История №1557311
Как известно, в советской жизни долгое время слово "еврей" приравнивалось если не к непечатным, то к мало приличным уж точно. Непричастные камуфлировали его словом "француз", стеснительные антисемиты с теплинкой нежно произносили "евреечка", бойцы идеологического фронта изобличающе говорили "сионист", а сами евреи нередко оглядывались по сторонам и понижали голос, прежде чем выдохнуть это сомнительное словечко. И уж тем более редко его можно было встретить в публичном месте в печатном виде. Разве что в букинистическом магазине, музее западноевропейской живописи или в объявлениях на еврейском кладбище.
Но тут грянула Перестройка. Оказалось, что евреи - это еще куда ни шло, есть и похуже нас, тем более, что пути к исправлению для всех открыты. К тому же стало можно произносить и печатать все слова, даже более неприличные. А главное, из задних рядов стало выходить вперед то, что многие хотели узнать, но стеснялись спросить. В том числе и не только конкретный вопрос "еврей ли Вы?", но и что еврейство это за собой тянет, откуда оно взялось, и что под собой имеет.
Евреи, несколько поколений отлученные от сакрального знания, имевшие очень невнятные и размытые представления о еврейской истории, языке и еврейской культуре, преимущественно почерпнутые из подпольных уроков иврита, Фейхтвангера, Шолом-Алейхема, Бабеля и многочисленных изданий о вреде сионизма, а также из чудесных, но малопонятных песен сестер Берри и очень понятных, но сомнительных куплетов типа "От рожденья имя Сруль, а в анкете - Саша" или "Когда еврейское казачество восстало", жаждали припасть к истокам. И оказалось, что это даже возможно!
Мы с мужем жили тогда в спальном и совсем не элитном районе Гольяново. В один прекрасный день, шастая по окрестностям с визитной карточкой покупателя-москвича в поисках какой-нибудь жратвы, я вдруг уперлась носом в огромную афишу на тумбе у местного кинотеатра "София". На ней аршинными буквами объявлялся концерт еврейской песни силами никому неизвестного и никуда не приписанного дальневосточного (а не ближневосточного, что было бы логичнее) областного еврейского эстрадного коллектива "Блуждающие звезды". Т.е. крупными красным буквами было дважды написано слово "еврейский" и приглашались все желающие!
Судя по профилям читавших, заинтересовавшихся было немало, хотя какой-то носатый глумливый дед многообещающе сострил: "Правильно, соберут всех нас в одном месте, а в соседнем зале устроят съезд "Памяти" и так решат обе проблемы сразу!" Но народ был полон оптимизма и двинул за билетами.
В объявленный день мы с мужем, с трудом вырвавшись с работы, галопом неслись по Первомайской улице в сторону кинотеатра "София". Время было на пределе, и я боялась, что опоздаем, и нас не пустят. Но муж мой захихикал и сказал: "Оглянись по сторонам, нас таких много!" На мгновение притормозив, я присмотрелась к бегущим. Мама дорогая! Было впечатление, что сзади нас теснили петлюровцы и всё еврейское население Гольянова и Измайлова бежало, как от погрома, надеясь укрыться в киношке! "Равняйся на нос четвертого", - продолжал веселиться мой муж, и мы продолжили забег.
В кинотеатр было не протолкнуться, но все так счастливо улыбались друг другу, что казалось, что мы или на местечковой свадьбе, или на учредительном съезде Бунда. Наконец все уселись, а по периметру одним плотным кольцом стали молодые маккавеи из отрядов еврейской самообороны, порожденных "Памятью" и баркашовцами, а другим - молодые милиционеры, призванные защищать то ли нас от погромщиков, то ли погромщиков от нас. Но радость встречи с прекрасным не могло омрачить ничего.
Наконец начался концерт. Вышел пожилой подержанный еврей, шаркнул ножкой и прохрипел в микрофон: "Идн, шолом!" И зал зарыдал... Концерт был чудовищный! Эти несчастные, кочевавшие по Сибири и Дальнему Востоку еврейские артисты, были немолоды, усталы и, мягко говоря, не Ойстрах. Они одинаково нестройно пели, тяжело и с одышкой плясали, пыля несвежими костюмами, бездарно играли сценки из старинной жизни черты оседлости и с фальшивым пафосом читали стихи. Идишем они владели так же плохо, как те, кто их слушал, так что артисты и зал отлично понимали друг друга. Но всё это совершенно не имело никакого значения.
Люди смеялись и плакали одновременно, поворачивались друг у другу с радостными, но залитыми слезами лицами, с блаженной бессмысленной улыбкой повторяли отдельные опознанные слова: "мазл, гезунд, шиксе, геволт, мишигене..." и были абсолютно счастливы. Офонаревшие от этого зрелища менты недоумевали, что происходит, видимо, лишний раз убеждаясь, что понять этих евреев невозможно, и на всякий случай держась поодаль.
Концерт длился часа три и час еще благодарная публика бисировала. Ошалевшие и измотанные артисты, думаю, не только не видали, но и не мечтали о таком успехе даже в ранней романтической юности. Наконец, заваленные цветами, на плохо слушающихся ногах они уползли за кулисы, а красномордый народ, размазывая по возбужденным лицам слезы, помаду и сопли, потянулся к выходу. Я сама прорыдала весь концерт, периодически хохоча над самой собой.
У выхода рядом с нами оказалась пожилая пара. Щегольски одетый профессорского вида седой дядька, аккуратно оберегая жену от толчеи, громко сказал: "Рива, какое же говно этот концерт! Но я взял билеты еще на завтра и на четверг. Где еще ты увидишь такой зал, да и вообще неизвестно, повторится ли это еще когда-нибудь при нашей жизни..."
Я рада, что при их и нашей жизни это, причем в большом разнообразии и куда более достойном исполнении, повторялось не раз и повторяется до сих пор, уже не вызывая ни такого ажиотажа, ни таких эмоций, но такого зала мы действительно никогда больше не видели. В свете текущих событий - и вряд-ли увидим еще, разве что в аэропорту.
Зала абсолютного народного единства...
Татьяна Хохорина
Термин «гой» имеет несколько значений в зависимости от контекста. Слово может относиться к иудаизму или русскому языку.
В иудаизме
Обозначение человека, исповедующего любую религию, кроме иудейской (аналогично слову «иноверец» в русском языке).
В более широком смысле — обозначение (часто с оттенком пренебрежения) любого нееврея, человека, не являющегося представителем еврейских народов (ашкеназов, сефардов, мизрахов и т. д.).
Этот термин появился в Танахе (еврейском Священном Писании). Тогда как термин "нерусь" появился примерно в 19м веке и укрепился только за последние пару десятилетий.
Так то же вы хотите, если ваша вера позиционирует ваш народ ВЫШЕ ВСЕХ, а остальных как отбросов недостойных даже для КОНСОРТОВ в ваших семьях? Вы позиционируете себя как высшую рассу. Что посешь, то и пожнёшь. Да кстати, а не нацисты ли вы все по праву рождения и вероисповеданию?
поцреот➦Nik Name• 10.11.25 15:34
1. Данное выражовывание давно было забыто "Богоизбранной нацией", как и многие другие нации забыли свои корни.
2. Своим обращением ты сейчас демонстрируешь своё превосходство надо мной, чем подтверждаешь правомерность и своевременность моего вопроса "А не нацисты ли вы все?"
поцреот➦Nik Name• 10.11.25 15:41
Я уже давно к окуению иммунитет имею. После того как Параша Вельцман и Зеля начили творить обыкновенный фашизм.
поцреот➦Nik Name• 10.11.25 16:16
Это все твои аргументы? Чота не густо. Видимо ума не хватило у "богоизбранного" на большее.
поцреот➦Nik Name• 10.11.25 16:18
Вот мы щас видим типичного представителя "Богоизбранной нации". Кто бы что бы не говорил про то что Вельцман и Зеля исключения, но что то когда исключений становится слишком много, то это уже становится правилом.
поцреот➦Nik Name• 10.11.25 16:23
Кто то мне скажет что это школота тупая. Ну да, когда повзрослеет научится держать язык за зубами и не подставлять свою нацию. Вот только думать он будет по прежнему так же. Именно так же как его воспитали его родители нацмены и его ребэ.
поцреот➦Nik Name• 11.11.25 19:03
Странно, вчера я был ПОЦиком. А сегодня уже "чел". Переобулся в прыжке? Завидую такой пластике.
поцреот➦Nik Name• 11.11.25 19:09
Азохен вей, ля! Ещё покажи свою сучность, чтобы даже сомневающиеся уж всё увидели. И потом не удивляйся погромам. Я про исторические погромы, если кто не понял. Ни к чему не призываю и ни чего не оправдываю - мне фиолетово в крапинку.
поцреот➦Nik Name• 14.11.25 18:37
Тогда понятно почему ты такое хамло и позоришь нацию зачем. Скорее всего ты вообще не иврим. И уж точно не йехудим. А так, отброс толстого троля.
Если бы автарка знала о чём говорит, в частности за "Еврпейское казачество восстало", то обратила бы внимание на планы зала. Там 80% пейсатых и носатых и из них минимум половина ухохатывалась над этим. Видимо ЧЮ это не для всех евроеев и не только для одарённых высшими мозгами.
Касательно сионизма, таки да - вредная штука. Ибо суть её "евреи, валите отсюда нах и тусуйтесь там под своим Сионом". Низзя! Низзя выпускать. Ибо "Юра полетел" не на своих крыльях как Икар, а благодаря тому, что евреи и прочие "латинские шпионы" в шарашках за кусок мыла и усиленную пайку двигали и космос и ядерку. Ну пока другие доносы друг на друга писали ради комнаты в комуналке. Другие евреи в смысле.
Ну что то мне подсказывает, что стоящие эфгеи уже давно свалили, кого не выпилил великий Джугашвили. А остались вот такие афтарки. Ах да, НоводвоГская ещё подавилась собственной ненавистью с которой даже её иммунная система не спГавилась.
По Первомайской улице можно было бы бежать от метро Первомайское к кинотеатру Первомайский. Но к Софии никак. Что же вы так прокололись то? Выдумщик вы наш.
Это ОНА. А фамилию таки сменила на гусскую. Предать свой народ не стыдно, стыдно не выжить и не покланяться Золотому Тельцу.
В начале нулевых, прилетал в Москву. Захотелось посетить синагогу. Станции и улицы поменялись, но нашёл.
Ребе что то привычно толковал гебисткий текст, мол, если не хоЧите, то можно и здесь жить. И тут я заметил ЕЁ. Сидела справа на женской половине 2 этажа. Всю остальную службу не сводил с неё глаз, и как только заметил дважение, не зная почему, побежал встретить её у лестгицы.
Но меня оттолкнули ребята в пиджаках и плотно взяв объект в кольцо, усадили в бронированный SUV.
- Поц, кому ты шах здесь нужен без денег, с американским гражданством???
комментатор ★➦Richard Grey• 06.11.25 08:20
С каждым может случиться... Вот один еврей из Гринич Вилледж пришел на службу в Сан-Францискую гейскую синагогу. И тут он заметил ЕГО. В подходящий момент подошел, сел рядом, заговорил, положил руку на коленку. Неожиданно несколько членов конгрегации встали и направились к нему с самым угрожающим видом.
- Ребята, в чем дело? - возвопил наш герой, - Мы же все здесь такие!
- Да, - ответствовали ребята, - Но это жена нашего раввина.
Очень сложно бежать по Первомайской улице в сторону кинотеатра "София". Посмотрите по карте.
Pierre Valenkoff ★• 06.11.25 04:51
Александр Городницкий. Фрейлехс
В Москве на праздник Симхат Тора у синагоги на ул.Архипова по многолетней традиции в восьмидесятые - девяностые годы собиралось много еврейской молодежи. Молодые люди знакомились, общались, а главное - веселились!
У евреев сегодня праздник.
Мы пришли к синагоге с Колькой.
Нешто мало их били разве,
А гляди-ка - осталось сколько!
Русской водкой жиды согрелись,
И, пихая друг друга боком,
Заплясали евреи фрейлехс
Под косые взгляды из окон.
Ты проверь, старшина, наряды,
Если что - поднимай тревогу.
И чему они, гады, рады? -
Всех ведь выведем понемногу.
Видно, мало костям их прелось
По сырым и далеким ямам.
Пусть покуда попляшут фрейлехс -
Им плясать еще, окаянным!
Выгибая худые выи,
В середине московских сует,
Поразвесив носы кривые,
Молодые жиды танцуют.
Им встречать по баракам зрелость
Да по кладбищам - новоселье,
А евреи танцуют фрейлехс,
Что по-русски значит - веселье.
(1964)
Michael Ashnin ★★★• 06.11.25 02:00
Вдребезги ассимилированные советские евреи, лишённые своего языка и культуры — ленинградцы и москвичи — жадно ловили любое еврейское слово, льнули к моему отцу, свободно владеющему идишем и ивритом.
А в Риге, в единственной синагоге( их были сотни до оккупации) — продираясь сквозь заслоны ДНД и стукачей — молодёжь плясала и пела на Симхэстейрим, один день в году « а пинталэ ид» , капелька еврейства, вскипала и было весёлое чувство самосознания и единства…
Как оказалось — мы были последними из могикан, последнее поколение литваков-ашкеназов…
Наша история подходит к концу, увы — Израиль перенял эстафету и занял центральное место в многотысячном путешествие нашего народа через века и страны…
VadM➦Michael Ashnin• 06.11.25 02:59
К сожалению, подавляющее большинство литваков-ашкенази не пережило Холокост. И после войны в когда-то наполовину еврейских Вильнюсе, Каунасе и Риге в синагоги стало некому ходить. Потом конечно приехали евреи из других мест, но еврейскими эти города снова не стали. Я помню раскопки еврейского квартала Вильнюса в 1989, и как нам, еврейским студентам, рассказывали о 700 летней жизни еврейской общины Вильнюса, до 1941. "Попугай, говорящий на идиш" - одна из очень грустых книг о том, что случилось.
Michael Ashnin ★★★➦VadM• 06.11.25 05:23
Гитлер убивал ашкенази.
Сталин убил культуру ашкенази, их язык и преемственность поколений.
Многочисленные советские школы с преподаванием на идише — были повсеместно, до войны.
Их, после войны, закрыли все, за исключением пары школ в Биробиджане.
В независимой Латвии, скажем, при Ульманисе, достаточно много было национальных школ: польских, русских, еврейских на идише и еврейских на иврите, караимская даже, если не ошибаюсь, была. С одним условием: латышский язык, географию и историю Латвии преподавали инспектора из Министерства образования.
При мне — евреев в Латвии было достаточно много, синагог и школ хватило бы на несколько десятков.
Идиш умирал на моих глазах…. бабушки и дедушки сменились на родителей — на нашем поколении всё закончилось.
iwm➦Michael Ashnin• 06.11.25 10:00
Отто Кариус, в своей книге "Тигры в грязи" упомянул что еврейский вопрос в Риге был "решён" до входа немецких войск. В то короткое время между уходом советских войск и заходом немецких, гитлеровцы даже сами удивились.А так то да, синагог в Латвии было много...
@МишаАша
1. Нафига ты меня заблочил? Никакой логики в этом не вижу.
2. По теме.
Евреев-ашкеназов всё ещё полно, хотя идиш, да, практически сменил иврит в категории "еврейская латынь".
Ну, и что с этого такого?
Идиш - продукт галута (в первую очередь, географического), сейчас он разве что "исторически интересен".
Практической пользы сегодня от него достаточно мало - евреи всего мира имеют Интернет и могут учить иврит.
Т.е. именно обывательской пользы от идиша сегодня всё меньше, осталась по сути только литературная.
А то, что ты бы назвал "религиозной" - это просто частный случай "литературной", не более того.
Но и это - ниша, которую вытесняют переводы на 100500 языков мира (и иврит, конечно).
Да, несколько обидно за "культуру прошлого" - но... не особо.
Замечу, я ни разу не оперирую "сионистскими лозунгами" про "евреев галута в местечках" - я совсем о другом.
Идиш - это символ "еврея в галуте в принципе", мы не должны ПОДДЕЖИВАТЬ его там, где можем ЗАМЕНИТЬ.
Нет, не на "супер-ида-израильтоса", отнюдь.
А на "еврея, который НЕ ДОЛЖЕН придумывать галутную культуру, а имеет СВОЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ, которой гордится".
И это - не идиш, не Шолом Алейхем, не Тумбалалайка, и даже не гефилте фиш (тут шучу).
Это - иврит наших предков, это - Тора нашего народа, это - шаббатний чолнт с мацекнейдлах из нашей кухни.
Первый список - вынужденность, приспособленчество, выживание.
Второй список - норматив, сущность, свободная жизнь.
А идиш... ну, тоже хорошо, но совсем не первично.
Фарштейст?
Michael Ashnin ★★★➦iwm• 07.11.25 06:53
Это не соответствует истине.
Массовые убийства евреев( сожжение в хоральной синагоге Московского района, к примеру) начались практически сразу после бегства Красной Армии, от рук местных коллаборационистов.
Пришедшие немцы были шокированы этой патологической жестокостью и ввели порядок в окончательное решение еврейского вопроса.
А именно: в Московском же районе было создано гетто, куда загнали всех уцелевших евреев Риги и куда также привозили евреев из Европы, впоследствии их всех уничтожили.
Я это знаю не только по книгам — я ещё застал тех немногих людей, убежавших из гетто и спрятанных местными, типа Жаниса Липке, которого в конце 80х хоронили тысячи людей.
Жанис Липке
латыш. Žanis (Jānis) Lipke
Йоханна и Жанис Липке. Марка Латвии, 2011.
Йоханна и Жанис Липке. Марка Латвии, 2011.
Дата рождения 1 февраля 1900
Место рождения Митава
Дата смерти 14 мая 1987 (87 лет)
Место смерти Рига
Страна
Латвия
СССР
Род деятельности боец сопротивления, Портовый рабочий
Супруга Йоханна
Награды и премии
Праведник народов мира
Сайт Мемориал Жаниса Липке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Жа́нис Ли́пке (латыш. Žanis (Jānis) Lipke; 1 февраля 1900 года, Митава, Курляндская губерния, Российская империя — 14 мая 1987 года, Рига, СССР) (также встречается написание имени на русском языке Янис[1], Ян, Жан[1]) — латвийский праведник мира, спасший от гибели во время немецкой оккупации в Риге 56 евреев.
iwm➦Michael Ashnin• 07.11.25 11:36
Ничего не понимаю(с). Что не соответствует истине? Что латвийское рогульё занялось погромами как только так сразу? Вы сами написали. Это и очевидно, если есть безнаказанное и выгодное занятие для толпы - всё так и будет. Что немцы это всё пресекли - тоже понятно, порядок превыше инициативы масс.Что немцы в итоге местных переплюнули? Тоже очевидно, порядок бьёт класс. Что среди латышей попадались порядочные люди - тоже очевидно, просто в силу закона больших чисел, честь им и хвала и долгая память. Разрозненные факты не могут опровергнуть общую тенденцию. А общая тенденция прибалтов заключается в сиюминутной выгоде, хуторское мышление ан масс.
Michael Ashnin ★★★➦iwm• 07.11.25 21:38
Сейчас объясню.
Первое — обвинять прибалтов в сиюминутной выгоде — это для исторически незрелых, тут всё намного сложнее, советская оккупация и утрата независимости с громадными казнями и высылкой наиболее образованных и значимых — запустили этот кровавый маятник. Среди НКВД были евреи, пытавшие и убивавшие независимо от этнического происхождения( евреям точно также отбивали почки и плющили яйца — враги народа — вещь не зависящая от этноса). Прибалтийский антисемитизма, кстати, был вялым бытовым, ужасов российских погромов в Лифляндской губернии я не припоминаю, национальные школы, театр, больницы, общества — были обычным делом в независимой Латвии.
Или вот, человек, сорвавший флаг независимости над Таллином — был еврей.
И какая-то часть, довольно значительная, еврейской общины поддержала новую власть, с энтузиазмом.
Не суть.
В вашем комментарии:
… что еврейский вопрос в Риге был "решён" до входа немецких войск. В то короткое время между уходом советских войск и заходом немецких, гитлеровцы даже сами удивились.А так то да, синагог в Латвии было много...
Он, вопрос, не был решён — Рига была захвачена через неделю, в период между властями — среди евреев было много жертв.
Однако, гетто просуществовало до 1943 года, ликвидация гетто считается окончательным решением еврейского вопроса.
1989. Очень хорошо помню концерт еврейской молодежи в театре Шалом. Вначале группа американской молодежи с песнями, потом выступление тетки с Сохнута. Обмолвилась, что только что приехала из Лондона(89г), где купила джнсовый костюм сыну. Потом еще пообещала, что в по приезду в Израиль каждой семье выдадут бесплатно плитку. Ну и так далее . Что то в очень знакомом духе.
- Гевалт! - возмутился я - Поц, куда ты едешь? Если бы не было с костюмом и плиткой ( и прочими деталями) проблем, то зачем об этом говорить?? А не получится ли так, что сменяешь шило на мыло, совок советский на совок еврейский?
Richard Grey➦Richard Grey• 05.11.25 20:41
Гевалт - караул.
Поц - парень особо ценный. Есть еще менее приличный перевод.
Ввел_в_ник➦Richard Grey• 05.11.25 22:05
Тут в переводе эти слова не нуждаются, здесь виртуальный Израиль, хевре ;)
Как же коммунисты обошлись с нацией, устроившей иудобольшевицкую революцию.
"Повторится ли это при нашей жизни"... Конечно, повторится, фольклорные коллективы могут долго существовать. Как украинцы в вышиванках, черкесы в черкесках, якуты в кухлянках. Как воспоминание о том, что когда-то эта культура была. Где в реальной жизни сейчас говорят на идише? В России, в США, в Израиле?
В Нью-Йорке официальный еврейский - идиш. В Вильямсбурге наверно говорят ещё.
Michael Ashnin ★★★➦yura987• 06.11.25 01:44
Масса было прозвищ: марамой, экс-нострис, аид, инвалид пятой графы…
yura987 ★➦Michael Ashnin• 06.11.25 08:23
Это из обидного. Я не называл. У меня жена еврейка.
Michael Ashnin ★★★➦yura987• 07.11.25 06:59
Нет, я привёл слова вполне приемлимые.
Аид или аидене— еврей на идише.
Экс-нострис, греческого происхождения, « из наших», устаревшее и некогда популярное обозначение единоверца.
Пятая графа советского паспорта — национальность.
.........эстрадного коллектива "Блуждающие звезды"........
"Блуждающие звёзды" - название романа Шолом- Алейхема. Говорят, на Идиш это читается, как поэма, единым духом - я читал по Русски, в переводе. В переводе- вообще никакого впечатления. Особенно после Толстого, Чехова и Достоевского.
Michael Ashnin ★★★➦leo3621• 06.11.25 06:09
Для чтения Шолом-Алейхема минимальное знание быта черты оседлости — помогает.
И, да, в переводе всегда что-то теряется…
Примерно в те же годы я был на похожем концерте, только в Питере (даже, наверно, в Ленинграде). Пели песни, танцевали, читали рассказы Шолом-Алейхема (хотя по программе должен был быть Бабель). Я не еврей, но мне всё понравилось. Очень забавно было слушать на выходе в толпе: "Моя бабушка говорила совсем не так!!"
