Войти | Регистрация

История №1591150

Дисклеймер. Многа букофф. Разбито на две части. Как поклонников, так и противников Какраньшии просьба не волноваться, данный текст не имеет отношения ни к обсиранию, ни к обожанию Какраньшии - это исключительно мемуары тётки, которая стояла в почётном школьном карауле у портрета Брежнева в ноябре 1982 года. За каким хером это должно было волновать третьеклассницу, которой уже успели проесть плешь "Продовольственной программой", оставлю за кадром.Ладно, терзайте.

ЧАСТЬ 1.
УПК. Кто помнит?
Это учебно-производственный комбинат, на котором нам, ещё советским, недорослям пытались привить первичные профессиональные навыки и втюхать хоть какую-нибудь корочку на выходе из школы, и в прямом, и в переносном смысле.
Так вот, куча страданий на тему нехватки рабочих рук, всколыхнула-таки эмоции без малого сорокалетней давности. Ну, помимо вопроса, а как мы, сейчас уже не стройные кипарисы, тогда выжили без ЕГЭ, репетиторов и тридцати кружков и доп.занятий (и кучи денюх от родителей), вдруг вспомнилось, а что конкретно давала советская школа, помимо пресловутых энциклопедических знаний? Сарказм, если что - знания-то давали, только вот все ли их брали?
А давала школа то самое УПК, в 9-10 классах (я успела закончить 10, а не 11 классов), где учили профессиям. Лично я считаю это очень полезным и нужным опытом, мне очень пригодилось. В нашем классе на УПК записывали в конце восьмого класса, и это мероприятие я благополучно прозевала, и в итоге оказалось, что надо меня куда-то девать, но все ответственные за это дело были заняты, и велели определяться самой. А куда я могла определиться? Список профессий, конечно, впечатлял. Младшая медсестра, читай санитарка - туда ушли двое из класса, собирающиеся поступать в медицинский. Швея-мотористка. Благодаря маменьке, которая закончила трёхгодичные курсы кройки и шитья при доме офицеров, я к этому времени уже и сама могла строить выкройки, по мамкиным тетрадям, правда, и не то, что строчить, но и петли обмётывать на бытовой ножной "Чайке" умела. Только до жути боялась промышленных электрических швейных машин. Помощник воспитателя - ой, нет, это та же няня, горшки, манная каша, гвалт и вот это вот всё в тридцати экземплярах. Озеленитель? Тоже мимо, с растениями у меня сложные отношения, я только с кактусами, алоэ-каланхоэ и традесканциями умею договариваться. Ну, ещё всякие водители категории ВС, штукатуры-маляры и пекари. И тут - па-бамм!!! Секретарь-машинистка. Я же не знала, что на эту специальность доступ строго лимитирован, заранее согласован, и вообще, это для блатных, медалистов, и не фиг со свинячьим рылом в калашные ряды лазить. По незнанию полезла, просто заявилась на первое занятие на голубом глазу, с видом: "А вот она я, берите и учите!". Тем более, что в школе велели определяться самостоятельно, вот и определилась. И даже нисколько не смутило, что все девочки в этой группе "из высшего общества" и будущие медалистки с обоих параллельных классов уже там давно записаны - ну, в конце-то концов, не стены же им красить, и не трусы ситцевые строчить по норме? Самая "благородная" их всех специальностей, на которые в Какраньшии учили в ПТУ и УПК.

Преподаватель наша, Тамара Анатольевна, нижайший ей поклон, на моё появление отреагировала стоически. Включила в список и сразу объявила, что группа набирается с запасом, и минимум пятеро до нового года вылетят и пойдут шить трусы или ковыряться в клумбах, а к концу года ещё пятеро. Так мы впервые познакомились к конкуренцией. А к моменту получения аттестатов нас останется даже меньше, чем изначально планировалось Как в воду глядела. Так что, сначала конкуренция у нас была почище, чем в институте благородных девиц. И действительно, через месяц трое ушли самостоятельно, ещё четверых вышибли за вопиющую безграмотность. Правила были жесточайшие. Первый месяц нас даже не подпускали к пишущим машинкам, мы зубрили на память расположение клавиш, и каким пальцем какую букву жать. Да, это был супер-прогрессивный на тот момент десятипальцевый метод. Здесь мне здорово помогла музыкальная школа, распальцовка была поставлена. Мы учились чистить машинки (а они ох какие разные!) и менять ленту. И разбираться в ленте - она тоже разная. Собирать закладки с копиркой и различать сорта бумаги и копирки. Считать на память интервалы и отступы и доводить это до автоматизма. Формат бумаги А4 - 210 на 297 мм, А3 - 420 на те же 297. Без подсказки ИИ помню! Если не права, поправьте. Да много чего. Потом пошли бесконечные упражнения, когда четыре часа подряд печатаешь что-то типа вал-лов-вол-про-пор-роп, это четыре пальца работают, потом добавляются ещё два, и так далее, до полного автоматизма. Чистый садизм - тут ещё и внимательность нужна, когда среди десятка "валов" в упражнении выскакивает "вол", а дальше опять "валы".
Тамара Анатольевна, на первом же занятии уточнившая, что за глаза её называют Тигрой Лютой (это было её любимое выражение, "Я здесь не мамка рОдная, а Тигра Лютая!"), правила ввела реально драконовские. Одна опечатка на странице - минус балл, то бишь итого четвёрка, две - тройка, три - перепечатывай страницу, с первого раза безошибочно не выйдет, твои проблемы, имей двойку. Подчистки и перепечатки - сразу двойка. К двойке прилагалась пересадка на машинку похуже. Стоит уточнить - в кабинете были три электрические машинки (две "Оптимы" и один "Роботрон") пять механических "Украин", два десятка "Башкирий", и остальные портативные. На электрических все работали с удовольствием, скорость на них развивали фантастическую, у кого получалось (не у всех), "Украины" - мягкие, но механические, а самый жуть и мрак, это портативные. И нас постоянно меняли местами, а пересадка на портативную машинку была наказанием. Собственно, и печатать на ней было наказанием - другое расстояние между клавишами, сами клавиши очень тугие и мелкие, да ещё и пружины в них имели свойство разбалтываться, поэтому а и ъ надо было нажимать с разным усилием.

Но это всё мы освоили быстро, гораздо больше времени было посвящено основам трудового законодательства (согласно советскому ЕТКС, единому тарифно-квалификационному справочнику), ведь в должностные обязанности секретаря-машинистки входило и знание правил оформления и кадровых, и архивных, и вообще ВСЕХ документов, включая секретные. Касательно последних была оговорка - "в соответствии с требованиями соответствующих организаций".
А мы же были молодыми! И пошутить любили. И когда дело дошло до упражнений типа: "Составьте письмо в произвольной форме с просьбой отгрузить продукцию", начали креативить. Да, признаюсь честно, эту заразу в группу именно я занесла, мне было скучно печатать письма от товарища Иванова товарищу Петрову о погрузке двенадцати вагонов металлоконструкций, и для начала в моих вольных упражнениях начали переписываться директор "Трикотажоптторга" Рыломойлов Ф.Ъ. и начальник конного депо Ухозадерищев Ы.Я. Чего только они не просили друг у друга в переписках! Характеристику на слесаря колбасного отдела Синезадого Х.У., переведённого из депо на трикотажную фабрику в порядке служебного перевода по острой производственной необходимости (характеристика прилагалась). Срочно отгрузить двенадцать тонн ёлочных игрушек для проведения первомайских мероприятий. Радиорепродуктор мощностью 16 мВт для трансляции фольклора братских народов Эфиопии. Техническую спецификацию на гребной винт для работы в пескоструйной среде. Тигра Лютая сначала хмыкала, читая эти опусы, напечатанные в строгом соответствии с ГОСТами и сухим канцелярским языком. Потом, когда к флешмобу присоединились сначала мои одноклассницы (мега-приличные девочки-медалистки), а затем и вся группа, начала откровенно ржать, периодически выбегая из кабинета.
Окно Овертона было распахнуто, на дворе стоял 89 год со всеми прЭлестями, поэтому такие шалости не влекли последствий. А вся группа продолжала веселиться. В наших учебных документах вовсю свирепствовали начальники отделов Швабротряпкины Ё.Э., требующие уволить уборщицу Маромойкину Щ.Б. на основании докладной записки Швабротряпкина и объяснительной Маромойкиной (прилагалось) по статье 33, п. 4, 7 за употребление алкогольного напитка марки "Кальвадос" (да, Хемингуэя начитались) без участия непосредственного руководителя (и сухой закон ещё полностью не отменили). Писали характеристики на заместителей директора металлургического комбината по рыльно-мыльным делам, в которых делали акцент на особую любовь этого заместителя Червежукова к художественной росписи стен мест общего пользования. Всего не перечислить.
А скучное окончание будет завтра))) Если кого-то это заинтересует)))
+200
Проголосовало за – 257, против – 57
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
49 комментариев, показывать
сначала новые

pocetitel28.03.26 23:02🇷🇺

В ГАИ (кто-то помнит, что это за контора?) были образцы заявлений: я, Иванов Иван Иванович...
Прошла перестройка, девяностые, изменились и стали более свободными нравы.
Теперь образцы заявлений стали такими: я Рабинович Аарон Самуилович...
Прошло ещё десять лет. Заявления за некоторую денежку стали писать специальные сотрудники. Но образцы всё равно существовали: я Попокалов...

+0
ответить

AMVAS 28.03.26 20:04🇷🇺

Отдельно напишу про наш УПК. Там не было машинописи. Она шла у нас как отдельный предмет. Про него написал отдельно.
А на УПК был выбор между радиомонтажом и ЭВМ. Может было что и другое, но я это даже не рассматривал.
В общем, оказалось, что на ЭВМ допускали только девочек Мы подняли локальный бунт и, благо это был уже 1988 год меня и еще троих мальчиков допустили к ЭВМ.
Увы, с самими ЭВМ было туго, поэтому там больше требовались красочно оформленные рефераты. Как сейчас помню, что мой не столь красочный, зато детальный реферат по недокументированным возможностям программируемого микрокалькулятора МК-61 получил только 4. Вероятно препод даже не понял о чем он. А вырезать из журналов картинки и клеить их я ненавидел еще с начальной школы.
Так что УПК прошел у меня больше под знаком самообразования.

+0
ответить

AMVAS 28.03.26 19:55🇷🇺

Слава богу, у нас на машинописи такого не было. Мы печатали все же без драконовских мер. Машинки скорее всего были портативные. Но нас не мучили их обслуживанием. Только чистая печать. И без особых ГОСТов. По образцам просто.
И да, это тоже был примерно 1990 год.
Я, кстати, выбрал машинку на латинице. На русской было скучно. У матери на работе и дома напечатался. Дома до сих пор Роботрон механический стоит. Может даже рабочий.

+0
ответить

Хрюш 28.03.26 19:19🇷🇺

Ничо так, вполне читабельно. Один вопрос только- что за репродуктор в 16 мВт??

+0
ответить

Хренонимус ➦Хрюш28.03.26 20:25🇱🇻

16мВт - это очень маленький динамик. Типа пищалки в компьютере.
А если 16МВт - это что-то по громкости уровня старта космической ракеты. Если вплотную стоять.

+0
ответить

Хрюндель ИН➦Хренонимус28.03.26 22:01🇷🇺

Вот я и задумался про мВт... Не помню таких динамиков в то время

+1
ответить

Vovanavsegda ★★28.03.26 19:10🇷🇺

Привет сестра. И во второй раз прочитал с удовольствием. Зашло. Вот только когда перечитывал, немного опечалился, т.к. классные тексты про нашу с тобой основную специальность (торговлю) здесь не заходят. А они на мой взгляд, у тебя не менее прикольные, смешные и жизненные. Х.З.? Призрак Очереди? Сны про талоны и "вы здесь не стояли", до сих пор ещё актуальны у наших "современников". Поди знай. Ну да как бы дела не обстояли .... фиг с ними. Им же хуже (скучнее).

+0
ответить

Lich28.03.26 19:09🇷🇺

УПК был с 8 класса. Всем парням хотелось быть водителями, но была квота всего 2 человека из класса. Меня записали в фрезеровщики. Отец, когда узнал сказал, что, дескать, туда тебе и дорога. Больше ничего не сказал. Прошло некоторое время и классная сказала мне, что квота, чудесным образом, специально для меня увеличена до трёх человек — с УПК одобрили. Отец был обычным человеком — врач в районной поликлинике. А по совместительству преподавал на курсах медпомощи для водителей, в том числе инструкторов вождения с нашего УПК. Никогда ни он, ни мама не хлопотали за меня перед школьными учителями. И отнюдь не баловали. А тут такой подарок. Я был счастлив. И к окончанию школы, в неполные 17 лет, получил права.

+2
ответить

wasting the dawn ➦Lich28.03.26 19:13🇷🇺

у нас не было квот, записывали классами, наш класс записали малярами-штукатурами-плиточниками, я просто не ходил туда...

+1
ответить

Lich➦wasting the dawn28.03.26 19:36🇷🇺

А оценки?

+0
ответить

wasting the dawn ➦Lich28.03.26 19:45🇷🇺

в аттестате вроде не было оценки за УПК, да и ВУЗы тогда принимали с любыми аттестатами, надо было только экзамены сдать...

+0
ответить

Lich➦wasting the dawn28.03.26 19:51🇷🇺

Значит вы учились попозже.

+0
ответить

Ts28.03.26 18:37🇷🇺

В те времена форматы бумаги обозначали не на иностранный манер А3, А4, а по советскому ГОСТу. А4 - 11 формат, А3 - 12. Т.е. 11 - соотношение сторон 1 к 1, 12 - 1 к 2 и т.д.

+2
ответить

dobrovit 28.03.26 18:26🇲🇩

Мой УПК находится недалеко от моего нынешнего дома, и я часто гуляю там с сыном, рассказывая, как учился на токаря 2-го разряда, а потом даже работал на фабрике по специальности. Шпиндели, задние бабки, резцы и штангенциркули остались в памяти, но навыки пригодились до сих пор. Другие парни учились на водителей, тоже пригодилось всем. Жаль, что сейчас детей ничему полезному не учат.

+0
ответить

wasting the dawn ➦dobrovit28.03.26 18:38🇷🇺

уроки мужества не полезны разве?

+0
ответить

Garda Lake 28.03.26 17:51🇮🇹

У нас тоже был УПК. И,если мне память не изменяет,то класса с 8. Причём первый год у на была ротация,каждую четверть меняли профессии,а потом уже 2 года учились по специальности. Итак, я попробовала профессию повара, продавца,оператора ЭВМ (крупнейшая вещь,была конкуренция) и в четвёртой четверти закройщицы,не швеи и не модельера. Выбрала оператора ЭВМ, но потом пошла в физ-мат спецшколу,там УПК не было,а были спецпредметы, типа топологии или линейной алгебры.

+2
ответить

wasting the dawn ➦Garda Lake28.03.26 18:07🇷🇺

"в физ-мат спецшколу" - интересный выбор, а потом куда?

+0
ответить

Garda Lake ➦wasting the dawn28.03.26 19:34🇮🇹

Это даже не школа, а интернат,иногородние там дили, а местныемдомой ходили ночевать. Потом на "профильный" факультет.
Я олимпиадница и медалистка. Производную и сейчас запросто посчитаю. Или не самый сложный интеграл,хоть с тех пор 100 лет прошло. И задачки по физике дочке коллеги обьясняю

+2
ответить

wasting the dawn ➦Garda Lake28.03.26 19:42🇷🇺

математики в ай-ти востребованы, но Вы вроде не по тому профилю работаете?

+0
ответить

Garda Lake ➦wasting the dawn28.03.26 21:29🇮🇹

Нет. Жизнь заставила. Но подтверждаю, почти все бывшие одногруппники в ИТ

+1
ответить

wasting the dawn ➦Garda Lake28.03.26 21:52🇷🇺

жизнь - сложная штука...

+0
ответить

НикНик28.03.26 16:59🇳🇴

Да ты просто змея №1. И не удивлюсь, если ещё из детского сада. Достойное произведение для этого сайта.

+1
ответить

kenel28.03.26 15:44🇨🇭

окунулась в юность! но не знала, что это "блатная" специальность. я спокойно в список встала. потом ещё думала, что кузина моя получше устроилась - к продавцам. она "после смены" всегда приносила домой вкусненькое и свеженькое: сосиски, масло, сыр копчёный, шоколадное масло...
в прошлом году отдала неплохой лэптоп четвероюродной племяннице (14 лет всего разница у нас в возрасте). он был привезён мной из-за кордона, как сейчас уже не говорят. так Анечка руками всплеснула: клавиатура не "местная"!
- а ты по-русски наугад, что ли печатаешь?
я была просто в шоке, что кто-то в наше время не владеет клавишами в обоих раскладках "наизусть".
дочь тут, "за бугром", в шестом классе в школе полгода учили. очень нужное умение. как и плавание, которое во втором-третьем классе стоит обычным общеобразовательным предметом, обязательным для всех.
только не цепляйтесь к заглавным буквам...
Спасибо за рассказ, и очень хочется продолжения!

+3
ответить

Некто Леша ★★★★★➦kenel28.03.26 23:05🇷🇺

Поддерживаю, жду продолжения!

+0
ответить

siux 28.03.26 15:31🇩🇪

Легко читается, жду продолжения.

Хорошие были времена, да...
Полезная эта была штука - УПК.
Тогда можно было на любой девчонке смело жениться, если она
десятилетку закончила - значит, с профессией уже, на шее сидеть не будет.
Повариха если - борщ сварит, если швея - носки заштопает; а ежели секретарь-машинистка,
то будет такие грамотные и трогательные письма в армию слать про то, как любит и ждёт,
что все пацаны в казарме обзавидуются.

Я, между прочим, тоже был завидным женихом - в семнадцать лет с корочкой электрика
первого разряда школу окончил. А это значит, что я мог в течении всего трёх дней починить
все пять розеток в двухкомнатной "хрущёвке" - а что ещё нужно для счастливой жизни?

+4
ответить

Vovanavsegda ★★➦siux28.03.26 19:19🇷🇺

А ты не жди продолжения, а подпишись. Ссылку закину на раз, если автор будет не против. У неё много всякого и всё талантливое. Ну и человек хороший.

+1
ответить

au3➦siux28.03.26 21:26🇪🇪

"в семнадцать лет с корочкой электрика первого разряда"

Ну да, такой молодой, а уже младший лейтенант ... Первый разряд самый низкий.

+1
ответить

siux ➦Vovanavsegda28.03.26 21:56🇩🇪

Ну, ты даёшь...
Я ж - здешний.
Для меня всякий, прославившийся на чужбине, а сюда с
мелким концертом заскочивший, как бы между прочим - не авторитет.
Нам не нать с барского плеча шубу; нам хучь бы и лапотки - но штоб нашинские,
без ссыл на интернетбазар.

+0
ответить

siux ➦au328.03.26 22:18🇩🇪

Ну что я могу сказать...
Флаг подобран умело, ага.

+0
ответить

javs ➦siux28.03.26 22:39🇷🇺

В УПК я специально пошел на токаря - сам уже был достаточно опытным не то что электриком, а уже радиолюбителем (ага, прям как "бери выше - ПАРКОВЩИК!")
И ремонт розеток-люстр был весьма для меня скучным. А вот по токарному делу мне много что требовалось - от муляжей гранат в школу для "Зарницы" до держателя и самого окуляра для самодельного телескопа... За что не раз огребал (правда, не сильно) от мастера в классе на УПК - "опять всякую фигню точишь? А кто задание будет делать?"

+1
ответить

siux ➦javs28.03.26 22:51🇩🇪

Вот спасибо Вам, ей-богу, что вы слово "огребал" без "т" написали...
Не всех нас ещё выпилили, остались ещё настоящие кадры, прошедшие УПК
и среднюю школу.
Лично я передаю внукам все мои познания про розетки - чтобы смотреть на них, когда моё время
придёт, сверху и спокойно.

+0
ответить

Янги28.03.26 14:33🇷🇺

За "непридуманное" +
Но вот что задело; Человек не машина. Он чего-то хочет. И даже с детского возраста.
В том числе хочет кем-то стать. И его совсем не пугает - "будешь кайлом махать", или - "всю жизнь гайки крутить" и т.д.
Так тебе посчастливилось стать кем хотела?

+1
ответить

wasting the dawn 28.03.26 14:21🇷🇺

для меня УПК это был просто лишний выходной...

+0
ответить

siux ➦wasting the dawn28.03.26 15:41🇩🇪

А какую профессию Вам пытались там привить, если не секрет?

+0
ответить

wasting the dawn ➦siux28.03.26 18:04🇷🇺

маляр-штукатур-плиточник...

+1
ответить

siux ➦wasting the dawn28.03.26 19:11🇩🇪

А что не устроило?
Полная несовместимость отечественной плитки с чешским фаянсом?

+0
ответить

wasting the dawn ➦siux28.03.26 19:20🇷🇺

ну не собирался я работать по такому профилю, чего ради столько времени убивать?

+0
ответить

Garda Lake ➦wasting the dawn28.03.26 19:46🇮🇹

А если сейчас ребенок в ванной уронит пудовую гирю и разобьёт плитку, то Вы лично сможете ее заменить, работы на полчаса. И не надо вызывать плиточника на 28 апреля после обеда

+0
ответить

wasting the dawn ➦Garda Lake28.03.26 19:50🇷🇺

а если у ребенка случится аппендицит, то мне надо еще профессию хирурга на этот случай иметь, а если у него аллергия, то аллерголога, а живот заболит - гастроэнтеролога...

+0
ответить

Васюк5828.03.26 14:17🇷🇺

Эээххх... Было время!!!

+0
ответить

СержСаныч28.03.26 14:15🇷🇺

Жду продолжение.
Очень полезная специальность. Я вот сам учился работать на печатной машинке и на клавиатуре пытался слепой десятипальцевый метод освоить - но всё равно подглядываю..😁😃😄
А вот секретарш, умеющих слепым десятипальцевым методом печатать, встречать не доводилось - максимум умели печатать "вслепую" двумя пальцами. Наверно, потому, что все медалистки и отличницы после школы в институты шли. У нас на радиофаке АСУшки были только медалисты и круглые отличники и отличницы.😂

+3
ответить

proctoleha28.03.26 14:09🇷🇺

Афтор жги еще. Интересно!!!

+4
ответить

Vovanavsegda ★★➦proctoleha28.03.26 19:21🇷🇺

У человека профиль на Дзен. Там много всякого. Подпишись, не пожалеешь.

+0
ответить

Batis ★★28.03.26 13:53🇺🇦

Странно.
В какую контору не зайдёшь, такое впечатление, что секретарш отбирают не по умению печатать на клавиатуре, а по величине трудовых мозолей на губах

+-1
ответить

Хрюш ➦Batis28.03.26 19:29🇷🇺

Так в тексте речь не об украине....

+0
ответить

Batis ★★➦Хрюш28.03.26 21:38🇬🇧

Думаете, у еврогейцев и пиндосов по другому?

+0
ответить

Хрюндель ИН➦Batis28.03.26 22:03🇷🇺

А, так они по этому принципу считают себя Европой....понял.

+0
ответить

Garda Lake 28.03.26 13:27🇮🇹

Весело написано

+3
ответить

siux ➦Garda Lake28.03.26 15:49🇩🇪

Да, мне тоже понравилось.
Жаль только, что "первая ступень" отошла где-то и в каком-то
первоисточнике, по ссылке на который ещё пройти надо...

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов