История №1480933
Всё связано с одним произведением: переводом стихотворения Андре Шенье, посвящённого событиям Великой французской революции.
Пушкин, ещё начинающий поэт, выполнил этот перевод и тогда же подал его в Цензурный комитет. Претензий к тексту не было, но до публикации не дошло, и текст, как и многие другие произведения Пушкина, отправился в тогдашний самиздат: его переписывали и передавали друг другу поклонники.
Но случился мятеж 14 декабря 1825-го года, и произведение, темой которого было противостояние монарха и народа, вдруг стало очень актуальным. Особенно после того, как кто-то из переписчиков добавил произведению заголовок: «14 декабря».
В Тайную, Его Величества канцелярию, стали поступать сигналы неравнодушных граждан о том, что по рукам ходит стихотворение совершенно возмутительного содержания, посвящённое тому самому мятежу.
Вскоре был по доносу был арестован некий офицер Рубцов, у него нашли криминальный текст, арестованный отказался сказать, от кого получил крамолу. Но признал, что автор — Пушкин.
Что интересно, Андре Шенье был сторонником короля, и к революционерам никакой симпатии у него не было. Особенно после того, как они отрубили ему голову. Но литературоведов в голубых мундирах такие мелочи не интересовали. Им просто не понравился текст, где очень близко соседствовали слова: «народ» и «свобода».
Александр Сергеевич жил в это время в Михайловском, поэтому именно псковскому руководителю полиции прилетел указ допросить поэта.
Боец невидимого фронта вызвал к себе служителя муз и грозно вопрошал: «Не Вы ли, сударь, являетесь автором известного стихотворения?»
«Какого?», — спросил поэт. За Пушкиным к тому времени числилось несколько весьма токсичных произведений, хуже того, поэту приписывали любое анонимное поэтическое произведение, ходившее по рукам.
А вот ответить полицейский чин не мог: дело было секретное, и никакой информации о криминальном стихотворении он не имел. Тот случай: «Сам должен знать!» 😅😅
В итоге дело, конечно, разобрали. Для офицера всё кончилось благополучно: его, конечно, приговорили к расстрелу, но Всемилостивейший Государь заменил смертную казнь разжалованием в рядовые и отправкой на Кавказ.
А с Пушкиным что делать? По тексту произведения к нему претензий не было, но свою вину в том, что не воспрепятствовал распространению стихотворения он объяснить не мог. Правительствующий сенат постановил установить над поэтом секретный полицейский надзор.
Бесприглядным поэт и до этого не был: вся его переписка вскрывалась, и каждое действие отслеживалось.
Но теперь, если Пушкин ехал в другой город, впереди него летела депеша в адрес местного полицейского руководства: дескать, едет к вам лицо, находящееся по секретным полицейским надзором, посему надо принять соответствующие меры.
Один из полицмейстеров не удержался, и запросил вышестоящее руководство: что за меры он должен предпринять, и что вообще от него требуется в данной ситуации?
На что получил исчерпывающий ответ: «На этот счёт никаких инструкций не имеется!» 😅😅😅
Интересно, а могли ли декабристы выписать своим крестьянам паровые тракторы? А в Иркутск, Читу и Нерчинск могли их заказать?
Ну вот и Восстание декабристов уже противостояние царя и народа.
История как байка пойдет, но дискутируют на полном серьезе.
akibe➦Pax Slavica• 24.09.24 19:42
ну а как вы хотели, после последнего сериала снятого на родине декабристов думаю даже идиотам объясняли, что раскачивать лодку.. э . . .. .. .
Pax Slavica ★➦akibe• 25.09.24 02:11
Ну если по сериалам ориентироваться, то да. Гомотрон — везде!
С Пушкиным вообще все довольно прикольно выходило - все считали его сверхталантливым раздолбаем. Он ничего не делал по политическим мотивам, ни имел злобливого характера, просто поверх его инфантилизма на него периодически накатывали "приступы" озарения.
Поэтому с одной стороны ему часто прощались его множественные косяки, с другой - ему никогда ничего не доверяли, не сближались с ним. Хотя и пытались пользоваться в своих интересах. При этом он не воспринимал это как "изоляцию", был сам себе генератором хорошего настроения.
Многие исследователи искренне считают причиной его смерти творческий застой. И в этой версии именно потеря им "статуса озаренного" привела к тому, что дуэль была доведена до конца, а не отменена в шутливом тоне, как было обычно
Отмены дуэлей: Павел Ганнибал (дядя), Петр Каверин (друг), Кондратий Рылеев, Фёдор Толстой, Модест Корф, майор Денисевич, двойная Фёдор Орлов и Алексей Алексеев, Дегильи, Иван Ланов, Скартл Прункул, Северин Потоцкий, штабс-капитан Рутковский, Инглези, Иван Руссо, Николай Тургенев, Владимир Соломирский, Александр Голицын, Хвостов, Репин, Семен Хлюстин, Владимир Сологуб, Дантес (1937 г)
Чуть серьезнее - Вильгельм Кюхельбекер (Кюхельбекер выстрелил в воздух, Пушкин вообще не выстрелил), Семен Старов - оба в воздух, Тодор Балш - оба в воздух
Единственная (кроме последней) реальная дуэль, ломающая логику - Александр Зубов (1922, середина периода романтизма) - та самая, где ел черешню и не стрелял в ответ
Всё так (вот только граф Соллогуб пишется с двумя "л" 😉). Но с уточнением: почти весь этот длинный список дуэлей укладывается в очень короткий период жизни Пушкина, - от выпуска из лицея до выезда из Кишинёва в Одессу. Потом - только две дуэли (точнее одна, её просто откладывали) с д`Антесом, а, точнее, с Геккерном. Там Пушкин точно искал смерти: наплевал на свой страх блондинов, оставил дома перстень-талисман, потребовал от секундантов максимально кровавых условий поединка... Увы, всё так.
А то. Хорошо еще, что Ганнибал был Павлом, а не Лектером )))
Подсознание вообще забавная штука. Интересно, а кто моложе, на автомате в 20xx переделывают, или это фишка только тех, кто писать больше привык на бумаге? Надо будет понаблюдать
Ну не знаю насчет незлобливого характера - неуравновешенный, вспыльчивый до бешенства, избалованный вниманием, злой на язык - эпиграммы и шуточки у него часто были неуместными и излишне жесткими. Если уж он проституток питерских до слез доводил и те жаловались на него в полицию, и писал злобные эпиграммы про любовниц своих…
Пятьдесят лет до того казней не было, декабристов далеко не всех к казни приговорили, а тут за хранение стихотворения - казнь? Как-то с трудом верится.
finnn ★➦Derrick• 24.09.24 14:00
Приговоры, которые подавали на утверждение государю, всегда делали излишне суровыми, чтобы монарх мог проявить свою милость. Декабристы получили "вышку" очень многие, несколько десятков, царь заменил её на вечную каторгу. Пятёрку главарей приговорили к четвертованию, так что для них милостью была виселица.
К смерти (не политической) были приговорены судом три с половиной десятка из 120 человек. При несравнимой, в общем-то, тяжести преступления.
Ничего, что в предыдущие годы и царь был другой?
Т.е. цари, если речь о 50 годах.
Например, всего за 35 лет до того Радищев в мае 1790 года напечатал свою знаменитую книгу, а уже в августе того же года был приговорен к смертной казни за «покушение на государево здоровье» (во как! - НМ), и «заговоры и измену».
5 сентября 1790 г. Екатерина, его, правда, помиловала, отправив в ссылку.
Другие. И я не писал, что не приговаривали к казни - я писал, что казней не было, и пример Радищева мое утверждение никак не опровергает. А декабристов судили примерно в то же самое время, при том же царе.
И опять же, Радищев книгу а) написал, б) напечатал в домашней типографии и в) продавал (=распространял). Если бы вы привели пример приговоренного к казни покупателя книги, было бы корректнее, а так - все равно несравнимые преступления. Хранить дома записанное от руки (не факт, что собственноручно) стихотворение не своего авторства - это совершенно не то же самое.
«Внемли, о Гелиос, серебряным луком звенящий,
Внемли, боже кларосский, молению старца, погибнет
Ныне, ежели ты не предыдешь слепому вожатым».
Рек и сел на камне слепец...
-
Вот эти стихи и где здесь за народ?
finnn ★➦edvins• 24.09.24 12:27
Это другое произведение.
Подъялась вновь усталая секира
И жертву новую зовет.
Певец готов; задумчивая лира
В последний раз ему поет. 1
Заутра казнь, привычный пир народу;
Но лира юного певца
О чем поет? Поет она свободу:
Не изменилась до конца!
Так это не перевод, а собственные стихи Пушкина "Андрей Шенье".
Так это Вы процитировали текст "Андрея Шенье", этот текст конечно, является вольным пересказом 4 строчек самого Шенье (который "лиру" рифмовал с "зефиром"), но не переводом.
Переводов Пушкиным стихотворений Шенье известно всего 3, из них лишь в одном что-то там говорится о свободе, но этот перевод относится к 1835 году!
Остальные два перевода - совершенно аполитичная лирика.
Перевод, пересказ, - где грань? Переводчик в поэзии - соперник.
Ну, "Андрею Шенье", получается, в длинном (на три страницы) стихотворении Пушкина принадлежат, дай Бог, 4 (а скорее - 2) строчки...
Перевод ли это? :-)
Клевета и гнусные намёки! Надеюсь, внутренние органы уже оповещены. И не единожды, ведь выпуск доступен более четверти часа. Правда, юрег?😉
Голосование на телефоне - проблема. Вместо "посмотреть" поставил себе минус. Типо:
- Собственное мнение у меня есть. Но я его, не поддерживаю и не одобряю. (С)(Из старого советского анекдота)
Я тоже раз попал в такую ситуацию, только поставил себе плюс. Подумав, переделал на минус: пусть лучше считают идиотом, чем самовлюбленным нарциссом 😆
И такое тоже уже было. Оценку за работу можно попозже стереть. А за коммент - фиг!
"но свою вину...объяснить не мог. "
Правильно. Подозреваемый сам должен себе статью определять.