История №1480935
Но в истории военных конфликтов был уникальный случай, когда один гусарский полк, т.е. КАВАЛЕРИЯ, захватил полноценный флот противника, включающий в себя современные на то время линкоры с сотнями пушек.
Кавалеристы атаковали моряков не на берегу, и не у причалов.
И даже не в портовых тавернах, взяв в плен загулявших пьяных неприятелей.
Атака «гусар летучих» верхом на лошадях на грозные линейные корабли была произведена в море!
Всадники плыли на десантных судах, лодках и плотах?
А потом шли на абордаж, красиво гарцуя по вражеской палубе?
Нет.
Лошадки добирались по морю вплавь? При этом гусары в полной амуниции барахтались рядом и держались за конские гривы?
Категорически нет!
А может быть кавалеристы воспользовались отливом и добрались до севших на мель врагов по обнажившемуся морскому дну? Тоже нет!...
Всё было гораздо интереснее. И крайне необычно...
Это исключительное событие произошло в конце XVIII века во время так называемой Войны Первой коалиции, которую республиканская Франция вела с основными монархиями Европы.
В течение 1794 года войска французской Северной армии под командованием генерала Жан-Шарля Пишегрю заняли Западную Фландрию (сегодня это часть современной Бельгии), а в январе 1795 года вступили в Амстердам.
Заняли французы столицу Нидерландов и решили в ней перезимовать.
В один из холодных дней разведка доложила генералу Пишегрю, что в 80 километрах к северу от Амстердама на якоре голландский флот. Зима в том году выдалась чрезвычайно морозной и суровой, всё морское побережье покрылось льдом, а залив, где стояли военные корабли, замёрз. Нидерландские линкоры, к большой радости противника, вмёрзли в лёд.
Командующий французской армией Шарль Пишегрю поручил бригадному генералу Яну Виллему де Винтеру во главе 8-го гусарского полка провести операцию по захвату голландского флота по льду моря. Что и было безукоризненно исполнено в ночь на 23 января 1795 года.
Спустя годы несколько художников изобразят отважную атаку французских кавалеристов на голландские корабли. Картины получатся красивыми и героическими, но не соответствующими действительности.
На самом деле всё происходило в кромешной ночной темноте. Всадники не размахивали саблями, не неслись по скользкому льду галопом и не применяли боевой клич. Они подкрадывались тихо, чтобы их не услышала вахта. Для скрытного подхода к кораблям копыта лошадей были обмотаны тканью, а каждый гусар привёз на своём коне по одному солдату линейной пехоты. Лёд не треснул, и французская кавалерия при поддержке пехоты благополучно добралась до кораблей, застрявших в ледовой ловушке, и взяла их на абордаж.
Причём, что очень интересно: без единого выстрела и без всяких жертв с обеих сторон. Голландцы вместе со своим командующим капитулировали. В результате столь необычной операции французская армия захватила 14 линейных кораблей, 850 орудий, а также несколько торговых судов. В военную историю этот случай внесён как уникальный пример успешной и бескровной атаки флота кавалерией.
Старый как дерьмо мамонта• 24.09.24 15:16
Вот только называть парусные линейные корабли линкорами некорректно, хотя второе это действительно сокращение от первого. Тем не менее линкор это стальной паровой корабль другой эпохи с принципиально иным размещением артиллерии и с принципиально иной тактикой применения. Линейные корабли выстраивались с противником в две параллельные линии, т.к. стрелять могли только из бортов, а для линкоров с вращающимися башнями встать бортом к противнику было смерти подобно. Но в русском флоте прижились красивые устаревшие названия для "боевого корабля" бэттлшипа (у нас линкор) и "истребителя" дестроера (у нас эсминец).
Жека 77➦Старый как дерьмо мамонта• 24.09.24 19:07
За пояснения спасибо, но не корите скрипача, он играет как умеет.
И_О➦Старый как дерьмо мамонта• 24.09.24 19:09
А еше есть очень красивое название для "боевого корабля" Man-of-War (или Man-o'-War).
Plato➦Старый как дерьмо мамонта• 24.09.24 21:29
а для линкоров с вращающимися башнями встать бортом к противнику было смерти подобно
-----------
Вообще-то именно так всегда и стремились сделать, Джеллико при Ютланде устроил Шееру crossing T, т.е. встал бортом к противнику притом всей линией. Того при Цусиме тоже, хотя для этого ему пришлось разворачивать всю свою линию под обстрелом.