителей

+0
ответить

программист16.08.09 09:59

- - - -
КТ315Г Писал:
... Даже самая простейшая схема ц/м как правило имеет выходы гальванически развязанные от активных фильтров ...
- - - -
чуток внесу ясности ( не оправдывая автора )
в то в рема цветамузыка часто строилась на обычных лампах накаливания в 220 вольт, и соответсвенно через тиристоры БЕЗ ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РАЗВЯСКИ...

поэтому вообще трогать включенные провода схемы было опасно ( далее лекция про резиновые сапоги )

действительно чтобы бабахнуло паяльник дожен был быть заземлен или пробивать по какомуто проводу... а далее вероятность 50/50 чтобы совпала фаза/ноль...

т.е. тот кто сел поять неразвязанную по питанию схему под напряжением вообще идиот и на радиофаке ему не место...

П.С. магнитофону ничего не угрожало в любом случае

а вот с КТ315 и МП25 действительно лажа - но побарабану...

+0
ответить

васька ★★16.08.09 09:42

Цветомузыка - это дело загадочное. Помню, когда я на собственной свадьбе включал в сеть собственноручно изготовленное устройство, которое до этого отлично работало около года, меня дернуло от сетевой вилки. Но держался-то я за пластмассу! При этом рука моя отдернулась, вилка пролетела над головой моего друга и повисла у него на затылке. Он с искренним удивлением спросил: "Ты что, с ума сошел?"- стаскивая провод с макушки.

+0
ответить

Matroskin 16.08.09 08:50

Господа!
Сразу хочу внести ясность.
1. Я же писал не отчёт о проделанной работе, а ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение. Можно же и так:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПОЖАРЕ
ДД.ММ.1987 г. произошло возгорание в комнате 307 общежития РТФ УПИ. Огнём уничтожено самодельное цветомузыкальное устройство-«цветомузыка» (далее: «ц.-ка»), собранное из комплектующих, приобретенных незаконным путём и, видимо, не прошедших Госприёмку. Со слов потерпевших гр-н Шарикова и Юрича, пожар возник ввиду неквалифицированных воздействий гр-на Гераклыча неповеренным инструментом «электропаяльник ЭПСН 60/220» (далее: «э.па-льник») на ц.-ку, следствием чего явились необратимые деформации электролитических конденсаторов К50-6.
Ц.-ка и э.па-льник в дальнейшем утилизированы путём выкидывания на помойку.
Потерпевшие претензий к гр-ну Гераклычу не имеют.
Выводы: основная причина пожара – электротехническая: аварийный режим работы ц.-ки вследствие воздействия э.па-льником гр-на Гераклыча.

2. Какая разница, на чём собирать усилительный каскад: на германиевом, кремниевом, а, может, арсенид-галлиевом транзисторе, PNP или NPN, да хоть, вообще, на лампе. Что не жалко и что под рукой, а уж рассчитывать характеристики на радиофаке учили хорошо. Кстати, гальваническую развязку (оптопары или трансформаторы на управляющих электродах тиристоров) делают ТОЛЬКО при питании схемы ЦМУ непосредственно от сети 220В, когда же на выходе стоят 3....12 вольтовые лампочки, а блок питания ЦМУ имеет трансформатор, эти извращения совершенно лишние.

3. Метаморфозы с радиозапчастями в те годы были удивительные, где пусто, а где густо. В наших краях, например, за 10 (десять) микрух К174УН7 стоимостью по 5 рублей выносили цифровой частотомер стоимостью под тыщу. Всё оттого, что УН7 стояла во всех телевизорах-магнитофонах и была дефицитом, а частотомер брался институтом по безналу и спокойно потом списывался. Вот такие пирожки.

+0
ответить

Mike2216.08.09 04:15

Не было никаких проблем с радиодеталями в конце 80х.
Тем более, уж на радиофаке-то...

+0
ответить

КТ315Г16.08.09 03:07

Да, чуть не забыл, КТ315 и МП25 - принципиально разные транзисторы, не сравнимые друг с другом ваще никак. Разные материалы, разные корпуса, разная ПОЛЯРНОСТЬ, разные схемы включения, и предпочтения в применении тоже разные.

+0
ответить

КТ315Г16.08.09 03:03

Осилил.
Выдохся Матроскин, пиздит без меры, попирая святые основы схемотехники!
Заодно, кстати, и показал своих радиофаковцев дремучими недоумками.
И себя. И афтара схемы в журнале тоже, кстати. Даже самая простейшая схема ц/м как правило имеет выходы гальванически развязанные от активных фильтров (если такие есть) или по крайней мере от источника сигнала, что делает ее гораздо безопаснее. А изъебы задрючинских радиолюбителей - от лукавого.

+0
ответить

Гостоклоп Святомыслович16.08.09 00:30

Не осилил. Многословно все как-то...

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru