Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1537184

То ли анекдот, то ли реальная история

Хрущёв при своей первой встрече с Патриархом Алексием Первым сразу же заявил:

- Мы - марксисты и потому разделяем мысль Маркса о том, что религия - это опиум для народа!
Патриарх ответил:
- Хотя мы не марксисты, но тоже разделяем мысль Маркса о том, что религия - это сердце нашего бессердечного мира.
- Где об этом говорит Маркс?!
- Да там же, где он сравнивает религию с опиумом. В предыдущем предложении.

Полная цитата из Маркса (т. 1, с. 415):
"Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных народов. Религия есть опиум народа".
Во времена Маркса опиум прежде всего использовался как обезболивающее средство. Восприниматься как наркотик опиум стал лишь в на рубеже 19-20 вв.
+220
Проголосовало за – 256, против – 36
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
8 комментариев, показывать
сначала новые

Pavel Vladimirov29.07.25 20:29

По поводу "полной цитаты из Маркса" - так давайте сделаем ее еще немного более полной... Добавим еще по одному предложению - до и после этого отрывка - и смысл все-таки несколько поменяется.

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья

+10
ответить

Ната_НН➦Pavel Vladimirov30.07.25 04:56

Убожеством можно назвать форму подачи религии - для взрослого человека это: "будешь хорошим - попадёшь в рай, плохим - в ад" действительно как-то слишком упрощено, но по сути там все верно) Подобное притягивает подобное, и мы именно в том мире, которому соответствуем и который создаём внутри и вовне) Если истории Ветхого Завета воспринимать как сказки и метафоры. Они там ещё столько раз переводились с языка на язык, что смысл ощутимо исказился. Взрослым достаточно понять: Мир живой, но мы тоже его частицы и тоже влияет на него. И хочешь что-то получить - вложи, а искренняя праведность (не ханжество, а жизнь по разуму и совести) – единственный способ быть счастливым)

+1
ответить

Soma➦Pavel Vladimirov30.07.25 10:10

Впрочем, если расширить еще больше...

"религия есть самосознание и самочувствование человека... Человек — это мир человека, государство, общество...
Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики"

т.е. данный тезис работает только в социалистической системе, но при отсутствии свободных политических взглядов, исключая индивидуализм и НАЗНАЧАЯ всем, что считать счастьем. Иначе говоря - борьба с религией это уничтожение иллюзорного счастья народа в пользу счастья принудительного.
По сути, это не столько критика религии самой по себе, сколько критика инструмента, мешающего управлению массами. К слову, "пролетариат" дословно это "размножающиеся", т.е. "востребованная безликая рабочая сила для производства"

Именно поэтому детально статью не любили разбирать ни противники, ни сторонника Маркса. Она очень... двусмысленна с точки зрения морали

+0
ответить

НМ ★★29.07.25 19:48

"Восприниматься как наркотик опиум стал лишь на рубеже 19-20 вв."
Угу-угу.

Томас де Квинси написал свои "Признания английского потребителя опия" в 1822 г. о том как "подсел" на опий, причем книжка была ОЧЕНЬ популярна в Англии. Известный британский поэт Кольридж хорошо так "подсел" на опий еще в 1801 году, и это было общеизвестным фактом.
Опиумные войны (связанные с запретом опия в Китае, по причине возникновения зависимости у курильщиков) начались в 1840 году. Конечно, Маркс, когда писал эти свои слова в 1843 году («К критике гегелевской философии права»), был "не в курсе"...
До него аналогичное сравнение использовал Жан-Жак Руссо, если что: "Набожность … есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает" (1761 г.)

+4
ответить

Ellick 29.07.25 18:42

Я думал это Остап Бендер сказал. Вот ведь как оно.

+-1
ответить

finnn ➦Ellick30.07.25 06:52

"Почём опиум для народа?", - это оммаж Карлу Марксу со стороны Бендера 🙂

+0
ответить

ГенАндр29.07.25 15:05

СНХ. В 1957-65 годах это совнархоз (совет народного хозяйства).
Однако народ, который хрен удержишь, придумал такие лингвистические "качели":
Стране Нужен Хозяин,
Хозяин Нашёлся Сам:
Самый Настоящий Хам -
Хрущёв Никита Сергеевич.

+-3
ответить

Awn29.07.25 14:23

Вот-вот, он в мелочах. И тут эта мелочь - "для".

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru