История №1460316
В конце восьмидесятых, начале девяностых, будучи аспирантом, я подрабатывал фотографом в клубе завода "Арсенал". (ИСТОРИЯ №1445477)
1991 год, весна. (год запомните, это важно)
Звонит Колька- приятель мой, редактор заводской газеты-
- Лёнь, ты завтра не сильно занят?
- Не, а что?
- Слушай, у меня фотограф заболел, а тут такое мероприятие - у нас очень заслуженный мужик на пенсию уходит - профком повелел непременно поместить информацию в раздел- "Наши ветераны". Статья у меня уже готова, дядька действительно замечательный, но без фото не пойдёт. Подмогни, а?
- Да без проблем, пропуск у меня есть, скажи куда и когда.
Приехал. На заводе строго, оборонка- всю аппаратуру проверили, спасибо, плёнки не засветили. Прошли в цех. Там народу - половина администрации завода. Чествуют некоего Шедько Ивана Игнатьевича - шестьдесят лет отмечает, из них- сорок восемь лет проработал на заводе, в этом цеху.
- Дорогой Иван Игнатьевич! Сейчас уже даже некому вспомнить, что вы пришли в наш цех в сорок третьем году, в блокаду, и за эти годы, начиная простым разнорабочим (подай- принеси) стали слесарем- инструментальщиком высшего разряда - на всём заводе нет мастера с квалификацией выше Вашей. Золотые руки - это не каждому дано!
Мне Колька на ухо -
- Правда, мужик замечательный, двенадцатилетним пацаном, голодным, по две смены пахал, тут и ночевали в цеху. Ну пошли снимать, работать надо.
Скромный такой пожилой дядечка с добрыми глазами, две медали у него на пиджаке - как говорили, юбилейных тоже куча, но он их не признавал, носил только "За оборону Ленинграда", и "За победу над Германией". Усы у него седые, улыбается. Ехидно. Весёлый, видать.
- Что говорить, так сложилось в нашем поколении. Дай Бог вашему тоже прожить и поработать достойно.
Выбрали несколько мест, ракурсами поиграли, со светом поколдовали - в цеху темновато, красиво кадр не выйдет. А оно же- в газету. Прикрепил вспышку. Раз сняли, два сняли - Игнатьевич - с живым таким матюжком, глаза прищурив-
- Ё...б твою мать, фотограф, я и так вижу плохо, ты меня вообще без глаз оставить на х..й хочешь? Я хоть и пенсионер теперь, но думаю ещё потрудиться, а как, бля, со штангелем без глаз?
Хрипловато так говорит. Но по доброму.
Цех- в хохот. Любили его там, уважали. Действительно, мужик славный.
Мне неудобно, но я же не виноват, что темно в цеху?
Ладно, отсняли. Фото в тираж нужно было дать завтра. Я не спал, до утра проявлял и печатал. Следил только за качеством - в газету же пойдёт?
Колька тоже не спавши, радостно хватает отпечатки -
- Зае...ись, красиво сделал! С уважением - ну Игнатич заслужил же?
Фото пошло в тираж. Выбран был самый приличный кадр - где он стоит рядом с гидравлическим прессом, и скромная улыбка украшает седые усы.
Этот тираж вошёл в историю Арсенала.
Над этим кадром хохотали все, кто его увидел.
Скромный, добрый, заслуженный слесарь. С замечательной биографией.
Яркий заголовок - "Наши ветераны"
И точно под ним- при свете фотовспышки- яркое клеймо на старинном гидравлическом прессе - "Станкостроительные заводы Круппа, 1891 год".
Кстати, мне говорили, что Игнатьевич, когда увидел, хохотал громче всех - и оставил себе эту газету на память.
Игнатьич вышел на работу — выбили европейцев из страны.
Игнатьич ушёл с работы — страна развалилась.
leo3621 ★➦creaze• 30.05.24 09:17
А ведь верно. Мне не приходило в голову сопоставить эти даты...
Интересно, а какая такая важность для всей истории запоминания года событий (1991)? То, что чудо-станку 100 лет исполнилось? Похвально, но и что это даёт для конкретной истории?
Что ни говори, а вещи в старину были качественней. Я вот еле набрал комплект древних стамесок из шеффилдской стали. А в магазинах дрянь, невозможно работать. А старые автомобили: бронза, никель и крокодиловая кожа. Хотел недавно "Ситроен" приобрести 1969го года на каком Луи де Финесс ездил в сериях про жандармов, типа "Луазика" салатового цвета. Дешевле 22х с половиной тысяч евро нет.
Соломон Маркович ★• 29.05.24 21:06
Я такие станки видел на заводе Крупповские работали еще в девяностые)
Странно, вроде герой слесарь-инструментальщик, а по внешности и повадкам; ну, - вылитый чекист. Может правда секретный сотрудник?
Не очень всё же понятно, над чем хохотали "все, кто увидел кадр". Над крупповским станком?
Ну то есть я понял, что кадр получился хороший, неожиданный, заголовок в сочетании с надписью сыграл. Но над чем смеяться?
Со мной работал мужик из Ростова. Он рассказывал, что у них на электростанции до сих пор стоит и работает венгерский котел на угле. Со времен оккупации. Стало быть можно считать, что он трофейный
Alexander_A ★➦kamakama• 29.05.24 14:52
Главное - сфотографироваться на его фоне. И подписать - можем повторить.
Вот смешно будет...
ГенАндр➦kamakama• 29.05.24 17:44
Почему на угле?
На дровах.
Специальные дрова привозят. С завитушками. Из Вологодской области.
Давненько, видать, он работал. И рассказывал.
довлатовская история про фотографирование водолазов, ныряющих за вставной челюстью, была смешнее. и написана была лет на 50 раньше
Т.е., если я сфотографируюсь рядом с автомобилем с надписью Феррари GTO 1962, и подпишу Александр Владимирович 1962 г.р., это будет смешно?
Чтобы познакомить с производством, во время учебы нас возили на разные предприятия по профилю «Лёгкая промышленность». В очередной раз проводили экскурсию на небольшой ткацкой фабрике где-то за Мытищами в районе Монино. Несколько цехов. В первом ничего необычного, всё как в фильмах про ткачих. Во втором всё пространство занимали бумажные перфокарты – целые рулоны, которые поднимались из коробок под потолок, проходили через станок и складывались в другую коробку на полу. Там изготавливали гобеленовые ткани: когда рисунок наносится не краской, а формируется переплетением разноцветных нитей. А в третьем стояло всего два станка. Но каких! Массивная литая станина с вензелями и завитушками и годом изготовления 1898. Огромный деревянные челнок, окантованный с обоих концов металлом, влево-вправо гоняли две массивные колотушки. Ширина ткацкого стана была метра полтора, не меньше, а «тряпочка», которую на нём плели, едва тянула сантиметров на 40. И нити какие-то странные. Металлические – пояснила нам экскурсовод. Здесь ткут защиту для космических кораблей. Логичные вопрос - а почему не на современных станках? Современные с такими нитями не работают, постоянно обрывают.
Плюс. Но история только выиграла бы, если отбросить кучу ненужной и неважной для рассказа словесной шелухи.
Sergej Telev➦НМ• 29.05.24 13:48
Там могло быть написано "Krupp 1881". Я бы догадался, что это не челябинский металлургический. Хотя буквы и не русские.
НМ ★★➦Sergej Telev• 29.05.24 13:58
Лично я не знаю, как по-немецки "Станкостроительные заводы".
Гугл переводит "Werkzeugmaschinenfabriken", но я что-то сомневаюсь.
leo3621 ★➦Sergej Telev• 29.05.24 14:03
Разумеется, так и было написано. В цеху- то все знали, что это значит, а на этом сайте, боюсь, пришлось бы объяснять. Поэтому я и позволил себе некоторую вольность - для пущего понимания.
Sergej Telev➦НМ• 29.05.24 14:31
я бы сказал "Hüttenwerk", но я не сильно в теме. Я посмотрел старые логотипы Круппа. Там стоит просто "Krupp" и символ
НМ ★★➦Sergej Telev• 29.05.24 14:42
Это был бы, скорее, металлургический завод (выплавка стали, домны и мартены всякие). От стали до станков - долгая дорога.
Просто Werkzeugbau. Спереди обычно приставка чего именно делают. И сзади форма собственности.
Именно Maschinenbau, если речь о гидравлическом прессе, а не Werkzeugbau. После праздника гляну как величают себя производители наших слабеньких прессов и опресовочной изостатической установки. Но они не крупповские и даже не тиссоновские.
Но сейчас найти образцы Крупповских шильдиков конца позапрошлого века - задача для профи. Уже тогда заводов была масса и работали десятки тысячь.