Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1563063

Ещё с советских времён тянется и периодически воскресает идея создать так называемый "русский язык программирования" (ну а точнее - язык программирования с русскоязычным синтаксисом). К счастью, она не приводит и не приведёт ни к чему серьёзному по одной простой причине: заниматься подобной фигнёй могут разве что люди уровня профессора Выбегалло. Я всегда был отчаянно против по одной простой причине: издеваться над чужим языком принципиально приятнее, нежели над родным. Вот просто представьте, что вам придётся день за днём писать что-нибудь вроде

функция Много(Колво: целый): логический;
начать
если Колво < 0
то поднять ИПлохоеЗначение.СоздатьФрмт('Количество должно быть неотрицательно (%ц)', [Колво])
иначе вернуть Колво > 3;
кончить;


Тьфу! Бедные англоамериканцы, для которых это всерьёз именно так и выглядит... Если вам недостаточно - посмотрите примеры кода для 1С.

Сегодня я вспомнил об этом, когда в очередном дурацком фильме мелькнул "русский" персонаж по имени Соня Пе́трович и я задумался о том, как бы объяснить англоязычному, почему оно не годится. Ну прежде всего ударение - так это не русская, а югославская фамилия. С ударением на втором слоге - Петро́вич - она в принципе могла бы сойти за белорусскую, но не может существовать из-за совпадения с отчеством, причём отчеством в мужском роде - "сын Петра". Вот представьте себе - мысленно обратился я к англичанам - что у вас какую-нибудь даму зовут "Джулия Сын Джона". И вот тут у меня всё упало. Потому что я осознал, что сотни лет миллионы английских женщин таки действительно и на самом деле носят фамилии Робертсон, Джонсон, Самуэльсон...
+20
Проголосовало за – 39, против – 19
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
39 комментариев, показывать
сначала новые

Baldar02.12.25 15:17

Согласен, что многие академические проекты «русскоязычных языков» часто оставались экспериментом.
Однако, если говорить о реальном, масштабном и коммерчески сверхуспешном применении идеи, то нельзя не вспомнить про 1С.
Это не просто «язык с русским синтаксисом» — это целая огромная экосистема, созданная ещё в 90-е. Согласно данным статистики, вокруг 1С работает до миллиона специалистов (программисты, консультанты), свыше 8000 компаний франчайзи, а самые крупные внедрения автоматизируют десятки тысяч рабочих мест в одной организации. Рынок труда для senior-разработчиков 1С очень даже серьёзный, с зарплатами от 400 тыс. рублей и выше.
Идея, начавшаяся в советское время, в случае 1С привела не просто к чему-то серьёзному, а к одному из самых массовых и востребованных IT-примеров в странах СНГ

+1
ответить

Softwarer ➦Baldar02.12.25 15:27

1С обязана своим успехом не языку. Ключевое преимущество, обеспечившее ей рынок - регулярность и скорость обновлений при внесении изменений в законодательство. А про язык 1С, так случилось, я кое-что знаю. Где-то в 95 или 96 году 1С приглашала меня его делать.

+1
ответить

Nik Name02.12.25 15:08

Русский язык в разы лучше наглицкого для литературы - и в разы хуже его же для кодировок.
Хотя бы уже потому, что наглицкие слова банально короче.
Предлагаю взять 20 "случайных" программировальных терминов и сравнить их длину с русскими переводами.
Можно даже сделать это прямо ЗДЕСЬ, у всех на виду.
Го го го!

+1
ответить

Alexander_A ➦Nik Name02.12.25 15:18

"Русский язык в разы лучше наглицкого для литературы"
Смешно.
Сколько ни читал по этому вопросу, всегда встречал утверждения, что английский богаче русского.
Для худ. литературы это наиболее ценно.
А какие у Вас критерии "лучшести"?

+0
ответить

Nik Name➦Alexander_A02.12.25 15:31

Личный опыт чтения, лол.
Мноооголетний, и на обоих языках.
Не один фанфик с удовольствием перечитывал в русском переводе именно из-за качества языка.
Английский тоже не "плохой", но русский (на мой личный вкус) значительно выразительнее.
Ну, как минимум, в художественной литературе, а за научную не буду заявлять.

+0
ответить

finnn 02.12.25 14:54

Гадя Петрович Хреново. Классика!

+1
ответить

НМ ★★02.12.25 14:45

Из студенческого фольклора 1980-х:
Говорю я ей: "Continue!",
А она мне: "Go to!"

"Петрович - югославская фамилия" - звучит примерно как "Амбарцумян - советская фамилия".
Как Амбарцумян - фамилия не "советская", а армянская, так и Петрович - фамилия белорусская (с ударением на "о"), сербская, черногорская, хорватская и словенская (с ударением на "е").
Между прочим, настоящее имя Шандора Петёфи (типа "венгра") было "Александр Петрович" - папа его был серб, мама - словачка, а сын вот в венгры записался...

+0
ответить

Soma➦НМ02.12.25 15:35

По словакам это в целом неизбежно, словаки омадьяренные чехословаки, как и чехи онемеченные чехословаки. Вместе они конечно пытались недолго пожить, но вернулись к исходному варианту культурного влияния.
Другой вопрос, что чувак себя идентифицировал по матери, т.к. решил, что сербом быть "напряжно", выгоднее выбрать "растущие перспективы"

+0
ответить

bart 02.12.25 14:27

Петрович - вполне реальная фамилия. Польско-белорусская, видимо, по происхождению.
В советское время во ВГИКе историю советского кино преподавала киновед Ади Яновна Петрович.
Почему бы не быть Соне Петрович при этом?

+0
ответить

bart ➦bart02.12.25 14:29

С ударением на "О", конечно)

+0
ответить

Alexander_A ➦bart02.12.25 14:31

Потому, что, если Соня, то скорее - Абрамович.

+0
ответить

Eu02.12.25 14:09

Ну вот именно такой "русский язык программирования" создать ничего не стоит. Добавить в компилятор альтернативные названия команд -- дело получаса. Больше хлопот потом эту версию компилятора распространить.

+0
ответить

evengerova02.12.25 13:36

Ну как... Был же язык Ершова (даже компилятор, вроде, сделали). Активно юзали для обучения школьников. Так что, не надо про Выбегалло.

+0
ответить

ystervark➦evengerova02.12.25 13:45

Интерпретатор, конечно. Я даже знаю тех, кто его делал. Сами, кстати, школьники и делали.

А автор вот так влегкую походя, через губу, например, назвал выбегаллами авторов ОС ДИСПАК и автокода БЭМШ

+0
ответить

evengerova➦ystervark02.12.25 14:27

В Википедии пишут про МГУ. Наверное, реализаций было несколько.
Кажется, еще была поддержка русского языка в компиляторе с Алгола-68, который делался у Терехова в лаборатории системного программирования ЛГУ, но тут я не уверена.

+0
ответить

Дирижабль ➦evengerova02.12.25 14:28

Автор, невежество не есть аргумент. Был АКИ (Автокод Инженер, очень удобный), автокод "Эльбрус" (скорее всего, используется до сих пор в тех местах, куда автора не пускают).

+0
ответить

ystervark➦evengerova02.12.25 15:37

Терехов тоже этим занимался, примерно в то же время, что и мы (1982-1994 годы), мы с ним дружили, и он регулярно приезжал в Новосибирск на летние школы. Но они работали на ЕС, а мы на Агате, так что охват разный. Но Рапира - это конкретно ВЦ СОАН.

Помимо учебных языков, автокодов и языков управления заданиями, следует вспомнить языки АЛМИР и Аналитик (Глушков). Да и вообще, похоже, у отцов-основателей советского программирования отвращения к русскому языку было поменьше, чем у автора.

+0
ответить

Rohan02.12.25 13:17

Был знакомый с фамилией Борисович. И что?
Подкалывали его иногда - Человек с двумя отчествами и без фамилии.

+2
ответить

Alexander_A ➦Rohan02.12.25 14:30

А уж сколько Рабиновичей ...

+0
ответить

Alexander_A 02.12.25 13:14

"какую-нибудь даму зовут "Джулия Сын Джона"

Ужас какой!
Автор, а Вы в курсе, что, в большинстве стран, жена Васи Иванова будет иметь фамилию Иванов.
Т.е. сын Ивана?

А фамилию Бен Гурион слышали? В переводе Бен это сын. И жена, и дочка тоже будут Бен Гурион в.

Возможно, в программировании Вы разбираетесь лучше...

+0
ответить

Kelavrik_002.12.25 12:58

Даже в английском языке "begin ... end" (паскаль) заменили на {}.
Что "if", что "если" разницы никакой. Глаз привыкает мгновенно и ошибки в десятке другом операторов находит.

Соня должна быть Петровна, а не Петрович. Это понятно. Но ошибка для англоязычного проста. А так. Фамилии Иванов(а), Петров(а), Сидоров(а) довольно распространены.

+0
ответить

Soma➦Kelavrik_002.12.25 15:47

Тут прикол именно в скудности английского языка.

Формально фамилия Иванов тоже пошла от принадлежности (сын Ивана или холоп Ивана). Другое дело, что у нас сын Ивана стал Ивановичем, а потомок Ивана - Ивановым. Английский же язык имел ограниченные рамки системного реформирования и с какого то момента модернизировался исключительно заимствованием - при котором усложнение словоформ просто убило бы язык бессистемными противоречиями. Видимо потому инглиш и "пропустил" возможность разделения отчеств и фамилий

+0
ответить

Kelavrik_0➦Soma02.12.25 16:19

Ну да, кстати фамилия Демидовы тоже от имени Демьян. Хотя суффиксов у англичан хватает. Но как то не придумали с отчествами или матчествами. Можно ведь придумать матчества Еленовна, Валерьевна и тд. Но не додумались.

А так по жизни оно не очень нужно.

+0
ответить

ElenaEPetrova 02.12.25 12:36

Да ладно!
Никто не читает программы как художественные тексты. Примерно так же, как никто не читает подряд вывески "Ткани","Ресторан","Фаворит","Участковый пункт полиции №2".
Русскоязычный синтаксис удобнее хотя бы потому, что глаз сразу находит ошибку в написании операторов. И да, я день за днём пишу строки типа
" Запрос = Новый Запрос;
Запрос.Текст =
"ВЫБРАТЬ
| ХозрасчетныйОстаткиИОбороты.Период,
| ХозрасчетныйОстаткиИОбороты.Счет,
| ХозрасчетныйОстаткиИОбороты.Субконто1,
"
И уверяю Вас, найти ошибку в слове "запос" или "цил" русскоязычному человеку намного проще, чем ошибки в словах "wile" или "pint".

А насчёт фамилий - так у нас в средней полосе России полно интересных: Ширша, Шум, Бабюк, Русь и т.п.

+1
ответить

ElenaEPetrova ➦ElenaEPetrova02.12.25 12:44

О! Ещё фамилия: Расимас!

+1
ответить

Kelavrik_0➦ElenaEPetrova02.12.25 12:59

Просто из любопытства в свете анекдота. Вы дочь, внучка или правнучка Петра?

+0
ответить

Гарик О 02.12.25 12:24

писал в GDL (создан на основе Basic)
оттуда же перешла команда GOTO
как по-русски?.. ПОШЁЛ_НА или ПОШЁЛ_В? )))

+1
ответить

ElenaEPetrova ➦Гарик О02.12.25 12:36

Перейти

+0
ответить

Kelavrik_0➦Гарик О02.12.25 12:59

Это устаревший оператор! Его надо убрать. Пусть живёт в бейсике конца 80х!

+0
ответить

Гарик О ➦Kelavrik_002.12.25 13:02

в GDL жив и процветает
хотя я лет десять его не трогал, может и убрали уже

+0
ответить

Kelavrik_0➦Гарик О02.12.25 13:07

Ну если язык не трогали лет 30, то может и живёт ещё.

+0
ответить

Гарик О ➦Kelavrik_002.12.25 13:26

я невнятно выражаюсь?

+0
ответить

Kelavrik_0➦Гарик О02.12.25 13:28

По моему я ответил внятно. Оператору GOTO место на свалке. И сохраниться он может только в языках, которые забыли.

+0
ответить

Гарик О ➦Kelavrik_002.12.25 13:30

понял
русский язык у тебя второй

+0
ответить

Kelavrik_0➦Гарик О02.12.25 13:46

У меня знание программирования есть. Из всех языков постепенно оператор убирали.

+0
ответить

ams➦Kelavrik_002.12.25 14:55

Правильно. Туды их в качель все эти давно забытые C#, Perl, PHP, VB.NET

+0
ответить

Kelavrik_0➦ams02.12.25 15:13

Как раз там оператор и убрали.

+0
ответить

Soma➦Kelavrik_002.12.25 15:58

Строго говоря, GOTO никто никуда не убирал ни к каких языках, его просто в прикладном программировании не рекомендуют использовать из-за потери (пользовательского) контроля над выполнением.

На практике его в пользовательском коде сейчас встретить почти невозможно, в вот в библиотеках и в драйверах в целом не редкость. По работе больше всего его встречал в решениях краевых задач (комплексное моделирование полета, численные методы или баллистика, не имеющая аналитического решения). Видел и в контроллерных кодах, хотя там и сам их применение не одобряю - управляемые переходы в отладчике ведут себя намного "мягче"

+1
ответить

ams➦Kelavrik_002.12.25 16:01

В каком из них убрали ?

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru