История №1470311
Итак, это год 1851-й от рождества Христова. Толстый мудот принц Альберт решил устроить выставку, которая бы затмила собой Парижскую. Он решил устроить Всемирную.
Осенью 1850 года работу по устройству павильона Всемирной выставки поручили четверым инженерам, а именно вот таким: Мэтью Уайэт, Оуэн Джонс, Чарльз Уайльд и Изамбард Брюнель.
Им было дано единственное задание: не больше, не меньше как спроектировать и построить здание, достойное выставки лучших умов текущей истории.
Название же у этого великого комитета было соответствующее, и я сейчас цитирую дословно: The Building Committee of the Royal Commission for the the Great Exhibition of the Works of Industry. Так сказать, ККВДКХ (им п. Ал. С.-К.-го и Г.)
Бюджет у них был совершенно некоммунистический. Нищий был бюджет-то. Дали им всего 150 тысяч фунтов, тьфу по сравнению с текущими временами. Это, ну, примерно два миллиона долларов по нашим временам.
Но задача была поставлена, и четверо великих инженеров — ну как великих, они все были в начале своей карьеры, кроме старика Брюнеля, — взялись за ее исполнение.
Надо сказать, им это не удалось. Изо всех четверых ее членов лишь Уайэт, в ту пору юноша, был архитектором, но в ту пору он зарабатывал на жизнь как писатель, а не строитель; Уайльд был инженером, специализирущимся на мостах, Джонс работал по интерьерам, и только Брюнель чего-то достиг как архитектор, но и он всегда любил крайне эпические, затратные по времени и деньгам проекты.
Короче, эта компашка сообразила-таки здание на четверых. Длинное, двухэтажное чудовище. Тридцать миллионов кирпичей понадобилось бы для его постройки, причем нужно понимать, что это здание должно было бы существовать примерно 3 месяца, а затем оно должно было быть разобрано. Тридцать миллионов кирпичей заняли бы всю кирпичную просышленность Британии на полтора года.
Старик же Брюнель возглавил это здание своей контрибуцией, а именно жутким колоколом из самого модного в те времена материала, ЧУГУНА. Он планировал навесить на двухэтажное здание купол из чугуна весом больше здания. Оригинал был, да, но его посты всё-таки гениальны. Самое смешное, что Брюнель не мог бы его начать конструировать до тех пор, пока тридцать миллионов кирпичей не были бы уложены пониз.
И в этот абсолютный кризис строительства — а нужно сказать, что и п. Альберт, и весь британский пиар уже раструбили о строительстве по всему свету, — вступает изящный, стройный, спокойный человек по имени…
Джозеф Пакстон.
Это главный садовник Четсворт-хауса, резиденции великого княза Девонширского, в пересчете на русские регалии.
(Хотя Пакстон вообще-то заведовал садом в Дебиншире, а не в Девоншире, но кого волнуют такие мелочи, правда?)
И все понимали, что выставка не просто под угрозой, а под угрозой престиж всей Великобританской империи, и вы знаете что сделали английские чиновники? Вы никогда не догадаетесь.
Они доверили весь проект низкорожденному выходцу из чинов, старику Джо Пакстону.
Честное слово, я полюбил Британию всем сердцем, когда узнал про этот факт. Это нечто, абсолютно недоступное России — доверить стройку века САДОВНИКУ.
Надо сказать, он великоплепно справился с задачей. Он построил прекрасный, дешевый, практичный Хрустальный дворец, в рамках бюджета и вовремя. В нём прошла выставка века. Дворец разобрали. Это материал для будущих историй.
Но я никогда не уважал Британию больше, чем когда понял, что строительство века в Британской в то время Империи доверили низкорожденному садовнику.
В этом всё величие Британии.
Не то, чтобы вполне враньё, но...
Начнём с бюджета. 150 тысяч фунтов стерлингов, учитывая, что фунт равнялся приблизительно 10 граммам золота, это полторы тонны золота. То есть при нынешней цене 80 долларов за грамм - 120 миллионов долларов.
Далее. Комиссия должна была не разработать проект, а выработать условия конкурса и отобрать из присланных на конкурс работ лучшую. Было прислано 245 работ, две вписывались в условия, но были слишком дорогими, 300 тысяч фунтов стерлингов (240 миллионов), и были отвергнуты.
Тогда и стали рассматривать проект Пакстона. Он не то, что не был главным садовником герцога (не "великого князя"), он занял это должность в 1823 и числился вплоть до 1858, но зарабатывал на жизнь не этим, он был архитектор, специализировавшимся по оранжереям (в частности, построил в 1837 самое крупное в мире сооружение из стекла и металла - Большую Оранжерею), впрочем, строил и другие сооружения - от кладбищ до Императорского Фонтана, крупнейшего в мире (строился для показа Николаю Первому, но тот его не увидел). Был видным ботаником (автором ботанического словаря и организатором экспедиций за растениями), но разбогател, как железнодорожный делец, директор Мидлендской железной дороги. Занимался политикой, был депутатом от либеральной партии.
Но вот кем он на момент строительства Кристал-Паласа не был, так это "низкорождённым садовником".
pastushenko ★➦СанитарЖеня• 29.07.24 21:37
Хотел сказать, кем я считаю автора поста, но мы же в британских нормативах общаемся тут, поэтому лучше скажу вам спасибо )
Задолго перед Всемирной выставкой Пакстон спроектировал и построил множество огромных оранжерей, одна из которых была самым большим стеклянным зданием в мире.
Именно этот опыт и был положен в основу проекта Хрустального дворца
А еще он был директором железной дороги, членом парламента, архитектором дворцов Ротшильдов, издателем журналов, организатором научных экспедиций.
А садовничал так, для души :)