История №1507151
Начнём с того, что Афанасий — плод большой и чистой любви. Богатый русский дворянин Афанасий Неофитович(!) Шеншин, находясь в турпоездке по Германии, пренебрёг принципом «русо туристо — облико морале!» и соблазнил замужнюю даму. Банальным адюльтером дело не закончилось: дама, которой вскружил голову отставной ротмистр, согласилась поменять скучную европейскую жизнь на всегда интересную российскую, и отправилась за возлюбленным в даль светлую. На Родине наш Дон Жуан не кинул даму, как можно было ожидать, а обвенчался с ней в храме Господнем. И стали они поживать как голубки, окружённые многочисленным потомством, среди которого самым заметным был, конечно, первенец, названный, в честь отца Афанасием.
Афоня, типичный представитель золотой молодёжи, жил в своё удовольствие, и вот тут, когда парню было 14 лет, судьба, как видно из каприза, ему сюрприз преподнесла.
Внеплановая проверка в приходской церкви, которая фиксировала все события в жизни дворян Шеншиных, выявила чудовищный подлог: оказывается, отрок Афанасий появился на свет в результате преждевременных родов, то есть раньше, чем его родители сочетались православным браком.
А, следовательно, парень был незаконнорожденным, бастардом, выблядком, — называйте, как хотите, но в любом случае этому человеку не полагалось ни дворянство, ни даже фамилия родного отца. Грандиозная несправедливость: накосячили родители, а вся тяжесть возмездия пала на их чадо.
Афанасия Шеншина вычеркнули из списка дворян (по тогдашнему изящному выражению «похерили», — то есть перечеркнули крест на крест, в виде буквы «Хер») и выдали новый паспорт, — с фамилией Фет.
Что это за фамилия? Фет (а на самом деле, конечно, Фёт) — это была фамилия его мамы до того, как она стала Шеншиной, то есть это фамилия её первого мужа, того самого рогоносца, которого она и покинула. Какая злая ирония! Дворянин Афанасий Шеншин в одночасье превратился в мещанина, и получил фамилию человека, которого он никогда не знал, и с которым не имел ничего общего.
Юноша достойно перенёс удар судьбы, но обрёл мечту и цель жизни: теперь больше всего на свете ему хотелось вновь стать дворянином! Вернуться в благородное сословие, в сообщество людей, которых Государь Александр назвал «ум, честь и совесть нашей эпохи».
Самый верный путь в дворянство лежал через ратную службу: капитанское звание давало право на потомственное дворянство. И, окончив университет, юный пиит (его стихи уже благосклонно оценили критики) поступил в кирасирский полк.
Военная карьера его не прельщала, он больше всего хотел быть литератором, но цель была одна: стать дворянином!
Афанасий служил добросовестно, исправно продвигался по чинам, и в какой-то момент вожделенные капитанские эполеты вместе с сопутствующим дворянством уже замаячили на горизонте…
Но судьба не дремала. Опа! Высочайшим указом дворянская планка была поднята чуть выше: теперь для получения документа о голубых кровях требовалось майорское звание.
Куда деваться? Скрипя сердцем, молодой улан (из кирасиров он перешёл в уланский полк) продолжил путь к заветной цели.
Вы не поверите, но шутка судьбы повторилась точь-в-точь: едва потенциальный дворянин ещё приблизился к заветной цели, она отодвинулась вновь, — планку опять подняли. Теперь критерием был чин полковника.
Это уже чересчур! Наплевав на мечту всей жизни, на 13 лет беспорочной службы, увенчанной орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени, медалью за участие в Крымской войне, гвардейский штаб-ротмистр вышел в отставку.
Афанасий не просто смирился со своим мещанским сословием, он решил стать образцом мещанина: женился на купчихе с капиталом, купил поместье в Орловской губернии, и целиком погрузился в выращивание укропа с петрушкой, лишь изредка отвлекаясь на стихотворчество.
Представьте себе: отставной офицер оказался талантливым менеджером сельскохозяйственного производства! В хозяйстве как на дрожжах росли надои, привесы и урожаи!
И вот, посетив Орловскую губернию с рабочим визитом, Государь Император выразил местному губернатору благодарность за выдающиеся показатели в деле сельского хозяйства во вверенном ему субъекте. Губернатор, будучи порядочным человеком (а может просто свидетелей было много) отметил, что показатели губернии формирует, по сути одно хозяйство, под руководством видного агрария Фета.
Впечатлённый государь решил поощрить успешного фермера… Та-да-да-дам… Он пожаловал ему потомственное дворянство!!! Судьба решила показать, что её сюрпризы бывают не только негативными: и вот, махнув рукой на мечту всей жизни, Афанасий Афанасиевич, откуда не ждал, получил её исполнение.
Государь вернул ему и право на фамилию отца, так что дворянин Шеншин вновь вошёл в списки дворян Орловской губернии.
Однако поэт Афанасий Фет никуда не делся: до конца жизни литератор подписывался этой, случайно доставшейся ему фамилией, поскольку она уже прочно вошла в русскую литературу. И заслуженно: стихи его прекрасны и удивительны.
Кстати, Фету принадлежит совершенно уникальное произведение: единственное стихотворение на русском языке, в котором нет ни одного глагола.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!...
Ух ты! Какой мужчина, оказывается! Чем ни занимался, всё у него получалось. Люблю таких.
Vovanavsegda ★★• 11.02.25 19:33
По поводу комментов:
Это что бля за поэтический вечер? Ведь нормальные же циники были.
finnn ★➦Vovanavsegda• 11.02.25 19:44
Что сделаешь, Вы, братец, не поэт.
А комментаторы здесь все поэты.
Поэтому управы на них нет.
И удержу, как видите Вы, нету!
ЛАНКА ★➦Vovanavsegda• 11.02.25 19:46
Фи, Владимир. Одна интеллеГХенцыя (я впереди всей планеты! Полная дубина в истории) осталась и Пушкин ибн Хопца.
Vovanavsegda ★★➦finnn• 11.02.25 19:52
Да я собственно не в претензии. Просто озадачен, по причине того что про эту подводную часть айсберга до поры было неведомо.
Vovanavsegda ★★➦ЛАНКА• 11.02.25 19:56
У меня в поэзии приоритеты несколько неоднозначные. Из любимых - Грибоедов, hop za za и "Бигемот" https://flibusta.club/b/574155/read
Причём Александр Сергеевич Грибоедов по очкам Бигимоту проигрывает явно. А питерский наш вне конкурса.
Pierre Valenkoff• 11.02.25 19:17
Тихая поэзия
В поэзии сегодня как-то рыхло.
Бубенчиков полно - набата нет.
Трибунная поэзия притихла,
а "тихая" криклива: "С нами Фет!"
Без спросу превращая Фета в фетиш,
бубенчики бренчат с прогнивших дуг:
"Эстрада, ты за все еще ответишь.
Ты горлопанством унижаешь дух".
Дух, значит, шепот, робкое дыханье,
и все? А где набат - народный глас?
За смирными чистюлями-стихами
не трусость ли скрывается подчас?
Идет игра в свободу от эпохи, но,
прячась от сегодня во вчера,
помещичьи лирические вздохи
скрывают суть холопского нутра.
Мне дорог Фет, хоть есть поэты лучше,
но, как на расплодившихся котят,
с тоскою натыкаюсь я на кучи
мурлыкающих сереньких фетят.
Все это лжевозвышенное фетство,
мурлыканье с расчетом на века -
от крыс и от сраженья с ними бегство
в тот уголок, где блюдце молока.
Не рождена эстрадною франтихой
поэзия, но нет в борьбе стыда.
Поэзия, будь громкой или тихой -
не будь тихоней лживой никогда!
Евгений Евтушенко
1971
http://ev-evt.net/stihi/t/tiho.php
Брысь...
"Мне дорог Фет, хоть есть поэты лучше, но, как на расплодившихся котят, с тоскою натыкаюсь я на кучи мурлыкающих сереньких фетят". Евгений Евтушенко
Я против тех, кто фетишизмит Фета,
Кто с Фетом прет, как трактор на буфет,
Ведь Фет — не шоколадная конфета
И даже не Геннадий Логофет.
Частенько у поэзии излучин
Мне уступать дорогу не хотят
Писклявые воинственные кучи
Из свеженародившихся фетят.
И вот, пока другие бьют баклуши,
Туда-сюда без толку мельтешат,
Таких фетят неумолимо глушит
Ватага деловитых евтушат.
Александр Матюшкин-Герке
https://www.inpearls.ru/author/66204
Кроме того, Мондри исследует механизмы определения того, что составляет еврейский тип. Она начинает свое введение с рассмотрения Афанасия Фета, русского немца, которого современники считали евреем. Иван Тургенев, Николай Чернышевский и Илья Эренбург считали, что Фет был евреем, не только из-за его «еврейской внешности», но и из-за его предположительно унаследованного безумия. Мондри исследует физические стереотипы, связанные с еврейской внешностью, и расовый дискурс, который заставил некоторых интеллектуалов предположить, что Фет был евреем. Она утверждает, что для некоторых склонность Фета к безумию и его якобы еврейская внешность служили научным доказательством их домыслов.Эти предположения были приняты отчасти из-за теорий Чезаре Ломброзо. (c)
Random➦Голос Арнора• 11.02.25 19:58
Ксенокаин это кокаин пришельцев, вставляет всеми тентаклями?
Некто Леша ★★★★★• 11.02.25 19:05
Какая высь! И ширь! И даль!
Вот только Фету нет подобных
И это жаль.
Ведь сердце, если счастливо и вольно
Оно на 100 процентов безглагольно!
Я к тому, что без глаголов легко, гений не в этом :)
Удивительно, но парочку из стихов Фета я помню спустя лет 30 после их прочтения.
Но, не отвлекаясь на безусловную ценность истории (с дрожью проверил — нет, не копипаста), хочу дополнить про «уланский полк». Они дожили до не особо давних дней и отражены в прекрасном марше уланских полков, в той же Польше, например: https://www.youtube.com/watch?v=SPnK7NVGm0c
finnn ★➦Random• 11.02.25 19:49
"Уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами, - все побывали тут!"
Тонкий, с налетом мистицизма, лирик Афанасий Афанасиевич Фет лично порол своих крепостных. Истинно русская душа.
finnn ★➦комментатор• 11.02.25 18:01
Фет приобрёл Степановку в 1860 году. В 1861-м крепостное право отменили. Недолго он их порол :)
Stepler➦комментатор• 11.02.25 19:51
Семейное предание? Или потомственное желание обгадить...
Венчаться с уже бывшей замужем, которая изменила мужу и убежала с другим?
Как то не по православному совсем, не по христиански.
Ну, замужем она была не по православному канону, такшта нещитово ))
— Сара, гурия Пророка,
Солнце дней, источник сил,
Сара, утро недалёко, —
И проснётся Азраиль…
"показатели губернии формирует, по сути одно хозяйство, под руководством видного агрария Фета"
Губернатор в те годы НЕ ОТВЕЧАЛ за урожайность зерновых и надои в губернии :-)))
Да и царю это все было пофиг :-)
А вот то, что царь знал о проблеме с дворянстом мужа сестры лейб-медика С.П. Боткина - это на 100%...
Самодержавный государь, хозяин Земли русской, был в ответе за всё. Ежегодно в каждую губернию направлялся ответственный сотрудник Генштаба, с целью обследования ея и составления подробного доклада о состоянии дорог, учреждений, ремёсел, транспорта, сельского хозяйства и торговли. Это делалось с целью подготовки мобилизационных планов: надо было точно знать, на какие ресурсы можно рассчитывать в случае войны. Известна история о том, как один из губернаторов в своей докладной записке указал на низкий уровень образования простого народа в его губернии. Александр III-й начертал резолюцию: "И слава Богу!" Так что совсем не всё по фиг!
Ну, не знаю ни одного дореволюционного губернатора, снятого из за "низких надоев" :-).
Зачем же так прямолинейно - "снять!" У Государя было достаточно способов намекнуть чиновнику, что ему пора на воды - подагру лечить...
Немного не понял - а причем тут Боткин?
Он на тот момент был только год как в 6 ранге по табелю, из купеческого рода. Потомственными дворянами Боткины стали только с 1914, начиная с Сергея Дмитриевича
т.ч. чисто хронологически Фету не могли вернуть род из-за родства с купцом
Вы "немного запутались" в Сергеях Боткиных, перепутали дядю с племянником.
Сергей ПЕТРОВИЧ Боткин (сын Петра Кононовича, чаеторговца, и брат коллекционера Дмитрия Петровича, отца Сергея ДМИТРИЕВИЧА, милого Вашему сердцу) - лейб-медик ("личный врач царя") вроде как бы с 1872 года, тайный советник с 1875 года ("не каждый министр, особенно в начале своего пребывания в должности, имел этот чин"), чин этот на 100% давал право на личное дворянство.
Просто Боткин, как человек, видевшей царя практически ежедневно, вполне мог замолвить словечко Александру о проблеме родственника (который при этом еще был и хорошо известным поэтом).
"Скрипя сердцем"... Зубами он скрипел, бедняга, зубами! Когда такое читал...
А зачем ему это потомственное дворянство, и если уж так нужно есть способы проще и дешевле чем дослуживаться до полковника, а если еще война, убить же могут?
Метрическую книгу, например, подправить, якобы случайная описка, пьяный дьячок не тот год вписал, за небольшую мзду вполне можно исправить и будет законным наследником, это даже важнее пустого дворянства.
kamakama ★➦Plato• 11.02.25 16:07
Принадлежность к правящему классу же, очевидно. Хороший понт дороже денег. Ну и связи - доступ в клуб рукопожатых тогда стоил дорого. И потом - он хотел потомственное дворянство, для детей своих то есть. Личное он получил давно
НМ ★★➦kamakama• 11.02.25 16:40
"хотел потомственное дворянство, для детей своих то есть".
Детей вот только не было у него.
Но потомственное, разумеется, круче, чем личное.
"Внеплановая проверка в приходской церкви, которая фиксировала все события в жизни дворян Шеншиных, выявила чудовищный подлог: оказывается, отрок Афанасий появился на свет в результате преждевременных родов, то есть раньше, чем его родители сочетались православным браком".
Шеншин с Фёт поженились еще в Германии, но в лютеранской церкви. Это им казалось "достаточным основанием" для начала половых отношений, приведших к рождению сына. Но у РПЦ было, как выяснилось, иное мнение на этот счет. Биографы Фета винят в потере дворянства в основном Шеншина-старшего, человека богатого, но "своеобычного", который пустил дело о дворянстве сына Афанасия "на самотек", своевременно не "занеся" кому надо чего надо.
"Купчиха с капиталом", на которой Фет женился, была, вообще-то, сестрой известного литературного критика В.П. Боткина (друга Тургенева, общавшегося с Белинским, Герценом, с Бакуниным, и даже с Марксом) и лейб-медика С.П. Боткина - но при этом, разумеется, и дочерью богатого купца первой гильдии чаеторговца П.К. Боткина, "поставщика двора Его Императорского Величества", имевшего отделения своей фирмы в Лондоне и в Шанхае.
Имение свое Фет купил и развивал на приданое супруги, отрицать это не приходится. Причем занимался он хозяйственными делами, в основном, чтобы отвлечься от депрессии, в которой он находился из-за своего неопределенного "гражданского состояния". Фет был близко знаком со Львом Толстым, который однажды написал ему по поводу очередных перестроек Фета в своей усадьбе: "Стройте подольше, дорогой Фет! Иначе опять может напасть на Вас хандра!"
Всё так и было. Хочу ещё заметить, что Шеншин-старший вообще должен был получить хорошего леща от РПЦ, - православному человеку запрещено участвовать в религиозных обрядах в храмах других конфессий, а вечание именно оно и есть. Но от епитимьи он как-то отмазался, судя по всему.
Миндербиндер➦Ellick• 11.02.25 16:01
Да ваще полно таких!
Москва, как много в этом звуке
Унылая пора, очей очарование
Белая береза под моим окном
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Главное дальше не читать, а то глаголы появятся.
>> единственное стихотворение на русском языке, в котором нет ни одного глагола.
Оно даже у Фета не единственное, не говоря уже о всём русском языке.
Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, —
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..
finnn ★➦Миндербиндер• 11.02.25 15:39
Ну, это уже не самостоятельное произведение, явная пародия!
Миндербиндер➦finnn• 11.02.25 15:42
Да, это и есть пародия, а не Фет. Но глаголов то нет. А вот Фет, такое же известное стихотворение, а может даже и поизвестней
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
finnn ★➦Миндербиндер• 11.02.25 15:52
Про чудную картину я знал, конечно, и хотел было написать "автор двух произведений", но получалось не так эпично. Один или два - не такая уж большая разница :)
НМ ★★➦Миндербиндер• 11.02.25 16:14
Протестую! :-)
Глагола здесь нет, но он подразумевается:
"Как ты мне родна" = "Как ты мне есть родна" :-)
Миндербиндер➦НМ• 11.02.25 16:23
Не, ну так можно много наподразумевать
(слышу) шёпот..
(слышу) трели соловья
НМ ★★➦Миндербиндер• 11.02.25 16:35
"Слышу", "доносятся", "раздаются", и т.п. - поэтическая неопределенность ("недоговоренность").
А "Как ты мне родна" - "законно" опущенный (в хорошем смысле этого слова!) глагол to be есть, по всем правилам современного русского языка. В старославянском глагол "еси" обязательно бы тут стоял.
Был бы дворянином - кончил жизнь как Пушкин или Лермонтов. Нет дворянства - нет проблемы
НМ ★★➦kamakama• 11.02.25 16:37
Он вроде бы и кончил жизнь дворянином?
В 72 года, от сердечного приступа...
Сарказм это. Наиболее горячие и молодые годы он провел без понтов с "защитой чести", которые сгубили множество народу. Он мог с чистой совестью пропускать мимо ушей любые вещи, которые приводили к дуэлям и наоборот, сочинять что-либо без особой опаски быть вызванным на дуэль
MasterIvanov ★★➦kamakama• 11.02.25 18:43
Он уже жил немного в другую эпоху - дуэльный дух уже деградировал от «Выстрела» до «Поединка»
НМ ★★➦kamakama• 11.02.25 19:22
В России под конец XIX века было больше миллиона дворян - и 10-20 дуэлей в год.
"Согласно отчетам Министерства внутренних дел, в России за период с 1894 г. по 1910 г. было зафиксировано 322 дуэли, из которых более 250 состоялись на основании решений Судов офицерской чести. Из них 315 дуэлей прошли на пистолетах, 7 - на холодном оружии. Гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов окончились 30 дуэлей", т.е. погибало в среднем 2 человека в год.
Подозреваю, что крестьян в кулачных боях "стенка на стенку" погибало тогда на 2-3 порядка больше.
Под конец 19 века- это когда он умер от старости? Он родился в 1820 году, стало быть, 30 лет ему было в 1850, в армии служил до 36 лет. В его 7 лет убили Пушкина, в 11 - Лермонтова.
И потом, не надо забывать, что дуэли были формально запрещены и в отчет МВД попали только те, о которых стало известно. Собственно, за первую дуэль Лермонтова осудили и помиловали, всего лишь отправив на Кавказ в действующую армию. А по закону его, как военнослужащего, ждало лишение правосостояния и дворянства + заключение в крепости. С такими законами неудивительно, что это маскировали как могли
Похоже на деградацию клапанов. На УЗИ с озвучкой действительно слегка напоминает скрип. Очень опасно.
Кто-то из классиков ему сказал: "У Вас было имя, а теперь - фамилия".
Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.