История №1484257
В восьмидесятые годы срок обучения на вечерних факультетах в институтах составлял шесть лет, не знаю, как сейчас.
Первым, кто попробовал провести эксперимент по его снижению, был ЛПИ им. Калинина – Ленинградский Политех – во всяком случае у нас в городе, мне так кажется. Чтобы попасть на эту программу, надо было иметь Ленинградскую прописку, и диплом о среднем техническом образовании (техникум) по выбранной специальности.
Первой экспериментальной группе курс отмерили в одиннадцать семестров, я попал во вторую – нам нарезали десять – то есть пять лет вместо шести. Реально программы курсов не стали меньше, просто преподавателям приходилось утаптывать материал в более короткие сроки.
Все, кому довелось заканчивать вечерний, помнят, насколько этот режим дисциплинирует. В среднем в сутки минут пятнадцать свободного времени, и вечно хочется спать. Для себя я решил эту проблему так – часа три- четыре ночью, и часа полтора днём- в обеденный перерыв на работе – благо, обстоятельства позволяли. Когда сутки делятся пополам, времени на сон на самом деле требуется меньше.
Поначалу, когда с непривычки входишь в этот режим – он кажется просто кошмаром по безумному, как Ниагара, уровню потока информации, но со временем втягиваешься. И если на первом курсе, на лекциях по высшей математике, я с ужасом старался успеть законспектировать хотя бы самое основное, что наш преподаватель – замечательный добрейший мужик, доцент Егоров Андрей Фёдорович, мгновенно выписывал мелом на доске, и так же мгновенно стирал, когда ему требовалось свободное место, то на третьем обнаглел уже настолько, что мог себе позволить демонстративно зевнуть, лениво произнося-
- Андрей Фёдорович, а можно чуть побыстрее? Засыпаем…
Все хохотали – это было вроде небольшой разрядки – но он действительно читал так быстро, что неподготовленному студенту предлагался выбор – или слушать, пытаться понять и запомнить, или истерически стараться записывать в конспект всё, что появляется на доске, не успевая даже понять смысл произносимого вслух.
С середины третьего курса учебные планы поменялись, и наша, «ускоренная» группа вылетела из общего потока – отныне нам читались лекции и проводились практические занятия отдельно – не знаю, чем это было вызвано.
Ждём. Честно приходим на занятия. Преподавателя нет. Неделя, вторая, наконец является – бабе лет возле сорока, внешние данные – Джина Лоллобриджида, глаза ледяные, взгляд надменный и изумлённый – «это что, я тут ВАМ что ли, лекции ДОЛЖНА читать?» Ей бы к этому взгляду ещё форму эсэсовскую.
Открывает журнал. Проверка присутствующих по фамилиям называется.
- Артемьев.
- Я.
- Борисова
- Я.
Открывается дверь, и в аудиторию входит опоздавший – Мишка Яковлев – хохмач и задира.
- Почему опаздываете на занятия?
- Что? Это вы мне? Да, там у трамвая колесо спустило. Я уж как старался…
- КАКОЕ КОЛЕСО? Вы что себе позволяете?
Мишка, повышая тон –
- А я откуда знаю? Я что, вагоновожатый? Встал трамвай посреди дороги, говорят колесо – вам его сюда что ли принести для оправдания?
- Садитесь – ледяным тоном.
- Вешников
- Я.
- Володина
- Я.
Снова открывается дверь, и в аудиторию входит последний опоздавший – Серёга Иванов – он в порту работал такелажником, часто опаздывал – там при аврале пока не закончишь, не уйдёшь – а авралы через день.
- Разрешите? Извините, опоздал…
- Да что это такое? ЧТО У ВАС ТУТ ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ? ПОЧЕМУ ОПАЗДЫВАЕТЕ НА ЗАНЯТИЯ?
- Скажите спасибо, что вообще пришёл. – мрачно, сквозь зубы, таким тоном, что оторопь берёт.
Тяжёлое молчание. Серёга- мужик здоровенный, после армии, в Афгане воевал, ему просто так в глаза посмотреть – поёжишься.
- Колесникова
- Я.
- И ИЗВОЛЬТЕ ВСТАВАТЬ, когда я называю вашу фамилию!
Ленка встаёт, неловко смотрит вокруг – такого у нас ещё никогда не было. Следующая фамилия по алфавиту моя –
- М…в
Вот уж хер. Я сидя, нагло поднимаю ладошку и делаю несколько доброжелательных помахиваний –
- Я. Присутствую, как видите.
Тишина. Проглотила. Поскользнулась маленько – но с нами на таком уровне действительно никто из преподавателей никогда не разговаривал – мы вечерники, стипендию не получаем, общагой не пользуемся, армией нас не запугаешь – да я за всё время обучения в деканате не был ни разу – и даже не знал, где он находится. Ну не прищемить нас ничем, кроме отчисления.
Больше на перекличке не встал никто.
Не сложились у нас отношения с самого начала. Вот так и пошло. Включилась работать фрау ефрейтор, однако, как показало дальнейшее – запомнила.
Надобно отдать тётке должное – материал она знала прекрасно, лекции и практические занятия вела идеально, если не принимать близко к сердцу этот тон свысока. В том семестре нам по учебному плану втоптали почти невпихуемое – системы дифференциальных уравнений, кратные и криволинейные интегралы, и теорию поля. Кто помнит, что такое дивергенция?
На всё- четыре месяца. По две лекции в неделю.
Зачёт я ей сдавал двенадцать раз. Всего пять задач – и у всей группы зачёт принимался дифференцированно, сегодня одна задача- один балл, послезавтра вторая – ещё балл, на следующей неделе третья –
- Вам тройки достаточно? Давайте зачётку.
Я решал ВСЕ задачи, она находила малейшую ошибку, и следующий раз приходилось опять решать ВСЁ целиком. Ну к примеру – если в итоговую функцию входит синус 45 градусов, она не ставила зачёт оттого, что я оставил это значение нераскрытым – а когда посчитал его на калькуляторе, и написал константой – этого, блин, недостаточно, цифра её не устраивает, точность, мать её, не та – нужно было написать корень из двух на два, а не 0,707.
Вот так и бодались. Последний раз она вообще маленько сподличала. При определении объёма и площади поверхности фигур, описанных формулами с тремя неизвестными (криволинейные интегралы) их, при пересечении, хотя бы можно представить – в трёхмерном пространстве. Она задала мне фигуры с пятью неизвестными – давай, оттопыривайся, а я посмотрю. Фантастика.
Я любил и неплохо знал математику – но с этим едва справился, на грани желания скомкать листок, и запустить ей в физиономию. Осилил. И зачёт получил.
Экзамен.
- Я понимаю, что требовать от вас идеальных знаний достаточно сложно. Поэтому предложение такое – все, кто сомневается в своих способностях, могут пользоваться учебниками, конспектами, шпаргалками – чем угодно, кто запасся. Следить не буду– но. Максимальный балл при таком раскладе – тройка. Одна ошибка – минус один балл. Кто ошибается– на переэкзаменовку.
- Если есть желающие побороться за более высокую оценку – прошу с чистым листом бумаги и ручкой- на первый ряд.
Кроме меня нашёлся ещё один романтик, но внимательно прочитав здание по билету, скромно пересел назад. Моя очередь выходить к барьеру- беру билет -
- Я готов.
Без подготовки, без размышлений – вот сейчас и посмотрим, знаю я математику, или нет.
Лёгкое изумление на лице – берёт мою зачётку, смотрит, что троек у меня минимум – только по общественным дисциплинам – ну а кто тогда всерьёз относился к «истории партии» или «Капиталу» Маркса?
Сорок восемь минут – я включил секундомер – ровно сорок восемь минут я отвечал. Задачу к билету решил вообще устно. Ни одной ошибки, мы даже не посмотрели, что было написано в билете – по ВСЕМУ курсу, по КАЖДОЙ теме, исчерпывающие точные ответы. Надобно отдать должное ефрейтору – за пределы курса она не заходила с вопросами. Знаете, как шарик летает по теннисному столу? Вот так и у нас – вопрос- ответ, вопрос- ответ. Сорок восемь минут.
Всё, спрашивать больше нечего. Курс исчерпан.
- Гм. Неплохо. Что же вы так беспомощно зачёты сдавали?
…………………………………………………….. твою же мать! …………………………………………………….
- Не высыпаюсь я. Нелегко на вечернем.
- Слушайте, мы с вами столько времени потеряли, я боюсь, что не успею нормально принять экзамен у остальной группы. Вам какую оценку ставить- четыре или пять?
- Мне безразлично. Готов хоть на тройку, при условии, что группе вы подпишете зачётки, просто посмотрев на сделанные задания.
Мадам ухмыльнулась, поставила мне четвёрку, и подписала зачётки всем остальным, вообще не глядя.
Это был наш последний экзамен по высшей математике. На четвёртом курсе была ещё прикладная – но факультативом, без экзамена.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
P.S.
На первом курсе в группе было тридцать два человека, из академок восстановились двое – итого тридцать четыре. До диплома добрались девять, защитились восемь.
Из восьмерых – шестеро составили семейные пары, а двое уже были с колечками.
Ленинградский Политех, 1982 – 87.
И вот что интересно. Как ни прочитаешь такой опус, так красной нитью - как я, студент и салага, препода уделал.И не понимает салага, что препод, в большинстве своем, уже не одну тысячу таких салаг выпустил. И каждый год появляется новый такой гений, который считает, что он круче всех.
По правде казать, сам таким же салагоц был. С гонораром. За что впоследствии и поплатился
Настоящий мужыг• 13.10.24 18:07
Я преподаватель матана. И скажу честно - преподавательница вообще не строгая. То, что Вы написали про синус, я точно такие же слова говорю своим студентам. И не математикам-инженерам 3-4 курсов, а даже историкам 1-2 курса
leo3621 ★➦Настоящий мужыг• 13.10.24 18:16
Я по среднему образованию не школу заканчивал, а техникум - и эти вот тригонометрические тонкости вообще просто не знал - ну у нас на другое центр тяжести преподавания ложился. Оттого и удивительно было - а на хрена это вообще? Какой смысл это знать?
>...В том семестре нам по учебному плану втоптали почти невпихуемое – системы дифференциальных уравнений, кратные и криволинейные интегралы, и теорию поля. Кто помнит, что такое дивергенция?...
1. В математике нет теории поля. Есть только теория полей. А теория поля есть в физике.
Сия терминологическая разница отражает разницу в сути: в математике поля рассматриваются как неограниченное множество полей самой различной в абстракциях конструкции, в физике же поле одно- окружающего нас мира.
Конечно же, очное, вечернее и заочное высшие образования отличались друг от друга уровнями. Посему медицинское высшее образование было только очным. Как и некоторые другие очень сложные и ответственные.
2. Инженеру-производственнику либо инженеру-эксплуатационнику, быть может, и не припомнить по прошествию лет, что такое дивергенция. Но у инженеров-разработчиков знание дивергенции может быть востребовано. Не говоря уж о научной деятельности. После ЛПИ некоторые уходили и в науку.
BETEP➦Болтабай• 12.10.24 23:09
То, что в физике изучают не те поля, которые изучают в математике - не означает, что в математике нет теории полей. Откройте хотя бы википедию: Теорема Веддербёрна, Основная теорема теории Галуа, и т.д.
Про отличие уровней: "в среднем по палате" - да. Но можно закончить дневное на магистра и знать, например, ту же математику хуже выпусника с вечернего. Всё зависит от конкретного человека.
Татьяна555➦BETEP• 12.10.24 23:53
У нас в Горном (геофизический факультет) была именно теория полЯ. И да, до сих помню, что такое дивергенция и ротор) Почему-то мы не задумывались, это физика или математика. Воспринималось как спецпредмет. Помню формулы длиной в целую страницу тетради.
Болтабай➦BETEP• 13.10.24 03:03
Мне Ваш бой с собственной тенью, в утверждаемом Вами "То, что в физике изучают не те поля, которые изучают в математике - не означает, что в математике нет теории полей.", неинтересен. Поскольку я не утверждал, что в математике нет теории полей. Наоборот, самоцитирую: "В математике нет теории поля. Есть только теория полей."
Продолжите слать мне бои с собственной тенью- блокирну.
Татьяна555➦Болтабай• 13.10.24 16:07
Спасибо) Так и есть) Вы тоже, видимо, запомнили на всю жизнь эту абсолютно ненужную, но прикольную вещь.
Болтабай➦Татьяна555• 13.10.24 21:00
Как Вы находите таблицу умножения,- полностью абсолютно нужной?
А практическое применение этих знаний в чем выразилось в дальнейшей жизни?
Татьяна555➦Random• 12.10.24 23:57
Вопрос дискуссионный, конечно. Есть устойчивое мнение, что такие дисциплины на грани невозможного приносят пользу в качестве мощной прокачки мозгов. После сданной Теории поля (я тоже сдавала, ага), вообще не страшна никакая новая информация.
Странно, ЛГ представлен таким вот "интересующимся заучкой", "масса информации" и пр., а в зачётке - тройки. Вывод: учёба давалась нелегко, хотя и заочно.
Не знаю, своей бывшей невехе (она того стоила) неоднократно сдавал заочную сессию на своих кафедрах (окончил семью годами ранее) "через коньяк", причём сам же и употреблял вместе, да ещё и "научные" запасы приговаривали. За один вечер.
McAbel➦SuperZanuda• 13.10.24 08:13
Прочитайте ещё раз. Тройки по общественным дисциплинам. Вы хоть что-то помните из Научного коммунизма? Я - уже ничего, учился почти в то же время, но на дневном
SuperZanuda➦McAbel• 14.10.24 03:55
Да какая разница по каким? Диплом всё же должен быть красивым, от корня "крас". Ну, а в работе тоже нужно сначала доказать, что соответствуешь - именно прилежанием а не похуизмом.
Из-за болезни пропустил сдачу экзамена со своей группой, поэтому зкзамен сдавал в с заочниками. Решив свое задание, слушаю ответы сдающего передо мной заочника.
-Все, пересдача ему обеспечена,- думаю.
И вдруг ему преподаватель ставит 4 балла.
Ответив на вопросы и получив свою оценку, спрашиваю преподавателя:
-А если бы я ответил, как экзаменуемый передо мной, я бы мог рассчитывать хотя бы на тройку?
-А у меня к вам, очникам, совершенно иные требования.
Ost➦Valentine D• 12.10.24 16:43
Как сейчас, не знаю. А вот лет 20 тому, подтвердить в полной форме "вечерний" советский диплом в Германии было от очень сложно до невозможно. Спотыкались на вкладыше с недостаточным количеством вычитанных часов.
Nik_v_nik➦Vovanavsegda• 12.10.24 17:11
Как говАривала Александра Александровна Яблочкина: "Мы, актёры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза CCP!..." должны много знать и не боятся трудностей.
leo3621 ★➦Vovanavsegda• 12.10.24 18:22
Один из моих любимых анекдотов -
Двое приятелей, молодые доценты с физмата сидят в кафе. Один жалуется другому -
- Да достали в конец эти тупые студенты! Особенно студентки, особенно блондинки! Вообще ничего не знают и знать не хотят!
- Ну, это ты, пожалуй, преувеличиваешь...
- Погоди, я в туалет, сейчас вернусь.
Второй смотрит на официантку- блондинку -
- Девушка! Девушка, можно вас на минутку? Я приятеля разыграть хочу- поможете мне? Я при нём задам вам вопрос, а вам надо будет только ответить- "икс куб на три", запомнили? Повторите -
- Икс куб на три.
- Замечательно, не забудьте пожалуйста.
Возвращается из туалета первый доцент. Второй -
- Ну я тебе серьёзно говорю, ты преувеличиваешь. Ну вот, например, официантка наша- тоже, кстати блондинка-
- Девушка! Можно вас попросить? Я хочу вам вопрос задать - сможете ответить? Чему равен интеграл от функции икс квадрат?
- Икс куб на три.
У первого доцента падает челюсть. Второй-
- Ну я же тебе говорил, а ты- блондинки, блондинки...
Блондинка отворачивается, и сквозь зубы-
- Плюс константа, придурок...
Любимый анекдот моей дочки из этой серии.
Центр Кёльна. Вторник, десять часов дня. Бар. Младший по возрасту психолог говорит старшему:
- Ещё стаканчик пива, пожалуйста!(С)
(Нужно говорить, что дочка - психолог?)
Бабайкас➦leo3621• 13.10.24 01:08
Наверное всё-же первообразна, а то для значения интеграла ещё и границы бы задать неплохо было.
severn➦leo3621• 21.10.24 18:37
В оригинале было интеграл косинуса, минус синус плюс константа
> - Слушайте, мы с вами столько времени потеряли, я боюсь, что не успею нормально принять экзамен у остальной группы. Вам какую оценку ставить- четыре или пять?
Как первое связано со вторым? Типа время у остальной группы отнял (негодяй такой), посмотрим есть ли у тебя совесть?
leo3621 ★➦MaxMind• 12.10.24 17:37
Да лень ей было, дошло, с кем имеет дело, и меня легонечко прогнуть попыталась - на предмет амбиций. Говорю же - баба далеко не дура - просто привыкла командовать на дневном.
Это было вроде теста - полезешь в амбиции, упёршись на пятёрку - товарищи пострадают.
На самом деле- нормальная тётка. Просто ефрейтор (доцент) по званию.
Я знаю, сам с другой стороны баррикады три года отстоял - мне до доцента пара лет оставалась - но развалился Союз, пришлось выбирать другую дорогу.
Соломон Маркович ★➦leo3621• 13.10.24 10:04
Эх Леня, Леня! Не знаний она твоих хотела узнать а молодого мужского тела наверное?)))
Обычно после третьего курса оставшееся кол-во студентов включалось в план выпуска, и почти не отчислялись. Сами разбежались?
leo3621 ★➦yura987• 12.10.24 17:38
На вечернем другие условия -там не по плану уходят, а по обстоятельствам.
Я решал ВСЕ задачи, она находила малейшую ошибку, и следующий раз приходилось опять решать ВСЁ целиком. Ну к примеру – если в итоговую функцию входит синус 45 градусов, она не ставила зачёт оттого, что я оставил это значение нераскрытым – а когда посчитал его на калькуляторе, и написал константой – этого, блин, недостаточно, цифра её не устраивает, точность, мать её, не та – нужно было написать корень из двух на два, а не 0,707.
----
Математик таки ))) (Для непосвященных- синус угла 45ти градусов равен число пи, деленное на четыре).
Число Пи делённое на 4 это и есть УГОЛ в 45 градусов, а не синус такого угла. Синус угла в 45° как раз и равен квадратному корню из двух делённому на два:
sqrt(2) / 2
Учите матчасть....
atanewtion➦edvins• 12.10.24 13:54
Я вижу тут еще одного математика.
sin(PI / 4) = 1 / sqrt(2) = sqrt(0.5)
Перепутал, заглянул в справочник.
-
Во-первых, единица измерения по умолчанию — радианы. В этом случае,
sin45 = 0,8509
Но я думаю, вы имеете в виду степени, так что,
sin45° =
1
√
2
=
0,7071
Не степени, а градусы ;-)
45° это не 45 в нулевой степени, а 45 градусов :-D
Кстати, Генеральная Конференция по Мерам и Весам допустила использование градусов параллельно с единицами Си, хотя да - градусы не входят в СИ.
Итак суммируем:
sin(45°) = sin(Pi/4 рад.) = (√2)/2 = 1 / √2 = √0.5 ≈ 0.7071
Обратите внимание - в самом конце не равно, а "приблизительно равно".
Удачи!
Я учился чуть позже (1994-2000), к этому времени на дневном было разделение на бакалавров, инженеров и магистров.
Бакалавры учились 4 года (или 4.5 - забыл уже), инженеры 5.5, магистры ровно 6.
Бакалавров всерьёз не воспринимали, но были люди, которые на этом останавливались и потом шли работать: Времена голодные были, а корочка формально уже была.