История №1530955
60-е годы. Киев. Подол. Ходить с бабушкой на базар требовало от сопровождающего большого терпения. Трудным было туда просто дойти. Постоянные здоровканья через короткое время становились невыносимы, так как моментально завязывался разговор за жизнь. Ведь моя бабушка знала всех и вся. Однако, как только мы заходили на территорию рынка, она с порога концентрировалась на товаре, а не на лицах знакомых. Бабушка всегда покидала базар с хорошим настроением и с полными кошёлками. Перепадало кое-что и мне. Моим самым желанным призом за терпение, которое я испытывал по дороге с бабушкой на базар, была покупка горячего бублика с маком и холодные пол-литра. Тогда меня интересовало исключительно молоко, которое продавалось в бумажной пирамидке. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, от обильного слюновыделения боюсь поперхнуться. Бублики раскупались моментально, как только они доставались из печи, запах вокруг стоял такой, что проходившие мимо подоляне были вынуждены сглатывать слюну. После регулярного вбрасывания новой партии бубликов скапливалась небольшая очередь.
От бабушки я знал, что здесь бубликами торговали ещё до исторического материализма, и этот магазин носил имя Бейгельмана, по имени его бывшего владельца Хаима. Хаим Бейгельман жил на Подоле в начале 20-ого века. Все его предки были бубличниками. И как Шнайдеры получили фамилию от своей профессии портного, так и Бейгельманы получили фамилию потому, что пекли бублики – по-еврейски бейгелах. Хаим Бейгельман их не только пёк, но и продавал. В результате я получал вожделенный горячий бублик и холодное молоко. И поедая это счастье на ходу, мы с бабушкой возвращались домой на Мирную.
Недавно я узнал, что на улице Мирной до начала 20-х годов жил некто Давыдов. Яков Петрович был человек творческого склада, и он пытался заработать свой кусок хлеба пером. Он писал свободно и легко, и для украинских газет использовал псевдоним Якив Орута. Он работал абсолютно во всех жанрах журналистики, начиная с новостных колонок и заканчивая стихами и фельетонами. Пописывал и коротенькие скетчи для театра миниатюр.
По дороге в редакцию заходил еврей Давыдов к еврею Хаиму Бейгельмыну и покупал себе на завтрак что? Правильно – бейгелах! Но настал 1918 год, и пронеслись по Подолу сначала петлюровские, а затем и польские погромы. Вместо того, чтобы наслаждаться бубликами, бандиты устраивали погромы. Если человек при деньгах, то долго он может выдержать это безобразие? Так, Хаим Бейгельман этого выдержать не мог и, как другие 1,8 миллиона украинских евреев, купил себе и своей семье билет на белоснежный пароход. И сбежал наш бубличник прямо на Манхэттен, где было много евреев и мало бейгельных шопов. Взял себе в жёны Эстер - венскую красавицу. И зажили они дружно и счастливо.
Давыдов, тоже не будь дурак, взял да и удрал из Киева. Но так как он не умел печь бублики, а только писал, то дальше Одессы сбежать он не смог и белый пароход в Америку отчалил без него. Он на всякий случай сменил свой псевдоним ещё раз. Таким образом, объявился в литературной Одессе подольский журналист Яков Ядов, который влился в ряды штатных сотрудников газеты «Одесские известия». Когда ему становилось скучно, то он под именем Яков Боцман пописывал фельетоны в газетёнку «Моряк». Это открыло ему двери в одесские литературные салоны, где он и познакомился с цветом одесских тружеников пера – К. Паустовским, В. Катаевым и неразлучной парочкой, И. Ильфом и Е. Петровым.
Вскоре большевистская власть, трещавшая по швам от голода и холода военного коммунизма, объявила новую экономическую политику, или коротко НЭП. НЭП дал стране воздух, народу еду, а евреям заработок. Дал он заработать и Давыдову-Ядову. Помня своё босяцкое происхождение, подолянин Давыдов стал сочинять песенки, которые мгновенно превращались в хиты, для друзей куплетистов. Достаточно сказать, что к началу 1926 года он был уже автором таких известных песен, как «Гоп со Смыком», «Лимончики», «Фонарики», «Мурка» и одним из символов нэпа – «Цыпленок жареный».
И вот как-то, в 1926 году, к нему пришёл приятель-куплетист Красавин и попросил Якова сочинить для него что-то новенькое, а то публика стала его уже освистывать за старый репертуар. Пока Красавин с друзьями гонял чаи, Ядов сбегал в соседнюю комнату. Когда он вернулся через полчаса за стол, то положил листок с новой песенкой «Бублички». На следующий же день, по свидетельству очевидцев, песню пела уже вся Одесса. Через две недели Красавин получает письмо из Петрограда от своего приятеля Утёсова, где он просит задним числом прощения, что включил красавинские «Бублички» в свой репертуар. Через месяц этот хит уже пела Москва. Так Яков Давыдов с помощью Якова Ядова отблагодарил земляка Бейгельмана за неповторимый вкус его бубликов. «Бублички» стали после «Цыпленка» вторым символом НЭПа. Эти «шедевры» своей залихватской бесшабашностью и «близостью к нуждам масс» ознаменовали вместе с остальными песнями Ядова новое музыкальное направление, который сегодня называют шансон.
Но «Бублички» шагнули далеко за пределы Советской России. Не прошло и года, как Нью-Йорк уже пел переведённую на идиш и английский популярную песню. Однажды маленькая Мина Бейгельман услыхала лёгкую по мелодии и тексту песенку на идиш, которая очень подходила к её фамилии, запомнила её и стала часто напевать. Так песенка «Бублички» попала в дом к Бейгельманам. Голос у неё был прекрасный, и шестилетнюю девочку пригласили спеть популярную уже песенку «Бейгелах» на еврейском радио.
Это первое публичное выступление Мины положило начало её музыкальной карьере и карьере её сестры Клары. Так в 30-х годах родился дуэт под названием «Сестры Бейгельман». Через какое-то время на них обратил внимание джазовый композитор Абрам Эльштейн. Он сделал смелые аранжировки казалось бы забытых мелодий еврейского местечка, джазовое сопровождение воскрешало и ностальгию по еврейским традициям и по языку идиш. Сёстры Бейгельман получили отличную вокальную школу. Научились извлекать из своих по-разному красивых голосов великолепное звуковое сочетание. Благодаря свинговой обработке, казалось, уже забытых песен, ими был создан на эстраде свой собственный стиль. Сегодня трудно найти еврея в мире, который бы не был знаком с их песенным репертуаром, сестры приобрели всемирную любовь и популярность.
Москва, 1959 год, открытие первой американской выставки. На эстраде Зеленого театра в Парке имени Горького американские эстрадные артисты устроили для москвичей концерт. Говорят, что эта популярная в Москве эстрадная площадка ещё никогда не переживала такого наплыва слушателей. На эстраде появились две еврейские красавицы, оркестр заиграл до слёз знакомую мелодию и сестрички запели очаровательными голосами «Бублички, койф майне бейгелах …». Московские евреи узнали родной, но уже почти забытый идиш. Публика рыдала от восторга. Так дочери бубличника Бейгельмана вернули «Бублички» на родину и дали песне второе дыхание, которое уже длится более 55 лет. Второй песней сёстры исполнили «Очи черные», тоже в джазовой обработке Эльштейна. Первый куплет они спели на русском языке, зал Зеленого театра ревел от переполняющих его эмоций! Если американские империалисты, главные по культуре, ставили своей задачей произвести сенсацию, то они свою цель с успехом перевыполнили.
В мире существуют тысячи Бейгельманов. Часть из них – потомки выходцев из Украины. В Америке и Израиле есть и киевские Бейгельманы. Так вот, наши сёстры Мина и Клара – дочери того самого киевского булочника Хаима и венской красавицы Эстер! Но и это ещё не всё… Девочки для простоты подрихтовали свои имена и фамилии на английский манер. В результате Мина стала называться Мерной, Клара превратилась в Клэр, а фамилию Бейгельман они переделали в Берри и дуэт стал называться просто - «Сёстры Берри»! Если бы в начале 20-х Хаиму Бейгельману кто-то сказал, что у него в Америке родятся две дочери и своим замечательным пением они завоюют весь мир, то он бы в это не поверил. Если бы подольскому журналисту Давыдову в то же время сказали, что он напишет песни, которые будут петь и любить миллионы людей вот уже несколько поколений подряд, и эти песни будут переведены на десятки языков, то и он бы в это тоже не поверил. Дочери подольского бубличника начинали свой путь к музыкальному олимпу с песни «Бублички». Всё новые поколения слушателей продолжает захватывать их замечательное исполнение.
Вместо послесловия.
Яков Петрович Ядов (настоящая фамилия Давыдов, ещё псевдонимы: Жгут, Боцман, Отрута, Пчела; 1873–1940) — поэт, писатель-сатирик, киносценарист, эстрадный драматург, автор слов широко известных песен «Бублички», «Гоп со Смыком», «Лимончики», «Фонарики», «Мурка», «Цыпленок жареный». Умер в нищете в Москве в 1940 году. Так родина отплатила одному из своих самых исполняемых песенников.
Однажды Исаака Дунаевского спросили: «Какая ваша самая любимая песня протеста?» – «Бублички», – ответил композитор. – Лучшей песни про тесто еще никто не написал!» Практически дословно сказал и сам Леонид Утёсов в своём последнем интервью Зиновию Паперному.
1990 год. Таллинн.
Наш трёхлетний сын Давид, лёжа на двух стульях с громадными советскими наушниками на голове, слушает в гостиной свои любимые песенки и носком ноги отмеривает такт. Из Москвы в Таллинн приехала Инна Генс, вся семья, сидя на кухне за праздничным столом, ждёт Давида. Докричаться до него невозможно. Наконец, как всегда жертвенная Юля поднимается и идёт в большую комнату. Она выдёргивает штекер от наушников и, стараясь перекричать магнитофон, зовёт сына к столу. В это время из магнитофона раздаётся любимая мелодия трёхлетнего Давида: «Бублички, койф майне бейгелах …».
2007 год. Мюнхен.
Наш младший сын Симон, которому тогда было 10 лет, сидя за расстроенным в доску пианино, неуверенно, но громко играет песню «Их хоб дих цу филь либ» («Я так тебя люблю») из репертуара любимых им, да и всеми нами, песен «Сестёр Берри».
Май 2009. Нью-Йорк.
Нас с Юлей в аэропорту встретила моя подружка детства Лена Грант. По дороге к ней домой мы заехали в еврейскую пекарню, которая находится на окраине Нью-Йорка, и купили что? Правильно – бейгелах!
Ноябрь 2014. Нью-Йорк.
Умирает последняя из сестёр, Клара Берри, урождённая Бейгельман.
Февраль 2015. Мюнхен.
В процессе подготовки книг о семьях моих родителей я беру у папы и мамы интервью о жизни довоенного Подола. Вдруг во время рассказа о своих детских пристрастиях мама говорит, что очень любила ходить к Хаиму Бейгельману за бубликами. Через неделю я принес ей этот текст.
Автор: Геннадий Блиндманн/Gennadi Blindmann
2015 г. Мюнхен
Обожаю такие истории - летопись повседневности. Чем-то напомнило стиль Дины Рубиной (еврейки из Ташкента)...
А всё это вместе называется "американский джаз" (ещё можно добавить Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Артура Аршавского, который Арти Шоо и десятки других).
Правда, в Зелёном театре никогда не было зала - места для зрителей были установлены на склоне высокого холма. Но это - пустяки...
А как насчет муки из гуманитарной помощи Палестинским детям в Газе, которую не допускают израилетяне ?
Неспециалист➦Rolad• 23.06.25 17:54
... и они где песенку спиздили, которая в Кейптаунском порту,)
Pierre Valenkoff ★➦Неспециалист• 23.06.25 23:04
Это не они:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бай_мир_бисту_шейн
Некто Леша ★★★★★• 23.06.25 16:25
Написал историю Геннадий Блиндманн, а донаты за нее просит копипастер. Наследник?
А история прекрасна.
НикНик➦Некто Леша• 23.06.25 17:37
"Написал историю Геннадий Блиндманн, а донаты за нее просит копипастер."
Да это ещё что. Я вот до сих пор не могу понять: почему меткий выстрел сделал Дантес, а памятник поставили Пушкину?
siux ★➦Некто Леша• 23.06.25 19:49
Да что б ты понимал.
"Геннадий Блиндман" - если перевести с
грекоидиша - "благородный слепой".
В общем, ещё круче даже Михаила Самуэльевича.
Но вот в чём автор прав, так это в том, что все мы не прошли мимо таких
мотивов; и почти в каждом из нас они
вызывают тёплые воспоминания о гитаре
в дворовой беседке.
И да: я не принадлежу к этому народу, и не вправе судить о том,
что ему больше нравится...
Но если кто спросит меня, то скажу: розенбаумовская песня про старого портного - высший стихотворный класс.
Не знаю, он ли автор - но штука обалденная.
Хрюндель ИН➦НикНик• 23.06.25 22:47
Вероятно дело просто в пристрастности строителей памятника к поэтическим формам. Хотя мне вот интересней Эдмон.
Pierre Valenkoff ★➦siux• 23.06.25 22:55
Из великого множества песен, написанных Розенбаумом, «Еврейский портной» – одна из самых известных и популярных. Она много раз звучала в различных проектах и телепрограммах. Песня еврейского портного написана в середине 1970-х годов 24-летним питерским врачом скорой помощи Александром Розенбаумом, который ни разу и близко не бывал в еврейском местечке, не кроил, не шил, Талмуда в глаза не видел, ещё не имел дочери да и лысым ещё не был.
https://vk.com/wall-80089328_37695
Lawrence of Bathurst➦KEMEPOBO• 23.06.25 18:18
За то, что их страна на нас нападает и убивает десятки лет, а они всё ещё там живут, режим не меняют, и ставят себя рядом с военными целями.
А вы зачем по госпиталям в Израиле баллистическими ракетами стреляете, зная что там военного ничего нет, а есть только больные дети?
Lawrence of Bathurst➦wasting the dawn• 23.06.25 18:39
Если под больницами нет штабов Хамаса или складов оружия, то не стреляет. Как если Вы это сами не знали.
wasting the dawn ★➦Lawrence of Bathurst• 23.06.25 19:35
ну да, под каждой больницей Газы - штаб, Вы сами верите в это?
Галоша➦KEMEPOBO• 23.06.25 19:43
и в Газе, дети голодные, а израилетяне муку не пускают помощь гуманитарную
Галоша➦Lawrence of Bathurst• 23.06.25 19:44
ну и писал бы на евреском языке, на еврейском сайте
wasting the dawn ★➦Pierre Valenkoff• 23.06.25 20:21
Сектор Газа переживает гуманитарный кризис в результате войны в Газе.[1][2] Кризис включает в себя как надвигающийся голод, так и разрушение системы здравоохранения. В начале войны Израиль ужесточил блокаду сектора Газа, что привело к острой нехватке топлива, продовольствия, лекарств, воды и предметов первой необходимости.[1][3] Эта осада привела к 90-процентному снижению доступности электроэнергии, что повлияло на электроснабжение больниц, очистных сооружений и привело к остановке опреснительных установок, обеспечивающих население питьевой водой.[4] Врачи предупреждали о вспышках заболеваний из-за переполненности больниц.[2]
Интенсивные бомбардировки израильской авиации нанесли катастрофический ущерб инфраструктуре Газы, что ещё больше усугубило кризис. [5]Министерство здравоохранения Газы сообщило о более чем 4000 детях, погибших в первый месяц войны.[6] Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что Газа «стала кладбищем для детей». [a][9][10] В мае 2024 года глава USAIDСаманта Пауэр заявила, что условия в Газе «хуже, чем когда-либо прежде». [11]
Такие организации, как «Врачи без границ», Красный Крест и ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения, Программа развития ООН, Фонд ООН в области народонаселения и Всемирная продовольственная программа, в совместном заявлении предупредили о серьёзном гуманитарном кризисе.[12][13][14]
В начале марта 2025 года Израиль начал полную блокаду всех продуктов питания и товаров, поступавших в Газу, которая завершилась только в конце мая ограниченной раздачей гуманитарной помощи, осуществляемой спорным Гуманитарным фондом Газы.
https://en.wikipedia.org/wiki/Gaza_humanitarian_crisis_(2023–present)
Pierre Valenkoff ★➦wasting the dawn• 23.06.25 20:27
Это враньё ХАМАСа, Организации Объединённых против евреев Наций и примкнувшей к ним Греты Тунберг. Вы действительно не в курсе, или это перфоманц такой?
wasting the dawn ★➦Pierre Valenkoff• 23.06.25 20:35
Дэвид Кэмерон обвиняет Израиль в блокировании ключевого гуманитарного коридора в Газе
https://www.theguardian.com/politics/2024/mar/21/david-cameron-accuses-israel-of-blocking-key-aid-crossing-in-gaza
Pierre Valenkoff ★➦wasting the dawn• 23.06.25 20:51
Какая-то ископаемая какашка. И где теперь тот Дэвид Кэмерон? Наверное, опять евреи умучали.
wasting the dawn ★➦Pierre Valenkoff• 23.06.25 20:59
21 декабря 2023 года Комитет по оценке голода (FRC) в рамках Комплексной классификации фаз продовольственной безопасности (IPC) опубликовал доклад о ситуации в Газе. FRC, состоящий из независимых экспертов, использует общепринятую на международном уровне классификацию уровней отсутствия продовольственной безопасности, наиболее серьёзным из которых является 5-я фаза — «Катастрофа/Голод». Согласно этой классификации, для защиты населения необходимо срочное вмешательство уже на 3-й фазе (кризис или хуже).
Отчет FRC основан на информации, собранной в секторе Газа с 24 ноября 2023 года по 7 декабря 2023 года. Комитет обнаружил, что за это время в четырех из пяти домохозяйств на севере Газы и в половине домохозяйств вынужденных переселенцев на юге жители несколько дней не получали никакой еды, а многие пропускали приемы пищи, чтобы накормить своих детей. Около 93% населения Газы — примерно 2,08 миллиона человек — страдали от острой нехватки продовольствия на 3-м или более высоком уровне, при этом более 15% — 378 000 человек — находились на 5-м уровне.
https://www.btselem.org/gaza_strip/20240108_israel_is_starving_gaza
Pierre Valenkoff ★➦wasting the dawn• 23.06.25 21:27
Израиль утверждает, что продовольствия в Газу ввозят даже больше, чем до 7 октября. Фуры загружают на границе Иордании и выгружают на границе сектора - передают тем, кто распределяет продукты в Газе.
И с одной стороны, и с другой есть копии квитанций, но кого интересуют какие-то Израиль с Иорданией, когда есть отчёт хрен знает какой комиссии, которая за пару недель собрала хрен знает какую информацию, ага.
wasting the dawn ★➦Pierre Valenkoff• 23.06.25 21:45
"Израиль утверждает," - это заинтересованная сторона, "есть копии квитанций," - какие квитанции, от кого, голодающие дети выписали?
Pierre Valenkoff ★➦wasting the dawn• 23.06.25 22:03
Ещё раз, медленно - нет там голодающих детей.
А квитанции выписали (1) пограничники Иордании, (2) ЦАХАЛ и (3) в секторе Газа те, кто занимается распределением помощи (не ХАМАЗ, поэтому он впаривает сказки о голодающих детях).
wasting the dawn ★➦Pierre Valenkoff• 23.06.25 22:05
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
Pierre Valenkoff ★➦wasting the dawn• 23.06.25 23:26
И вы уверуйте в слова мои, и станет вам свело и беспечально!
От всей моей еврейской души - СПАСИБО! Сестер Берри я слушаю уже давно, а вот историю услышал впервые.
у евреев есть душа? она в кошелке? Там можно донат сбашлять . Спасибо в кошелек не положишь
Вот не знал про сёстёр Берри. Слышал в их исполнении песню :"В Кейптаунском порту"
Lawrence of Bathurst➦СержСаныч• 23.06.25 18:21
"В Кейптаунском порту" - это песня "Бамир бестушейн" из идишевского мюзикла.
1987 год, 2 апреля. Киев, Крещатик. Промозглая ветренная погода. Заходим в заведение "Горячее молоко", где продаются свежеиспечённые бублики и наливают в грубую фаянсовую кружку горячего молока! Медленно выпиваем молоко и закусываем бубликами, потом с новым приливом сил идём гулять по городу. Кайф!
Жаль, что этого уже никогда не повторится. И той булочной уже давно нет и в Киев я в ближайшие годы точно не приеду...
И Дом Профсоюзов в Одессе мы не забудем, и детей Газы зимы 2-24-2025 года