История №1506447
«Обитаемый остров» пробивал через издательство видный критик Самуил Лурье. Он объяснял, что если, допустим, автор давал такой образ: «Трещины будто паутина на старом бетонном покрытии взлетной полосы военного аэродрома», то весь этот образ летел в помойное ведро сразу, без задержки.
Почему? Ну, во-первых, плохое состояние взлетной полосы — это недопустимо. Никаких трещинок на военном бетоне быть не может. А во-вторых, куда важнее: никто не должен знать, из чего сделано покрытие на взлетных полосах наших военных аэродромов. Упомянул бетон — в корзину.
А теперь собственно про творческий метод работы с машинописным текстом Самуила Лурье:
«Я рукопись Стругацких топтал…» — «КАК?» — «Ногами, в ботинках. Приехал к Борису Натановичу на улицу Победы. Разложил на полу листы машинописи, надел ботинки и потоптал листы. Потом снял ботинки. Помял листы и приступил к работе. Я густо зачеркивал одно слово, ставил на полях корректорский значок, писал синоним; если лень было подбирать синоним, писал то же самое слово. Густо зачеркивал абзац, на полях ставил красным вопросительный знак…
Брал неаккуратно оторванный листок бумаги, писал от руки, неразборчиво, или тот же абзац, или абзац с переставленными словами. Приклеивал листок бумаги. Обязательно канцелярским клеем, можно сбоку, можно внизу, тогда через весь текст — стрелка. Я проработал так всю машинопись. И когда пачка грязных, истоптанных, смятых, исчерканных листов с кое-как приклеенными (сбоку, снизу) клочками бумаги, с вопросами на полях, поступила в Главлит, никто и смотреть не стал, что там братья придумали и написали. В набор. Видно же, что редактор работал.
Никита Елисеев
О ф и г е т ь! И ведь верится, что так и было! Первый раз читал "Обитаемый остров" 9-ти или 10-ти классником, в 79 или 80 году. Естественно, тогда в первую очередь интересовала экшн-составляющая, быстрей, быстрей! - что там дальше произойдет? А потом, когда перечитывал уже в более старшем возрасте,более вдумчиво, мысли "Как ТАКОЕ пропустила цензура?" неоднократно возникали. "А оно вона что, Михалыч..."
Вспомнилась старая комедия, которую я смотрел давным-давно. Чёрно-белая, из какой-то соцстраны. Герои фильма, фальшивомонетчики, печатают деньги, но качество не очень высокое, их трудно сбывать. Особенно плохо то, что купюры чересчур новые. И вот картина: подвал, где стоит станок, завален деньгами, и вся банда топчется по этим деньгам, чтобы придать им натуральный потрёпанный вид. А чувак, который работает на станке, постоянно подбрасывает всё новые купюры. Пришедший туда сообщник, видя это, говорит тому, кто на станке: "Перестань печатать, они же не успевают топтать!" И тот отвечает: "Я не могу перестать, у меня план!"