История №1448749
Рассказ этот никто не помнит, зато все знают цитату из него: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину…»
Обычно эту цитату предваряют словами: Как говорил Антон Павлович Чехов: «надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека…» и т.д.
Надо же, однако, признать, что это не слова Антона Павловича Чехова! Это слова Ивана Ивановича Чимша-Гималайского, чеховского персонажа.
А персонажей у Чехова пруд-пруди, но почему-то слова одних персонажей ему приписывают, а других — нет.
Никто никогда не напишет: «Как бы чего не вышло», — говорил Антон Павлович Чехов! А почему? «Как бы чего не вышло», — это любимая фраза учителя Беликова, персонажа рассказа «Человек в футляре». Но все почему-то понимают, что Беликов, это Беликов, а вот про человека с молоточком — сам Чехов говорит! Хм...
Но я отвлёкся, хотел написать совсем про другое.
В этом рассказе, «Крыжовник», обнаружил я удивительный и интересный момент. Там по сюжету два приятеля, Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель Буркин заходят переночевать к помещику Алехину. Кстати, Иван Иванович и Буркин, — это те же люди, которые обсуждают Беликова в рассказе «Человек в футляре», там Иван Иванович говорит ещё одну интересную мысль: «А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»
Тьфу, никак не перейду к главному.
У этого помещика, Алехина, есть горничная Пелагея. Вот тут надо дать слово Чехову: «Ивана Иваныча и Буркина встретила в доме горничная, молодая женщина, такая красивая, что они оба разом остановились и поглядели друг на друга».
Каково, а?
В последующем тексте рассказа Пелагея упоминается ещё не раз, всегда с эпитетом «красивая»: «Красивая Пелагея подала чай…», «Красивая Пелагея постелила свежее постельное бельё…»
Блин, как же хороша была, должно быть, эта Пелагея, если Чехов целый рассказ придумал. И человечка с молоточком тоже прописал… пока вспоминал Пелагею! Красивую Пелагею…
За римскими вельможами таскался мужик с лавровым венком. Знаете, что он был обязан говорить Цезарям на ушко?
skeptik_zanuda• 19.03.24 16:50
"Рассказ этот никто не помнит, зато все знают цитату из него"
Избирательна память человеческая. Вот рассказ как раз таки, я помню (не дословно конечно), а цитата эта не отложилась в голове
В 90-е появилось много новых литературных журналов, а в них, соответственно, много новых, неизвестных ранее писателей-фантастов, описывающих всевозможные приключения " на пыльных тропинках…". Так вот, обязательно в каждом произведении была героиня необыкновенной красоты , очень подробно описанная, причём у каждого автора своя. Я вовсе не глумлюсь, просто иногда казалось, что и произведение написано с целью рассказать всем про свой идеал женской красоты.
Такая вот у каждого своя Пелагея.
Да, точно, я вспоминаю очень остроумное замечание (к сожалению, ни автора, ни вообще каких-то атрибутов память не сохранила), о том, что в фантастических произведениях инопланетяне всегда уродливы, а инопланетянки всегда прекрасны, только цвет кожи и волос обычно экзотический :)
Соломон Маркович ★➦Msl• 19.03.24 20:52
Хоть Пелагеи ни разу не было на с идеалом красоты не определился до сих пор. Бывает…)
Действительно, странно... Ведь на самом же деле все слова каждого из персонажей принадлежат именно автору! За это ему и авторское вознаграждение выплачивают!
Зачастую сами читатели решают, какие СВОИ слова (мысли) автор вложил в уста персонажа, а в каких случаях - не свои.
Чехов - Мастер.
"А есть такие вина, что четвертную за бутылку стоит. Выпьешь ты рюмку, а у тебя в животе делается, словно ты от радости помер."