История №1481279
Ленинград, вторая половина восьмидесятых. Были у нас в проектном отделе двое приятелей. Не то, чтобы приятелей- просто кульманы их и рабочие столы стояли рядом – не захочешь, а пообщаешься.
Тенгиз Горидзе- добродушнейший громадный мужик, спортсмен- тяжеловес, его из себя вывести- это очень постараться надо, и Толик Юрченко – вредный, мелкий и вздорный тип с холерическим темпераментом. Разница в весогабаритных параметрах у них была примерно в два с половиной раза – в пользу Тенгиза. Обоим слегка под тридцать.
Толик взял себе за правило к Тенгизу придираться, подкалывать его, и пытаться всячески достать. Ну характер такой вздорный.
Удалось ему это только раз – когда Тенгиз сдавал большой проект, разложил чертежи с готовой работой на столе, и вышел куда- то, а Толик вырезал из листа копирки большую чёрную кляксу, примостил её на ватмане, а рядом положил пустую и высохшую бутылочку из под туши – как бы опрокинулась. Тенгиз возвращается, молча и мрачно смотрит на «загубленный» чертёж, потом на покрывшегося пятнами Толика-
- Твоя работа? Как тэбя угораздило?
- Тенгиз, я, это, я не специально, я только рейсфетер хотел…
- Ты панимаешь, что проект нужно сдать сегодня?
- Тенгизик, дорогой, я нечаянно, я тебе помогу…
Толик подходит к столу, убирает кляксу и бутылку из под туши- а потом ехидно-
- Во, смотри, как чисто получилось! Ты небось так не умеешь тушь стирать?
Под одобрительные смешки коллег Тенгиз растерянно смотрит на чертёж, понимая, что его довольно жестоко разыграли. Потом поднимает Толика над головой одной рукой- тот начинает верещать –
- Ну извини, ну пошутил, ну не буду больше!
- Оттуда извиняйся, негодяй! - продолжает Тенгиз, держа обормота на вытянутой руке. И ведь держал, покуда извинения не стали почти искренними.
Утро в отделе начиналось с того, что Толик подходил к двухпудовой гире, которую Тенгиз держал для разминки, и судорожно пытался её приподнять. Примерно за полгода усилий он довёл количество подъёмов до двух раз- от пола почти до колен.
Каждый раз это действие сопровождалось аплодисментами.
- Толик, не сдавайся, давай третий раз!
Но на третий раз у него сил уже не хватало.
Будни работы отдела- анекдоты, долгие перекуры на лестнице, кто- то откровенно спит, благо из за кульмана не видно. Тётечки со второго этажа попросили шкаф передвинуть, и по секрету сообщили, что сегодня в профкоме будут продовольственные наборы распределять. Волнующее действо- в магазинах пусто, а тут довольно приличные продукты можно было приобрести – но на всех не хватало, поэтому их разыгрывали.
В мешок укладывались пропуска – а это одинаковые пластиковые карточки – потом кто- нибудь, запустивши руку вовнутрь, тщательно их перемешивал, и вытаскивал по очереди- по количеству наборов. Те, кому повезло, оплачивали набор, остальные продолжали надеяться, что в следующий раз непременно повезёт.
Все собрались, пропуска уже в мешке, вбегает Юрченко-
- Погодите, погодите, я тоже! Запихивает свой пропуск в мешок, и начинает их активно перемешивать. Потом вытаскивает один –
- Захарова! Второй –
- Левченко!-
И так далее. Наборов было всего пять, поэтому, когда он вытащил пятый пропуск со своей фамилией, то не удержался-
- О! Вот она, справедливость! Юрченко Анатолий Владимирович!
Ну вытащил и вытащил. Повезло, стало быть. Толик притащил к себе пакет с набором, бросил пропуск на стол, и ушёл в курилку.
Волнующее действо кончилось, опять неторопливо потекли скучные будни. Толика нет. Часа через два Тенгиз задумчиво-
- Ребята, такое дело. Нэ знаю даже, как и сказать. У Толика на столе пакет чуть не перевернулся, я поправил, и случайно его пропуск рукой задел – знаете, он какой- то нэ такой был. Холодный он, панимаэшь?
- Как холодный?
- Ну, как холодный, ощутимо холодный, во как.
- Блин, так этот засранец свой пропуск внизу, в лаборатории, в жидком азоте выкупал, потому последний и прибежал! Поэтому сам и вытаскивать навязался! Вот же скотина хитрожопая!
- Так надо последний набор переиграть?
- Поздно. Не докажешь – пропуск уже нагрелся. Ну Юрченко, ну жук! Мужики, такие вещи нельзя оставлять безнаказанными – мозги включайте, как мстить негодяю будем?
Тенгиз –
- Я знаю, что мы сдэлаем…
В четверг Толик пришёл на работу в галстуке, принёс коньяк и торт. (Извиняться что ли собрался за холодный пропуск? Ага, этот извинится, щасс).
- Что за праздник, коллега? Что отмечаем?
- Женюсь завтра. Я и отгул уже взял. Вот.
- Ну, блин, поздравляем! Совет вам да любовь. А кто невеста?
- Вы не знаете. В отпуске в пансионате познакомились. Замечательная женщина. А как готовит!
………
В пятницу Тенгиз принёс на работу дрель, коробку каких- то хитрых болтов, шурупов и прочих прибамбасов – метчик для нарезки резьбы в том числе. Болты выглядели так- половина стержня- обычная метрическая резьба, небольшая квадратная перемычка, а продолжение- как шуруп, конусная резьба и острие.
Перевернувши гирю, он высверлил в донышке отверстие, нарезал там резьбу, и завинтил болт – так что шуруп торчал острием наружу. Полы в отделе были деревянные, особого труда не стоило взять гирю за рукоятку и завинтить шуруп прямо в доску- так что гиря стала намертво прикреплённой к полу.
Понедельник. Весь отдел ждёт появление Толика. Тот входит, здоровается, морда довольная и счастливая. Ну женился же мужик- понятно. Смотрит задумчиво на гирю – кто- то не поленился, и белой замазкой, которой корректируется печатный текст, обвёл цифры- 32, но слева пририсовал единичку – получилось – сто тридцать два. Традиция есть традиция, Толик с энтузиазмом направляется к снаряду-
- Ыыыы… Уф. Чевой- то не того… как- то это…
- Что Толян, тяжеловато нынче? Ты не сдавайся, ты сможешь.
Следующие минут десять отдел изгалялся в остроумии на полную катушку. Женщин в комнате не было, поэтому самое скромное, что было сказано-
– Вот что этот женский пол с нормальными мужиками делает… Все силы высосала, ехидна.
- А нехрен сдуру жениться, спортом заниматься надо.
- Три дня из постели не вылезать - это тоже спорт.
- Толик, хочешь молочка? Говорят, сил добавляет!
Хохот сдерживали с трудом.
Единственный, кто не издевался над незадачливым свежеиспечённым мужем, был Тенгиз. Он смотрел на беднягу заботливо, и даже не без жалости.
А Толика ретивое заело серьёзно – он побагровел, тяжело дышал, танцуя вокруг гири – но ни приподнять её, ни даже сдвинуть с места было невозможно. Обидно же – раньше- то получалось.
Наконец он крякнув, рванул так, что что- то хрустнуло в спине- Толик взвизгнул, как подстреленный заяц, и упал на пол, чуть не рыдая. Двое коллег помогли ему подняться, и с их помощью бедняга отправился в медпункт.
Пока раненный и группа поддержки отсутствовала, Тенгиз вывинтил гирю из пола, а болт из гири. Отверстия чем- то залепили.
- Нэ говорите ему ничего, а?
Слава Богу, никаких серьёзных повреждений Толик не заработал. До обеда сидел задумчивый, не хохмил и не приставал ни к кому. Перед обедом с ненавистью подошёл к гире- и О, чудо! Двумя руками оторвал её от пола!
Бросил с грохотом обратно и злобно, во весь голос-
- Сволочи, подменили! А куда вторую дели?
- Знаешь, Анатолий, а говорят, если гирю выкупать в жидком азоте, её поднимать гораздо легче – тела от холода сжимаются… И от других гирь отличить легче…
Толик изменился в лице, промолчал- задумался видать. Вернулся к себе за стол, и до вечера не раскрывал рта. Обиделся очень. Полчаса просидел у начальника отдела – уговорил его предоставить внеочередной отпуск на медовый месяц– а из отпуска уже не вышел – уволился.
Собственно, никто и не переживал особо- Толик давно всех достал своими приколами и хамскими шуточками на грани оскорбления. А обмануть коллег с продуктовым набором – это уже было просто непорядочно.
Единственный, кто вздохнул по нему печально- был Тенгиз. Совестливый мужик был – глодало его изнутри слегка, что прикол с гирей именно он выдумал.
Хм-м, хороший герой родом с Кавказа, нехороший герой с фамилией на "-ко". Молчу-молчу, не делаю никаких намеков ни на что, даже косвенных.
Такую страну потеряли. С другой стороны, всё худшее из неё забрали в новую Россию. Отношение к работе, в частности во многом не изменилось.
Надо же, как только не додумаются люди жидкий азот применять! Когда я в молодости работал на приборном заводе, единственное полезное применение, которое работяги азоту находили - охлаждать чайник с разведенным спиртом.
Valentine D➦ЪУЪ• 26.09.24 16:05
На компрессоре стал перегреваться электродвигатель. Нужно менять, но в резерве запасного небыло. Остановить невозможно- значит остановить установку, из-за чего придется останавливать завод. Пару дней, пока не привезли новый электромотор, несколько раз в смену охлаждали его, поливая жидким азотом из дьюара.
Бред. Бред. Полный бред.
И пластиковые пропуска не нагревающиеся по два часа..
skeptik_zanuda• 26.09.24 13:15
"я только рейсфетер хотел…" во второй половине восьмидесятых, в Ленинграде, и всё ещё рейсфедерами чертили? Что ж так, вроде вовсю уже рапидографы были. Я в проектный институт пришел в 1992, и ни одного рейсфедера не видел.
А розыгрыш еды, напомнил подобную историю, случившуюся в смежном отделе, ещё до моего прихода, как раз таки, где-то в описанное в истории время. Кур разыгрывали, тех самых, знаменитых "синих птиц". И были в отделе инженер и техник - муж и жена (им в штампе, приходилось после фамилии, букву имени ставить). И вот каждый из них, выиграл по курице ... Как говорится - "дура лекс сед лекс". Хочешь не хочешь, а вынь и положь. Куру, в смысле. Но одна мадам из отдела, этого никак не могла принять и исходила, извините, на говно, пытаясь недопустить такую чудовищную несправедливость. Как же так, говорила она - они же одна семья, вот одной курицы им и хватит на семью. Не прокатило ...
Она же, в своё время, "учила" жизни (методам контрацепции), свою молодую коллегу, одногруппницу по техникуму, вышеупомянутых куроедов. Чтобы не забеременеть, говорит, надо у сперматозоидов хвостики откусывать ... А та поинтересовалась практической стороной вопроса - а кто это должен делать (мужчина или женщина)?
Был у нас и гиревик. В ещё одном смежном отделе. Был он главным специалистом, и сидел в соответствующей комнате, где у них были собраны "главнюки". Возле его рабочего стола, кроме того стула, на котором сидел, стоял ещё стул для посетителей. Вот под ним, на куске толстой резины, стояла гиря. Вес, правда, не знаю - 16 или больше. Тот ещё мачо был. Не так давно его на пенсию выперли, из ГИПарни уже. За 70 лет, уже. С третьей женой, из нашего же института. Судьба первой мне неизвестна, вторая работала в моём отделе, и умерла от рака, но без заботливых женских рук, он оставался недолго
yura987 ★➦skeptik_zanuda• 26.09.24 15:06
Подруга у жены работала копировщицей или копировальщицей. На кальку переносила чертежи рейсфедером тушью.
finnn ★➦skeptik_zanuda• 26.09.24 15:24
"Здравствуйте, мне нужен рейсфедер!" "Рейсфедер уехал" "Вы не поняли, мне тот рейсфедер, которым чертят на ватмане!" "Ватман тоже уехал" "Да как вы не поймёте, я дизайнер!" "А вы почему не уехали?"
skeptik_zanuda➦yura987• 26.09.24 15:54
У рейсфедера, перед рапидографом, есть конечно, преимущество в простоте и неубиваемости. Рапидограф, штука нежная. И если рука набита (а уж у копировщиц, с этим проблем нет), то почему нет?
skeptik_zanuda➦finnn• 26.09.24 15:57
- Мне нужен ватман
- Ватмана посадили
- вы не поняли - мне нужен ватман для кульмана
- ну так передайте Кульману, что Ватмана посадили
- вы понимаете - я дизайнер
- да уж вижу, что не Иванов ...
- Мне нужен ватман.
- Ватмана посадили.
- Да нет, мне нужен ватман для кульмана.
- Кульман уехал в Израиль.
- Я дизайнер!
- Вижу что не Иванов
sensey➦skeptik_zanuda• 26.09.24 17:22
Товарищ работал в одном отделе с женой. Так им профсоюз на Новый год выделял один подарок - ребёнок то один...
Про кульман забыли. И окончание другое слышал:
-Да как вы не поймёте, я дизайнер!
-Вижу, что не Иванов!
edvins➦skeptik_zanuda• 26.09.24 18:12
Рейсфедерами наверное в последний раз в 50е года пользовались. Уже в 70х в нашем городке на мебельном стояла копировальная машина "Эра".
yura987 ★➦skeptik_zanuda• 26.09.24 18:29
Я совсем не в теме( Знаю со слов подруги. Дело в 87 году и какая-то шарага - рем завод и КБ на 10 чел. Не представляю рапидограф, но вряд ли он был уместен в шараге.
skeptik_zanuda➦sensey• 26.09.24 22:16
Два последних года, в институте, я тоже работал с женой (она там и по сию пору работает). Но подарки для нашего сына, профсоюз нам выдавал индивидуальные, не семейные. Мы оба члены профсоюза были, платили членские взносы, поэтому право на подарок для ребенка, имели каждый индивидуально :)
skeptik_zanuda➦yura987• 26.09.24 22:23
Рапидограф, это не бог весть какой продукт, высоких технологий. Грубо говоря, авторучка для черчения тушью. Просто копировщице был привычнее рейсфедер. Их наверное, ещё и выдавали бесплатно на работе, как рабочий инструмент. Рапидографы же, мы покупали за свои
skeptik_zanuda➦edvins• 26.09.24 22:28
Ну так "Эра" ведь, копировальная машина, для неё оригинал нужно подготовить, с которого потом копии делать. А вот оригинал и чертили тушью, на кальке, как правило. Чем конкретно чертили - рейсфедером или рапидографом, то уже дело другое. Кто чем богат был
edvins➦skeptik_zanuda• 26.09.24 22:43
У меня папаша работал конструктором, рейсфедера в помине не было. Чертил карандашами и на "Эру". Она стояла в отдельном помещении с железной дверью и сигнализацией. При открывании и закрывании помещения надо было звонить дежурному кажется в КГБ.
Да и про гирю брехня. Гири были пустотелые и набитые дробью. Поэтому размер был одинаковый, а вес 16, 24 и 32. Чертили на ватмане. Собрались фантазеры. Только у меня истории жизненные, поэтому их и не любят. Как поговаривал Пушкин: "Меня обманывать не нужно, я сам обманываться рад".
Пушкин не так поговаривал. Пушкин писал:"Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад".
Sergej Telev➦edvins• 27.09.24 11:55
В чем проблема просверлить в пустотелой гире отверстие? И нарезать резьбу?
skeptik_zanuda➦edvins• 27.09.24 12:14
Ну, копировальная техника, в Советском Союзе, всегда находилась под пристальным взглядом товарищей в штатском
Мои родители тоже работали в одном бюро, но было два подарка.
А мы с мужем работали в одном отделе и детям доставалось по одному подарку(( Тут уже 10е годы , все учтено.
Похожая история была и у меня. Тоже один дрищ подколол.
Работали мы в офисе, который находился на последнем этаже. Выше была только мансарда с отдельным входом с кладовкой. Кладовка запиралась на обыкновенный висячий замок. Помню, пошел туда за какой-то надобностью, зашел - слышу, какая-то зараза за мной дверь закрыла и замок защелкнула! Сразу догадался кто - был у нас один приколист, который вечно влипал в ситуации, ибо характер такой.
Ну, шум поднимать не стал, стал думать. И вижу, что дверь кладовки чуть поддается в мою сторону (внутрь), да так, что сбоку двери видно саморезы, которыми прикреплены петли для навесного замка. Далее все просто: нахожу в кладовке отвертку, тихонько отворачиваю саморезы, открываю дверь, снимаю замок, прикручиваю петли и вновь одеваю и защелкиваю замок. Все это быстро и тихо.
Затем начинаю орать и бить кулаками в закрытую дверь, но, естественно, с другой стороны. В мансарду ведет отдельная дверь, меня слышат но не видят. Сам встаю сторону от этой двери, где меня не видно. Слышу, идет виновник меня освобождать и говорит ехидно: "Что, зассал в темноте?"
Подходит к двери кладовки и тут я замогильным голосом громко говорю ему в спину: "ЗАЧЕМ ТЫ МЕНЯ ЗАКРЫЛ???" Ощутимо вздрагивает, поворачивается ко мне, глаза огромные:"КАК ты выбрался??? ДВерь же закрыта СНАРУЖИ!"
Ничего я ему не сказал. А он даже на протяжении большого времени мучился это й загадкой. А ларчик, как мы видим, открывался просто...
Ктототам➦Denial• 14.10.24 17:20
А можно было дождаться, когда он откроет дверь, зайдёт внутрь в поисках вас, и закрыть его!
Беда, что скучен сей роман.
После второй истории - бросил тратить на "это" время.