История №1462764
(ко Дню России)
Тёплый ветер августа и звуки пастушьего рожка кружили над бескрайними полями. Шёл 1853 год. В усадьбу Марьино съезжались гости. Генерал-адъютант Александр Иванович Барятинский, гроза Кавказа, устраивал бал по случаю именин матери своей, княгини Марии Фёдоровны.
И он, и княгиня, стоя на крыльце, радушно встречали прибывающих. Был среди приглашенных и Яков Тыртов, поручик 65-го пехотного Московского Его Величества полка.
Некоторые гости были всерьёз обеспокоены и торопились узнать у генерала – не случится ли война в ближайшее время, ведь Англия и Франция совершенно отбились от рук.
― Да нешто они супротив нас посмеют, ― с улыбкой успокаивал их князь.
Но Яше Тыртову почудилось в словах генерала некоторое сомнение.
Под звуки большого военного оркестра гости со всею торжественностью входили в пышно убранную цветами бальную залу.
Начались танцы. Будучи несколько близоруким, Яша щурился, рассматривая окрестных девиц, и так увлекся, что раздавшийся совсем рядом полушёпот застал его врасплох:
― Там ли вы ищете, Яков?
― Вера!― воскликнул поручик, ― Вера Ивановна! Какая неожиданность встретить вас.
― Надеюсь, приятная? ― Вера Ивановна игриво нахмурилась.
― Самая что ни на есть приятная. Но так далеко от Москвы...
― Ох… Папа́ переводят сюда. Из московских обер-полицмейстеров да в курские. Но это тайна. Вы уж никому ни слова.
― Какая потеря для Москвы, Вера Иванова!
― Коли пригласите меня на тур вальса, так можете как прежде звать Верочкой.
Они закружился в танце. Вера ласково улыбалась и Яше было от того и больно и хорошо.
― Но слышал я о помолвке с Алексеем Салтыковым. Верно ли это?
― Мы нынче в ссоре, ― отвечала Верочка как ни в чем не бывало.
После трёх кругов вальса Вере захотелось отдохнуть. Яков подвел её к отцу. Тот беседовал с хозяином усадьбы. Яше показалось, что как Иван Дмитриевич, так и Александр Иванович взглянули на него не без иронии. От всего происходящего поручику захотелось выпить водки, причём одному.
А праздник был в самом разгаре, гремел оркестр, кружились пары, лакеи как угорелые разносили шампанское и мороженое, отовсюду слышался громкий смех.
Не успел Яков опрокинуть рюмку, как услышал знакомый голос, пьяный и злой:
― Какого чёрта ты вальсируешь с моей невестой?
― Лёша? И ты здесь?
― Что за «ты здесь?». Это ты «здесь», а я …тут. И я тебе не Леша, а князь Салтыков. К вашим услугам! ― юный князь с трудом держался на ногах.
― Хорошо, хорошо, но присядь, сделай милость.
― К вашим услугам! – настаивал Салтыков. ― Тыртов! К барьеру!
Они стали пререкаться, обращая на себя внимание. «Что происходит? Кто этот поручик?» ― доносилось со всех сторон. Это было неуместно.
― Не кипятись, Лёша, прошу тебя.
― Ты решил воспользоваться моей с ссорой с Верой! Я всё видел.
― Знаешь, обвинять меня в коварстве ― это уже слишком, ― Яша чувствовал, что тоже начинает злиться.― Драться со мной собрался? Да куда тебе. Может ещё и на шпагах? Шанс у тебя есть только если на деньгах.
― К вашим услугам! Я требую…
― Прошу покорно не бузить! ― раздался строгий голос генерала Барятинского. ― И на воздух, любезные мои, на воздух.
Александр Иванович повёл Якова на балкон, за ними, при поддержке генеральского адъютанта, последовал Алексей. Ему вынесли банкетку и пристроили у перил.
― Ишь распетушились! Немедля прекратить и помириться. Слышите меня? И не возражать, никаких возражений не приму. Неужто вы Марию Федоровну огорчить вздумали? Поберегите силы. Понадобятся оные вскоре для защиты отечества, вот что я вам скажу.
― Так война всё-таки будет?
― Будет, Яша, будет. И в короткое время.
― Будет война? ― вмешался Алексей. ― Тогда Яша пойдет воевать. И нам не надо с ним драться. Пойдет воевать и его там убьют. Так ведь?
― Точно так, ― с досадой кивнул ему Яков.
― Яша, прости, прости, ради бога, ― князь Салтыков попытался покинуть банкетку, чтобы обнять поручика, но у него не вышло. ― Прости. Я ведь очень люблю Веру. Я хотел бы сделать её счастливой.
― У тебя получится, непременно, ― вздохнув, ответил ему Яков.
― Отведите князя наверх, в комнаты, ― распорядился тем временем Александр Иванович. ― А вас, поручик, куда? Тоже в комнаты или танцевать?
― Танцевать.
― Вот и славно. Слышите ― ун-ца-ца? Снова вальс.
В остальное время успел поручик Тыртов потанцевать и с Шурой Клейнмихель, под неусыпным взором её маменьки Клеопатры Петровны, и с отчаянно юной Анной Шафгаузен-Шёнберг-Эк-Шауфус, и с огненноволосой Оленькой Левшиной, с которой, к тому же, и беседа составилась преинтересная. И водки Яков выпил, и не раз, и севрюгой закусил, и судаком, на польский манер приготовленным, но так и не оставили его мысли о войне. И о Вере. О войне и Вере.
Празднество завершилось под утро.
― Всё обойдётся, ― решил поручик Тыртов, всматриваясь в первые лучи солнца.
Гости, иные с трудом, рассаживались по экипажам. Их всех ждала дорога, многих – дальняя. Быстро, быстро замелькали колёсные спицы.
©®
Это синопсис. А сам вальс здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=ENL_ZiwWPUo
Вальс понравился. Хотя в музыке не спец и судить об этом вальсе как о новом музыкальном произведении не могу.
А текст отталкивает своей квазиисторической нудятиной подробностей. Нудятиной, которая ничего не дает ни уму, ни сердцу. ...И поручик убит подо Ржевом, и писатель скрипит одной левой...
Сергей ОК ★★➦Болтабай• 13.06.24 00:34
Поручик дожил до старости, умер в Твери, в своем поместье.
Болтабай➦Сергей ОК• 13.06.24 02:50
Собирательный образ поручика разместить во Твери не получится. Ведь в поручиках Ржевском, Голицине- все России сыны видны лицами. (Экспромт).
А тот текст, который Вы представили как синопсис к вальсу, на синопсис, в смысле сжатого изложения художественного произведения, не тянет. Музыка вальса никак не ложится на изобилущий деталюшками без смысловой значимости текст.
И вообще, я впервые встречаю якобы синопсис к вальсу. Ну не настолько же это объемное произведение по сравнению, скажем, с симфонией! Обычно для вальса достаточно его названия и самой музыки, чтобы понять, о чем он.
К примеру, вальсы "Грусть", "Осенние листья", "Амурские волны", "На сопках Маньжурии".
Если Вы обладаете даром сочинять достойную музыку, то стоит ли размениваться на графоманские потуги? Таких потуг- пруд пруди вокруг.
Сергей ОК ★★➦Болтабай• 13.06.24 08:20
вы пишете, что не спец в музыке, а в литературе вы спец?
Болтабай➦Сергей ОК• 13.06.24 09:22
В некотором смысле в литературе спец,- по меньшей мере как аналитически мыслящий, внимательный и умеренно начитанный читатель.
Кстати, я успел уже познакомиться с двумя Вашими историями,- одна по дате самая первая, про признак делимости на 3 в ресторане, вторая- самая большая по сумме баллов, про беспармак в Алмаате (написание "бешбармак" режет мне слух при прочтении, я на беспармаке, образно говоря, вырос). Остался невысокого мнения об обеих историях, как по оригинальности так и по правдивости. Ничего иного ценного для себя в этих историях не нашел. Похоже, тут много голосуют из детишек, начиная с коротких штанишек. Для них эти истории, по-видимому, познавательно интересны. Им пойдут любые байки, где и дед Мазай и зайки.
Тут ранее разлетались как горячие пирожки истории про крайний север, автор был с ником "редактор" и с образом мужчины, геолога-гляциолога. Читатели просили еще,- "про Мишек", так и писали. Я, после ряда обнаруженных крупных ляпов в этих историях, провел поиск по интернету. Все сошлось на личности молодой энергичной редакторши газетки бесплатных объявлений в Сибири. Сейчас уже с год как не появляется с новыми опусами.
Две Ваших вышеупомянутых истории тяготеют по стилю к опусам "редактора".
П.С. Если бы я обладал даром сочинения достойной музыки, то не раздумывая нырнул бы с головой в океан игры в бисер звуков. Музыка воздействует на мозг более непосредственно и сильно, нежели слово. Вся мировая история свидетельствует о том.
Болтабай➦Сергей ОК• 13.06.24 09:45
Не продолжайте давать мне указания. Это уже совсем мелко,- в сторону непризнанного гения.
Болтабай➦Сергей ОК• 13.06.24 11:09
Вы вместо игры в бисер занялись игрой в высер. Я в такую не играю.
Соломон Маркович ★• 12.06.24 14:27
Мне кажется с этим слогом я читал историю создания Оливье это не тот ли автор?))
Сергей ОК ★★➦Соломон Маркович• 12.06.24 15:38
Так автор же указан, я ж не аноним какой, как так, Соломон Маркович? ))
Сергей ОК ★★➦Сергей ОК• 12.06.24 15:38
Опять же, Яше Тыртову в Оливье аж целая отельная глава посвящена)
Соломон Маркович ★➦Сергей ОК• 12.06.24 18:34
Талант то писательский есть и можешь писать занимательное чтиво на исторические темы, хорошо получается не то что у меня один Барков ))) А ты пишешь получше Акунина.
Сергей ОК ★★➦Соломон Маркович• 12.06.24 19:10
/скромно/: не, Акунин получше. Без учета последнего романа про Масу, конечно
Соломон Маркович ★➦Сергей ОК• 12.06.24 19:15
Да хуета у него про Фандорина и Турецкий гамбит даже актерский подбор не спасает сюжет отстойный. Но это мое и только мое мнение потому что не зашло не Азазазель не прочая муть сюжеты высосаны
Сергей ОК ★★➦Соломон Маркович• 12.06.24 19:54
не соглашусь, почти весь фандоринский цикл очень хорош. А цикл про Пелагею так вообще песня. Еще у него есть новеллы в разных жанрах -- блестяще написаны, блестящий стилист. И литературные иллюстрации к истории России большей частью великолепны и очень познавательны.
Соломон Маркович ★➦Сергей ОК• 12.06.24 20:24
Исторические факты там притянуты за одно место очень вольно он с историей обходится. Мне даже Пикуль больше зашел. Ну на вкус и цвет сам знаешь. Но ты пишешь интересно.
мелодия хороша,жаль,что написан пост для дешевого хайпа,ведь вальс написан в 1938 году Дмитрием Шостаковичем......
ГенАндр➦dokFortunan• 12.06.24 14:32
...а текст Льва Николаевича?
Давайте не будем классиков обижать!
ГенАндр➦Сергей ОК• 12.06.24 20:08
Не, это констатация.
А вот "живых авторов обижать опаснее" - это она самая, родимая.