История №1458777
Дело было в Монголии, в советское время, где ваш покорный слуга имел честь служить в железнодорожных войсках.
На железнодорожных путях столпились человек 15 бойцов с ломами. Рихтовка пути - кто знает, что это такое, тот поймёт (а кто не знает - это выравнивание пути вправо-влево, чтобы ровным был). На небольшом расстоянии лейтенант - командир взвода пригнулся к теодолиту (или как там называется этот прибор?) - вымеряет, на сколько и куда надо двигать рельсы со шпалами. Солдаты его так и зовут - вперёдсмотрящий.
Наконец, звучит команда: “Пять сантиметров - на Китай! (или на Союз - в зависимости от того, к югу или к северу надо двигать путь). Подобрались!”
Солдаты втыкают ломы под рельсы и крепко хватаются за них.
“Чайник!”- командует лейтенант.
“Мееедный!”- отвечают ему одновременно, на выдохе, воины-железнодорожники, дёргая на себя ломы.
“Чай!”- снова голос взводного.
“Горяяячий!”- снова тянут ломы бойцы.
“Девки!”
“Люююбят!”
“Х...й!”
“Стояяячий!”
У молодых ладони с непривычки стираются в кровь (кто постарше призывом, уже успели заработать трудовые мозоли), ломы гнутся от усилий. Эти, загнутые с одной стороны ломы, больше уже ни для какой другой работы не пригодны - их так и называют - рихтовочные ломики.
Так вот “весело, с матерком”, сорок лет назад продвигалась работа на благо братских советского и монгольского народов на железнодорожной ветке Бага-Хангай - Бага-Нуур.
Подвожу итог.
После написания данного поста, многие кинулись в технологию процесса, так это могло быть или не так… Кто-то написал откровенную ерунду, но многие - действительно интересные технические подробности. Особенно благодарен v450, который описал многие подробности, о которых я и не знал.
Но моей целью было не совсем это. Я хотел сделать, действительно, просто зарисовку с натуры, как это и было названо в заголовке поста. Показать, как это было в действительности, не особо вдаваясь в технические подробности.
И ещё, как мне показалось, интересным были некоторые подробности чисто с фольклорной точки зрения. Например, та самая кричалка про чайник медный, после я нигде уже такой не слышал. Или команды лейтенанта, куда двигать рельсы — на Союз или на Китай — тоже, мне кажется, интересное наблюдение.
Я думаю, специалисты по фольклору могли бы этим заинтересоваться.
Хотя, не знаю, может таковых сейчас и нет…
Но в любом случае, всем спасибо за обсуждение.
Прямо готовый эпизод в фильм, при дающий ему достоверности и атмосферности! Плюс!
Michael Ashnin ★★★• 21.05.24 20:49
Из всех видов ж/д работ— рихтовка самая занудная и утомительно-однообразная …
v450 ★➦Michael Ashnin• 21.05.24 23:29
Не соглашусь. Гораздо утомительнее подъемка/балластировка. Подбойка 20 кг, прыгает в руках, как неправильно загруженная стиралка. В балласт уходит легко, а вытащить 20 взбесившихся килограмм гораздо сложнее. И так три раза на балластный ящик. А потом следующий. А потом еще. И так весь день. Руки по вечерам дрожат с непривычки.
"Ревя быком, сверкая рыжей краской
Рванут подбойки в голубую даль.
И завоюет знамя стройка "Транспорт"
А "Аэлите" я бы дал медаль."
Вспомнил еще...
"А коль другая стройка, шуток кроме,
Вдруг обойти решит нас, мы дружно скажем - фиг!
Тогда нахмурят бригадиры брови
И в тот же час на перегонах, в тот же миг,
Ревя быком, сверкая рыжей краской,
Рванут подбойки в голубую даль.
И завоюет знамя стройка "Транспорт"
А "Аэлите" я бы дал медаль."
Гнутый лом непригоден? Его выпрямить, кстати, категорически легко. Удаляем наружной частью согнутого лома обо что-нибудь твердое и массивное. Рихтуется легко. Только немножко думать надо
А в чём преимущество теодолита для выравнивания уже положенной колеи перед обычной верёвкой? Я, канешна, не совсем электрик, но это прибор для измерений между точками, а не линиями
вот ты душнила, а?! сказано же - "девки любят хуй стоячий!", а он - теодолит, теодолит...
Mutalov ★➦Chicago95• 21.05.24 15:58
У меня такой же вопрос на БАМе возник.
Не поленился, подошёл к офицеру и заглянул в прибор.
Примерно такой вид через теодолит. Сразу видно где криво.
Даже если невооружённым глазом путь выглядит приемлемо.
Там где криво втыкают ломы и на раз-два выпрямляют путь.
Болтабай➦Mutalov• 21.05.24 17:09
Насчет приемлемости вида невооруженным глазом. Это смотря от ракурса прикладывания глаза. Ежели лечь виском на рельс и устремить невооруженный взгляд вдоль рельса, то изгиы тоже хорошо видны.
Теодолит дает сходный ракурс не ложась.
Chicago95 ★➦Mutalov• 21.05.24 19:11
Не, ну микроскопом колоть грецкие орехи тоже проще чем голыми руками.
Привязываешь вярёвочку красненькую длиной 50 метров между двумя колышками и пашёл!!! Как я блять, могу что-то равнять, если я не вижу возле рельсы изъяна. Сумлеваюсь что и офицер что-то видит. Согласен что две рейки выставишь в одну линию. Или четыре. Но колею????
Mutalov ★➦Chicago95• 21.05.24 20:08
Речь идёт о больших расстояниях это сотни метров, километры. Поэтому с теодолитом удобнее.
Длинна одного рельса - всего лишь 25 метров.
v450 ★➦Mutalov• 21.05.24 22:23
По теодолиту выставляют только пикеты. И то, чаще по рулетке от колышка. Остальное на глаз.
v450 ★➦Mutalov• 21.05.24 22:32
А вот это какое-то фуфло. В теории такие кривулины могут быть, но они должны лежать на песке, с пустыми балластными ящиками. И только после черновой рихтовки пикетов, а желательно и стыков, начинается балластировка, подьойка и снова рихтовка и снова балластировка и подбойка и т.д.
Здесь же абсолютно кривой путь отбалластирован, причем не раз. Он уже на полметра поднят от песчаного основания.
v450 ★➦Chicago95• 21.05.24 23:12
По теодолиту выставляют пикеты, метров через 300-500. Все остальное на глаз. Да и пикеты-то выставляют веревкой, а точнее рулеткой от колышка привязки. В общем, один стройотрядовский сезон я отработал на железке, на полном цикле - сшивка плетей, балластировка, подъемка, рихтовка, в том числе и бригадиром. Теодолита и в глаза не видел. Садишься жопой на рельс и только командуешь: "Стоп. Восемь вперед (назад). Влево (вправо)" И так и сидишь, а бригада бегает туда-сюда, речевку читает, и ломами дергает.
И только когда особо точную прямую вывести, тогда жопой вверх и глаз на рельс. А был один старый бугор - он вообще на рихтовке в стороне стоял и командовал. Опыт не пропьешь.
v450 ★➦Chicago95• 21.05.24 23:21
Никаких веревочек. Рельс - это и есть веревочка, рихтовка ведется на участке метров 300-500, все изъяны видны отлично. Без теодолита. Задача рихтовки и заключается в том, чтобы эту веревочку натянуть, как струну.
Mutalov ★➦v450• 22.05.24 09:41
Читайте внимательно. Примерно так выглядит путь в через теодолит.
Mutalov ★➦Chicago95• 22.05.24 09:47
Не очень понял в чём проблема. Наверно в вере.
Примерно так это выглядело, только штатив был маленький.
https://www.stroyportal.ru/media/cache/companies/64589/products/577591601/7d61f3f7-bac7-48e9-9395-3728e3e80314_image_large.jpeg
А наклон вот таким уровнем меряли.
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=37599f81da1d04095dcfb0819fca309ddf839f4c-9086430-images-thumbs&n=13
Потом иногда ломами рихтовали и подбивали щебень по шпалу.
А иногда такую использовали
https://www.stroi-oborudovanie.ru/goods/65518210-shpalopodboyka_eshp9m3
Только после неё первое время спина конкретно болит.
Потом привыкаешь.
v450 ★➦Mutalov• 22.05.24 11:03
Смотрите. Я отнюдь не пытаюсь обвинить вас во лжи. И путь через теодолит действительно может выглядеть так. Но путь неотрихтованный и неотбалластированный. Теодолит действительно акцентирует кривизну за счет проекции, условно говоря, лежащий на земле круг в теодолите превратится в эллипс.
Здесь же на фото предъявлен готовый путь, поднятый балластом почти на метр, а значит раз 10 отрихтованный.
И если вы обратите внимание - самый крутой изгиб влево лежит в чужом балласте. Что вообще нереально - путь исказился, а балласт нет.
Поэтому я и говорю - фуфло. И это фуфло относится не к вашему тезису, а конкретно к этому фото.
v450 ★➦Mutalov• 22.05.24 11:19
А проблема в том, что Чикага не понимает, что в данном случае теодолит используется не как измерительный, а просто как оптический прибор, который акцентирует кривизну за счет проекции. И в котором, в действительности, необходимости нет. Любая значимая кривизна отлично видна правильно приложенным невооруженным глазом. Я тут уже упоминал старого бригадира-путейца, который на рихтовке вообще в сторонке стоял.
А после подбойки не только спина болит, но и руки дрожат.
mitosSmitos ★➦v450• 22.05.24 11:46
Фото, если не фотошоп - то похоже на последствия землятресения.
Что за погнутые ломы?- Ломы бывают разной толщины под разные усилия. Самый толстый лом и двум повисшим на нем не согнуть. (Из опыта по "выковыриванию" камней, бетона в дорожных работах, до обращения к отбойному молотку).
Пошлая старая сказка, салага! все неправильно, например, взвод = 30 солдат, а не 15; ровнять вправо-влево можно и без теодолита; ломами работают не только на себя, но и от себя; присказка с "матерком" веселит только первый раз, а в повторяющейся работе достаточно говорить "раз-раз".
Многоуважаемый! Всё было именно так, т.к. я сам там был. Во-первых, не обязательно весь взвод участвовал. Во вторых, теодолит-таки был, и дёргали ломы именно на себя, насчёт "с матерком" отчасти принимается, и в данном случае говорили не "раз-раз", а именно то, что написано выше. И надо быть повежливее к тому, кто пишет о том, что знает лично, а не просто умничает.
Уважаемый Uzzer! Похоже, что ж/д путь вы щупали посредством вагонных колесных пар.
Во-первых, на рихтовку ставят четное число человек, обычно 14-16. Это не обязательно, конечно, но желательно. Просто потому что нитки две.
Во-вторых, на рихтовке от себя ломами не работают. Потому что от себя работают руки, а на себя ноги и спина, что в разы мощнее и легче *.
В-третьих, вы частично правы, в том, что рихтовать можно без теодолита. Более того, никто с теодолитом не рихтует. С теодолитом выставляют пикеты, и то не каждый 100-метровый, а метров через 300-500, хотя формально это тоже рихтовка. И это делается на вновь положенной плети, т.е. без балласта. А вот потом, между пикетами, рихтуют исключительно на глаз.
В-четвертых, "раз-раз" не годится, ритм не тот. "Матерок" не обязателен, но та речевка, которую привел автор - самое оно **.
* От себя работают чекваркой, или как она правильно называется - рихтовщик пути ручной, см. картинку. Но есть нюанс, в отличие от лома, чекварка приподнимает плеть (рельс со шпалами, пришитыми костылями), поэтому шпалу держит только балласт по бокам, а ее нижняя грань на весу, и поэтому усилий требуется значительно меньше.
** Тут тоже нюанс. Речевка должна представлять собой четверостишие, сложенное двухстопным хореем в формате стансов :)) Это позволяет бригаде и бригадиру понимать, какой раз они дергают путь на одном и том же месте... ***
*** ...это уже к автору - ибо ни один дурак не даст команду "5 см влево или вправо". Каким местом бригада будет мерять эти 5 см?
Путь сдвигается на 5-10 см в одном случае - если он не отбалластирован, и ни разу не рихтован. Если путь не отбалластирован, но по нему уже пару-тройку раз прошли с рихтовкой, то кривые уже вытянуты и приняли напряжение. А если он уже отбалластирован хотя бы раза два он вообще сдвигается на полсантиметра на рывок.
Поэтому, после того как четыре раза со всей дури дернули на одном месте в соответствии со стансами, принятыми в бригаде, следует команда: "Восемь вперед (или назад)". И 8 (или 7, или 6, 9, 10, 11, 12 вряд ли больше) - это сакральное число, равное 1/2 численности бригады. Проще говоря переходит на 8 балластных ящиков и снова дерг-дерг-дерг-дерг.
Ну и при черновой рихтовке есть команда "стык кругом", а при совсем черновой "пикет кругом", думаю эта команда понятна.
А...забыл. Гнутыми ломами рихтовать нельзя. Во-первых, это просто опасно, положение тела становится неустойчивым. Во-вторых прямой лом слегка приподнимает плеть, не так, как чекварка, но все же. Я вас уверяю, гнутыми ломами, хорошо отбалластированный путь вы ни на миллиметр не сдвинете даже бригадой человек в 20.