История №1541646
В начале 30-х будущий учёный познакомился с Королёвым, их сблизило увлечение авиапланеризмом. Ещё не закончив институт, Раушенбах уже работал у Королёва, занимался автоматикой крылатых ракет. После того, как Королёв попал под репрессии, его отдел был закрыт, Борис Викторович занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях. В начале войны он работал на оборонном заводе, однако вскоре его, как немца, интернировали в лагерь под Нижним Тагилом. Официально это называлось «трудовой армией», на деле это был лагерь — бараки, баланда, колючая проволока, конвой и каторжная работа на кирпичном заводе. От зеков «трудармейцы» отличались только тем, что у них не было приговоров, и соответственно сроков.
Борис Викторович не падал духом, и успокаивал солагерников, которые сетовали на несправедливость — сидим без всякой вины. Раушенбах объяснял: мы же немцы, вполне возможно среди нас есть такие, кто сочувствует гитлеровской Германии и готовы ей помогать. Выявить их невозможно, поэтому лучше запереть всех, для блага страны!
«Борис, — говорили ему, — тебе надо по лагерям ездить с агитацией, ты лучше нашего замполита выступаешь».
В лагерном бараке, после тяжелейшей работы, Раушенбах закончил расчёты полёта самонаводящегося зенитного снаряда, которыми занимался до ареста.
Позже рассказывал: «….взяли меня, когда я уже выполнил две трети работы и знал, в каком направлении двигаться дальше. Мучился незавершённостью, места себе не находил, и в пересыльном пункте на нарах, на обрывках бумаги, всё считал, считал и в лагере. Решил задачу недели через две после прибытия в лагерь, и решение получилось неожиданно изящным, мне самому понравилось. Написал небольшой отчётик, приложил к решению и послал на свою бывшую фирму: ведь люди ждут. Мне, видите ли, неудобно было, что работу начал, обещал кончить и не окончил!»
Про Раушенбаха вспомнили, и, по договорённости с НКВД, начали использовать как учёного. Причём в том же бараке: его просто не брали на работу, и он, сидя на койке, продолжал исследования.
В 1948 году научный руководитель НИИ-1 Мстислав Келдыш добился возвращения Раушенбаха в Москву. Работая у Келдыша, он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Разрабатывал теорию вибрационного горения, акустических колебаний в прямоточных двигателях.
Особенностью Раушенбаха, как учёного, было то, что добившись в каком-то направлении весомых результатов, он терял интерес к теме, и, вместо того, чтобы почивать на лаврах и степенно осуществлять научное руководство, он брался за новое для себя направление, и начинал работу с нуля.
Поэтому от Келдыша он перешёл к Королёву, у которого выполнил пионерные работы по ориентации космических аппаратов и их движению в мире, лишённом тяжести. В 1960 году получил Ленинскую премию за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны (КА «Луна-3»). Менее чем за десять лет под его руководством были воплощены также системы ориентации и коррекции полёта межпланетных автоматических станций «Марс», «Венера», «Зонд», спутников связи «Молния», автоматического и ручного управления космическими кораблями, пилотируемыми человеком.
Продолжая работать в области ракетной техники, Раушенбах начал изучать теорию перспективы в изобразительном искусстве (иконописи), богословие. Уже в 90-е годы вышли в свет его книги, в которых немалое место уделено как вопросам науки, так и вопросам религии, философским обобщениям, размышлениям об обществе и мироустройстве.
Борис Викторович говорил: «Мне кажется, оппозиция между наукой и религией возникла в XVIII-м веке во Франции. Энциклопедисты, выступая против королевской власти, выступали и против Церкви, которая стояла за корону. Именно они породили агрессивный атеизм. Его приняли на вооружение в СССР, и отсюда нынешнее невежество. Лично я часто сталкивался с этим в Академии наук, в разговорах с коллегами. Зная, что я кое-что понимаю в богословии, они иногда обращаются… Я просто поражаюсь их дремучему невежеству! Атеизм ввели в Советской России, не понимая всю глупость этой затеи. Они хотели заменить христианское мировоззрение научным. Но ведь научного мировоззрения не бывает, это чушь и собачий бред! Наука и религия не противоречат друг другу, напротив — дополняют. Наука — царство логики, религия — внелогического понимания. Человек получает информацию по двум каналам. Поэтому научное мировоззрение — обкусанное мировоззрение, а нам нужно не научное, а целостное мировоззрение. Честертон сказал, что религиозное чувство сродни влюблённости. А любовь не побить никакой логикой»
Всю жизнь Борис Викторович принадлежал к лютеранской церкви, посещал протестантские храмы, хотя интересовался православным богослужением, хорошо разбирался в православной иконописи. Обратиться в православие Раушенбах решил после того, как в феврале 1997 года пережил клиническую смерть. Об этом он вспоминал так: никакого тоннеля не видел, но оказался на развилке двух путей, один путь вёл к чему-то светлому и прекрасному, второй - в суету и нервотрёпку. Второй путь - это была жизнь. Поколебавшись, Борис Викторович выбрал жизнь. После больницы он познакомился с протоиереем Владимиром Воробьёвым, который в декабре того же года совершил над ним чин присоединения к Православной Церкви.
В 2024-м году, 4 октября, в день запуска в 1957 году на космическую орбиту первого в мире спутника, в Петропавловской крепости, во дворе Музея космонавтики и ракетной техники, открыт памятник Борису Викторовичу Раушенбаху. Скульптура из гранита и бронзы под названием «Памяти наставника» создана по заказу космонавта Алексея Елисеева

Реальная история чуть другая. Борис Викторович Раушенбах происходил из немцев Поволжья и Эстонии.
До 1942 годаработал в НИИ-3 над реактивными двигателями. Я его помню когда он был зав-кафедрой в МФТИ в 80-x. Великолепный ученый и прекрасный человек.
НИКОГДА НЕ БЫЛ РЕПРЕССИРОВАН. Соответственно не был и реабилитирован, поскольку никогда не был ни судим, ни осужден. А как же "заключение"?
Военкоматы во время войны НЕ БРАЛИ НА ФРОНТ мужиков ряда национальностей: немцев, финнов, румынов, венгров и т.п. ВМЕСТО фронта их мобилизировали в трудовые батальоны, организованные по военному образцу. Как плюс- почти все пережили войну, были демобилизованы в 1946-47 годах и вернулись живыми и с руками-ногами домой. В марте 1942 Раушенбаха вызвали повесткой в военкомат, но направили не в армию, а в такой трудовой батальон. Думаю, что немало посланных на фронт с радостью поменялось бы Раушенбахом местами и поработали бы в тихом тылу вместо войны в холодных окопах под пулями. При этом, в позднем СССР граждане, работавшие в таких трудовых батальонах, считались ветеранами Великой Отечественной войны.
Кстати, в США более 120,000 этнических японцев с американским гражданством загнали в военные центры перемещения (= концентрационные лагеря), где они и сидели с 1942 года до конца войны. При этом, в отличии от СССР, в американские конц-лагеря посадили и женщин и детей. В 1988 году президент Рональд Рейган, от имени Правительства США принёс извинения за интернирование, вызванное "расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства демократической партии США [во время FDR]".
Поставил Вашему комментарию плюс. Ему ещё нужен заголовок: "Жизнь прекрасна и удивительна"
Вот только в американских лагерях не надо было на лесоповал ходить. Условия примерно соответствовали советскому пионерлагерю.
Какой-такой лесоповал??? Вы о чем?? Трудовые батальоны занимались примерно тем же чем пленные немцы после войны и военный стройбат в последующие годы: постройкой жилых домов, ремонтом дорог, мостов и т.п. Типичные проекты для трудовых батальонов во время войны были: разобрать БАМ 30-х, перевезти рельсы и построить рокадную ж/д для снабжения Сталинграда, постройка жилых бараков для эвакуированных заводов (зимой в Сибири в землянках холодно!) и т.п. А в случае Раушенбаха, все сразу мудро признали что от его научной работы для страны и фронта много больше польза- поэтому он стройбатовской работой и не занимался.
А насчет санаторных условий для японцев в американских лагерях - факты говорят о другом. Не зря США в последующие годы выплатили $1.6млрд пострадавшим от этого расизма. Это много. Такие компенсации правительство США выплачивало только компаниям Форд и Дженерал Моторс. Напомню историю. Дженерал Моторс владел критическим Опелем в Нацисткой Германии для войны, а Форд вообще производил военные грузовики и другую военную продукцию для Вермархта в Германии под своим именем. Шла Война, уже и США начали воевать с Германией, а американские компании продолжали получать свою прибыль от бизнеса в Германии. И тут американские ВВС начали бомбить эти заводы. А это же частная собственность которой владеют американские инвесторы! Так что после войны правительство США признало себя неправым с этими "варварскими" бомбардировками американской частной собственности и выплатило компенсации пострадавшим компаниям. Так вот там по кругу было меньше, чем заплатили японцам отсидевшим в американских концлагерях.
Вот если бы Раушенбах подвел базис для практической теологии и теологии экспериментальной, тогда его отношение к религии стоило бы больше ломанного гроша...
adder38➦MarikaB• 22.08.25 23:53
Он был неправ насчёт "религия — царство внелогического понимания". Это искусство – царство внелогического понимания. Об этом Фейнберг хорошо написал в книге "Кибернетика, логика, искусство"
Не надо пиздеть. В трудовой армии не было колючей проволоки и конвоиров.
Я прочитал это в воспоминаниях Бориса Викторовича. Он там был. А Вы были?
С Фамилией Раушенбах я познакомился в начале века, когда занимался котельными на пульсирующем горении. Идея красивая, жаль, что воплощение было не супер.
Качество самих котлов и автоматики к ним оставляло желать лучшего, хоть котлы ПВ- 100 (пульсирующий водогрейный 1000 кВт) и вошли в "сотню лучших товаров" Российского производства.
На фото- именно эти котлы.

leo3621 ★★➦leo3621• 22.08.25 13:25
Лишний ноль в скобках - 100 кВт. То ли рука дрогнула, то ли клавиатуру менять пора...
Жека 77➦leo3621• 22.08.25 20:26
Да ладно, какая не принципиальная разница в нуле, а ты бы доработал автоматику то тада, а?