История №1466412
Мне довелось учиться в пяти советских школах и посидеть в десятках библиотек, практически во всех висели портреты Льва Толстого на видном месте. Иногда хотелось поржать от прочитанного или от шуток соседей по партам, но поскольку в классе и читальном зале делать этого нельзя, искал взглядом отчаянно, на чем бы успокоиться. Суровый седобородый граф глядел на меня со стены с печальной укоризной, это действовало магически. Я рассматривал его в упор и в некоторых случаях видел странную полукруглую отметину на его лбу, как будто эзотерический третий глаз, но чуть левее. А на других портретах и даже фотографиях ее не было вовсе, чистая мистика.
Оказалось, это проделки ретушеров и живописцев. Одни оставляли шрам, другие нет.
Как это было. Экшн. Случай на охоте.
Навалило снега под Смоленском по пояс. Два барина топтались в своих лунках на поляне с ружжами наготове. У каждого двустволка в руках, другая рядом приставлена к дереву. На них собрались выгонять медведя из берлоги. Сзади залег мужик егерь с рогатиной, чисто на всякий случай. Нормальный медведь от первого же выстрела обратно в лес удерет, показывала практика.
Но егерь был начеку, баре ему особого доверия не внушали. Один, с благообразным бритым чиновничьим лицом, толстым пузиком и крошечными ручками-ножками, слишком нервничал. Натоптал себе обширное место, чтобы в случае чего бежать куда глаза глядят, если медведь все-таки ринется.
Другой, 30-летний, напротив был спокоен, высок и кряжист, как дуб, но еще более странен - борода ярко-каряя рыжеватая, шевелюра на голове черная и кудрявая, глаза светло-голубые пронзительные, нос крупной картошкой. В общем необычайный мутант. Случись Толстому вплести такого автобиографического героя в свой роман, читатель не поверил бы, что такие вообще существуют. Он не стал ничего вокруг себя вытаптывать, пошел куда сказали и встал как вкопанный в сугроб.
Как уже вспомнил эрудированный читатель, компанию ему составлял Фет.
Итак, разбуженный медведь выскочил из леса, и заметив Фета, шарахнулся от него в ужасе. Понесся прямо на неподвижного Толстого, приняв его вероятно за пень. Тот выстрелил с близкой дистанции и окутался клубами густого дыма. В нем затерялись и Лев, и медведь.
Когда дым рассеялся, они узрели друг друга с расстояния в метр. Граф увидел, что промахнулся начисто, медведь остался жив-здоров, но очень зол. Второй выстрел в упор попал ему в пасть, чем рассердил еще больше. Медведь повалил классика и схватил его голову себе в зубы.
Окажись он проворнее на секунду, мы бы вспоминали об еще одном случае, когда жизнь гения оборвалась рано и трагически. Под портретами в школах стояли бы даты 1828-1858.
Медведь успел снять со Льва скальп. Он безусловно смог бы прокусить эту мудрую голову, но чуть чуть замешкался, а егерь нет. Он подбежал и прогнал животное рогатиной.
На следующее утро они снова пошли в лес и раненого зверя добили. Это оказалась медведица. Ее шкура украсила пол усадьбы. На ней любила валяться маленькая дочь Толстого, слушая страшные сказки про медведей. А сама эта сцена стояния в снегу, своего выстрела в упор, ранения противника, бессильного ожидания собственной неминуемой гибели и ощущение нелепости происходящего, вероятно вдохновили Толстого на сцену дуэли Пьера Безухова. После этого случая он перестал охотиться на медведей, а потом вообще стал вегетарианцем. Жизнь авторов иногда бывает интересней, чем у выдуманных ими персонажей. Вот сколько сейчас развелось литераторов и критиков, а кто из них держал голову в пасти разъяренного медведя? Отсюда и качество кабинетной продукции.
Не зря, вам Алексей звёзды упали. Если ещё бы в дебри вас не не несло, цены бы не было.
Соломон Маркович ★• 05.07.24 19:20
Леша ждем следующую историю как Сабанеева звери изловили)))😂
Медведь покусал Льву Николаевичу голову. Тогда-то он придумал дать герою романа фамилию Безухов!
Некто Леша ★★★★★➦finnn• 05.07.24 22:14
Быть укушенным в голову это сущая ерунда по сравнению с Кутузовым - турецкая пуля вошла ему в правый висок и вышла под левым глазом, то есть прошила мозг насквозь по довольно длинной траектории. Он однако серьезно не пострадал, а может даже улучшил свою работу: после этого случая Кутузов воевал еще пару десятилетий и дорос от подполковника до фельдмаршала. Возможно, пуля уничтожила ненужные ему нейронные связи, хранившие светскую болтовню и прочий вздор. Даже глаз не пострадал - он продолжал видеть, просто вывернутый под диким углом. Кутузов носил повязку на глазу, чтобы не пугать окружающих. Но на поле боя его зрение только выиграло - оно стало как у лошади, плоским, но с более широким обзором :) А о дистанции до неприятеля вместо стереоскопического зрения доносили адъютанты.
Byram ★★★➦Некто Леша• 06.07.24 15:03
Да, Кутузов прихлебала и льстец был еще тот. Всё лил в уши Александру, какой Александр гений!
Вот так живёшь-живёшь - и тут тебе говорят "Баянище!" А ты ни сном, ни духом о том, что это, оказывается, известная история.
С присущей мне дотошностью)), полез поискать хоть что-то в творчестве Фета на тему медведя, и вот пожалуйста:
Чем тоске, и не знаю, помочь”;
Где-то на пол медведя бросают
И от мысли уснуть мне невмочь,
Что вдруг сын чей-то или же дочь
Ему лапу сейчас отрывает.
Может скинемся на медведя для наших корифеев?
Пусть подержат головы в пасти.
Качество материала у нас тут совсем хреновенькое стало.
Некто Леша ★★★★★➦nikbuda• 05.07.24 18:23
ИМХО, лучшие авторы сейчас те, жизнь которых была полна смертельно опасных приключений. На этом сайте для меня эталоны-камертоны в этом смысле - Камерер, Вованавсегда, Мастер Иванов. Такое не напишешь, не пережив, поэтому вызываю эмпатию - легко представляешь себя на их месте и как проживаешь вторую жизнь, в которой возможно сам бы и не выжил.
А вот антиэталон - Ракетчик, безграничное талантище рассказчика, но спокойная жизнь без событий. Лучшие его истории получились об армии, а когда кончились, ушел в грезы и мимозы середь родных осин. Чисто моя вкусовщина, кому и Пелевин писатель.
<<Медведь успел снять со Льва скальп... На следующее утро они снова пошли в лес и раненого зверя добили>>
Лев так, без скальпа, и пошёл? Или всё-таки нахлобучил скальп на голову? Чтоб не простудиться?
Некто Леша ★★★★★➦Генрих Монт• 05.07.24 15:50
:) Я полагал, нормальному читателю и так понятно, куда дел Толстой свой скальп. Борюсь за лаконичность.
Valentine D➦Некто Леша• 05.07.24 18:27
У самого-то сомнений не возникло, что Толстому больше делать нечего было, как со снятым скальпом идти медведя добивать? Впрочем, с тебя станется...
Некто Леша ★★★★★➦Valentine D• 05.07.24 21:50
Это всего лишь содранная кожа, которая в районе лба к черепу вообще не крепится. Типа парика, но со слоем кровеносного питания для волос. Судя по тому, что Толстой не облысел после этого, локальный разрыв. Промыл, нахлобучил обратно, крепко перебинтовал вероятно и пошел. Свидетели не упоминают, что его пришлось уносить с места схватки на носилках или выносить на себе, такое бы обязательно припомнили. Значит, своим ходом вернулся, отчего на следующее утро не сходить?
Годову не держал, да.
Но сваливать на третьей космической по горам - да, было такое дело. Может потому и пишу на ан.ру байки, а не трехтомники ;)
Некто Леша ★★★★★➦Хренонимус• 05.07.24 15:04
Так рассказал бы! Про третью космическую по горам я еще не слышал.
Мой случай скоростного сваливания был почти безобидный, но драматический. Купался на пляже в пригороде Потайи, когда завидел надвигающуюся вполнеба тучу. Вскоре от нее сильно подуло. Я как был в плавках, только успел надеть каску и сланцы, кинул в бардачок байка майку и шорты, и понесся на нем в сторону своего отеля. Туча меня настигала, но медленно, примерно на той же скорости. Успел заметить прикольный эффект - несмотря на зверский ветер, для меня лично на байке был почти полный штиль. Только в спину слегка поддувало, а не в лицо, как обычно. Наблюдал в зеркальце и оборачиваясь, как за мной гнутся до земли пальмы, взлетают вывески и мусор, их прибивает к земле стена дождя.
Только успел влететь под широкий козырек отеля, его накрыло, почувствовал себя как под водопадом со всех сторон и тут же замерз просто от брызг и ветра, они были ледяные. Погрузился погреться в открытый бассейн во дворе отеля, там вода была еще теплая. Попал в полную благодать - по каске бешено тарабанит ливень, а у меня перед носом тихо взлетают эдакие причудливые фонтанчики, капли были крупные и врезались в бассейн как рой метеоритов. Может, из града только что растаяли, раньше и после я таких не видел. Сюрреалистическое зрелище! Но и пловец в каске со стороны наверно тоже.
Хренонимус ★➦Некто Леша• 05.07.24 15:09
Ну вот, вернусь на следующей неделе из гор - напишу, как мы с женой от медведя по горам деру давали ;)
Второй выстрел в упор попал ему в пасть,
Медведь успел снять со Льва скальп. Он безусловно смог бы прокусить эту мудрую голову,..\\ - Я ждал что автор напишет - но пуля застрявшая между зубов не дала этого совершить, но ошибся. - \\ но чуть чуть замешкался, а егерь нет.\\
Егерь! Подлый егерь. Тьфу на тебя!
Некто Леша ★★★★★➦ElenaEPetrova• 05.07.24 15:53
Татьяне Львовне Сухотиной-Толстой спасибо, у нее прочел.
так вот в чем заключается талант настоящего писателя, оказывается. а мы-то думали - талант, божий дар, упорная работа над стилистикой... а тут все просто как кусок хозяйственного мыла. сунул голову в пасть к медведю - и все, пиши что хочешь, хоть слово "хуй" на заборе, неважно: все равно сразу станешь гением и мировым классиком. работа ведь некабинетная, как у лохов, буниных да бродских всяких.
предлагаю автору этого текста попробовать тоже засунуть голову в пасть к медведю. может быть, и у него получится что-то более или менее нормальное сочинять
Некто Леша ★★★★★➦mkz• 05.07.24 15:46
Совершенно нелепый, именно кабинетный взгляд на вещи. Люди на природе, и особенно на охоте, вовсе не стремятся попасть в гибельные ситуации, а напротив их тщательно избегают. Это учит наблюдательности и улучшает реакцию, а опасные случаи получаются необычные, своя жизнь сама как роман.
Кабинетному же городскому писателю о приключениях своего тела остается писать только "сел, встал, пошел, лег", что покупать никто не будет. Вот и остается выдумывать с потолка другие миры, где с героями что-то происходит. Ну или играть словами, смыслами, метафорами и ассоциациями на радость таких же сидячих бедолаг.
А Бродский вообще не диванный писатель. Он прирожденный поэт и городской бродяга, стихи свои слагал на ходу, любуясь прекрасным Петербургом и прочими местами. Опасности над ним тоже висели грозные - быть посаженным в тюрьму за тунеядство или в психушку за диссидентство, размышления где переночевать сегодня, как добыть денег, не быть избитым городской шпаной. Город как своего рода грозный лес. А лучшие его стихи, на мой взгляд, вроде "Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря..." Для того, чтобы оказаться в прототипе этой мечты, Бродскому достаточно было сесть на выборгскую электричку и доехать хотя бы до Комарово, да и сам Ленинград в его время был почти провинцией.
А Бунин вообще почти весь про природу и людей на ней. Но жил там спокойной жизнью и потому слегка нуден :)