Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

Мем №1504453

Мем, Tio Marcos

+311
Проголосовало за – 348, против – 37
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
12 комментариев, показывать
сначала новые

s36828.01.25 10:57

>Отвратительно стали мостить! дороге всего 300 лет, а уже вся в выбоинах.

Ну, римляне могли себе позволить так сказать :)

"At the peak of Rome's development, no fewer than 29 great military highways radiated from the capital, and the empire's 113 provinces were interconnected by 372 great roads.[3][5] The whole comprised more than 400,000 kilometres (250,000 miles) of roads, of which over 80,500 kilometres (50,000 mi) were stone-paved."

https://en.wikipedia.org/wiki/Roman_roads

+0
ответить

Sugarray27.01.25 20:11

Какие-то древне-римские выебоны.. сорри, выбоины:)

+0
ответить

Нах➦Sugarray28.01.25 11:09

случалось и такое

+0
ответить

Soma27.01.25 15:43

Если серьезно - самая большая нагрузка на те дороги была повозка.
Даже редкая римская конница (легкие аларии) этими дорогами не пользовалась - износ гиппосандалий был бы чудовищный, пришлось бы постоянно дырявить копыта и "пробег" лошадей сократился бы на порядок
В самом Риме личные/торговые повозки были вообще запрещены - ходили/носили пешком или на лектиках/носилках

По внешним дорогам транспортировка шла обычно ослами/мулами. Лошадей было ОЧЕНЬ мало, еле хватало на армейскую кавалерию (привет сказочникам Голливуда).
Самые тяжелые повозки использовали при бездорожье - по северу волы, на юге верблюды. Скорость повозки с мулом или верблюдом 4,5 км/ч, с волом 3 км/ч.
Тариф на 3 век до н.э. 4 ден. на 100 км осел, 8 верблюд, 20 повозка с волами.
Потому основные далекие перевозки шли морем - на порядок дешевле и быстрее, а близкие - обычно мулами

На рубеже тысячелетий (Октавиан Август) появилась Cursus publicus ("служба доставки"). Там уже редко встречались верховые и вьючные лошади, так же использовали повозки с ослами (3-10 в упряжи) или волами (1-2).

т.ч. мощенными дорогами пользовались:
- пешеходы
- вьючные мулы
- редко повозки с мулами
- верховые почтовые гонцы (срок "службы" таких лошадей 4 года)

Выбивать мостовые камни было просто некому )))

+5
ответить

kamakama ➦Soma27.01.25 20:22

Пешеходы бывают разные. В первую очередь это армейские дороги, то есть бегали там солдатики с обозами в полной нагрузке. Сандалики тогда были кованые и от легиона кованых сандаликов износ был вполне себе + армейские обозные телеги тоже нихрена не легкие. Они ж не гранитом мостили, а известняком и песчаником - что рядом лежит и что легко расколоть

+0
ответить

Soma➦kamakama28.01.25 11:13

Как раз те, что мостили песчаником - быстро рассыпались и давно исчезли. Известняк особо не использовался, а вот известь была внутри "подушки" самых дорогих дорог

Основные военные дорожные артерии (via publicae, их было ООООЧЕНЬ мало) строились значительно масштабнее и затратнее современных. Ширина 2,5...4,5 м. разъехаться две повозки могли только на 3 существующих дорогах, остальные для грущенных мулов и всадников
Есть детальное их описание (Марк Витрувий Поллион, 1 век н.э.)
1. рылась 1,5 м траншея, дно которой укреплялось сваями, если не дорывали до скального грунта.
2. границы траншеи ограничивались каменными плитами
3. весь метр этой траншеи послойно закладывался камень/песок/черепица/известь
- statumen нижний слой камни 20-50 см
- rudus/щебень 20 см
- бетон, смесь извести с пуццоланом (по сути силикат алюминия), от 40 до 65 см
- nucleus 15 см (кирпично-керамическая крошка)
- pavimentum (как раз верхняя мостовая), булыжники из базальтовой лавы. Как видите, никакого песчаника
4. сверху укладывался уже тот самый базальт "сводом"
5. вдоль дороги шли две сточные канавы для отвода воды с дороги
6. через 10 км mutationes ("СТО лошадей"), через 20 mansiones (харчевни)

Именно эти дороги были чудовищно дороги, хотя и долговечны.

=====================
Калиги легионеров к слову не кованые. Дословно callus - "твёрдая кожа".
Нужно разделять походную обувь (только кожа) - причем как сандалии (открытые, шнурованные), так и закрытые - они без шипов, хотя и использовали гвозди с плоской шляпкой, и непосредственно боевую milites caligati или дорогие "офицерские" calcei (где были шипы, т.е. гвозди с пирамидальной шляпкой)

Отдельно добавлю, что для пехоты/своим ходом использовались не главные дороги, и даже не брусчатые настилы и грунтово-асфальтные дубликаты дорог, параллельно транспортным, а грунтовки. Иначе это приводило к массовым истиранием гвоздей (10% заменялось через 100 км хода) и травмам при падении. 12 драхм 3 раза в год на компенсацию гвоздей 1 солдату. И это при том, что транспоровка по суше, еще и пешком для Рима была редкостью

Тут хорошо обратиться к истории. Иосиф Флавий, штурм Иерусалима, 70 г н.э.
"Он носил, подобно другим солдатам, обувь, густо подбитую острыми гвоздями, и вот, когда он пересекал мостовую, он поскользнулся и упал навзничь...Первые удары он отражал своим щитом и несколько раз делал попытку встать..."
Шиповка - для боев на природе. Плоские гвозди для городских боев. А дороги все же для транспорта (и гражданского и военного) и гонцов. Причем обозов было много, но они мелкие (а потому и легкие) - с ослами/мулами. Римляне были рациональны, дороги просто так не убивали, как у нас постоянными 50-тонками

+0
ответить

kamakama ➦Soma29.01.25 12:27

"И это при том, что транспоровка по суше, еще и пешком для Рима была редкостью" - в смысле? Понятное дело, что в Египет и Сирию плавали, но Галлию и Иберию топтали пешком, да и Дакию с Иллирией и Анатолией тоже. Красс до парфянской границы тоже не на кораблях плавал, от Тира (или где он там высадился) пешком только
Гвозди использовались для увеличения срока службы обуви, как и сейчас куют солдатские сапоги. Сандалики не сапоги, но носить 3 пары обуви на смену с собой - роскошь даже сейчас. Понятное дело, что скользит, но будем откровенны - большую часть времени легионеры находились и сражались на грунте. Второе - обувь что обычная кожаная без рифления подошвы, что с гвоздями скользит по камням, особенно если они политы свеженькой кровью

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8

+0
ответить

Soma➦kamakama29.01.25 13:32

Я про то, что предпочитали держать постоянные гарнизоны - доставлялось в основном снаряжение. Пополнения состава были редки, обычно предпочитали брать "нештатных" из местных. Равно как и с продовольствием

Ну, а если лезть в детали... Исторически почти всегда города предпочитали строить не абы где, а у побережья или на берегу рек. Пример - застава в провинции Мезия/Дакия на берегу Дуная. Там было 3 заставы - Durostoro на реке, и морские Tomis на востоке и Ólbia на северо-востоке.
Очень детально описано снабжение Legio I Italica 1-2 веков - в круговую морем, потом по реке, хотя в разы ближе было бы по суше из Далмации или Македонии. От Durostoro До Наиссо, Апуло или Филиполиса всего порядка 300 км, 20 дней пути. Но гарнизоны Мезии снабжались именно морем из Афин (1200 морем/рекой) и Бутрото (1600). Причем 1200 км транспортные корабли корабли (5-9 узлов) проплывали за 5-10 дней, из "Хорватии" за 7-12 дней, и сильно быстрее обозов, и намного больше груза. И кораблю не нужна дорога и мосты.
Поясню - в Мезии был малозаселенный регион, поэтому везли не только снаряжение, но и продовольствие. Тут никаких обозов не напасешься.

Вопросы снабжения и обозов хорошо у Иосифа Флавия описаны. Если возникала причина выдвинуть новый легион, т.е. 5-6 тыс (что происходило редко), движение шло со скоростью 15 км в сутки. Плюс обоз, более 600 мулов/волов, около 100 лошадей офицеров и быков для жертвоприношений. Обозы по дороге (если есть), остальные по земле. В экипировке солдат - серпы и жернова (основой считался подножный корм), в обозе из постоянного было дешевое уксусное вино posca. НЗ - индивидуальный 3-дневный сухой паек
Средняя норма потребления зерна - 1 кг на человека.

Итого, если все возить с собой, легион на 15 км тратил только на людей 5-6 тонн зерна в сутки, для такого перехода только зерна понадобилось бы 100-120 т на эти 300 км. Даже крупныйн упряжный мул (600 кг) дает тяговое усилие порядка 100 кг. Телега для (современной упряжной, раньше везли намного меньше, вопрос селекции) лошади везет 750 кг (плюс сама телега), для мула где то пол тонны. Только для зерна на 20 дней похода надо 240 мулов... А все это (100-120 тонн) всего один речной корабль
Кстати, у нас было примерно так же - основной транспорт по реке, даже летом. Причем часто использовали конные баржи (если беднее и не так срочно - бурлаков).

Если интересно, то с римскими дорогами все и проще и сложнее. С одной стороны они были избыточны и при этом мало задействованы, зато на них хорошо попилили бабки. Причем про восстаниях как раз повстанцы их не жалели - пользовались и убивали в хлам. С другой... они бездумно построены только на первый взгляд. Они идеально прямые (даже если для этого срывали холмы), зато прекрасные географические ориентиры и символы влияния

+0
ответить

Megafanat27.01.25 15:17

Римляне построили одну единственную суперкачественную дорогу вбухав в неё годовой бюджет государства. И теперь эту дорогу все вспоминают и думают, что в древнем Риме все дороги были такие.

+2
ответить

nemurus ➦Megafanat27.01.25 17:08

А если бы один раз выебали осла…

+4
ответить

Нах➦nemurus28.01.25 11:13

так другое дело

+0
ответить

SHIVA27.01.25 15:00

асфальт и перекладывать каждые 14 лет.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru