Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1501537

В 1972 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ, который стал символом не только внутренних политических противоречий, но и причиной очередного витка напряженности в отношениях между СССР и США. Согласно этому указу, граждане еврейской национальности, решившие покинуть Советский Союз на постоянное жительство за границу, обязаны были возместить государству расходы на свое высшее образование. Эта мера получила неофициальное название "еврейский налог".

В 1972 году из 29 тысяч 816 человек лиц еврейской национальности, выехавших из СССР, 912 человек, имеющих высшее образование, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, возместили затраты в сумме 4 миллиона 427 тысяч рублей. Это за 1972 год. За два месяца 1973 года уехало 3318 человек, из них 393 человека, имеющих образование, заплатили 1 миллион 561 тысячу 375 рублей.

Этот указ вызвал резкую критику на Западе. США восприняли его как нарушение прав человека, а сам факт установления "налога" стал поводом для роста напряженности между двумя сверхдержавами. Американские законодатели, в том числе сенатор Генри Джексон, использовали ситуацию, чтобы усилить давление на СССР. В 1974 году была принята так называемая "поправка Джексона–Вэника", ограничивающая торговые отношения с Советским Союзом из-за его политики эмиграции, которая ограничила доступ СССР к современным технологиям и ускорила его развал.

В СССР опасались, что "сионисты" сорвут намечавщиеся сближение СССР с США.
В 1973 году на заседании Политбюро Брежнев говорил:
Я сказал тогда: приостановить взимание налогов, то есть, не отменяя Закона, отпустить партию человек в 500 евреев, которые никакого отношения ни к секретности работы, ни к партийным учреждениям не имеют. Даже если попадутся и лица среднего возраста, например, из Биробиджана, отпустить. Они расскажут, и все будут знать об этом.
Отпусти 500 второстепенных лиц, а не академиков. Пусть они говорят, что с них ничего не взяли. Возьмите пару инженеров с высшим образованием, не имеющих никакого отношения к секретам, например из пищевой промышленности, пусть едут. Но не с оборонной промышленности. Пускай и инженеры едут бесплатно. Это временный тактический манёвр.

Записка Леонида Брежнева - «Как бы Указ – о евреях не отменять, а де фактом не применять»
+-32
Проголосовало за – 41, против – 73
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
44 комментария, показывать
сначала новые

Faritych13.01.25 08:26

да, да, "сближение" намечалось -))) опять эксплуатация тем "боли еврейского народа" и "тоталитарного совка". если отбросить все эти лозунговые детали, то нужно просто вспомнить что из себя представляли авторы поправки сенаторы Джэксон, Вэник, Мондейл, очень эффектно изображавшие из себя "борцунов за демократию" - правда преимущественно за пределами США (надо же, какие заботливые, а ?), и неплохо зарабатывающие на этом политические баллы, но уже внутри США -) и кстати ! - когда (в том числе) евреям разрешили уезжать куда и как угодно, после 1991 года, поправку так сразу и не отменили -)))

+0
ответить

Коммутатор13.01.25 02:23

Наглядный пример иезуитской логики Или "двойных стандартов". Сперва евреи добиваются, чтобы только их, по НАЦИОНАЛЬНОМУ признаку, выпускали из страны. А когда вдруг им предлагают раскошелиться (взять с еврея денег? Вы что с ума сошли!!!), то обвиняют в националистическом подходе, ну и до кучи в антисемитизме.
В то же время, в том же Израиле это считается нормальной, демократичной практикой: хочешь уехать - верни кредит, субсидированный государством, на образование. И тут конечно никакого национализма, только бизнес!
))))

+0
ответить

alex10213.01.25 01:22

И что неправильного?

+0
ответить

LeonardEuler12.01.25 23:14

Ни о чём. В "развитых" странах давно уже поголовный "налог" на высшее образование. Цены абсолютно неприподъемные, и тебе услужливые банкиры навешивают кредит, который будешь выплачивать в течение нескольких десятков лет.
В Австралии, обучение финансируется из налогов и там очень сложная система грантов и кредитов. Но если ты гражданин и уехал за рубеж, то должен сообщить о своих доходах за рубежом, пока не выплатишь стоимость обучения.

Советского союза уже давно нет. Анти-семитизм тлеет только в низжих слоях населения. Но некоторые представители самопровозглашенной национальности до сих пор обижаются. А как насчет того, что в то время уезжать разрешали только не только им, а еще и этническим немцам, с которых тоже взимали налог. Но этот указ применяли только до 1973 года, и потом только угрожали, чтобы отбить охоту, но мзду не взимали.

+-3
ответить

Некто Леша ★★★★★12.01.25 22:19

Высшее образование получать в лучших университетах страны за бесплатно и со стипендией - желающих было уйма. Бурно обижались, если куда-то не пустили, во всем винили антисемитов. Но пришла охота уехать из страны - какой тут может быть разговор о напрасно потраченных народных деньгах? Я страдал! Я вынужден был поступить в этот вуз!

+-2
ответить

Pierre Valenkoff12.01.25 20:57

Налог на побег из Рейха (нем. Reichsfluchtsteuer) — налог, учреждённый 8 декабря 1931 года во время «Великой депрессии». 25-процентный налог налагался на эмигранта, если стоимость его имущества превосходила 200 тысяч рейхсмарок или же его годовой доход превышал 20 тысяч рейхсмарок.

До 1933 года немецкий бюджет получил около 1 млн марок дохода от этого налога. По мере роста нацистского террора и увеличения потока эмигрантов, налог составлял всё более значительную часть доходов нацистской Германии. В 1933 году доход от налога составил 17 миллионов рейхсмарок, а в 1938 году он достиг своего апогея в размере 342 миллионов рейхсмарок.

В целом доходы от «Налога на побег из Рейха» за весь период его существования составили 941 млн рейхсмарок. До 90 % налоговых поступлений составлял налог на людей, покидавших Германию из-за преследований расистского характера (в основном евреев)...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Налог_на_побег_из_Рейха

+1
ответить

Megafanat12.01.25 17:25

Интересно, кто выпускал ежденевники с надписями на двух языках в 1973? Если это ежедневник из западной страны, то на русском там надписи точно не стали бы добавлять, потому как покупателям это не нужно. А если это ежедневник из СССР (в СССР вообще ежедневники со страницами такого вида выпускались?) то уж там бы точно не стали писать названия дней недели и месяцев по английски.

Умиляет дискуссия о скотской сущности СССР развернувшаяся в комментариях на основании этого тупого примитивного фейка. Как говорится - если у человека есть настоящие убеждения, то никакими разумными доводами и аргументами их поколебать невозможно.

+5
ответить

atanewtion➦Megafanat12.01.25 18:28

Я слегка староват и припоминаю, что такие блокнотики все-таки встречались иногда в 1970-х. Хотя до сих пор толком не понимаю, зачем такие делались?

+0
ответить

okytam12.01.25 16:38

Бездоказательный баян, изготовленный придурком полчаса назад на коленке.

+-2
ответить

Мороз12.01.25 15:50

Дело не в евреях. Этот случай наглядное подтверждение того, что народ СССР был крепостным. Только поместьем была вся страна, за пределы которого крепостной мог навсегда выехать только заплатив выкуп барину, коммунистам.

+4
ответить

kamakama ➦Мороз12.01.25 21:44

Спорить не собираюсь. Однако вот же какая заковыка. Если, как утверждают тут многие, образование в СССР было отвратительным, то каким же таким образом большая часть израильской технической науки построена на выходцах из СССР? Значит, не такая уж и плохая. А, стало быть, это образование стоит денег. Ну как во всяких уважающих себя заведениях США, Англии. Если не можешь заплатить сам - пусть платит кто-то другой. Целевая стипендия или целевой набор или образовательный кредит - смысл один. Так что в этом плане СССР не представлял собой ничего уникального - хочется прервать контракт - платите отступные.
Израиль (или США) не мог "выкупить" интересующих специалистов? Бедные однако

+-1
ответить

Pierre Valenkoff➦kamakama12.01.25 21:54

В СССР при поступлении в ВУЗ контракт не заключался. И подписку о невыезде из СССР не давали.

+2
ответить

kamakama ➦Pierre Valenkoff12.01.25 22:32

Не заключали. Просто потому что такой практики не было. Браки ж заключают без брачного договора, когда подразумевается взаимная любовь и уважение и прочие сопли, а развод это что-то потом и не про нас? Или прецедентное право - закона нет, но мы придумаем. Вот и тут точно так же.
Подписку не давали потому что никто не выезжал в принципе в один конец. Абсолютно с той же мотивацией

+0
ответить

kamakama ➦kamakama12.01.25 22:38

Не собираюсь погружаться в цифры с деньгами, но, если стоимость выезда в валюте примерно соответствовала стоимости аналогичного высшего образования в США или Западной Европе, то такое требование вполне разумно и логично. Ищите спонсоров, организуйте внесение залога через Джойнт или еще как - шевелите булками. Никто не обязан это делать за вас просто так

+0
ответить

Мороз➦kamakama12.01.25 23:38

В СССР инженеры получали меньше рабочих, еще и тратили 5 лет самого пика молодости на учебу и небогатую жизнь студента очной формы, вместо того, чтобы зарабатывать гегемоном.
Кроме того, 3 года после ВУЗа ты отрабатывал по распределению в жопе СССР.
Единственное очевидное благо ВУЗа, в некоторые годы помогал избежать забривания в боевые холопы рабоче-колхозной армии.

+1
ответить

Dimas ➦kamakama13.01.25 00:44

"каким же таким образом большая часть израильской технической науки построена на выходцах из СССР?" --
Может "не благодаря" , а "вопреки"?
Может потому, что те, кто потом строил что-то в Израиле и Америке ночами сидели над учебниками, а не потому , что им кто-то историю партии и научный коммунизм рассказывал

+1
ответить

McAbel➦Мороз13.01.25 01:54

Совсем другое дело - свобода в США, где за обучение надо платить вперёд, набирая кредиты.

+-1
ответить

Plato12.01.25 13:16

Надо было просто оформить по другому, например, высшее образование за счет бюджета не бесплатное для всех желающих, а в виде льготы с условиями. Не выполнил условия - оплати свое образование с процентами по рыночным ставкам (30% годовых или сколько там полагается, за пару десятилетий 2000% процентов набежит).
И никаких тебе нарушений прав человека, нормальные рыночные отношения, ни один дегенерат не сможет возразить.

+-1
ответить

Plato➦Plato12.01.25 13:20

Кстати, при Сталине даже 10летку сделали платной причем без всяких отсрочек, не можешь платить - пиздуй в ФЗУ, там и спецовку выдадут и работой обеспечат, и ни один дегенерат не заикнулся о социальной справедливости, потому как это и есть настоящая социальная справедливость: каждому - свое.

+-2
ответить

aschnurrbart➦Plato12.01.25 13:44

было написано на воротах концентрационного лагеря.
Только на немецком
Jedem - das Seine.

"каждому - свое"

+4
ответить

aschnurrbart➦Plato12.01.25 13:45

чем закончилось - всем известно.

+2
ответить

Plato➦aschnurrbart12.01.25 13:55

"Последний день войны. Концлагерь. На главном плацу выстроены изможденные
узники. Вдоль строя ходит фашист, на нем новая с иголочки форма, сапоги
начищены, руки в лайкровых перчатках, в одной руке стек, которым он
постукивает о ладонь другой руки. Рядом с ним упитанный дог с лоснящейся
шерстью. Они проходят строй несколько раз из конца в конец. Затем фашист
останавливается обводит взглядом строй и произносит: -Мы вместе с вами
провели несколько незабываемых лет, но, как вы уже наверное знаете,
война закончилась. Всем спасибо, все свободны."

+-6
ответить

edvins➦aschnurrbart12.01.25 15:15

После того, как Вторая мировая война закончилась поражением нацистской Германии и разделением этой страны на Восточную и Западную Германию, Советский Союз использовал оккупированный концентрационный лагерь Бухенвальд для заключения в тюрьму пленных нацистов и других немцев. Девизом лагеря оставался Jedem das Seine, а в январе 1950 года Советский Союз передал управление Бухенвальдом Министерству внутренних дел Восточной Германии (c)

+2
ответить

alexx__ka ➦Plato12.01.25 15:20

Да уж, никаких нарушений...
Отпустим-ка партию в 500 евреев....

Как скот - 500 голов....

Не этим престарелым блядям из Политбюро решать, где и как жить людям...
Поэтому, как только открылись границы - уехали миллионы.

+-1
ответить

wasting the dawn ➦alexx__ka12.01.25 15:24

После начала Перестройки граждане СССР получили право выезжать за рубеж почти без ограничений. По официальным данным, всего в период с 1989 по 2002 год из России на постоянное место жительства в страны «дальнего зарубежья» выехало 1,26 млн человек

+2
ответить

Derrick➦Plato12.01.25 15:43

Ну да. У кого папа может заплатить - тому образование. У кого не может - тому хрен без масла.
Вот только в СССР обычно это называли ужимками капитала, а не социальной справедливостью.

+1
ответить

alexx__ka ➦wasting the dawn12.01.25 17:01

Вы доверяете официальным данным?

Я тоже верю...
Всего за период «Большой алии» 1990-х в Израиль прибыло более 1,6 млн евреев из СССР (по данным Израиля).
это только евреи... и только в Израиль.

+4
ответить

Plato➦alexx__ka12.01.25 17:05

Я к тому, что оформить правильно надо, как кредит например? Тогда это никакие не права человека, а товарно-денежные отношения, никто в мире ведь не возражает, если недоимщика не выпускают пока он не оплатит все недоимки, а для злостных в нормальных странах и долговые тюрьмы есть.

+0
ответить

Дед Пахом на хую верхом➦Plato12.01.25 17:07

Кстати, при Сталине даже 10летку сделали платной причем без всяких отсрочек, не можешь платить - пиздуй в ФЗУ…

Не можешь платить – пиздуй как Сталин грабить банки!
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тифлисская_экспроприация

+1
ответить

aschnurrbart➦wasting the dawn12.01.25 17:08

в Израиль ехали в основном из СССР (Ср. Азия, Украина), из России как не странно - куда меньше.
имхо, уже в конце 90-х "на постоянное место жительство" утратило своё значение.
мы не выписывались довольно долго, получив паспорта "для проживания заграницей" (тогда так было уже можно)...
т.е. реально уехавших было больше, чем в статистике уехавших.
надо смотреть статистику стран назначения по приехавшим

+2
ответить

aschnurrbart➦Plato12.01.25 17:09

для совграждан ничего не закончилось - многих освободили только только в 1956 - через 11 лет.

+1
ответить

wasting the dawn ➦alexx__ka12.01.25 17:17

нет, это со всего постсоветского пространства, куда входила еще куча стран...

+1
ответить

alexx__ka ➦Plato12.01.25 20:02

Образование было бесплатное? Какие вопросы?

Почему за образование при выезде из станы на ПМХ платили только евреи и гражданства СССР при выезде на ПМЖ лишали только евреев?

+1
ответить

kamakama ➦aschnurrbart12.01.25 21:46

В чем проблема? Высшее образование платное в большинстве стран. Или платишь сам, или работаешь лет 5-7 на заказчика или в кредит. В СССР заказчик - государство. Ну вот, с ним и надо рассчитаться. Ну или не учится. Просто закон изначально не предполагал выпадание из системы. Сделали такой вот костыль

+0
ответить

kamakama ➦alexx__ka12.01.25 21:55

Бесплатное ВЫСШЕЕ оно было только как часть общественного договора - дальнейшее проживание и работа на территории СССР. Захотели покинуть - уплатите. Кредит - нет такого понятия в СССР. А вот именная стипендия или целевой набор, когда платит работодатель, у которого обязаны отработать лет 5-7 после окончания - такая схема и подразумевается и реально работает до сих пор. Ничего личного, обычные товарно-денежные отношения - при досрочном разрыве контракта уплатите. Или не учитесь

А кто еще уезжал, кроме евреев? Ну если брать не штучные обмены населением типа операции "Висла", когда был не выезд, а именно обмен населением?

Насчет лишения гражданства - а зачем оно такими яростным ненавистникам, которые спят и видят, как свалить? Ну хорошо, издаем закон об отмене двойного гражданства СССР, легче стало? Как только стал гражданином Израиля - теряешь гражданство СССР. Смысл изменился?

+-1
ответить

aschnurrbart➦kamakama12.01.25 22:58

бугага.
только в СССР люди работники получали копейки и рассказы о бесплатной медицине, жилье и образовании

всё гораздо проще: если б из совка можно было свободно уехать, то никто б до получения лучшеговмиреобразования просто б ждать не стал.

+3
ответить

Dimas ➦aschnurrbart13.01.25 00:32

Зачем смотреть?
В Германию уехало не менее 3,5 млн . И что?
Из Украины уехало примерно 10 млн. Сколько из Сирии - я не знаю , но можно поискать.
Это, просто, обычная ситуация - люди меняют страну проживания .

+0
ответить

aschnurrbart➦Dimas13.01.25 01:27

откуда в Германию уехало 3.5 ляма?
в Украине и Сирии люди уезжали от войны.
в позднем совке никакой войны не просматривалось, наоборот: перестройка, гласность, разрядка

+0
ответить

aschnurrbart➦alexx__ka13.01.25 01:30

а больше никуда и не ехали.
у Израиля была такая особенность - в него тогда можно было уехать буквально за неделю.
отстоял в очереди, получил визу и вперёд.
в Германию надо было ждать несколько лет, даже евреям (к ним не предъявлялось тогда никаких требований, по большому счёту им нужно было только СОР с еврейской национальностью пкм. одно из родителей в нём).
про немцев-поздних переселенцев я уже и не вспоминаю.

+0
ответить

McAbel➦alexx__ka13.01.25 02:00

Потому что не евреев просто так не выпускали. Либо бнжали нелегально (через границу, через захват самолёта, не возвращались из заграничной командиоовки и т.п.),либо депортировали скандально известных, как Солженицын.

+0
ответить

Dimas ➦aschnurrbart13.01.25 08:31

Из Украины массово уезжали за много много лет до 2022.
Кстати , из всех стран Прибалтики также.

+0
ответить

aschnurrbart12.01.25 13:06

в совке всё было через жопу.
сэкономив, в общем-то, копейки, совок получил поправку Джексона-Вэника и просрал по-крупному.

+2
ответить

Dimas ➦aschnurrbart13.01.25 08:56

"в совке всё было через жопу"...
Смысла в этой фразе не много. Суть в том, что вначале перестреляли людей с мозгами после революции и в эпоху гражданской и раскулачивания, потом 37-мой, потом ВОВ.ну и до оттепели.
Евреям не давали жить и в царской России.
В брежневские времена не давали доступ к хорошему образованию, а потом не выпускали, чтобы типа мозги не уехали.
Просто, человеческие качества ,необходимые для карьеры во власти, - это совсем не интеллект. Там совсем другое на первом месте.
И это вовсе не только СССР касается

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru