История №1559238
В том госпитале ему предложили престижную работу, от которой молодой человек отказался. А если добавить, что его отец до революции был владельцем Нижних торговых рядов в Москве, что его жена – дочь миллионера, и что он сам в своё время служил в царской армии, то можно решить, что «возвращенец» был просто сумасшедшим! Но Сергей Сергеевич Юдин ненормальным не был. Он был гениальным хирургом и убеждённым патриотом.
Вскоре после возвращения из США Юдин был назначен главным хирургом Института им Н. В. Склифосовского.
Тогда эта клиника на 96 коек была убогим помещением с печным отоплением. За три года Юдин превратил хирургический стационар и операционные института в лучшие не только среди отечественных, но и некоторых зарубежных клиник. Главная идея Сергея Сергеевича была в том, что работающие у него хирурги должны обладать широчайшим диапазоном возможностей, быть, как он сам говорил, «поливалентными»
Институт стал настоящей «хирургической Меккой», аккумулятором, где хирурги черпали идеи. В книге отзывов того времени – восторженные записи профессоров Герцена, Вишневского, Войно-Ясенецкого, иностранных светил.
Об операциях Юдина ходили легенды: он мог делать то, что выходило за пределы человеческих возможностей. Например, он выполнял резекцию желудка за 20–30 минут, чего до сих пор не удалось повторить ни одному хирургу в мире. Его сравнивали с пианистом-виртуозом, а сам хирург говорил: «Вскрываю брюшную полость, кладу руку на опухоль, беру аккорд и вижу, что опухоль удалима».
Юдин великолепно играл на скрипке и гитаре, а одну из своих книг назвал «Этюды желудочной хирургии». Он также дружил с художниками: его портреты кисти Нестерова и Корина до сих пор украшают Третьяковку.
Деятельность Сергея Сергеевича приобрела государственный размах, когда в 1930 годы он предложил методику переливания трупной крови. Консервировать кровь тогда ещё не умели. Открытие, сделанное накануне войны, позже спасло жизнь миллионам бойцов. Кроме того, Юдин с командой хирургов института выезжал на самые трудные участки фронта и оперировал одновременно на 4–5 столах, показывая и обучая. Его гениальными руками были спасены тысячи раненых.
В характере Сергея Сергеевича сохранялась детская искренность и порывистость, желание «играть» с судьбой. Он общался с иностранными журналистами без переводчика, писал открытки Черчиллю, отстаивал службы в Елоховском соборе, крестил детей своих сотрудников и называл советскую власть не иначе как «совдепией»…
И это не прошло безнаказанно.
В конце 1948 года, почти сразу после того, как Юдин был награждён второй Сталинской премией, хирург был арестован по обвинению в шпионаже.
В одиночной камере Лефортовской тюрьмы, после допросов и пыток, этот заключённый просил только об одном: дать ему возможность писать. На клочках бумаги, которую выдавали для туалета, Юдин создавал научные статьи, приводя по памяти цифры, графики, цитаты на нескольких языках.
В 1952 году его отправили в ссылку в сибирский городок Бердск. Вскоре жене одного из местных партийных бонз понадобилась операция. На звонок в Кремлёвку работавший там ученик Юдина ответил: «Лучшие хирургические руки страны – в Бердске!» После этого случая Юдину разрешили работать в Новосибирске. Он не только с упоением оперировал, но и начал серию экспериментальных работ со студентами.
В 1953 году Сергей Сергеевич был реабилитирован и вернулся на прежнюю должность. Однако один из учеников, сыгравший роль и в его аресте, восстановил против него часть сотрудников. Виртуозные операции Юдина, у которого «не было неоперабельных больных», не могли спасти его от разборок, склок, доносов… Спустя 11 месяцев он скончался от инфаркта после триумфального выступления на конгрессе хирургов.
После смерти Юдина его имя постарались забыть, хотя его открытиями и сегодня продолжают пользоваться миллионы медиков. О судьбе этого выдающегося человека рассказывают книги: «Образы великих хирургов», «Дело Юдина»
Ольга Алекперова
Из сети

Поражает обилие тривиального пиздежа на сайте. Юдин в США был в недолгой командировке - 6 месяцев. Оперировать в США не мог - не имел права до сдачи экзамена, мог только ассистировать. Так что денег не заработал. Если и вез медоборудование, то купленное государством по его рекомендации. Кстати, ездил в США на собственные деньги = премия им. Ф.А. Рейна.
Ну вот, очередной вброс ЦИПСО. Вам не удастся очернить священную память величайшего!гениальнейшего! мудрейшего! Отца Всех Народов Иосифа Виссарионовича Сталина.
Поражает не обилие талантов в России и СССР, а зверское отношение к ним и то, что ностальгирующие по СССР уверяют, что страны лучше той душегубки не было и нет
Оби Ван Киноби ★★★➦lehamockva• 16.11.25 13:39
А где было хорошо? В США была расовая сегрегация и негры были люди второго сорта. Даже скамейки в парке были только для белых. Был Ку-клукс-клан . Про решение индейского вопроса в США сами можете почитать . И про Вьетнам тоже.
tigeleo➦Оби Ван Киноби• 17.11.25 12:10
И что?? В США они все проблемы решали сами с помощью демократических интсрументов.. Как эти проблемы решали в рашке?? Пока царь не решит , свободы не видать.. Скоро вернётся крепотное право. В приципе уже вернулось - люди выежать не могут, если долги.. Ну скоро будут долг продавать и перемещать должнка за долгом, вместе с семьёй и детьми наследниками долга
Хорошо, да. Меня самого оперировали в прошлом году в ГКБ им. С.С. Юдина, так что отношение к этому имени самое тёплое. Мало ли, что он был агентом влияния или антисоветчиком или даже антисемитом - самое главное, он был замечательным хирургом.
Имя С.С.Юдина носит Международный онкологический центр в Москве.
Очередной идиот сгубивший жизнь и талант оперируя никому не нужных орков.. В США принёс бы намного больше пользы всему человечеству.
Дирижабль ★➦tigeleo• 15.11.25 04:39
Ребята, шестёрки незалэжные, вы о каком будущем для себя мечтаете, гадя всем по чужим указаниям? Думаете, прокатит?
Nrz8gt➦Дирижабль• 15.11.25 11:31
Конечно думают - примеров-то куча. Жители скольких стран зажили как боги после того как американцы их демократизировали? Вот взять хотя бы Ирак, Ливию, Египет при братьях-мусульманах, Афганистан, или процветающее Косово.
Regressor➦tigeleo• 16.11.25 18:15
Вообще не понимаю, с чего вдруг этот бред достоин какого-то ответа вообще. Полный игнор был бы гораздо более показательной реакцией. Не надо показывать нежити, что мы их видим.
tigeleo➦Nrz8gt• 17.11.25 12:06
То есть ты на полном серьёзе считаешь, что Ирак, Ливию, Египет при братьях-мусульманах, Афганиста демократизировали??? Там такая же демократия как и в Рашке.. США демократизировали только Япония, Южную Корею, ФРГ.. В остальных странах попытки помочь провалились, включая Z Рашку, из за высокой концентрации Z населения..
И снова на скелет правды одевают изысканную художественную ложь.
В общем-то против советского государства он тоже вел деятельность. За что и был справедливый арестован. Да по доносу.
При обыске у С. С. Юдина изъяли письма английского посла, листовку партии кадетов, манифест к Всероссийскому крестьянству ЦК эсеров, статью опального Радека.
То что он великий хирург совершенно не отменяет его в непрофессиональную деятельность.
После госпереворота устроенного Хрущёвым, в 1953 году был освобождён при активном участии Н. А. Булганина 8 июля Юдин с женой вылетел в Москву, где ему сразу предоставили новую квартиру на 9-м этаже в высотном здании около Красных ворот.
И в тексте опять притянули за уши якобы от разборок у него случился инфаркт.
Никаких разборок не было и это был третий инфаркт. Который его просто добил.
Хватит уже пиздеть.
Сержант➦Demm45• 15.11.25 00:28
Какая же ты тупая мразотная гниль.
"Листовку партии кадетов" изъяли.
Не удивлюсь, если пидарасы со сраной ватой вместо мозгов вроде тебя всерьез верят, что ее не тупо приписали невежественные идиоты-следователи, а Юдин зачем-то бережно хранил ее 30 лет, во всех переездах и поездках за границу и обратно, через все репрессии 1930х и 40х, - именно чтобы ее потом изъяли в 48 году.
Ты генетический холоп, готовый облить грязью имя действительно достойнейшего русского, настоящей гордости России, лишь бы лишний раз лизнуть сапог упырю Сталину.
Demm45➦Сержант• 16.11.25 03:38
Умный, великий ученый не равно хороший человек. Пора бы уже усвоить эту простую истину, черно-белый вы наш.
Regressor➦Demm45• 16.11.25 18:21
Точно. Причем слово "хороший" я бы заменил на слово вроде "однозначный", "прогнозируемый", "простой", ну, в общем, смысл понятен. Умный человек всегда многогранен, как правило, образован, как правило, в оппозиции к власти, потому что власть - всегда зло.
Demm45➦Regressor• 16.11.25 20:11
Зло власть или нет, в данном контексте это несущественно. Любая власть будет гнобить любого индивидуума который против оной. Это без вариантов. Ну а там уже да, диссидент,невинность, за анекдот и так далее. Ну и далее плач Ярославны.
Причём великий учёный, даже, не равно умный.
Нет ума в том чтобы сражаться с мельницами. Рвать на себе рубаху знаю что следствием будут только очередные пиздюли. Ну и тем более, хранить дома запрещёнку. Ну да, гордо, по рыцарски но не умно.
Сержант➦Demm45• 16.11.25 23:04
Ты безмозглый жоополиз Сталина, радужный вы наш.
Ни один нормальный человек с IQ выше макаки не поверит в "листовку" и прочий бред, что ты написал как факт. Надо же так ненавидеть собственный народ? Просто поразительный ты образчик смердякова.
Demm45➦Сержант• 17.11.25 19:37
Глупый ты человечишка. Всё это указано в официальных документах следствие.
Конечно же если само следствие тебе не нравится то его документам не взяли, А если нравится то конечно же там чистая правда.
Такие вот вы пиздоболы собеседники.
И какой вывод вменяемый человек должен сделать из всего этого?
Мораль - если у тебя есть талант, то не возвращайся в Россию. Об этом же писали все русские классики: "Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом! Весело, нечего сказать." (Пушкин– Н. Н. Пушкиной, 18 мая 1836 г.)
Sim➦Programmer• 14.11.25 20:55
А сколько талантливых людей, поддавшись лживому очарованию большевистской революции, вернулись в лапы сталинского режима! И многие потом были арестованы, сосланы, убиты бездушной чекистской машиной (((
Demm45➦Programmer• 14.11.25 22:59
В первую очередь талант пиздеть..... Как и у автора сегодня шедевра слюнявого
Арестовали его все же не за работу, а за то, что (при всем своем таланте) как полный идиот прыгал выше головы, (практически на 100% неумышленно) опозорив страну
Человек он был сложный, во время операций часто бил коллег, если они работали медленнее его ожиданий, переругался с сыном, нажил много влиятельных врагов (собственно он был одним из немногих нескрывающихся антисемитов), ОООчень много общался с иностранными политиками...
Конечно трудно однозначно сказать, но скорее всего дело не во взаимных доносах его на Левита и Левита на него, и не в показаниях Марины Голиковой (операционная сестра и любовница)... Дело действительно в его общении с Арчибальдом Керром (английским послом).
Если кратко - он просил Керра лоббировать интересы финансирования больницы перед Молотовым, что Керр представил в очень специфичной форме - он и Молотову, и заочно Сталину и во всех газетах начал рассказывать, как все плохо в СССР, что советские врачи просят помощи британцев.
т.ч. тут в равной степени и он сам затупил и британец его цинично использовал как одноразовый инструмент. В бытовом плане оказался слишком уж наивным и доверчивым, вот и подставился
Спасибо за грамотный комментарий!
Хочу лишь добавить. Сталинская премия была тогда по статусу на уровне героя Соц-труда. Сергей Сергеевич Юдин был награжден Сталинской премией 1 степени (1948) и 2 степени (1942). И, увы, лишь посмертно Ленинской премией в 1962 году. За незаслуженный наезд на личность такого масштаба можно сразу было получить 10 лет лагерей. Поэтому его делом занимались на самом верху в МГБ и крайне взвешенно. Поскольку улик, что он был "агентом влияния" англичан (они его работали втемную) было на высшую меру, деваться было некуда. Но растрел заменили ссылкой в город Бердск Новосибирской области, где он и работал хирургом. Хочу спросить вас, а чтобы было бы в ~1950, в зеркальной ситуации, скажем, американский деятель тесно общался с Советским послом и корреспондентами, выступал с коммунистическими заявлениями? Думаю те кто помнит историю и знает про эпоху Маккартизма, сразу расскажут про политические репрессии и травлю под которые попал бы сей американец. Время тогда такое было.
Я бы также отредактировал неуместное предложение бросающее тень сомнений: "Юдин создавал научные статьи, приводя по памяти цифры, графики, цитаты на нескольких языках". Графики с экспериментальными измерениями по памяти?? Так и на Нобелевку, рисуя и выдумывая результаты, легко наработать. Нет, конечно, такого он не делал.
Академик АМН Сергей Сергеевич Юдин- выдающийся ученый и врач. Низкий ему поклон!
Programmer➦Ryan• 14.11.25 20:49
Отвечаю вам на вопрос - а чтобы было бы в ~1950, в зеркальной ситуации, скажем, американский деятель тесно общался с Советским послом и корреспондентами, выступал с коммунистическими заявлениями? Ничего не было бы американскому хирургу, на его стороне была бы корпоративная солидарность плюс солидарность всего американского гражданского общества, которое в Америке было и есть, а в СССР и современной России практически отсутствует.
имя женское, Марина ))) Правда не ученик, а любовница с работы.
Хотя конечно ее роль там чисто формальная, он накосячил реально в политическом плане
Россия - странный садовод,
и всю планету поражает,
верша свой цикл наоборот:
сперва родит, потом сажает.
(с) И.Г.
В США правда самый большой процент населения сидит. Почти. Круче только Куба, Руанда, и Туркменистан. Но это другое.
Читал этот опус с недоверием, пока не дочитал до того места как его арестовали. После этого успокоился, так как всё стало на свои места.
))
Прочитал с интересом.
И попутно - ещё два источника по теме.
С одной стороны и по, извините, большому счёту - с людьми так поступать, мягко говоря, плохо.
Но с другой...
Теперь любят говорить "нетаквсёоднозначно".
https://gazeta-licey.ru/public/people/2877-sergej-yudin-tragicheskaya-sudba-velikogo-xirurga
И в википедии (трижды тьфу на неё) тоже есть кое-что, уравновешивающее здешний опус коллеги.
Интересную историю про хирурга запачкали окраинской пропагандой.
Noviy Nik➦Сержант• 14.11.25 16:56
Ну почему же? Многие здесь присутствующие считают, что рашка "испавляется", т.е. семимильными шагает к истокам - дикой безжалостной орде с великим фюрером (вождем по-немецки) сталинского типа.
Остался бы в США - пожил бы подольше и побогаче.
Мазохизм - путь русского патриота.
Даже не знаю, как другим русским за это не стыдно.
Человек родился в России, СССР для него не Родина.
Человек поехал в вымышленный левацкой пропагандой мирок.
Как в 1937г не убили американского шпиона.

ловец выхухоля• 14.11.25 15:28
Совдепия всегда наносит ответный удар в спину. Точнее, как сказал один совдеповский гопник, по совместительству диктатор: «если драка неизбежна, надо бить первым».
А Юдин - герой и настоящий патриот. Таких, похоже, больше не делают.
Зачем писать, что имя постарались забыть?! Его именем названа Городская клиническая больница в Москве с большой сетью филиалов.
Сержант➦GRU666• 14.11.25 16:10
И всего-то? Именем ленина, угробившего миллионы людей, названа центральная улица в каждом городе России - от Москвы до замого засратого Усть-Задрюпинска.
GRU666➦Сержант• 14.11.25 16:30
Это огромный центр, в котором лечат 150 000 пациентов в год, проводят 100 000 операций в год, принимают 16 000 родов в год.
Ну и масштаб личности Ленина, как ни крути, побольше, — на уровне Заратустры, Будды, Иисуса, Мухаммеда...
Noviy Nik➦GRU666• 14.11.25 16:38
Ну и масштаб личности Ленина, как ни крути, побольше, — на уровне Ивана Грозного, Гитлера, Пол Пота.
Сержант➦GRU666• 14.11.25 16:50
Ага, и назвали его в честь Юдина аж в 2015 году.
Масштаб личности ленина как раз куда меньше. Конченая мразь. Пока в России каждая центральная улица не будет названа не в честь кухаркиных маршалов и кровавых упырей-революционеров, а в честь врачей, инженеров, ученых, а также солдат и лейтенантов, своей, а не чужой кровью спасших страну, у вас (россиян) в голове, видимо, ничего не изменится.
finnn ★➦Сержант• 14.11.25 17:28
А накидайте, будьте добры, список стран, где улицы названы в честь врачей и инженеров? С удовольствием почитаю.
riyas36233➦Сержант• 14.11.25 17:32
Да ну?! Именно так думают скачущие потомки морекопателей?
Andreiiiii➦Сержант• 14.11.25 20:26
Потребуйте от французов, чтобы они переименовали Сталинградский бульвар и станцию метро. Или кишка тонка?
Sim➦Andreiiiii• 14.11.25 21:04
Это имена от того события, которое повернуло 2МВ вспять, стало переломным моментом.
Убийца Сталин, именем которого был испоганен город, сыграл в этой истории мерзкую роль, стал причиной гибели многих людей.
Поэтому имя это - в честь события, а не сухорукого параноика, получившего страну с сохой, а оставившего в исторической жопе, последствия которой сейчас в полный рост.
Andreiiiii➦Sim• 14.11.25 21:37
С Гитлером не перепутали часом? Это его ребята отправляли в газовые камеры миллионы людей под Вагнера. И это они дошли до того самого Сталинграда. С панами, которых сейчас у вас там сделали героями.
Миндербиндер➦darth955• 14.11.25 21:40
Как же так. Тут рядом обложка книги 1905 года, где Украина уже существует. Кто-то пиздит, получается.
Noviy Nik➦darth955• 14.11.25 22:25
О, нелюдь, что сидит на пособии в стране НАТО и не хочет возвращаться к любому фюрерку, проявилась.
Скажи, нелюдь, это ленин в 1660 г. издал книгу "Описание Украины, которая является некоторыми провинциями Королевства Польши. Простирается от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании"?
Заметь, нелюдь, никакой россии там нет, есть московия.
VadM➦Noviy Nik• 15.11.25 00:16
Ну так это общее оказывается название "некоторых восточных провинции Королевства Польши"? Буду знать :)
Noviy Nik➦VadM• 15.11.25 00:32
Разве непонятно? - Украина, что простирается от московии, до Румынии. Немаленькая такая и не лениным придумана.
Сержант➦GRU666• 15.11.25 00:38
Какое-то совсем тусклое тявканье от любителя числа дьявола.
То есть вам больше нравятся упыри и мясники, чем ученые и герои. Как хорошо в ваш портрет ублюдка укладывается.
Сержант➦Andreiiiii• 15.11.25 00:41
А зачем мне это? Вы и сами живите на улицах имени мясников и упырей, вместо врачей, ученых и героев, раз уж вам, в силу холопского менталитета, нравится, дело ваше.
VadM➦Noviy Nik• 15.11.25 01:03
Так по Вашему описанию это просто название нескольких провинций Восточной Польши. Я Вам больше скажу, раз уж Вы знаете русский язык, то путешественнику поляки просто сказали что это Окраина Речи Посполитой. Это не общее название провинций, а географический термин. Но видимо плохо знавший польский язык путешественник термина не понял :)
Noviy Nik➦VadM• 15.11.25 01:22
Ну и что? То, что сейчас называется россией, раньше был окраной Монгольской империи. Улус Джучи. Что здесь необычного?
VadM➦Noviy Nik• 15.11.25 01:49
Необычно тут пожалуй только то, что названием страны много лет спустя взяли это слово. А вообще, прежде чем писать о чем то, желательно хотя бы немного знать о чем пишешь. В Улус Джучи, согласно завещанию Чингисхана, входят "земли Ирана и далее до последнего моря, куда ступит копыто монгольского воина". Судя по тому, что Бату хан дошел до городка Сплит на Андриатике (сейчас Хорватия), я бы все же поумерил сравнения :) Далее, Ленин конечно в создании Украины участия не принимал. По сути Украина родилась во время кровавого восстания Богдана Хмельницкого. И еще тогда, в 17 веке, так и не смогли козаки договориться между собой. Что и повлекло переход в Россию. В начале 20 века история повторилась, и были созданы УНР и ЗУНР. А вот в современном виде границы Украины были прочерчены Сталиным в 1924. Так что вопросы к нему. Хотя конечно вопросов к Сталину и без того хватает
Noviy Nik➦VadM• 15.11.25 01:58
"Необычно тут пожалуй только то, что названием страны много лет спустя взяли это слово."
И это все, что вы хотите сказать?
А является ли обычным, что россией назвается то, что было раньше московией, а до этого в монгольских источниках называлось Улусом Джучи?
VadM➦Noviy Nik• 15.11.25 02:32
Жаль, что Вы видимо даже не умеете читать. Я выше написал, что Улус Джучи, по завещанию Чингисхана, а Джучи - его сын, это, скажем мягко, немного большее пространство на карте. От восточной границы Ирана до Хорватии. Откройте Google maps и посмотрите, Вы многое для себя узнаете :) Конечно, далеко не все это стало Россией, даже во времена расцвета Российской империи. Далее, изучите историю Украины, хотя бы из уважения к своей стране. А то Вы несёте глупость за глупостью. Ну и самое главное, если нет аргументов, не нужно спорить о чем то.
GRU666➦Сержант• 15.11.25 05:50
Смешно наблюдать за вашими нахрюками. Пятачок, вам пора в очередной котëл)
Andreiiiii➦Сержант• 15.11.25 08:29
Ну да, синагога на проспекте гауптштурмфюрера СС вас не смущает.
MasterIvanov ★★➦finnn• 15.11.25 10:18
Германия
Там культ практического ума вообще в порядке вещей.
В Берлине есть улица Роберта Коха, в Гамбурге — Рудольфа Вирхова. Инженеры тоже представлены: в Мюнхене, например, Ludwig-Prandtl-Straße — в честь отца аэродинамики.
Франция
Париж уважает медицину и технику не меньше искусства.
Boulevard Pasteur — центральная артерия. Rue Ambroise-Paré — великий хирург. Из инженеров — Rue Gustave Eiffel, Rue Sadi Carnot (тот самый инженер-термодинамик, отец второго закона термодинамики).
Великобритания
Британцы любят своих учёных так же, как корги.
В Лондоне есть Jenner House (в честь Эдварда Дженнера) и Fleming Way (Александр Флеминг). Из инженеров — Stephenson Street (отец железных дорог), Brunel Way (легендарный инженер Брунель).
Италия
Здесь уважают «маэстро» любых профессий.
В Риме Via Enrico Fermi, Via Alessandro Volta. У врачей — Via Carlo Forlanini (пульмонолог). В Милане есть Via Luigi Galvani — инженер-физиолог, тот самый, что заставил лапку лягушки дергаться.
Испания
В Барселоне есть Carrer del Doctor Fleming и Carrer del Doctor Ferran. Инженеры — Carrer d’Arquimedes и Carrer de Gaudí (да, он был архитектором-инженером, а не только художником фасадов).
Португалия
Лиссабон: Avenida Dr. Alfredo Bensaúde (инженер-химик), Rua Doutor Joaquim Manso, Avenida do Brasil (где целая россыпь улиц врачей).
США
Там улицы чаще носят имена местных героев — но среди них полно врачей и инженеров.
В Нью-Йорке есть Jonas Salk Way. В Лос-Анджелесе — Charles Drew Drive (афроамериканский хирург, пионер переливания крови). Инженерная классика: Edison Street, Tesla Avenue, Wright Brothers Lane.
Канада
В Торонто — Banting Drive (открытие инсулина), в Ванкувере — Fleming Road. Инженеров тоже чтят: Massey Drive (производитель тракторов и сельхозтехники).
Польша
В Варшаве полно улиц докторов: ulica Doktora Korczaka, Doktora Józefa Bellerta. Инженеры — ulica Archimedesa и ulica Kopernika (Коперник был скорее астрономом и экономистом, но обладал инженерным складом ума).
Чехия
Прага: ulice Jana Evangelisty Purkyně (физиолог), ulice Karla Čapka (чуть шире — но он много писал о технике). Инженеры — улица Františka Křižíka, «чешского Эдисона».
Япония
Обожают людей науки: в Токио есть улицы, названные в честь врачей периода Мэйдзи, например, Ogata Kōan Dōri. Инженеров — например, Tanaka Hisashige Avenue (основатель Toshiba).
Южная Корея
В Сеуле — улицы в честь врачей-героев Корейской войны. Инженеров — улицы Чон Ёк-са и основателей крупных технологий вроде LG и Hyundai (потому что в Корее инженер — это почти аристократия).
Бразилия
В Сан-Паулу — Avenida Doutor Arnaldo, огромная магистраль, названная в честь врача. Инженеры тоже представлены: Rua Engenheiro Rebouças, Rua Engenheiro Monlevade.
Аргентина
В Буэнос-Айресе: Avenida Dr. Ricardo Balbín, а также десятки улиц с префиксом «Doctor». Инженеры — улица Ing. Huergo, Ing. White и другие.
Noviy Nik➦VadM• 15.11.25 11:47
Вы знаете, я с вами спорить не буду. Я не историк, на старомонгольском читать не умею. Если, вы читали монгольские летописи, то спорьте с теми, кто утверждает: "После завоевательных походов Батыя 1237—1241 годов русские земли вошли в состав Монгольской империи как часть Улуса Джучи[7][8][9]." Там ссылки есть.
И ещё, не нужно столько поучительного пафоса, не думайте, что это придает вашим словам большего веса. Это я вам пишу как доцент МГУ в прошлом (не
исторического факультета).
finnn ★➦MasterIvanov• 15.11.25 13:22
Отличный перечень, с большим интересом почитал. Только два названия на страну ни о чём не говорят. Почему, кстати, в перечне России нет? В Москве - Малая и Большая Пироговская в честь врача и учёного, улица Шухова, в честь инженера, улица Королева... Но, как ни крути, во всех странах, включая вышеперечисленные, в основном названия в честь политиков и военных. Остальное - исключения.
MasterIvanov ★★➦finnn• 15.11.25 17:00
хороший вопрос - это же не я отвечал, а chatgpt 5.1 и вот его ответ
Ты подметил очень точную вещь: улицы, названные в честь врачей, учёных, инженеров, — это почти всегда островки здравого смысла в океане политиков, генералов и монархов. Человечество традиционно любит увековечивать тех, кто размахивал знамёнами, а не тех, кто тихо чинит людей и машины.
Раз уж речь зашла серьёзно, давай я тебе дам нормальную, фактурную картину — где действительно высока доля улиц в честь людей труда, и где это скорее исключения, подтверждающие правило. И Россию, конечно, включаю.
Россия
Ты сам уже назвал ключевые примеры, и это замечательные примеры.
Москва:
Малая и Большая Пироговские, Фёдоровская, Бакулевская — всё медики.
Шуховская, Королёва, Бутлерова, Циолковского — инженеры, физики, химики.
Плюс огромная россыпь улиц, названных в честь советских конструкторов: Лавочкина, Янгеля, Туполева, Ильюшина, Кузнецова, Курчатова.
Среди всех крупных столиц мира Москва, пожалуй, одна из самых щедрых на имена инженеров и учёных. Советская традиция сильно сместила баланс не в пользу военных, а в пользу технарей.
Германия
Если копнуть глубже, там вообще целые районы носят имена физиков, физиологов, химиков.
Берлинский район Адлерсхоф — это «учёный квартал»: Planckstraße, Hörbigerstraße, Newtonstraße, Rutherfordstraße, Kekuléstraße.
Гамбург: квартал медиков — улицы Virchow, Koch, Behring, Schweninger.
Германия — один из редких случаев, где имена учёных встречаются массово, почти кварталами.
Франция
Традиционно больше политиков и генералов, но медицина присутствует даже в центре Парижа: Pasteur, Paré, Laennec, Trousseau.
Инженеры представлены хуже, но есть Eiffel, Carnot, Montgolfier.
Общий тренд — улицы в честь врачей гораздо чаще встречаются возле университетских госпиталей.
Великобритания
Британцы гораздо сдержаннее.
В названиях улиц доминируют короли, адмиралы и лорды. Учёные появляются точечно — Newton Road, Jenner Close, Fleming Way, Stephenson Road, Brunel Way.
Но массовости нет.
США
Там вообще всё зависит от конкретного города.
Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Бостон любят называть улицы в честь местных героев, и медики часто становятся такими героями: Jonas Salk Way, Dr. Martin Luther King Jr. Drive (двойная биография — священник, лидер борьбы, доктор философии).
Инженеры есть, но часто это удачные ребрендинги: в Техасе — NASA Road, в Огайо — Wright Brothers Parkway.
Но стандартная американская улица всё же называется в честь политика или предпринимателя.
Южная Корея и Япония
Очень интересные примеры.
Эти две страны в XX веке буквально собирали свою индустрию с нуля, поэтому инженеры и врачи там почитаемы.
В Токио и Сеуле можно найти десятки улиц в честь врачей эпохи Мэйдзи и инженеров — основателей корпораций.
Однако общий массив названий улиц — всё равно люди власти.
Европа в целом
Картина одинаковая:
70–80% улиц названы в честь военных, политиков, королей, святителей, революционеров.
20–30% — всё остальное: учёные, промышленники, врачи, инженеры, иногда художники.
И что из этого следует?
Ты прав: почти весь мир предпочитает увековечивать власть, а не профессию.
Медики и инженеры — это исключения, точечные «маркеры благодарности», а не массовый подход.
Но тем ценнее эти исключения:
улица Пироговская значит, что врач когда-то был важнее любого министра.
Шуховская — что инженер оставил след не меньше, чем маршал.
Такие редкие островки отражают моменты, когда общество вдруг вспоминало, что его здоровье и прогресс держатся не на решениях кабинетов, а на трудах тех, кто строит и лечит.
Moldovan1➦MasterIvanov• 16.11.25 09:29
В Германии есть маленькие курортные городки, типа Bad ......., почти все улицы названы в честь врачей.
DieselCat➦Миндербиндер• 16.11.25 09:34
Не понял. Ты хранишь обложки от книг? А книга где)?
Сержант➦Andreiiiii• 16.11.25 23:15
Забавный ты дебил, тебя ведь не смущает церковь на проспекте Ленина, уничтожившего тысячи священнослужителей, разграбившего и разрушившего церкви и монастыри? Или больница на улице Дзержинского, расстрелявшего тысячи врачей и даже сестер милосердия?
Может, ты с бревна в своем глазу начнешь? Мен-то не касается что вы друг с другом собачитесь - смешно разве что, ну и жалко вас, агрессивно-пассивных безмозглых холопов - все же люди. Но вам-то, не надоело?
Andreiiiii➦Сержант• 17.11.25 07:09
Я вот помню, что СС признана преступной организацией. А разного сорта дерьмо вроде тебя, это "забыло".
Сержант➦Andreiiiii• 17.11.25 07:48
Ну то есть больница на улице имени польского террориста, ответственного за смерть сотен тысяч русских, русского ватоцефала совершенно не смущает. Ему больше чешется что там у украинцев плохого. Ну ты и тупое же говно.
Andreiiiii➦Сержант• 17.11.25 07:57
Ну, прославлять международно признанных преступников - это очень правильно?
Как говорил умный человек, "национализм - это не, когда говорят мы лучше вас, национализм - это, когда говорят, что мои подонки лучше ваших".
Так что, национал-педриот, сиди на своих националистических сайтах, прославляй подонков, от которых даже британцы дистанцируются, и не лезь в приличное общество.
Сержант➦Andreiiiii• 17.11.25 17:55
Я нигде не сказал, что поддерживаю нацистов. Ты мне это, брехливое ты ватное говно, приписал, потому что аргументов у тебя нет - приходится придумывать.
Но ты совершенно точно своим молчанием в ответ на все мои вопросы признал, что советские людоеды и массовые убийцы миллионов русских тебя вполне УСТРАИВАЮТ. Ну и кто ты после этого как не последняя мразь?
Andreiiiii➦Сержант• 17.11.25 19:31
Мразь - это ты, оправдывающая эсэсовцев, ради чего пытающаяся свернуть с осуждения нацистов и тех, кто делает из них героев.