История №1522654
Ровно 80 лет назад, 9 мая 1945 года, был найден, возможно, самый ценный клад в мировой истории. Это были 478 картин всемирно известных живописцев, среди которых «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта, «Спящая Венера» Джорджоне, «Святая Инесса» Хосе де Риберы, «Динарий кесаря» Тициана.
Картины обнаружила специальная поисковая группа саперов Первого Украинского фронта под командованием младшего техник-лейтенанта Леонида Рабиновича. Коллекция оказалась спрятана в товарном вагоне, который загнали в горизонтальную выработку старой каменоломни, находящейся недалеко от Дрездена.
На место находки прибыл командующий войсками Первого Украинского фронта Маршал Советского Союза Иван Конев. Выяснилось, что несколько месяцев известные полотна хранились в неблагополучной среде и многие картины требовали серьезной реставрации. Было решено отправить картины в Москву. Пригласили специалистов, которые должны были подготовить коллекцию к транспортировке. Маршал Конев предложил перевести некоторые шедевры, в том числе и «Сикстинскую Мадонну», на самолете командующего фронтом.
Искусствовед Наталья Ивановна Соколова перепугалась и возразила командующему:
- Да что вы, Иван Степанович, а вдруг с самолетом что-нибудь случится?
- Да почему же? Я сам на нём летаю! – возразил маршал.
- Ну, вы же простой маршал, а это Мадонна Рафаэля! – ответила Соколова.
В октябре 1955 года «Сикстинская Мадонна» возвратилась в Дрезден. Перед этим картина была выставлена в Москве на всеобщее обозрение.
Василий Семёнович Гроссман, посетивший ту выставку, написал: «Глядя вслед «Сикстинской Мадонне», мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке».
Некто Леша ★★★★★• 07.05.25 23:45
История прекрасна, комментарий Василия Семёновича Гроссмана нелеп: «Глядя вслед «Сикстинской Мадонне», мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке».
То есть, если бы Рафаэль не взялся за эту картину, или если бы она погибла в нацистских схронах, или если бы Гроссман не попал на выставку, так и вера бы эта у него рухнула?
"жизнь и свобода едины" это вообще перл из серии "Будущее ждет нас впереди!" Юмористического сериала про Дживса и Вустера.
Прекрасные люди нашли, спасли, отреставрировали и выставили эти картины. Но никак не обойтись без отзыва авторитетного журналиста, просто проходившего мимо. Спасли Рафаэля - это круто! Молодцы! - в общем-то всё, что хотел сказать Гроссман по этому случаю. Но профессиональные литераторы в такой простоте не выражаются.
MasterIvanov ★★➦Некто Леша• 07.05.25 23:52
Сикстинская мадонна
1
Победоносные войска Советской Армии, разбив и уничтожив армию фашистской
Германии, вывезли в Москву картины Дрезденской галереи. В Москве картины
хранились взаперти около десяти лет.
Весной 1955 года Советское правительство решило вернуть картины в Дрезден.
Перед тем как отправить картины обратно в Германию, было решено открыть
девяностодневный доступ к ним.
И вот холодным утром 30 мая 1955 года, пройдя по Волхонке мимо кордонов
московской милиции, регулировавшей движение тысячных народных толп, желавших
видеть картины великих художников, я вошел в Музей имени Пушкина, поднялся
на второй этаж и подошел к Сикстинской Мадонне.
При первом взгляде на картину сразу, и прежде всего, становится очевидно -
она бессмертна.
Я понял, что до того, как увидел Сикстинскую Мадонну, легкомысленно
пользовался ужасным по мощи словом - бессмертие - смешивал могучую жизнь
некоторых особо великих произведений человека с бессмертием. И полный
преклонения перед Рембрандтом, Бетховеном, Толстым, я понял, что из всего
созданного кистью, резцом, пером и поразившего мое сердце и ум - одна лишь
эта картина Рафаэля не умрет до тех пор, пока живы люди. Но может быть, если
умрут люди, иные существа, которые останутся вместо них на земле - волки,
крысы и медведи, ласточки - будут приходить и прилетать и смотреть на
Мадонну...
На эту картину глядели двенадцать человеческих поколений - пятая часть
людского рода, прошедшего по земле от начала летоисчисления до наших дней.
На нее глядели нищие старухи, императоры Европы и студенты, заокеанские
миллиардеры, папы и русские князья, на нее глядели чистые девственницы и
проститутки, полковники генерального штаба, воры, гении, ткачи, пилоты
бомбардировочной авиации, школьные учителя, на нее глядели злые и добрые.
За время существования этой картины создавались и рушились европейские и
колониальные империи, возник американский народ, заводы Питсбурга и
Детройта, происходили революции, менялся мировой общественный уклад... За
это время человечество оставило за спиной суеверия алхимиков, ручные прялки,
парусные суда и почтовые тарантасы, мушкеты и алебарды, шагнуло в век
генераторов, электромоторов и турбин, шагнуло в век атомных реакторов и
термоядерных реакций. За это время, формируя познание Вселенной, Галилей
написал свой "Диалог", Ньютон "Начала", Эйнштейн "К электродинамике
движущихся тел". За это время углубили душу и украсили жизнь: Рембрандт,
Гете, Бетховен, Достоевский и Толстой.
Я увидел молодую мать, держащую на руках ребенка.
Как передать прелесть тоненькой, худенькой яблони, родившей первое
тяжелое, белолицее яблоко; молодой птицы, выведшей первых птенцов; молодой
матери косули... Материнство и беспомощность девочки, почти ребенка.
Эту прелесть после Сикстинской Мадонны нельзя назвать непередаваемой,
таинственной.
Рафаэль в своей Мадонне разгласил тайну материнской красоты. Но не в этом
неиссякаемая жизнь картины Рафаэля. Она в том, что тело и лицо молодой
женщины есть ее душа, - потому так прекрасна Мадонна. В этом зрительном
изображении материнской души кое-что недоступно сознанию человека.
Мы знаем о термоядерных реакциях, при которых материя обращается в могучее
количество энергии, но мы сегодня не можем еще представить себе иного,
обратного процесса - материализации энергии, а здесь духовная сила,
материнство, кристаллизуется, обращено в кроткую Мадонну.
Красота Мадонны прочно связана с земной жизнью. Она демократична,
человечна; она присуща массам людей - желтолицым, косоглазым, горбуньям с
длинными бледными носами, чернолицым, с курчавыми волосами и толстыми
губами, она всечеловечна. Она душа и зеркало человеческое, и все, кто глядят
на Мадонну, видят в ней человеческое, - она образ материнской души, и потому
красота ее навечно сплетена, слита с той красотой, что таится, неистребимо и
глубоко, всюду, где рождается и существует жизнь, - в подвалах, на чердаках,
в дворцах, в ямах.
Мне кажется, что эта Мадонна самое атеистическое выражение жизни,
человеческого без участия божества.
Мне мгновеньями казалось, что Мадонна выразила не только человеческое, но
и то, что существует в самых широких кругах земной жизни, в мире животных,
всюду, где в карих глазах кормящей лошади, коровы, собаки можно угадать,
увидеть дивную тень Мадонны.
Еще более земным представляется мне ребенок у нее на руках. Лицо его
кажется взрослее, чем лицо матери.
Таким печальным и серьезным взором, устремленным одновременно и вперед и
внутрь себя, можно познавать, видеть судьбу.
Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную,
каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный
крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской
груди...
А сердце сжимается не тревогой, не болью. Какое-то новое, никогда не
испытанное чувство - оно человечно, и оно ново, точно вынырнуло из соленой и
горькой морской глубины, пришло, и сердце забилось от его необычности и
новизны.
И в этом еще одна особенность картины.
Она рождает новое, словно к семи цветам спектра прибавляется неизвестный
глазу восьмой цвет.
Почему нет страха в лице матери и пальцы ее не сплелись вокруг тела сына с
такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять
сына у судьбы?
Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя.
И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдет с ее рук и
пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками.
Как объяснить это, как понять?
Они одно, и они порознь. Вместе видят они, чувствуют и думают, слиты, но
все говорит о том, что они отделятся один от другого, - не могут не
отделиться, что суть их общности, их слитности в том, что они отделятся один
от другого.
Бывают горькие и тяжелые минуты, когда именно дети поражают взрослых
разумностью, спокойствием, примиренностью. Проявляли их и крестьянские дети,
погибавшие в голодный, неурожайный год, дети еврейских лавочников и
ремесленников во время кишиневского погрома, дети шахтеров, когда вой
шахтной сирены возвещал обезумевшему поселку о подземном взрыве.
Человеческое в человеке встречает свою судьбу, и для каждой эпохи эта
судьба особая, отличная от той, что была в предыдущую эпоху. Общее в этой
судьбе то, что она постоянно тяжела...
Но человеческое в человеке продолжало существовать, когда его распинали на
крестах и мучили в тюрьмах.
Оно жило в каменоломнях, в пятидесятиградусные морозы на таежных
лесозаготовках, в залитых водой окопах под Перемышлем и Верденом. Оно жило в
монотонном существовании служащих, в нищете прачек, уборщиц, в их иссушающей
и тщетной борьбе с нуждой, в безрадостном труде фабричных работниц.
Мадонна с младенцем на руках - человеческое в человеке - в этом ее
бессмертие.
Наша эпоха, гляди на Сикстинскую Мадонну, угадывает в ней свою судьбу.
Каждая эпоха вглядывается в эту женщину с ребенком не руках, и нежное,
трогательное и горестное братство возникает между людьми разных поколений,
народов, рас, веков. Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает
дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, и
всего, что будет.
2
После уж, когда я шел по улице, пораженный и смущенный мощью внезапного
впечатления, я не старался разобраться в смешении своих чувств, мыслей.
Я не сравнивал это смятение чувств ни с теми днями слез и счастья, которые
я, пятнадцатилетним мальчиком, переживал, читая "Войну и мир", ни с тем, что
я чувствовал, слушая в особо угрюмые, трудные дни моей жизни музыку
Бетховена.
И я понял - не с книгой, не с музыкой сближало меня зрелище молодой матери
с ребенком ив руках... Треблинка...
"Вот на эти сосны, на этот песок, на этот старый пень смотрели миллионы
человеческих глаз из медленно подплывавших к перрону вагонов... Мы входим в
лагерь, идем по треблинской земле. Стручки люпина лопаются от малейшего
прикосновения, лопаются с легким звоном... Звук падающих горошин, звон
раскрывающихся стручков сливается в сплошную печальную и тихую мелодию.
Кажется, из самой глубины земли доносится погребальный звон маленьких
колоколов, едва слышный, печальный, широкий, спокойный... Вот они -
полуистлевшие сорочки убитых, туфли, колесики ручных часов, перочинные
ножики, подсвечники, детские туфельки с красными помпонами, кружевное белье,
полотенце с украинской вышивкой, горшочки, бидоны, детские чашечки из
пластмассы, детские, писанные карандашами письма, книжечки стихов...
Мы идем все дальше по бездонной, колеблющейся треблинской земле и вдруг
останавливаемся. Желтые, горящие медью волнистые густые волосы, тонкие,
легкие, прелестные волосы девушки, затоптанные в землю, и рядом такие же
светлые локоны, и дальше черные, тяжелые косы на светлом песке, а дальше еще
и еще...
А стручки люпина звенят и звенят, стучат горошины. Точно и в самом деле
из-под земли доносится погребальный звон бесчисленных маленьких колоколов.
И кажется, сердце сейчас остановится, сжатое такой печалью, таким горем,
такой тоской, каких не дано перенести человеку..." (*)
(* Гроссман В. Из очерка "Треблинский ад" // Сб. "Годы войны". ОГИЗ, 1946.
С. 445-446. *)
Воспоминание о Треблинке поднялось в душе, и я сперва не понял этого...
Это она шла своими легкими босыми ножками по колеблющейся треблинской
земле от места разгрузки эшелона к газовой камере. Я узнал ее по выражению
лица и глаз. Я увидел ее сына и узнал его по недетскому, чудному выражению.
Такими были матери и дети, когда на фоне темной зелени сосен видели они
белые стены треблинской газовни, такими были их души.
Сколько раз всматривался я сквозь мглу в сошедших с эшелона, но всегда
неясно видны были они - то человеческие лица казались искажены безмерным
ужасом и все глохло в страшном крике, то физическое и душевное изнеможение,
отчаяние застилало лица тупым, упрямым безразличием, то беспечная улыбка
безумия застилала лица людей, сошедших с эшелона и идущих в газовню.
И вот я увидел истину этих лиц, их нарисовал Рафаэль четыре века назад -
так человек идет навстречу своей судьбе.
Сикстинская капелла... Треблинская газовня...
В наше время родила молодая мать своего ребенка. Страшно носить под
сердцем сына и слышать рев народа, приветствующего Адольфа Гитлера. Мать
всматривается в лицо новорожденного и слышит звон и хруст разбиваемых
стекол, вопли автомобильных сирен, волчий хор затягивает на берлинских
улицах марш Хорста Весселя. Вот глухой стук моабитского топора.
Мать кормит ребенка грудью, а тысячи тысяч складывают стены, тянут колючую
проволоку, возводят бараки... А в тихих кабинетах проектируются газовые
камеры, автомобили-душегубки, кремационные печи...
Пришло волчье время, время фашизма. В это время люди живут волчьей жизнью,
волки живут жизнью людей.
В это время молодая мать родила и растила своего ребенка. И живописец
Адольф Гитлер стоял перед ней в здании Дрезденской галереи - он решал ее
судьбу. Но владыка Европы не мог встретить ее глаз, он не мог встретить взор
ее сына - ведь они были людьми.
Их человеческая сила восторжествовала над его насилием - Мадонна пошла
своими легкими босыми ножками в газовню, понесла сына по колеблющейся
треблинской земле.
Германский фашизм был сокрушен, - война унесла десятки миллионов людей,
огромные города были превращены в развалины.
Весной 1945 года Мадонна увидела северное небо. Она пришла к нам не
гостьей, не путешествующей иностранкой, а с солдатами и шоферами по разбитым
дорогам войны, она часть нашей жизни, наша современница.
Ей все знакомо - и наш снег, и холодная осенняя грязь, и мятый солдатский
котелок с мутной баландой, и вялая луковка с черной хлебной коркой.
Вместе с нами шла она, ехала полтора месяца в скрипящем эшелоне, выбирала
вшей из мягких немытых волос своего сына.
Она современница поры всеобщей коллективизации.
Вот идет она, босая, с своим маленьким сыном, на погрузку в эшелон. Какой
далекий путь перед ней, из Обояни, из-под Курска, из воронежских черноземных
земель - в тайгу, в зауральские лесные болота, в песок Казахстана.
А где отец твой - в какой авиационной воронке, на какой командировке на
таежных лесозаготовках, в каком дизентерийном бараке погиб он?
Ваничка, Ваня, почему так печально лицо твое? Судьба закрестила за тобой и
твоей матерью окна родной опустевшей избы. Какой далекий путь перед вами?
Дойдете ли вы? Или, измученные, погибнете где-нибудь в дороге, на станции
узкоколейки, в лесу, на болотистом берегу зауральской речушки?
Да, ведь это она. Я видел ее в тридцатом году на станции Конотоп, она
подошла к вагону скорого поезда, смуглая от страданий, и подняла свои дивные
глаза, сказала без голоса, одними губами: "Хлеба..."
Я видел ее сына - уже тридцатилетним, в сношенных солдатских ботинках,
тех, что не снимают, за полной негодностью, с ног покойников, в ватнике,
порванном на молочно-белом плече, он шагал тропинкой по болоту, туча гнуса
висела над ним, но он не мог отогнать миллиардный живой, мерцающий над ним
нимб мошкары, его руки придерживали на плече тяжелое, сырое бревно. Вот он
поднял склоненную голову, и я увидел его лицо, ровную от уха до уха курчавую
светлую бородку, полуоткрытые губы, увидел его глаза и сразу узнал их - это
они, его глаза, смотрят с картины Рафаэля.
Мы встречали ее в 1937 году, это она стояла в своей комнате, в последний
раз держа на руках сына, прощаясь, всматривалась в его лицо, а потом
спускалась по пустынной лестнице немого многоэтажного дома... На двери ее
комнаты положена сургучная печать, внизу ждет ее казенная автомашина...
Какая странная настороженная тишина в этот серый, пепельный рассветный час,
как немы высокие дома.
А из рассветной полутьмы выплывает ее новое настоящее - эшелон, пересылка,
часовые на деревянных лагерных вышках, проволока, ночная работа в
мастерских, кипяточек, нары, нары, нары...
Сталин медленной, мягкой походкой, в шевровых сапожках на низком каблуке,
подошел к картине, долго, долго осматривался в лица матери и сына,
поглаживая свои седые усы.
Узнал ли он ее, он встречал ее в годы своей Восточно-Сибирской,
Новоудинской, Туруханской и Курейской ссылки, он встречал ее на этапах, на
пересылке... Думал ли он о ней в пору своего величия?
Но мы, люди, узнали ее, узнали ее сына, - она - это мы, их судьба - это
мы, они - человеческое в человеке. И если грядущее занесет Мадонну в Китай,
в Судан, всюду люди узнают ее так же, как сегодня узнали ее мы.
Чудная, спокойная сила этой картины и в том, что она говорит о радости
быть живым существом на земле.
Весь мир - вся огромность Вселенной - это покорное рабство неживой
материи, и только жизнь есть чудо свободы.
И эта картина говорит, как драгоценна, как прекрасна должна быть жизнь и
что нет в мире силы, которая могла бы заставить жизнь превратиться в нечто
такое, что при внешнем сходстве с жизнью уже не было бы жизнью.
Сила жизни, сила человеческого в человеке очень велика, и самое могучее,
самое совершенное насилие не может поработить эту силу, оно может только
убить ее. Вот почему так спокойны лица матери и ее сына - они непобедимы. В
железную эпоху гибель жизни не есть ее поражение.
Мы стоим перед ней, молодые и седые люди, живущие в России. Стоим в
тревожное время... Не зажили раны, еще чернеют пожарища, еще не устоялись
курганы над братскими могилами миллионов солдат, наших сыновей и братьев.
Еще стоят опаленные, мертвые тополи и черешни над сожженными заживо
деревнями, растет тоскливый бурьян над сгоревшими в партизанских селах
телами дедов, матерей, хлопцев, девчат. Еще заваливается, шевелится земля
над рвами, где лежат тела убитых еврейских детей и их матерей. Еще стоит
вдовий плач по ночам в несметном числе русских изб, белорусских и украинских
хат. Все пережила Мадонна с нами, потому что она - это мы, потому что сын ее
- это мы.
И страшно, и стыдно, и больно - почему так ужасна была жизнь, нет ли в
этом моей и твоей вины? Почему мы живы? Ужасный, тяжелый вопрос - задать его
живым могут лишь мертвые. Но мертвые молчат, не задают вопросов.
А послевоенная тишина нарушается время от времени раскатами взрывов, и
радиоактивный туман стелется в небе.
Вот вздрогнула земля, на которой все мы живем, - на смену оружию атомного
распада идет термоядерное оружие.
Скоро мы проводим Сикстинскую Мадонну.
С нами прошла она нашу жизнь. Судите нас - всех людей вместе с Мадонной и
ее сыном. Мы скоро уйдем из жизни, уж головы наши белы. А она, молодая мать,
неся своего сына на руках, пойдет навстречу своей судьбе и с новым
поколением людей увидит в небе могучий, слепящий свет, - первый взрыв
сверхмощной водородной бомбы, оповещающей о начале новой, глобальной войны.
Что можем сказать мы перед судом прошедшего и грядущего, люди эпохи
фашизма? Нет нам оправдания.
Мы скажем, не было времени тяжелей нашего, но мы не дали погибнуть
человеческому в человеке.
Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода
едины, что нет ничего выше человеческого в человеке.
Ему жить вечно, победить.
1955
Читал когда то книгу, автора уже и не помню. Основная идея - безумный миллиардер скупает по всему миру картины известных мастеров, и прячет в своем тайном хранилище. А когда покупать становится нечего, начинает организовывать кражи и налеты на музеи. Когда его в конце концов разоблачают и врываются в хранилище, то вместо картин находят лишь полку подписанных видеокассет. На каждой запись как он лично сжигает ту или иную картину. Ведь у каждого произведения искусства могут быть за его историю десятки временных владельцев, но лишь тот кто окончательно уничтожил становится в собственных глазах равен тому кто создал…
Если бы эти картины захватили англичане, хрен бы они вернулись в Германию...
MasterIvanov ★★➦dobrovit• 07.05.25 19:54
"Это, точно!"
красноармеец Сухов
"Белое солнце пустыни"
Kelder➦dobrovit• 07.05.25 20:42
Уточнение - картины вернулись в Восточную Германию, полностью подконтрольную Союзу. При желании их могли в любой момент отправить обратно в Москву. На Запад эти картины никто и никогда бы не отдал.
MasterIvanov ★★➦Kelder• 07.05.25 21:51
Отдавали! На территории, занятой советскими войсками, оказались французские культурные ценности. Например, в Судетской области были французские архивные документы, вывезенные туда гестапо в 1940 году. В советский период Франции была возвращена часть этих документов.
Соломон Маркович ★• 07.05.25 19:39
Маэстро Вы приблизились к уважаемому мною Леониду Хлыновскому, но мне понравилось!))) Жаль что вернули, надо было послать немчуру нахй за то что они стырили у нас!)
MasterIvanov ★★➦Соломон Маркович• 07.05.25 20:07
Спасибо за столь высокую оценку! Особенно от Вас. 70 лет назад мир был другой, была дружба народов и интернационализм, а не космополитизм. Немцев уважали, ГДРовцев любили. Почитайте книгу "Семь дней", написанную Леонидом Рабиновичем о том, как сотрудники Дрезденской галереи помогали советским саперам в поиске всемирно известной коллекции, которую СС-овцы вывезли в неизвестном направлении в январе 1945 года. Так уж повелось, что Мадонна Рафаэлфя в Лейпциге, "Мона Лиза" Да Винчи в Лувре, а Мишки в лесу Шишкина в Третьяковке. И не Гитлеру это менять!
Соломон Маркович ★➦MasterIvanov• 07.05.25 20:23
Маэстро я сам был членом КИД ( клуба интернациональной дружбы) и переписывался с немецкой девочкой не помню точно семидисятые годы по моему Грета Мюллер из Ноеклостера, и училка немецкого учила на совесть, до сих пор помню Лорелею на немецком языке и песню - Вир пионире траген де фане, арбайтере киндер хэльфэ унс буане! ))) Я примитивный чукча читатель, нравится плюс, не нравится ничего!)
MasterIvanov ★★➦Соломон Маркович• 07.05.25 23:03
Эх, Соломон Маркович, не стой вы девушкой переписывались. Надо было Ангеле писать.
Как можно смотреть вслед Сикстинской Мадонне, если на картине она идёт к нам?
MasterIvanov ★★➦finnn• 07.05.25 16:54
Сикстинская мадонна
1
Победоносные войска Советской Армии, разбив и уничтожив армию фашистской
Германии, вывезли в Москву картины Дрезденской галереи. В Москве картины
хранились взаперти около десяти лет.
Весной 1955 года Советское правительство решило вернуть картины в Дрезден.
Перед тем как отправить картины обратно в Германию, было решено открыть
девяностодневный доступ к ним.
И вот холодным утром 30 мая 1955 года, пройдя по Волхонке мимо кордонов
московской милиции, регулировавшей движение тысячных народных толп, желавших
видеть картины великих художников, я вошел в Музей имени Пушкина, поднялся
на второй этаж и подошел к Сикстинской Мадонне.
При первом взгляде на картину сразу, и прежде всего, становится очевидно -
она бессмертна.
Я понял, что до того, как увидел Сикстинскую Мадонну, легкомысленно
пользовался ужасным по мощи словом - бессмертие - смешивал могучую жизнь
некоторых особо великих произведений человека с бессмертием. И полный
преклонения перед Рембрандтом, Бетховеном, Толстым, я понял, что из всего
созданного кистью, резцом, пером и поразившего мое сердце и ум - одна лишь
эта картина Рафаэля не умрет до тех пор, пока живы люди. Но может быть, если
умрут люди, иные существа, которые останутся вместо них на земле - волки,
крысы и медведи, ласточки - будут приходить и прилетать и смотреть на
Мадонну...
На эту картину глядели двенадцать человеческих поколений - пятая часть
людского рода, прошедшего по земле от начала летоисчисления до наших дней.
На нее глядели нищие старухи, императоры Европы и студенты, заокеанские
миллиардеры, папы и русские князья, на нее глядели чистые девственницы и
проститутки, полковники генерального штаба, воры, гении, ткачи, пилоты
бомбардировочной авиации, школьные учителя, на нее глядели злые и добрые.
За время существования этой картины создавались и рушились европейские и
колониальные империи, возник американский народ, заводы Питсбурга и
Детройта, происходили революции, менялся мировой общественный уклад... За
это время человечество оставило за спиной суеверия алхимиков, ручные прялки,
парусные суда и почтовые тарантасы, мушкеты и алебарды, шагнуло в век
генераторов, электромоторов и турбин, шагнуло в век атомных реакторов и
термоядерных реакций. За это время, формируя познание Вселенной, Галилей
написал свой "Диалог", Ньютон "Начала", Эйнштейн "К электродинамике
движущихся тел". За это время углубили душу и украсили жизнь: Рембрандт,
Гете, Бетховен, Достоевский и Толстой.
Я увидел молодую мать, держащую на руках ребенка.
Как передать прелесть тоненькой, худенькой яблони, родившей первое
тяжелое, белолицее яблоко; молодой птицы, выведшей первых птенцов; молодой
матери косули... Материнство и беспомощность девочки, почти ребенка.
Эту прелесть после Сикстинской Мадонны нельзя назвать непередаваемой,
таинственной.
Рафаэль в своей Мадонне разгласил тайну материнской красоты. Но не в этом
неиссякаемая жизнь картины Рафаэля. Она в том, что тело и лицо молодой
женщины есть ее душа, - потому так прекрасна Мадонна. В этом зрительном
изображении материнской души кое-что недоступно сознанию человека.
Мы знаем о термоядерных реакциях, при которых материя обращается в могучее
количество энергии, но мы сегодня не можем еще представить себе иного,
обратного процесса - материализации энергии, а здесь духовная сила,
материнство, кристаллизуется, обращено в кроткую Мадонну.
Красота Мадонны прочно связана с земной жизнью. Она демократична,
человечна; она присуща массам людей - желтолицым, косоглазым, горбуньям с
длинными бледными носами, чернолицым, с курчавыми волосами и толстыми
губами, она всечеловечна. Она душа и зеркало человеческое, и все, кто глядят
на Мадонну, видят в ней человеческое, - она образ материнской души, и потому
красота ее навечно сплетена, слита с той красотой, что таится, неистребимо и
глубоко, всюду, где рождается и существует жизнь, - в подвалах, на чердаках,
в дворцах, в ямах.
Мне кажется, что эта Мадонна самое атеистическое выражение жизни,
человеческого без участия божества.
Мне мгновеньями казалось, что Мадонна выразила не только человеческое, но
и то, что существует в самых широких кругах земной жизни, в мире животных,
всюду, где в карих глазах кормящей лошади, коровы, собаки можно угадать,
увидеть дивную тень Мадонны.
Еще более земным представляется мне ребенок у нее на руках. Лицо его
кажется взрослее, чем лицо матери.
Таким печальным и серьезным взором, устремленным одновременно и вперед и
внутрь себя, можно познавать, видеть судьбу.
Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную,
каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный
крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской
груди...
А сердце сжимается не тревогой, не болью. Какое-то новое, никогда не
испытанное чувство - оно человечно, и оно ново, точно вынырнуло из соленой и
горькой морской глубины, пришло, и сердце забилось от его необычности и
новизны.
И в этом еще одна особенность картины.
Она рождает новое, словно к семи цветам спектра прибавляется неизвестный
глазу восьмой цвет.
Почему нет страха в лице матери и пальцы ее не сплелись вокруг тела сына с
такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять
сына у судьбы?
Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя.
И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдет с ее рук и
пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками.
Как объяснить это, как понять?
Они одно, и они порознь. Вместе видят они, чувствуют и думают, слиты, но
все говорит о том, что они отделятся один от другого, - не могут не
отделиться, что суть их общности, их слитности в том, что они отделятся один
от другого.
Бывают горькие и тяжелые минуты, когда именно дети поражают взрослых
разумностью, спокойствием, примиренностью. Проявляли их и крестьянские дети,
погибавшие в голодный, неурожайный год, дети еврейских лавочников и
ремесленников во время кишиневского погрома, дети шахтеров, когда вой
шахтной сирены возвещал обезумевшему поселку о подземном взрыве.
Человеческое в человеке встречает свою судьбу, и для каждой эпохи эта
судьба особая, отличная от той, что была в предыдущую эпоху. Общее в этой
судьбе то, что она постоянно тяжела...
Но человеческое в человеке продолжало существовать, когда его распинали на
крестах и мучили в тюрьмах.
Оно жило в каменоломнях, в пятидесятиградусные морозы на таежных
лесозаготовках, в залитых водой окопах под Перемышлем и Верденом. Оно жило в
монотонном существовании служащих, в нищете прачек, уборщиц, в их иссушающей
и тщетной борьбе с нуждой, в безрадостном труде фабричных работниц.
Мадонна с младенцем на руках - человеческое в человеке - в этом ее
бессмертие.
Наша эпоха, гляди на Сикстинскую Мадонну, угадывает в ней свою судьбу.
Каждая эпоха вглядывается в эту женщину с ребенком не руках, и нежное,
трогательное и горестное братство возникает между людьми разных поколений,
народов, рас, веков. Человек осознает себя, свой крест и вдруг понимает
дивную связь времен, связь с живущим сегодня, всего, что было и отжило, и
всего, что будет.
2
После уж, когда я шел по улице, пораженный и смущенный мощью внезапного
впечатления, я не старался разобраться в смешении своих чувств, мыслей.
Я не сравнивал это смятение чувств ни с теми днями слез и счастья, которые
я, пятнадцатилетним мальчиком, переживал, читая "Войну и мир", ни с тем, что
я чувствовал, слушая в особо угрюмые, трудные дни моей жизни музыку
Бетховена.
И я понял - не с книгой, не с музыкой сближало меня зрелище молодой матери
с ребенком ив руках... Треблинка...
"Вот на эти сосны, на этот песок, на этот старый пень смотрели миллионы
человеческих глаз из медленно подплывавших к перрону вагонов... Мы входим в
лагерь, идем по треблинской земле. Стручки люпина лопаются от малейшего
прикосновения, лопаются с легким звоном... Звук падающих горошин, звон
раскрывающихся стручков сливается в сплошную печальную и тихую мелодию.
Кажется, из самой глубины земли доносится погребальный звон маленьких
колоколов, едва слышный, печальный, широкий, спокойный... Вот они -
полуистлевшие сорочки убитых, туфли, колесики ручных часов, перочинные
ножики, подсвечники, детские туфельки с красными помпонами, кружевное белье,
полотенце с украинской вышивкой, горшочки, бидоны, детские чашечки из
пластмассы, детские, писанные карандашами письма, книжечки стихов...
Мы идем все дальше по бездонной, колеблющейся треблинской земле и вдруг
останавливаемся. Желтые, горящие медью волнистые густые волосы, тонкие,
легкие, прелестные волосы девушки, затоптанные в землю, и рядом такие же
светлые локоны, и дальше черные, тяжелые косы на светлом песке, а дальше еще
и еще...
А стручки люпина звенят и звенят, стучат горошины. Точно и в самом деле
из-под земли доносится погребальный звон бесчисленных маленьких колоколов.
И кажется, сердце сейчас остановится, сжатое такой печалью, таким горем,
такой тоской, каких не дано перенести человеку..." (*)
(* Гроссман В. Из очерка "Треблинский ад" // Сб. "Годы войны". ОГИЗ, 1946.
С. 445-446. *)
Воспоминание о Треблинке поднялось в душе, и я сперва не понял этого...
Это она шла своими легкими босыми ножками по колеблющейся треблинской
земле от места разгрузки эшелона к газовой камере. Я узнал ее по выражению
лица и глаз. Я увидел ее сына и узнал его по недетскому, чудному выражению.
Такими были матери и дети, когда на фоне темной зелени сосен видели они
белые стены треблинской газовни, такими были их души.
Сколько раз всматривался я сквозь мглу в сошедших с эшелона, но всегда
неясно видны были они - то человеческие лица казались искажены безмерным
ужасом и все глохло в страшном крике, то физическое и душевное изнеможение,
отчаяние застилало лица тупым, упрямым безразличием, то беспечная улыбка
безумия застилала лица людей, сошедших с эшелона и идущих в газовню.
И вот я увидел истину этих лиц, их нарисовал Рафаэль четыре века назад -
так человек идет навстречу своей судьбе.
Сикстинская капелла... Треблинская газовня...
В наше время родила молодая мать своего ребенка. Страшно носить под
сердцем сына и слышать рев народа, приветствующего Адольфа Гитлера. Мать
всматривается в лицо новорожденного и слышит звон и хруст разбиваемых
стекол, вопли автомобильных сирен, волчий хор затягивает на берлинских
улицах марш Хорста Весселя. Вот глухой стук моабитского топора.
Мать кормит ребенка грудью, а тысячи тысяч складывают стены, тянут колючую
проволоку, возводят бараки... А в тихих кабинетах проектируются газовые
камеры, автомобили-душегубки, кремационные печи...
Пришло волчье время, время фашизма. В это время люди живут волчьей жизнью,
волки живут жизнью людей.
В это время молодая мать родила и растила своего ребенка. И живописец
Адольф Гитлер стоял перед ней в здании Дрезденской галереи - он решал ее
судьбу. Но владыка Европы не мог встретить ее глаз, он не мог встретить взор
ее сына - ведь они были людьми.
Их человеческая сила восторжествовала над его насилием - Мадонна пошла
своими легкими босыми ножками в газовню, понесла сына по колеблющейся
треблинской земле.
Германский фашизм был сокрушен, - война унесла десятки миллионов людей,
огромные города были превращены в развалины.
Весной 1945 года Мадонна увидела северное небо. Она пришла к нам не
гостьей, не путешествующей иностранкой, а с солдатами и шоферами по разбитым
дорогам войны, она часть нашей жизни, наша современница.
Ей все знакомо - и наш снег, и холодная осенняя грязь, и мятый солдатский
котелок с мутной баландой, и вялая луковка с черной хлебной коркой.
Вместе с нами шла она, ехала полтора месяца в скрипящем эшелоне, выбирала
вшей из мягких немытых волос своего сына.
Она современница поры всеобщей коллективизации.
Вот идет она, босая, с своим маленьким сыном, на погрузку в эшелон. Какой
далекий путь перед ней, из Обояни, из-под Курска, из воронежских черноземных
земель - в тайгу, в зауральские лесные болота, в песок Казахстана.
А где отец твой - в какой авиационной воронке, на какой командировке на
таежных лесозаготовках, в каком дизентерийном бараке погиб он?
Ваничка, Ваня, почему так печально лицо твое? Судьба закрестила за тобой и
твоей матерью окна родной опустевшей избы. Какой далекий путь перед вами?
Дойдете ли вы? Или, измученные, погибнете где-нибудь в дороге, на станции
узкоколейки, в лесу, на болотистом берегу зауральской речушки?
Да, ведь это она. Я видел ее в тридцатом году на станции Конотоп, она
подошла к вагону скорого поезда, смуглая от страданий, и подняла свои дивные
глаза, сказала без голоса, одними губами: "Хлеба..."
Я видел ее сына - уже тридцатилетним, в сношенных солдатских ботинках,
тех, что не снимают, за полной негодностью, с ног покойников, в ватнике,
порванном на молочно-белом плече, он шагал тропинкой по болоту, туча гнуса
висела над ним, но он не мог отогнать миллиардный живой, мерцающий над ним
нимб мошкары, его руки придерживали на плече тяжелое, сырое бревно. Вот он
поднял склоненную голову, и я увидел его лицо, ровную от уха до уха курчавую
светлую бородку, полуоткрытые губы, увидел его глаза и сразу узнал их - это
они, его глаза, смотрят с картины Рафаэля.
Мы встречали ее в 1937 году, это она стояла в своей комнате, в последний
раз держа на руках сына, прощаясь, всматривалась в его лицо, а потом
спускалась по пустынной лестнице немого многоэтажного дома... На двери ее
комнаты положена сургучная печать, внизу ждет ее казенная автомашина...
Какая странная настороженная тишина в этот серый, пепельный рассветный час,
как немы высокие дома.
А из рассветной полутьмы выплывает ее новое настоящее - эшелон, пересылка,
часовые на деревянных лагерных вышках, проволока, ночная работа в
мастерских, кипяточек, нары, нары, нары...
Сталин медленной, мягкой походкой, в шевровых сапожках на низком каблуке,
подошел к картине, долго, долго осматривался в лица матери и сына,
поглаживая свои седые усы.
Узнал ли он ее, он встречал ее в годы своей Восточно-Сибирской,
Новоудинской, Туруханской и Курейской ссылки, он встречал ее на этапах, на
пересылке... Думал ли он о ней в пору своего величия?
Но мы, люди, узнали ее, узнали ее сына, - она - это мы, их судьба - это
мы, они - человеческое в человеке. И если грядущее занесет Мадонну в Китай,
в Судан, всюду люди узнают ее так же, как сегодня узнали ее мы.
Чудная, спокойная сила этой картины и в том, что она говорит о радости
быть живым существом на земле.
Весь мир - вся огромность Вселенной - это покорное рабство неживой
материи, и только жизнь есть чудо свободы.
И эта картина говорит, как драгоценна, как прекрасна должна быть жизнь и
что нет в мире силы, которая могла бы заставить жизнь превратиться в нечто
такое, что при внешнем сходстве с жизнью уже не было бы жизнью.
Сила жизни, сила человеческого в человеке очень велика, и самое могучее,
самое совершенное насилие не может поработить эту силу, оно может только
убить ее. Вот почему так спокойны лица матери и ее сына - они непобедимы. В
железную эпоху гибель жизни не есть ее поражение.
Мы стоим перед ней, молодые и седые люди, живущие в России. Стоим в
тревожное время... Не зажили раны, еще чернеют пожарища, еще не устоялись
курганы над братскими могилами миллионов солдат, наших сыновей и братьев.
Еще стоят опаленные, мертвые тополи и черешни над сожженными заживо
деревнями, растет тоскливый бурьян над сгоревшими в партизанских селах
телами дедов, матерей, хлопцев, девчат. Еще заваливается, шевелится земля
над рвами, где лежат тела убитых еврейских детей и их матерей. Еще стоит
вдовий плач по ночам в несметном числе русских изб, белорусских и украинских
хат. Все пережила Мадонна с нами, потому что она - это мы, потому что сын ее
- это мы.
И страшно, и стыдно, и больно - почему так ужасна была жизнь, нет ли в
этом моей и твоей вины? Почему мы живы? Ужасный, тяжелый вопрос - задать его
живым могут лишь мертвые. Но мертвые молчат, не задают вопросов.
А послевоенная тишина нарушается время от времени раскатами взрывов, и
радиоактивный туман стелется в небе.
Вот вздрогнула земля, на которой все мы живем, - на смену оружию атомного
распада идет термоядерное оружие.
Скоро мы проводим Сикстинскую Мадонну.
С нами прошла она нашу жизнь. Судите нас - всех людей вместе с Мадонной и
ее сыном. Мы скоро уйдем из жизни, уж головы наши белы. А она, молодая мать,
неся своего сына на руках, пойдет навстречу своей судьбе и с новым
поколением людей увидит в небе могучий, слепящий свет, - первый взрыв
сверхмощной водородной бомбы, оповещающей о начале новой, глобальной войны.
Что можем сказать мы перед судом прошедшего и грядущего, люди эпохи
фашизма? Нет нам оправдания.
Мы скажем, не было времени тяжелей нашего, но мы не дали погибнуть
человеческому в человеке.
Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода
едины, что нет ничего выше человеческого в человеке.
Ему жить вечно, победить.
1955
MasterIvanov ★★➦MasterIvanov• 07.05.25 19:16
МБ
ебалкамергера
Гроссмана минусовать?! Ну, ну.
Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov• 08.05.25 00:16
Сикстинская Мадонна прекрасна, опус Гроссмана натужен в своем пафосе. Лучше бы он выучился рисовать или играть на скрипке. Читать его тома - хуже только поздний Пелевин.
MasterIvanov ★★➦Некто Леша• 08.05.25 01:11
Какое время было - такой и пафос. Сейчас нам уже сложно понять ту эпоху. То поколение, чей массовый героизм отмечали и враги и друзья, ушло. Пересмотрите фильм 1961 года Мир входящему или Добровольцы. Ради мечты человек способен на многое, ради общей мечты человечество способно на все!
ivanovbezshtanov• 07.05.25 15:40
показать комментарийСколько всего фашиствующая Германия у нас потырила. Мы им все вернули.... И возвращали в дружественную нам ГДР, а сейчас получили воинствующую ФРГ.
Может опять... изъять?
Миаус➦ivanovbezshtanov• 07.05.25 16:25
Не поленитесь прочесть статью "Трофейное искусство" - познавательно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0)
finnn ★➦Василий Лукашик• 07.05.25 16:18
Мадонна и Маршал, они, если честно, не пара, не пара, не пара...
Глядя вслед «Сикстинской Мадонне», мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке»
что то сразу пришла на ум песня Далиды - "Слова, слова, слова ..."
MasterIvanov ★★➦Ost• 07.05.25 13:50
Хранится в Стамбульском Археологическом музее, Афинском Национальном Археологическом музее и в других собраниях, в Музее имени Пушкина. Также в Эрмитаже имеются некоторые недрагоценные вещи из Трои.
MasterIvanov ★★➦Ost• 07.05.25 19:10
Генрих Шлиман - родился в Померании в 1822 году. В 19 лет эмигрировал в Голландию. В 23 года эмигрировал в Россию. Капитал заработал на военных поставках во время Крымской войны. Подданный Российской Империи и купцец 1й гильдии. Был женился на Екатерине Лыжиной. Трое детей от нее: Сергей, Наталья и Надежда. в 1869 году мошенническим путем получил американское гражданство. Вторым браком женат на гречанке Софии Энгастромену. От нее двое детей:Андромаха и Агамемнон. Жил в Греции. Умер в Неаполе, Италия.
Некто Леша ★★★★★➦MasterIvanov• 08.05.25 00:24
Во всех эмиграциях у него был вкус! А то так и помер бы в своей Померании, одно из скучнейших мест на планете.
MasterIvanov ★★➦au3• 07.05.25 17:28
Встретились две противоположности: "Война и Мир", жизнь и смерть, "Живые и мертвые".