Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1507151

Давно хотел поделиться замечательной, почти неправдоподобной (хотя совершенно правдивой!) историей поэта, которого мы все знаем, как Афанасия Афанасьевича Фета.
Начнём с того, что Афанасий — плод большой и чистой любви. Богатый русский дворянин Афанасий Неофитович(!) Шеншин, находясь в турпоездке по Германии, пренебрёг принципом «русо туристо — облико морале!» и соблазнил замужнюю даму. Банальным адюльтером дело не закончилось: дама, которой вскружил голову отставной ротмистр, согласилась поменять скучную европейскую жизнь на всегда интересную российскую, и отправилась за возлюбленным в даль светлую. На Родине наш Дон Жуан не кинул даму, как можно было ожидать, а обвенчался с ней в храме Господнем. И стали они поживать как голубки, окружённые многочисленным потомством, среди которого самым заметным был, конечно, первенец, названный, в честь отца Афанасием.
Афоня, типичный представитель золотой молодёжи, жил в своё удовольствие, и вот тут, когда парню было 14 лет, судьба, как видно из каприза, ему сюрприз преподнесла.
Внеплановая проверка в приходской церкви, которая фиксировала все события в жизни дворян Шеншиных, выявила чудовищный подлог: оказывается, отрок Афанасий появился на свет в результате преждевременных родов, то есть раньше, чем его родители сочетались православным браком.
А, следовательно, парень был незаконнорожденным, бастардом, выблядком, — называйте, как хотите, но в любом случае этому человеку не полагалось ни дворянство, ни даже фамилия родного отца. Грандиозная несправедливость: накосячили родители, а вся тяжесть возмездия пала на их чадо.
Афанасия Шеншина вычеркнули из списка дворян (по тогдашнему изящному выражению «похерили», — то есть перечеркнули крест на крест, в виде буквы «Хер») и выдали новый паспорт, — с фамилией Фет.
Что это за фамилия? Фет (а на самом деле, конечно, Фёт) — это была фамилия его мамы до того, как она стала Шеншиной, то есть это фамилия её первого мужа, того самого рогоносца, которого она и покинула. Какая злая ирония! Дворянин Афанасий Шеншин в одночасье превратился в мещанина, и получил фамилию человека, которого он никогда не знал, и с которым не имел ничего общего.
Юноша достойно перенёс удар судьбы, но обрёл мечту и цель жизни: теперь больше всего на свете ему хотелось вновь стать дворянином! Вернуться в благородное сословие, в сообщество людей, которых Государь Александр назвал «ум, честь и совесть нашей эпохи».
Самый верный путь в дворянство лежал через ратную службу: капитанское звание давало право на потомственное дворянство. И, окончив университет, юный пиит (его стихи уже благосклонно оценили критики) поступил в кирасирский полк.
Военная карьера его не прельщала, он больше всего хотел быть литератором, но цель была одна: стать дворянином!
Афанасий служил добросовестно, исправно продвигался по чинам, и в какой-то момент вожделенные капитанские эполеты вместе с сопутствующим дворянством уже замаячили на горизонте…
Но судьба не дремала. Опа! Высочайшим указом дворянская планка была поднята чуть выше: теперь для получения документа о голубых кровях требовалось майорское звание.
Куда деваться? Скрипя сердцем, молодой улан (из кирасиров он перешёл в уланский полк) продолжил путь к заветной цели.
Вы не поверите, но шутка судьбы повторилась точь-в-точь: едва потенциальный дворянин ещё приблизился к заветной цели, она отодвинулась вновь, — планку опять подняли. Теперь критерием был чин полковника.
Это уже чересчур! Наплевав на мечту всей жизни, на 13 лет беспорочной службы, увенчанной орденами Святой Анны 3-й и 2-й степени, медалью за участие в Крымской войне, гвардейский штаб-ротмистр вышел в отставку.
Афанасий не просто смирился со своим мещанским сословием, он решил стать образцом мещанина: женился на купчихе с капиталом, купил поместье в Орловской губернии, и целиком погрузился в выращивание укропа с петрушкой, лишь изредка отвлекаясь на стихотворчество.
Представьте себе: отставной офицер оказался талантливым менеджером сельскохозяйственного производства! В хозяйстве как на дрожжах росли надои, привесы и урожаи!
И вот, посетив Орловскую губернию с рабочим визитом, Государь Император выразил местному губернатору благодарность за выдающиеся показатели в деле сельского хозяйства во вверенном ему субъекте. Губернатор, будучи порядочным человеком (а может просто свидетелей было много) отметил, что показатели губернии формирует, по сути одно хозяйство, под руководством видного агрария Фета.
Впечатлённый государь решил поощрить успешного фермера… Та-да-да-дам… Он пожаловал ему потомственное дворянство!!! Судьба решила показать, что её сюрпризы бывают не только негативными: и вот, махнув рукой на мечту всей жизни, Афанасий Афанасиевич, откуда не ждал, получил её исполнение.
Государь вернул ему и право на фамилию отца, так что дворянин Шеншин вновь вошёл в списки дворян Орловской губернии.
Однако поэт Афанасий Фет никуда не делся: до конца жизни литератор подписывался этой, случайно доставшейся ему фамилией, поскольку она уже прочно вошла в русскую литературу. И заслуженно: стихи его прекрасны и удивительны.
Кстати, Фету принадлежит совершенно уникальное произведение: единственное стихотворение на русском языке, в котором нет ни одного глагола.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!...
+1190
Проголосовало за – 1259, против – 69
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
105 комментариев, показывать
сначала новые

Tsur14.02.25 23:42

Текст, который вы приводите, представляет собой довольно креативную и несколько ироничную интерпретацию жизни Афанасия Фета, но он в значительной степени преувеличен и содержит несколько неточных моментов.
1. Историческая точность:
История, изложенная в тексте, играет на драматизме и ярких сюжетных моментах, но не является полностью верной в плане фактов. Например, не было официального похеривания фамилии Фета, как описано в публикации. Однако вопросы о праве на дворянство действительно возникали, и Фет действительно боролся за восстановление своей дворянской принадлежности, что в конечном итоге произошло после длительных усилий и получения дворянского титула через Герольдию Сената в 1860 году.
2. Роман с Шарлоттой Беккер:
В статье делается акцент на её соблазн, но нет доказательств, что это был какой-то прямой «соблазн» со стороны Шеншина. Более правдоподобно, что их отношения развивались по взаимному согласию, и хотя брак с Шеншиным действительно был позже официально признан, вопрос о незаконности рождения Фета был связан с юридическими тонкостями, а не с каким-то скандальным преступлением.
3. Креативная интерпретация судьбы:
В тексте значительное внимание уделяется перипетиям жизни Фета, включая его службу в армии и борьбу за титул, что действительно отражает некоторые моменты его биографии. Однако подача этих событий в виде «шутки судьбы» и с ироничным уклоном может быть несколько преувеличена и использоваться для того, чтобы сделать сюжет более ярким и драматичным.
4. Последний момент:
История с тем, как Фет получил титул дворянина через успехи в сельском хозяйстве, — это значительное искажение фактов. На самом деле его признание дворянином было результатом юридической процедуры, а не случайного «вознаграждения» за сельские успехи.

В целом, текст представляет собой креативную литературную переработку фактов, которая может быть интересной с точки зрения художественного подхода, но для точного исторического понимания нужно опираться на более объективные источники.

+2
ответить

Arnold313.02.25 00:15

На самом деле, всё было ещё интереснее.
Гражданка Фёт была крещенной еврейкой и, когда она убежала от своего мужа крещенного еврейского мужа, она была уже беременной. Таким образом, Фёт, на самом деле не был Шеншиным. А еврейское происхождение Фёта очевидно по его портрету в зрелом возрасте.

<img src="https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Fet_by_Repin.jpg">

+1
ответить

Arnold313.02.25 00:12

На самом деле, всё было ещё интереснее.
Гражданка Фёт была крещенной еврейкой и, когда она убежала от своего мужа крещенного еврейского мужа, она была уже беременной. Таким образом, Фёт, на самом деле не был Шеншиным. А еврейское происхождение Фёта очевидно по его портрету в зрелом возрасте.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Fet_by_Repin.jpg

+0
ответить

Лев_5612.02.25 17:45

Чо-то не всё - совсем, сходится...
Если бы мечтал просто - стать дворянином, так это ЛИЧНОЕ дворянство. Потомственное - оно важно для потомков. А личное - он, если верить статье, имел - и военным чином, и орденами.

+0
ответить

finnn ➦Лев_5612.02.25 18:48

Тут в комментариях это уже обсуждали. Разница между личным и потомственным дворянством колоссальная. Когда читаешь романы XIX-го века, или смотришь фильмы, снятые по этим романам, обращаешь внимание, с каким пафосом произносится фраза: "Позвольте, сударь! Я ПОТОМСТВЕННЫЙ ДВОРЯНИН!!"

+0
ответить

Random➦finnn12.02.25 22:00

«Пилою моя мамочка была, и бабушка была пилою…»

+0
ответить

Лев_56➦finnn12.02.25 23:45

Ну да, ну да, сословное общество, оно - та-а-акое...
Гордится ЛИЧНЫМ дворянством - это, как по мне, нормально: значит, что-то из себя представляешь!
Дворянин потомственный - значит, что-то из себя представлял какой-то твой предок; а насчёт тебя самого - ещё вопрос...

+0
ответить

rodkom12.02.25 10:25

А у Галанина есть песня, состоящая из одних глаголов: https://pikabu.ru/story/mechtal_uvidel_ustremilsya_avtor_sergey_galanin_6064359

+0
ответить

grayyr12.02.25 08:14

Спасибо за историю. Очень интересно и познавательно. Богатая у него оказывается биография была. Даже возникло желание получше историю его жизни узнать. В серии ЖЗЛ, наверное, что-нибудь выходило.

P.S. И что самое удивительное, даже комментарии к статье, в целом, порадовали - новое для себя узнал :)

+2
ответить

Жека 7712.02.25 04:34

Хорошо писал, Афанасий. Жаль сейчас таких не делают.

+0
ответить

НМ ★★12.02.25 03:32

Милая деталь насчет Фета из Википедии: "Много занимался хозяйственными вопросами, систематически объезжал свои владения на запряжённом в небольшую повозку осле по кличке Некрасов".

+8
ответить

rodkom➦НМ12.02.25 10:30

Точно, даже фото сохранилось

+3
ответить

AntiDuck12.02.25 02:12

Огромное спасибо, знать не знал, ведать не ведал, что фраза - часть стихотворения, а то - часть судьбы, и всё это одинаково чуднОе.

+0
ответить

lohhersonskii11.02.25 20:38

Эта история - бриллиант. Автору низкий поклон

+8
ответить

Vovanavsegda ★★11.02.25 19:33

По поводу комментов:
Это что бля за поэтический вечер? Ведь нормальные же циники были.

+2
ответить

finnn ➦Vovanavsegda11.02.25 19:44

Что сделаешь, Вы, братец, не поэт.
А комментаторы здесь все поэты.
Поэтому управы на них нет.
И удержу, как видите Вы, нету!

+5
ответить

ЛАНКА ➦Vovanavsegda11.02.25 19:46

Фи, Владимир. Одна интеллеГХенцыя (я впереди всей планеты! Полная дубина в истории) осталась и Пушкин ибн Хопца.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Vovanavsegda11.02.25 22:41

Можно быть циником в одном и поэтом в другом. Я люблю слагать вирши и тут же их распевать во все горло, несясь сквозь безлюдные леса на электровелике искупаться в проруби. Голосовые связки, как и любые мускулы, требуют физических упражнений, желательно на свежем воздухе - таков мой циничный взгляд на это. Душа поет, скучно перепевать сто раз что-то чужое - вот мой взгляд поэтический.

+-1
ответить

Random➦Некто Леша12.02.25 22:05

Не понял. А борщ где?

+0
ответить

Pierre Valenkoff11.02.25 19:17

Тихая поэзия

В поэзии сегодня как-то рыхло.
Бубенчиков полно - набата нет.
Трибунная поэзия притихла,
а "тихая" криклива: "С нами Фет!"

Без спросу превращая Фета в фетиш,
бубенчики бренчат с прогнивших дуг:
"Эстрада, ты за все еще ответишь.
Ты горлопанством унижаешь дух".

Дух, значит, шепот, робкое дыханье,
и все? А где набат - народный глас?
За смирными чистюлями-стихами
не трусость ли скрывается подчас?

Идет игра в свободу от эпохи, но,
прячась от сегодня во вчера,
помещичьи лирические вздохи
скрывают суть холопского нутра.

Мне дорог Фет, хоть есть поэты лучше,
но, как на расплодившихся котят,
с тоскою натыкаюсь я на кучи
мурлыкающих сереньких фетят.

Все это лжевозвышенное фетство,
мурлыканье с расчетом на века -
от крыс и от сраженья с ними бегство
в тот уголок, где блюдце молока.

Не рождена эстрадною франтихой
поэзия, но нет в борьбе стыда.
Поэзия, будь громкой или тихой -
не будь тихоней лживой никогда!

Евгений Евтушенко
1971
http://ev-evt.net/stihi/t/tiho.php

Брысь...

"Мне дорог Фет, хоть есть поэты лучше, но, как на расплодившихся котят, с тоскою натыкаюсь я на кучи мурлыкающих сереньких фетят". Евгений Евтушенко

Я против тех, кто фетишизмит Фета,
Кто с Фетом прет, как трактор на буфет,
Ведь Фет — не шоколадная конфета
И даже не Геннадий Логофет.

Частенько у поэзии излучин
Мне уступать дорогу не хотят
Писклявые воинственные кучи
Из свеженародившихся фетят.

И вот, пока другие бьют баклуши,
Туда-сюда без толку мельтешат,
Таких фетят неумолимо глушит
Ватага деловитых евтушат.

Александр Матюшкин-Герке
https://www.inpearls.ru/author/66204

+8
ответить

Голос Арнора11.02.25 19:13

И ксенокаин и слёзы
И заря заря

+0
ответить

Random➦Голос Арнора11.02.25 19:58

Ксенокаин это кокаин пришельцев, вставляет всеми тентаклями?

+2
ответить

Голос Арнора➦Random12.02.25 09:09

Ето видать так кличуть новокаин в израиловке хде линоргоралик живёть.
Ето еёйная переделка впрочем весь стих аригинальный ето пад канец она фёта захуярила.

+0
ответить

skeptik_zanuda11.02.25 19:09

Интересно - с каким звуком скрипит сердце?

+3
ответить

finnn ➦skeptik_zanuda11.02.25 19:45

С каким зануда пишут комментарии!

+1
ответить

skeptik_zanuda➦finnn12.02.25 11:09

Или "занудЫ" или "пишЕт" ... вот :)))

+4
ответить

Некто Леша ★★★★★11.02.25 19:05

Какая высь! И ширь! И даль!
Вот только Фету нет подобных
И это жаль.
Ведь сердце, если счастливо и вольно
Оно на 100 процентов безглагольно!

Я к тому, что без глаголов легко, гений не в этом :)

+2
ответить

Миндербиндер➦Некто Леша11.02.25 21:18

Слово "нет" выделяют как особую неизменяемую форму глагола, она используется в безличных предложениях как сказуемое (предикатив), и антонимом к "нет" будет не "да", а "есть".

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Миндербиндер11.02.25 22:29

То есть "нет" это глагол?! Ни склонений, ни спряжений, ни призывов к действию, ни описаний действия, ни времени действия - из признаков глагола вообще ничего нет! Я думаю, если человек выучился в специалиста по глаголам, они ему будут мерещиться всюду. Нет глагола - нет повода для научной статьи.

+0
ответить

Random➦Некто Леша12.02.25 18:20

«Свою судьбу хуйня и бля…» ©

+0
ответить

Random11.02.25 18:34

Удивительно, но парочку из стихов Фета я помню спустя лет 30 после их прочтения.

Но, не отвлекаясь на безусловную ценность истории (с дрожью проверил — нет, не копипаста), хочу дополнить про «уланский полк». Они дожили до не особо давних дней и отражены в прекрасном марше уланских полков, в той же Польше, например: https://www.youtube.com/watch?v=SPnK7NVGm0c

+1
ответить

finnn ➦Random11.02.25 19:49

"Уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами, - все побывали тут!"

+1
ответить

Random➦finnn11.02.25 19:53

«Е́дет у́лан, дупа в хмурах, то есть полк уланский Ду́рах!»

+0
ответить

комментатор 11.02.25 17:57

Тонкий, с налетом мистицизма, лирик Афанасий Афанасиевич Фет лично порол своих крепостных. Истинно русская душа.

+4
ответить

finnn ➦комментатор11.02.25 18:01

Фет приобрёл Степановку в 1860 году. В 1861-м крепостное право отменили. Недолго он их порол :)

+6
ответить

Stepler➦комментатор11.02.25 19:51

Семейное предание? Или потомственное желание обгадить...

+1
ответить

комментатор ➦Stepler12.02.25 00:30

Читал в книге "А. А. Фет в воспоминаниях современников". Кто именно из современников это писал, конечно, не помню.
У меня было много книг из этой серии. Очень полезные книги, между прочим. Наглядно показывают, что в повседневной жизни от выдающимихся людей нужно держаться подальше. А к их творчеству поближе. Даже лень повторять историю о "Я помню чудное мгновенье" и письме Соболевскому, написанным в одно и то же время.

+3
ответить

AntuanDE11.02.25 17:35

Венчаться с уже бывшей замужем, которая изменила мужу и убежала с другим?
Как то не по православному совсем, не по христиански.

+0
ответить

SV➦AntuanDE11.02.25 20:07

Ну, замужем она была не по православному канону, такшта нещитово ))

+1
ответить

edvins11.02.25 17:11

— Сара, гурия Пророка,
Солнце дней, источник сил,
Сара, утро недалёко, —
И проснётся Азраиль…

+1
ответить

finnn ➦edvins11.02.25 17:40

Проснётся же :)

+1
ответить

НМ ★★11.02.25 17:02

"показатели губернии формирует, по сути одно хозяйство, под руководством видного агрария Фета"

Губернатор в те годы НЕ ОТВЕЧАЛ за урожайность зерновых и надои в губернии :-)))
Да и царю это все было пофиг :-)

А вот то, что царь знал о проблеме с дворянстом мужа сестры лейб-медика С.П. Боткина - это на 100%...

+7
ответить

finnn ➦НМ11.02.25 17:21

Самодержавный государь, хозяин Земли русской, был в ответе за всё. Ежегодно в каждую губернию направлялся ответственный сотрудник Генштаба, с целью обследования ея и составления подробного доклада о состоянии дорог, учреждений, ремёсел, транспорта, сельского хозяйства и торговли. Это делалось с целью подготовки мобилизационных планов: надо было точно знать, на какие ресурсы можно рассчитывать в случае войны. Известна история о том, как один из губернаторов в своей докладной записке указал на низкий уровень образования простого народа в его губернии. Александр III-й начертал резолюцию: "И слава Богу!" Так что совсем не всё по фиг!

+3
ответить

НМ ★★➦finnn11.02.25 17:26

Ну, не знаю ни одного дореволюционного губернатора, снятого из за "низких надоев" :-).

+5
ответить

finnn ➦НМ11.02.25 17:39

Зачем же так прямолинейно - "снять!" У Государя было достаточно способов намекнуть чиновнику, что ему пора на воды - подагру лечить...

+0
ответить

Soma➦НМ11.02.25 17:47

Немного не понял - а причем тут Боткин?

Он на тот момент был только год как в 6 ранге по табелю, из купеческого рода. Потомственными дворянами Боткины стали только с 1914, начиная с Сергея Дмитриевича

т.ч. чисто хронологически Фету не могли вернуть род из-за родства с купцом

+0
ответить

НМ ★★➦Soma11.02.25 18:48

Вы "немного запутались" в Сергеях Боткиных, перепутали дядю с племянником.
Сергей ПЕТРОВИЧ Боткин (сын Петра Кононовича, чаеторговца, и брат коллекционера Дмитрия Петровича, отца Сергея ДМИТРИЕВИЧА, милого Вашему сердцу) - лейб-медик ("личный врач царя") вроде как бы с 1872 года, тайный советник с 1875 года ("не каждый министр, особенно в начале своего пребывания в должности, имел этот чин"), чин этот на 100% давал право на личное дворянство.
Просто Боткин, как человек, видевшей царя практически ежедневно, вполне мог замолвить словечко Александру о проблеме родственника (который при этом еще был и хорошо известным поэтом).

+1
ответить

kamakama ➦finnn11.02.25 21:42

Александр III-й начертал резолюцию: "И слава Богу!"

Как, а потом награждал Илью Николаевича Ульянова орденами и потомственным дворянством за деятельность в области народно образования? Не сходится

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%92%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%B7_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0

+0
ответить

v450 ➦НМ12.02.25 01:10

Вы тут слегка путаете - личное дворянство вообще почти не дворянство. Изначально его студенты и кадеты получали, потом "планку приподняли", для шпаков. Если не ошибаюсь - до уровня профессора, а может и доцента. Для военных так и осталось - первое офицерское звание. Ну и для гражданских чиновников - что-то там вроде коллежского асессора.
Носители личного дворянства в губернские книги дворянских родов не вписывались.
Другое дело - потомственное дворянство. Там все значительно круче. Насчет Боткина не скажу, но вот Илья Николаевич Ульянов получил потомственное дворянство став... губернским директором народных училищ. Это не госслужба, а как бы сказали сейчас - муниципальная. Тем не менее, классные чины присваивались. На должности директора он дослужился до действительного статского советника, это 4 класс и право на потомственное дворянство ему, жене и детям, родившимся после присвоения чина (дворянского статуса), т.е. только Маняше.
А потом он получил очередной орден, он ваше не был обделен орденами, и уже все дети получили право на потомственное дворянство. И Ильич? И Ильич.

+4
ответить

НМ ★★➦v45012.02.25 05:27

Эээ...
И что же я путаю?
Что потомственное дворянство круче, чем личное?
Согласен, даже для бездетного Фета это так.
Или Вы хотите сказать, что присвоенный лейб-медику С.П. Боткину чин тайного советника (III класс, соответствовал генерал-лейтенанту в армии) не давал ему прав на потомственное дворянство?

+0
ответить

v450 ➦НМ12.02.25 05:33

Вы написали - личное. Перечитайте.

+0
ответить

v450 ➦НМ12.02.25 05:42

Кстати, странно, что он до 3-го класса не имел пототиственного дворянства. Уже присвоение 4 класса почти автоматически давало право на потомственное дворянство. А были еще ордена, которые еще более снижали классный ценз.
Ну и на закуску - чины могли присваиваться и правительством, а вот дворянский статус - исключительно государем-императором, для которого закон не писан. Уж мог бы порадеть родному человечку.

+0
ответить

Soma➦НМ12.02.25 10:13

с чем я запутался, можете пояснить вашу мысль? Вы знакомы с табелем о рангах?
Лейб-медик в табеле о рангах соответствовал 6 классу. Тайный советник уже 3 класс (примерно "генерал-лейтенант")

Чины были в управлении Герольдмейстерской конторы Сената, первые 4 класса публиковались
министр - 2 класс, зам министра (называлось товарищ министра и директор департамента) - 3 класс, губер - 4 класс, зам губера 5 класс, начальник отделения 6 класс.

===============
Итого: С.П.Боткин к 1872 находясь в статусе лейб-медика (к слову, не первого лейб-медика, а просто лейб-медика - таковых было много) имел жалкий 6 класс, примерно как помощник заместителя губера. Вот к 1875 он действительно стал чуть выше класса губера - только машины времени у него не было...

Думаю вас ввел в заблуждение громкий титул "лейб-медика". Он хоть (в числе еще десятка лейб-медиков) и контачил на уровне консультанта с императором, но все равно оставался СЛУГОЙ. Ответственности много, прав только никаких

Вторая ваша ошибка - класс не связан с дворянством. С.П.Боткин принадлежал к купеческому сословию, он мечтал учиться на математика, но из-за указа Николая 1 1850г недворянам разрешался ТОЛЬКО медицинский факультет, где он и обучался.

Первым потомственным дворянином в их роду стал только Сергей Дмитриевич.
Проверяется элементарно - гляньте род Боткиных. Они были посадскими, в Москву (Конон Боткин) переехали в 1791, в 1800 стали купцами (текстиль). Сын С.П.Боткина (Евгений) тоже был лейб-медиком, у Николая II

Но дворянский род Боткиных начался всего в 1914, с дипломата Сергея Дмитриевича Боткина. Даже укажу, когда именно - 18.07.1914 личное дворянство при назначении министром-резидентом в Гессен-Дармштадте, как раз перед войной. Потомственное дворянство 14.04.1916

+-1
ответить

Soma➦v45012.02.25 10:25

На самом деле это довольно логично. 4 класс был базовым порогом получения дворянства только если и отец уже имел личное дворянство - это было во власти Сената, фактически сводилось к бюрократической процедуре. Собственно личное "дворянство за выслугу" - это все та же бюрократическая процедура, она не вела к появлению дворянского рода.
Отдельная история, если два подряд представителя рода получали чин 3 или выше - тут Сенат уже сам вносил представление императору

"Перескочить" это условие и сразу получить потомственное дворянство было возможно, но исключительно по инициативе императора. Почему в отношении Боткина такой инициативы не было... Видимо отношение императора к Боткину было не таким уж и близким

+-1
ответить

v450 ➦Soma12.02.25 10:45

Не так. 4 класс был безусловным порогом. А условным был 6, первый обер-офицерский чин, майор. Здесь как раз и были установлены критерии. И очень жёсткие. Личная выслуга, также выслуга отца и деда не менее 20 лет на каждого.
Выход в отставку последних в обер-офицерских чинах. Причем присвоение майора по выходу не считово, только с соответствующий должности.
Но и здесь были читерские ходы. Два или три ордена снижали порог. Один я помню - св. Владимира. Других не помню.
А насчёт Боткина - сам удивлен. Отец Ленина, так-то мелкий провинциальный чиновник, правда добросовестный, уважаемый, и популярный, получил потомственное дворянства, сообщив его жене и младшей дочери, 4 классом. Потом еще получил орден, и все остальные дети стали потомственными.

Я сам носитель громкого титула - внук сына дворянина :)))
Не правнук, а именно внук сына. Что это такое - ХЗ.
Аристократов - на фонарь!

+0
ответить

finnn ➦kamakama12.02.25 10:46

Противоречия тут нет. Государь был против распространения образования среди низшего класса, крестьян. Для прочих сословий хорошее образование, напротив, приветствовалось!

+1
ответить

Soma➦v45012.02.25 12:23

У отца Ленина история вообще мутная. Там есть один момент, противоречащий реальности. Он в 1850-1854 учился на физико-математическом факультете Казанского университета, а потом еще и дисер. Только вот такое обучение было невозможно как раз из-за указа Николая I. Он мог учиться на немедицинском факультете только если был дворянином

Если детальнее - с 1827 ему формально был потолок одноклассное приходское училище, даже если бы стал купцом - трёхклассные городские училища.
У университет мог бы поступить только после гимназии - но для этого надо быть дворянином, чиновником или привилегированным купцом. С 1935 под влиянием революций устав еще больше ужесточился, ВУЗы полностью утратили автономность под надзором Уварова

Причина логична - студент ВУЗа (даже если уходил) получал 12 классный чин, выпускник 10, магистр 9, доктор 8. Поэтому в 1850 сменивший Уварова Платон Ширинский-Шихматов завинтил гайки так, что никакой "сын портного" на пушечный выстрел бы к гимназии не подошел, а потом и к университету. Как он мог потом получить должность директора народных училищ (5 класс, примерно как зам губернатора по вопросам образования) - снова загадка

Не скажу, что я сторонник конспирологии о "Бланке", но в биографии "Ульянина, сменившего фамилию на Ульянова" действительно много темных пятен, полностью противоречащих и фактам и простой логике. Отдельный момент - Ульянов получил не потомственное дворянство, а личное (повторюсь - директор народных училищ это 5 класс, а не 4). А вот как это переросло в потомственное - тут в общем еще одна загадка, процедуры включения не было.

=============
По дворянству - нужно год смотреть. До 1845 вероятность получения потомственного дворянства была уже с 8 ранга (Указ 11 июня 1845), хотя и с многими оговорками. С 1865 с 9 класса появилась возможность на личное. На потомственное - с 6 класса для военных и с 4 для гражданских.

Тут добавлю - автоматически все же не давалось, просто бюрократия для военных и гражданских была разная. Требовалось обращение к императору с ходатайством, потом формулярный список о службе (тут и действовали уже смягчающие вроде орденов)

==========================

"внук сына дворянина"

Такие формулировки были достаточно регулярны. Получение потомственного дворянства процесс очень медленный, на несколько лет (потому то и я отвергаю версию HM про лейб-медика, когда за год быстро все сделали)

Обычно затягивание шло на сборе метрики и формулярном списке. За время их подготовки часто рождались дети, которых заявитель ходатайства не включал в первоначальный список рода. Тогда уже после получения дворянства писалось второе прошение.

Этот пример хорошо описан на примере рода Флоринских. Прошение 1857 г, включение детей 1863. Сбор документов по детям, роившихся за время оформления - 1872г. В итоге полное включение растянулось на 4 колена )))
ну, а до включения они и числились "сыновьями дворянина", "сыновьями детей дворянина", и т.п.

+-1
ответить

finnn ➦Soma12.02.25 13:16

Как не поверить малоправдоподобной, но занимательной байке, что Илья Николаевич согласился жениться на фрейлине двора, беременной от цесаревича, прикрыв позор. И, следовательно, воспитывал он потом сына Государя, названного в честь настоящего отца!

+0
ответить

НМ ★★➦Soma12.02.25 20:42

Стоп - титул тайного советника (полученный Боткиным в 1875 году) все же давал право на потомственное дворянство (не "личное", прошу прощения, это я, безусловно, спутался, приношу извинения v450) - личное С.П. Боткин получил явно раньше)?
Ясно, что давал. Или у Вас сомнения в этом?
"Главными и самыми близкими к императору являлись: лейб-медик Иван Васильевич Енохин (с 1837 по 1855 г.), лейб-медик консультант Николай Федорович Здекауер (с начала 1860-х гг. до середины 1870-х гг.) и лейб-медик Сергей Петрович Боткин (с середины 1870-х гг. до конца 1880-х гг.)." - с сайта Военно-медицинской (тогда - Императорской Военно-хирургической) академии, чьим почетным членом был сам Александр II.
Кстати, сын С.П. Боткина в 1907 году, Петр Сергеевич, в 1907 году, т.е. за 7 лет до пресловутого 1914 года, который Вы - по неизвестной мне причине - считаете годом "начала дворянства" Боткиных, стал КАМЕРГЕРОМ при дворе Николая II. Он, простите, в качестве "купца" служил камергером при дворе? :-) А в 1908 году он стал действительным статским советником, что опять таки уже давало право на потомственное дворянство - но П.С. Боткин явно получил дворянство от отца! Я понимаю, братьев Боткиных почти дюжина, не грех и запутаться, но уже можно было бы разобраться и более не спорить о 1914 годе :-). Потомственное дворянство С.П. Боткина (с 1875 г.) относилось лишь к его детям, а не к детям ЕГО БРАТА :-).

+0
ответить

НМ ★★➦НМ12.02.25 22:12

"Согласно указу Николая I от 23 июня (5 июля) 1836 года, званием камергера могли быть пожалованы чиновники не ниже статского советника[9]. 11 (23) июля 1850 года было объявлено высочайшее повеление о том, что «Его Величеству не благоугодно впредь жаловать в звание каммергеров чиновников ниже действительного статского советника»[10]. Однако после смерти Николая I это повеление перестало быть правовой нормой. Так, Александр II в первые же годы своего правления пожаловал звание камергера ряду статских советников: А. А. Кейзерлингу (1856)[11], А. А. Абазе (1859)[12] и некоторым другим. В дальнейшем был фактически отменён и указ Николая I от 23 июня (5 июля) 1836 года, предписывающий представлять к званию камергера чиновников не ниже статского советника (5-й класс табели о рангах): среди пожалованных этим званием были даже коллежский секретарь (10-й класс табели) и дворяне, не имеющие чина[13].
Про камергеров-купцов - ничего не сказано...

+0
ответить

Soma➦НМ13.02.25 11:06

хорошо, что разговор возвращается в фактическую плоскость, теперь модно вернуться и фактам и исследовательским материалам

Если вас реально интересует этот вопрос, рекомендую почитать
https://roerich.spb.ru/doc/ibch/IBCH-2.pdf
Как видите, даже личное дворянство не подтверждалось ни у Сергея, ни у его сына Евгения (это к вопросу о "достоверности" википедий, которые без каких то источников назвали Евгения дворянином)

И ниже даже есть пояснение (стр 139):
"По чину и наградам он имел полное право получить это звание, подав прошение в департамент герольдии. Эти документы не найдены. Без инициативы просителя, автоматически, статус дворянина не предоставлялся..."
Там же есть и некоторые дополнительные условия. Но все они только давали право, а вовсе не автоматически делали дворянином

Еще ниже указано положение вещей на 1870 год (почетный гражданин, а не дворянин) и на 12 декабря 1888 (крещение внука). Там есть чины, но нет указания дворянства. Я потому отдельно и писал про "сын сына дворянина" - тут же явно не тот случай, дворянства нет ни личного, ни потомственного, даже за год до смерти

Да, титул тайного советника (только не 1875, а 1877года) Боткина давал ему право начать процедуру получения личного дворянства и последующей подачи прошения на принятия его родных в потомственное дворянство. Тут все верно, только не ясно, как это могло повлиять на возвращение Фету дворянства в 1873

А вот почему Боткин не стал подавать прошение и решил отказаться от возможности стать дворянином - тут как раз все прозрачно. Представьте себе картину - один из младших детей в семье и его потомки дворяне. Другие многочисленные братья и сестры (всего 11 из 14 выжило), при всем их большом достатке - "пыль под ногами". Оно ему надо было?

+0
ответить

НМ ★★➦Soma14.02.25 05:54

Спасибо за развернутый ответ. Но все-таки, смотрите, Петр Сергеевич Боткин (автор любопытнейших воспоминаний, где и Фет упоминается) "пожалован в камергеры" в 1907 году.
Являлся ли он купцом на тот момент или дворянином?
Похоже, что был уже дворянином, т.к. купца-камергера я представить себе не могу.
Есть вариант получения личного дворянства, но в 1908 году он уже становится действительным статским советником (имеет право на потомственное дворянство). Что, он тоже от него отказывается?
Е.С. Боткин получает тот же чин в 1910 году -тоже отказывается от дворянства?

"Тут все верно, только не ясно, как это могло повлиять на возвращение Фету дворянства в 1873" - Дворянство (или недворянство) Боткина на это НИКАК повлиять не могло. МОГЛА повлиять на это возможность частого общения С.П. Боткина с Александром II (они встречались как минимум 3 раза в неделю по утрам), причем император очень уважал своего лейб-медика и прислушивался к его мнению не только в отношении медицинских вопросов.

+0
ответить

Soma➦НМ14.02.25 11:39

С 1809г камергер только придворный "бутафорский" чин, там может оказаться и купеческое сословие и мещанин

Строго говоря, Петр и внес в сословную систему придворных, расположив их наравне с гражданскими, ниже военных. Классические пример - гофмейстер над пажами это жалкий 14 (низший) чин. Даже самый высший дворовый чин (Обер-гофмаршал) это только 2 класс (для сравнения - Действительный тайный советник 1-го класса - это 1 класс)

Возвращаясь к камергеру (и его младшей версии камер-юнкера), надо глянуть 1809г, указ от 3 апреля. В этой должности ОБЯЗАНЫ выбрать гражданскую или военную службу, или покинуть должность. т.е. тут плевать дворянин ли ты, эта должность совмещенная с каким то из видов служб. После чего смысл камергера потерялся, став "почетным"

Требования по присвоению этого "юбилейного титула" есть в указе Николая I 1936г - жалуются чиновники не ниже статского советника. т.е. про дворянство ни слова, только наличие минимального чина

Насчет "тоже от него отказывается" - повторюсь. Ему не нужно было отказываться от получения, ему просто не нужно было подавать прошение о получении. т.ч. если он не хотел сам, то никаких проблем не было, скорее наоборот - никакого геморроя при оформлении.
И вот понимание характера Боткина многое проясняет - он сам не видел в таком потребности, так зачем ему пытаться использовать "блат"? Он всего сам добился, да и Фет был трудягой. Мараться в каких то интригах само по себе не хорошо. Ттем более, что и блата то нет - даже хороший слуга все равно слуга

==================================
PS А вот почему Фету вернули (подчеркну - не дали, что в полномочиях императора, а именно вернули) дворянство, восстановив родовую линию - вопрос отдельного анализа.
Тут автор несколько искажает суть проблемы - дело не в "преждевременных родах", а в признании брачного статуса. Брак был религиозным понятием, и это действие обретало юридическую силу. Номинально даже император не мог повлиять на возвращение дворянства, мог только "начать с нуля". т.ч. тут надо искать причины скорее в течениях экуменистов. Тогда действительно линия может "восстановиться"

Тут заранее утверждать ничего не буду, но делаю ставку на влияние Вильяма Пальмера на российского наследника при его посещении Оксфорда в 1837 - ну и конечно же на Обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова

+0
ответить

НМ ★★➦Soma14.02.25 19:01

"С 1809г камергер только придворный "бутафорский" чин, там может оказаться и купеческое сословие и мещанин" - не факт, что "может оказаться", мне не удалось найти ни одного камергера-купца (не говоря про мещан).
Если у Вас есть такие факты - плиз, поделитесь.
На всякий случай - скопирую еще раз свой позавчерашний текст:
"Согласно указу Николая I от 23 июня (5 июля) 1836 года, званием камергера могли быть пожалованы чиновники не ниже статского советника[9]. 11 (23) июля 1850 года было объявлено высочайшее повеление о том, что «Его Величеству не благоугодно впредь жаловать в звание каммергеров чиновников ниже действительного статского советника»[10]. Однако после смерти Николая I это повеление перестало быть правовой нормой. Так, Александр II в первые же годы своего правления пожаловал звание камергера ряду статских советников: А. А. Кейзерлингу (1856)[11], А. А. Абазе (1859)[12] и некоторым другим. В дальнейшем был фактически отменён и указ Николая I от 23 июня (5 июля) 1836 года, предписывающий представлять к званию камергера чиновников не ниже статского советника (5-й класс табели о рангах): среди пожалованных этим званием были даже коллежский секретарь (10-й класс табели) и дворяне, не имеющие чина[13].
Про камергеров-купцов - ничего не сказано"

+0
ответить

Soma➦НМ17.02.25 09:45

купеческое сословие не значит, что будет купцом "работать". Тем более, что это уже стало не родом деятельности и даже не придворным чином, а почетным званием

Хотя, если вам интересны примеры недворян-камергеров в тот период, когда это было еще родом деятельности, то с момента введения должности Петром первое на ум приходит сразу сын виноторговца Виллим Иванович Монс, брат Анны Монс

+0
ответить

Rarebeast11.02.25 16:03

"Скрипя сердцем"... Зубами он скрипел, бедняга, зубами! Когда такое читал...

+6
ответить

Lepan ➦Rarebeast11.02.25 17:36

Вы через чур предирчивы.

+2
ответить

Brosh➦Lepan12.02.25 13:18

ROFL = Rolling On The Floor Laughing.

+0
ответить

Plato11.02.25 15:53

А зачем ему это потомственное дворянство, и если уж так нужно есть способы проще и дешевле чем дослуживаться до полковника, а если еще война, убить же могут?
Метрическую книгу, например, подправить, якобы случайная описка, пьяный дьячок не тот год вписал, за небольшую мзду вполне можно исправить и будет законным наследником, это даже важнее пустого дворянства.

+0
ответить

kamakama ➦Plato11.02.25 16:07

Принадлежность к правящему классу же, очевидно. Хороший понт дороже денег. Ну и связи - доступ в клуб рукопожатых тогда стоил дорого. И потом - он хотел потомственное дворянство, для детей своих то есть. Личное он получил давно

+0
ответить

НМ ★★➦kamakama11.02.25 16:40

"хотел потомственное дворянство, для детей своих то есть".
Детей вот только не было у него.
Но потомственное, разумеется, круче, чем личное.

+1
ответить

НМ ★★11.02.25 15:50

"Внеплановая проверка в приходской церкви, которая фиксировала все события в жизни дворян Шеншиных, выявила чудовищный подлог: оказывается, отрок Афанасий появился на свет в результате преждевременных родов, то есть раньше, чем его родители сочетались православным браком".
Шеншин с Фёт поженились еще в Германии, но в лютеранской церкви. Это им казалось "достаточным основанием" для начала половых отношений, приведших к рождению сына. Но у РПЦ было, как выяснилось, иное мнение на этот счет. Биографы Фета винят в потере дворянства в основном Шеншина-старшего, человека богатого, но "своеобычного", который пустил дело о дворянстве сына Афанасия "на самотек", своевременно не "занеся" кому надо чего надо.
"Купчиха с капиталом", на которой Фет женился, была, вообще-то, сестрой известного литературного критика В.П. Боткина (друга Тургенева, общавшегося с Белинским, Герценом, с Бакуниным, и даже с Марксом) и лейб-медика С.П. Боткина - но при этом, разумеется, и дочерью богатого купца первой гильдии чаеторговца П.К. Боткина, "поставщика двора Его Императорского Величества", имевшего отделения своей фирмы в Лондоне и в Шанхае.
Имение свое Фет купил и развивал на приданое супруги, отрицать это не приходится. Причем занимался он хозяйственными делами, в основном, чтобы отвлечься от депрессии, в которой он находился из-за своего неопределенного "гражданского состояния". Фет был близко знаком со Львом Толстым, который однажды написал ему по поводу очередных перестроек Фета в своей усадьбе: "Стройте подольше, дорогой Фет! Иначе опять может напасть на Вас хандра!"

+2
ответить

finnn ➦НМ11.02.25 15:55

Всё так и было. Хочу ещё заметить, что Шеншин-старший вообще должен был получить хорошего леща от РПЦ, - православному человеку запрещено участвовать в религиозных обрядах в храмах других конфессий, а вечание именно оно и есть. Но от епитимьи он как-то отмазался, судя по всему.

+0
ответить

Ellick 11.02.25 15:38

А чего единственное то ???
А «Ночь, улица, фонарь, аптека» ?

+0
ответить

finnn ➦Ellick11.02.25 15:40

Это одна строка. Дальше пошли с глаголами.

+2
ответить

Миндербиндер➦Ellick11.02.25 16:01

Да ваще полно таких!

Москва, как много в этом звуке

Унылая пора, очей очарование

Белая береза под моим окном

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!


Главное дальше не читать, а то глаголы появятся.

+7
ответить

Миндербиндер11.02.25 15:37

>> единственное стихотворение на русском языке, в котором нет ни одного глагола.


Оно даже у Фета не единственное, не говоря уже о всём русском языке.

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят, —
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

+5
ответить

finnn ➦Миндербиндер11.02.25 15:39

Ну, это уже не самостоятельное произведение, явная пародия!

+2
ответить

Миндербиндер➦finnn11.02.25 15:42

Да, это и есть пародия, а не Фет. Но глаголов то нет. А вот Фет, такое же известное стихотворение, а может даже и поизвестней

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

+8
ответить

finnn ➦Миндербиндер11.02.25 15:52

Про чудную картину я знал, конечно, и хотел было написать "автор двух произведений", но получалось не так эпично. Один или два - не такая уж большая разница :)

+1
ответить

Миндербиндер➦finnn11.02.25 15:53

Ну так то да, согласен 📝

+1
ответить

НМ ★★➦Миндербиндер11.02.25 16:14

Протестую! :-)
Глагола здесь нет, но он подразумевается:
"Как ты мне родна" = "Как ты мне есть родна" :-)

+1
ответить

Миндербиндер➦НМ11.02.25 16:23

Не, ну так можно много наподразумевать

(слышу) шёпот..

(слышу) трели соловья

+2
ответить

НМ ★★➦Миндербиндер11.02.25 16:35

"Слышу", "доносятся", "раздаются", и т.п. - поэтическая неопределенность ("недоговоренность").
А "Как ты мне родна" - "законно" опущенный (в хорошем смысле этого слова!) глагол to be есть, по всем правилам современного русского языка. В старославянском глагол "еси" обязательно бы тут стоял.

+-2
ответить

SV➦Миндербиндер11.02.25 20:22

Блестящий - отглагольное прилагательное.
Хоть и с натяжкой, но всё же...

+0
ответить

kamakama 11.02.25 15:24

Был бы дворянином - кончил жизнь как Пушкин или Лермонтов. Нет дворянства - нет проблемы

+4
ответить

НМ ★★➦kamakama11.02.25 16:37

Он вроде бы и кончил жизнь дворянином?
В 72 года, от сердечного приступа...

+2
ответить

kamakama ➦НМ11.02.25 16:42

Сарказм это. Наиболее горячие и молодые годы он провел без понтов с "защитой чести", которые сгубили множество народу. Он мог с чистой совестью пропускать мимо ушей любые вещи, которые приводили к дуэлям и наоборот, сочинять что-либо без особой опаски быть вызванным на дуэль

+4
ответить

MasterIvanov ★★➦kamakama11.02.25 18:43

Он уже жил немного в другую эпоху - дуэльный дух уже деградировал от «Выстрела» до «Поединка»

+2
ответить

НМ ★★➦kamakama11.02.25 19:22

В России под конец XIX века было больше миллиона дворян - и 10-20 дуэлей в год.
"Согласно отчетам Министерства внутренних дел, в России за период с 1894 г. по 1910 г. было зафиксировано 322 дуэли, из которых более 250 состоялись на основании решений Судов офицерской чести. Из них 315 дуэлей прошли на пистолетах, 7 - на холодном оружии. Гибелью или тяжелыми ранениями дуэлянтов окончились 30 дуэлей", т.е. погибало в среднем 2 человека в год.
Подозреваю, что крестьян в кулачных боях "стенка на стенку" погибало тогда на 2-3 порядка больше.

+4
ответить

kamakama ➦НМ11.02.25 20:13

Под конец 19 века- это когда он умер от старости? Он родился в 1820 году, стало быть, 30 лет ему было в 1850, в армии служил до 36 лет. В его 7 лет убили Пушкина, в 11 - Лермонтова.

И потом, не надо забывать, что дуэли были формально запрещены и в отчет МВД попали только те, о которых стало известно. Собственно, за первую дуэль Лермонтова осудили и помиловали, всего лишь отправив на Кавказ в действующую армию. А по закону его, как военнослужащего, ждало лишение правосостояния и дворянства + заключение в крепости. С такими законами неудивительно, что это маскировали как могли

+1
ответить

kamakama ➦MasterIvanov11.02.25 20:15

Деградировал или нет - большой вопрос. Иначе нахрена выпускать дуэльный кодекс в 1912 году?

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81

+1
ответить

НМ ★★➦kamakama11.02.25 21:31

Что-то с арифметикой у Вас сегодня...
1837 - 1820 = 17 лет, не 7 лет.

+0
ответить

kamakama ➦НМ11.02.25 21:43

Да, ошибся. Тем более, в его 17 и 21 год люди стрелялись и это не чем-то необычным

+1
ответить

MasterIvanov ★★➦kamakama12.02.25 09:42

Александр Третий разрешил дуэли и государство сразу стало это формализовывать. При развитии капиталистических отношений, падения престижа церкви и отмирании феодальной сословности Александр пытался, в том числе, и через дуэль, сохранить элитарность дворянской части общества.

+1
ответить

Ost11.02.25 15:20

Дочитал до скрипа сердцем... Дальше читать?

+0
ответить

finnn ➦Ost11.02.25 15:24

У кого что есть, тот тем и скрипит!

+5
ответить

Ost➦finnn11.02.25 16:17

Дочитал. Но жанр этот, жзл, совсем не нравится.

+-1
ответить

Ost➦finnn11.02.25 16:54

Похоже на деградацию клапанов. На УЗИ с озвучкой действительно слегка напоминает скрип. Очень опасно.

+0
ответить

Palustrus11.02.25 14:45

Кто-то из классиков ему сказал: "У Вас было имя, а теперь - фамилия".

+6
ответить

ElenaEPetrova 11.02.25 14:17

Большое спасибо за интересную историю!

+10
ответить

Oven202011.02.25 14:10

Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.

+8
ответить

Den4a11.02.25 14:08

показать комментарий

Если можете не пишите.

+-22
ответить

ЛАНКА ➦Den4a11.02.25 19:40

Поди прочь, холопий отрок!

+7
ответить

v450 ➦ЛАНКА12.02.25 01:16

На конюшню мерзавца! И розог, розог хорошо вымоченных в рассоле!

+4
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru