История №1513519
В этот день, 15 марта 1738, родился человек, бросивший вызов жестокости законов.
Представьте себе XVIII век.
Европа, где следственные пытки, хоть и постепенно выходят из обихода, всё ещё применяются в некоторых странах, а площади городов то и дело становятся местом для публичных казней.
Здесь каждый приговор - это не только судьба отдельного человека, но и зрелище для толпы: плети, колёса, эшафоты.
И вот в этом мире, где жестокость остаётся частью правовой системы, появляется Чезаре Беккариа - миланский маркиз с лицом философа и смелостью революционера.
Он не брал баррикады, не свергал королей. Он просто взял перо и написал книгу, которая перевернула представление о справедливости.
В 1764 году, когда Екатерина II правила Россией, а бостонцы ещё не бросили чай в гавань, Беккариа опубликовал труд, ставший библией гуманизма.
Его идеи звучали ересью: "Цель наказания - не месть, а предотвращение преступлений".
"Следственные пытки - это варварство, а не доказательство". "Смертная казнь - ошибка, а не правосудие".
Книгу быстро перевели на десятки языков. Вольтер назвал её "криком разума в мире суеверий", а инквизиция внесла в индекс запрещённых книг - лучшая реклама для эпохи Просвещения.
Беккариа, выходец из аристократической семьи, мог бы провести жизнь в салонах Милана, обсуждая моду и оперу. Но вместо этого он вступил в "Общество кулака" - группу интеллектуалов, которые верили, что идеи сильнее меча. Его аргументы были просты и сильны.
Если наказание должно быть примером, зачем делать его публичным? Разве зрители не запомнят ужас, а не урок? - Законы пишутся для людей, а не люди для законов.
Притом, что Беккариа никогда не занимал государственных постов, его идеи изменили законы от России до США. Екатерина II пригласила его в Россию реформировать право - он вежливо отказался, сославшись на климат. Императрица, впрочем, использовала его идеи в своем "Наказе".
Джефферсон и Франклин цитировали Беккариа, создавая основу американской правовой системы. - Даже Наполеон, сторонник жёстких мер, включил некоторые принципы Беккариа в свой Уголовный кодекс.
Почему Беккариа актуален сегодня?
Потому что его вопросы остаются нашими вопросами.
Где грань между справедливостью и жестокостью?
Может ли страх остановить преступление лучше, чем разум?
И главное: способен ли закон исправить человека, или он лишь метит его клеймом? Беккариа не дал ответов на всё.
Но он научил нас сомневаться, даже в законах, которые кажутся незыблемыми.

Меня всегда удивляло наличие таких мест, как СИЗО. Там ведь ещё не признанные виновными - почему их содержат в скотских условиях? Суд оправдает или дело развалится, а человек год просидел.
«Беккариа научил нас сомневаться даже в тех законах, которые кажутся незыблемыми», — сомнение всегда было актуальным. Парадигмы только две: религиозная, основанная на вере, и научная, основанная на знании. Сомнение позволяет создавать способы познания.
С другой стороны... Как там было? «...аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры».
С третьей стороны: «Ничто в прошлом не было таким плохим, что в будущем не было бы во сто крат хуже». И это есть источник оптимизма, ибо мы сейчас в настоящем.
_____________
Картинко ;)
↓

В Россию испугался ехать, там грит, люди с головой медведя - рычат что-то, иностранных языков не знают, рвут людей на части, ну точно как те аборигены, что Рокфеллера слопали
//Почему Беккариа актуален сегодня?
Да хто его знает. Может, потомушто поврежденный головойу копипастер на ан.ру притащил?
"В России освобожден первый человек, приговоренный к пожизненному сроку"
Совпадение ?
В гугл новости про первого освобождённого датируются 2018ым. Оби Ван конечно тот ещё тормоз, но не настолько)
Ты прочёл, но не понял ! Не первый зэк освободившийся с "пожизненного".
А самый первый осуждённый в России на пожизненное.
Самый первый которого приговорили к пожизненному в России, после развал СССР !
"Если наказание должно быть примером, зачем делать его публичным? Разве зрители не запомнят ужас, а не урок?"
А если тайно - то станет уроком?
"Екатерина II пригласила его в Россию реформировать право - он вежливо отказался, сославшись на климат."
Конечно, пиздеть легче, чем дело делать.
"вежливо отказался, сославшись на климат"
Он боялся быть съеденным медведями! Это же известно каждому европейцу - в России по улицам ходят медведи, причём даже сейчас.
Опять расхвалили очередного диванного гуманиста))
Коммутатор➦demontag• 16.03.25 22:42
Или быть сожженных заживо как староверы. Высказывания-то явно еретичны.
demontag➦Коммутатор• 16.03.25 23:19
Сжигали и третировали только своих, "иностраных специалистов" не трогали. Даже наоборот, лютеранская и католическая церковь была в фаворе и неприкосновенна.
Проблема большинства оторванных от реальной жизни философов в том, что начинают они может и с правильных мыслей, вот только дальнейшие рассуждения приводят их и их последователей в лучшем случае к полному абсурду, а чаще всего к очень большой крови.