История №1548306
1970 год. Молодой композитор Марк Минков получает заказ, о котором мечтают многие — написать музыку для фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи». Сценарий уже готов, операторы настраивают камеры, а ему нужно создать тему, которая станет визитной карточкой легендарного сериала. И он делает это блестяще — всего за несколько дней. Но главная магия произошла там, где её никто не ждал: в тексте, который изначально был… полной бессмыслицей.
По правилам жанра, композитор сам пишет «рыбу» — черновик текста, где слова подобраны исключительно под ритм и размер. Смысл не важен — главное, чтобы поэту-песеннику было понятно, куда вписывать строчки. И Минков, не мудрствуя лукаво, выдаёт шедевр абсурда:
Дело было много-много лет назад,
Шёл домой еврей по улице Арбат,
Был весеннему он солнцу очень рад,
Птички щебетали…
А дальше — как вспоминал сам Марк Анатольевич — шли две строки «совершенно непечатных выражений», которые внезапно завершались фразой:
…Пели Хали-Гали.
Эту чушь Минков передаёт поэту Анатолию Горохову. Задача — превратить бред в нечто серьёзное, под стать образу мужественных сотрудников уголовного розыска. И Горохов совершает чудо. Из «Пели Хали-Гали» рождается строка:
«Служба дни и ночи».
А из беспечного еврея с Арбата — бессмертные слова:
«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна».
Так абсурдный черновик стал гимном целой эпохи. Песня, которую знает каждый советский человек, родилась из шутки, из ритмичной «рыбы», где птички щебетали рядом с непечатными выражениями.
Эта история — идеальное напоминание о том, как рождается искусство. Не всегда через вдохновение и муки творчества. Иногда — через игру, через случайность, через готовность посмеяться над собой. И вот уже 55 лет мы напеваем мелодию, которая начиналась с прогулки по Арбату и птичек, поющих «Хали-Гали».
Мораль? Возможно, она такова: никогда не относитесь к черновикам слишком серьёзно. Сегодня это — бессмыслица про еврея на Арбате, а завтра — легенда, которую будут помнить десятилетиями.
P.S. Говорят, Марк Минков до конца жизни с улыбкой вспоминал тот самый черновик. А птички так и поют где-то в параллельной вселенной — уже не «Хали-Гали», а «дни и ночи». И это прекрасно.
Некто Леша ★★★★★• 25.09.25 00:04
Знатоков и я смотрел в детстве, но далеко не каждую серию досматривал до конца - многие были нудны. Не помню ни единого захватывающего детективного сюжета, как у Конан Дойля, Агаты Кристи или хотя бы Вайнеров, которых читал в том же возрасте и помню отлично. А этот сериал, при совершенно сером творчестве сценаристов и никудышных операторах, сделавших из него в основном ситком, держался исключительно на обаянии главных актеров, да и то не всех - в основном на Томине-Каневском, немножко на Кибрит, а вот Знаменский был скучен, блекс и примерен как шахматист Карпов.
Но самое худшее в этом сериале было его заставочная песня. "Если кое-кто кое-где у нас порой" в первый раз можно было выслушать со смехом, что вовсе не кое, а напропалую, с сотого раза она просто бесила. Лучше бы наняли какого-нибудь частушечника, который на тот же мотив выдавал к каждой серии новые куплеты. Для профи их сочинить делов на минуты, были бы деньги хоть копейки и слава всенародная. Но у поставщиков фантазии на такое не хватило. Один раз записали черт знает что, и вздохнули с облегчением - ставить можно до бесконечности.
Потешались над этой песней в период «разгула гласности».
«Если кто-то кое-где у нас порой» - полная ясность и понятность происходящего. Может лучше бы «рибу» так и оставили ?
У нас в компании был мент.
Мы на пьянках прикалывались над ним пели эту песню так:
Наша служба и опасна и трудна
И на первый взгляд как-будто не видна
И на взгляд второй как-будто не видна
И на третий взгляд как-будто не видна
...и т.д.
Вовочка059➦Mutalov• 25.09.25 10:50
Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд как будто не видна...
На второй и третий тоже не видна,
На четвёртый тоже...
И на пятый она тоже не видна,
На шестой она совсем уж не видна-
Боже, Боже, Боже...
Вовочка059➦Mutalov• 25.09.25 10:51
Наша служба и опасна, и трудна,
И на первый взгляд как будто не видна...
На сто первый она тоже не видна,
И на сотый тоже...
И совсем уж не видна на сто второй,
На сто третий не видна она, порой,
Боже, Боже, Боже...
Когда слушаешь нашу эстраду, возникает ощущение, что в некоторых случаях эту композиторскую "рыбу" и выдают без изменений.
Леонид Хлыновский ★★★★★➦finnn• 24.09.25 15:22
Когда выходишь на эстраду,
Стремиться нужно к одному -
Всем рассказать немедля надо,
Кто ты, зачем и почему!
© Аркадий Велюров
Pax Slavica➦finnn• 24.09.25 18:54
Так послушайте настоящий чорный рэп. Ны нынешней Грэмми за такой материал дали награду – закачаться.
Pax Slavica➦finnn• 24.09.25 18:55
Есть одна тонкость. Две тонкости. ElevenLabs [dot] com и suno [dot] com. Там и Крутой и Николаев в пакете и гораздо дешевле.
edvins➦chess690• 24.09.25 15:24
Жизнь Абрама беспросветна и нудна
Но однако простым людям не видна
Наш Абрам давно в Израиль хочет
Плачет дни и ночи
fidel_castro➦edvins• 24.09.25 15:52
Чтоб точно уложилось в рифму:
Жизнь Абрама беспросветна и нудна,
Но простым советским людям не видна.
Наш Абрам давно-давно в Израиль хочет -
Плачет дни и ночи ...
Риба, говоришь? Не сходится твоя "риба" с мелодией. А дело было так...
а потом, в 1999-м году, Леприконсы из последнего слова черновика сочинили еще одну песню