История №1430473
Васька Коль был по рождению этнический немец, но родился в северном Казахстане, в небольшом посёлке под Кустанаем. Посёлок делился примерно пополам – часть чистую и аккуратную занимала немецкая колония во главе со старостой- Рудольфом, а вторая половина – казахи, там погрязнее и понеряшливее. Казахскую половину возглавлял некий Карим- утверждал, что он в законе, но похоже, преувеличивал, хотя несколько ходок у него было, и мужик был жёсткий.
При СССР у них этнических конфликтов не возникало, однако в девяностые, когда Казахстан стал независим, в северных жузах (в переводе - "союз" или арабское "ветвь") появилась традиция презрительного отношения к русским.
Русские стали уезжать, посёлки пустеть, казахи постепенно опускаться к привычному, почти кочевому образу жизни.
Пастухи в сезон перетаскивали свои юрты иногда за сотни километров– степь бедная, корму скоту и воды найдёшь не везде. Средневековье, короче.
В Васькином посёлке не сразу, но распространилась, а потом и была подтверждена такая информация – в Германии этническим немцам при репатриации сразу дают гражданство и полный соцпакет – пенсии старикам, страховки, льготные ссуды на жильё и обзаведение.
Уехала одна семья, потом вторая. Информация подтвердилась. Жизнь в объединённой Германии по качеству в разы превышала возможный уровень в независимом Казахстане.
И народ потянулся в Европу. Васька упирался до последнего-
- Это мой дом! Тут мои предки двести лет жили!
Однако, за паспортом сходил, не поленился. Казахского гражданства немцы ещё не получили, и паспортистка выдавала им паспорта на бланках СССР.
- Тебя как записывать, по русски, или по немецки? В Германию едешь, давай по немецки запишу.
- Никуда я не поеду! Здесь жить буду.
- Отца как зовут? Степан вроде? Штефаниус, стало быть. А Василий как по немецки? Базилиус?
Так и записала. И стал Васька по паспорту Базилиусом Штефаниусовичем Коль. Нарочно не придумаешь.
Мужик был добрый, простоватый, по немецки почти не говорил – так получилось, не шибко образованный, зато со стальным характером – это не упрямство было, а могучий внутренний стержень. Ещё в шестнадцать лет ему довелось отбиться однажды в степи от стаи волков – ружьё было с двумя патронами и нож. Рассказывал, что километра три полз, рубаху разорвал, чтобы кровью не истечь. Добрался. Выжил.
Я видел потом эти шрамы, в бане вместе парились – производит впечатление.
Мир в посёлке перевернулся, когда какой- то родственник Керима изнасиловал дочку Рудольфа – он давно пытался к ней клинья подбивать – но Рудольф сказал, пусть не мечтает, мы с такими родниться не будем никогда. А тот напился, и напаскудил – безнаказанность почуял, когда русские стали уезжать.
За такое там убивают. Рудольф поговорил с Керимом, условились встретиться под вечер, за холмом, подальше от посёлка- разобраться.
- Эй, Руди, слушай, уезжай уже к себе в Германию, теперь наше время настало, что ты нам сделаешь?
Керим собрал своих дружков –бандитов, человек пятнадцать, приехали загодя, осмотрели всё вокруг, уселись, косячок по кругу гоняют.
А по немецким посёлкам такие новости разлетаются со скоростью света - и к назначенному часу за холм стали собираться колонисты из других диаспор.
На грузовиках, на мотоциклах – и все с оружием. Собралось больше ста человек, Керим кричит –
- Руди, выходи! Мы вдвоём подойдём, возьми кого с собой, поговорим!
Васька пошёл с Рудольфом. А рядом с Керимом этот его родственничек с блудливыми глазками. Не понимает ещё, что происходит.
- Руди, слушай. Давай договоримся…
Рудольф с двух стволов высаживает в грудь родственничку по заряду картечи, и Кериму-
- Мне с тобой говорить не о чём. Ты можешь меня убить, но тогда никто из ваших живым отсюда не уйдёт.
Васька это так рассказывал – Керим с пистолетом, у меня обрез двустволки в руках, родственничек издох сразу, ситуация- круче некуда, но Керим не на меня смотрит, а на Рудольфа. И не стал стрелять. Дрогнул.
Мы постояли ещё, глядя, как бандиты утаскивают труп, потом разъехались.
А через три дня Рудольф с семьёй уехал в Германию. Васькина родня уже месяца четыре там была, осваивалась – но он же упрямый –
- Это мой дом…
Нашёлся добрый человек из казахов – ночью, тайком постучался-
- Вась, слушай, нехорошо у нас. Керим неделю не просыхает, пьёт, молчит, но глаза волчьи. Он не в законе, просто смотрящий, а тем, что не выстрелил тогда, авторитет свой на ноль помножил. Ему сейчас, если не ответит по понятиям, блатные укорот сделают. Рудольф уехал, он тебя будет кончать. Не говори никому, что я сказал тебе – я помню, как вы с отцом моей семье помогали. Решай сам, что делать.
Васька уехал в соседний посёлок, оттуда, через знакомых продал, за сколько заплатили, дом, скрылся в Алма- Ату, дальше самолётом в Москву, и уже из Москвы- Люфтганзой в Ганновер.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Я с ним познакомился так – у его приятеля (Эрих Эрте) был свой магазин, ориентированный на бывших русских немцев. Продавали всё – продукты, спиртное, инструменты, скобянку – стандартный сельский магазинчик с широченным ассортиментом, как это у нас принято – но для Германии это было экзотикой. Всего в Фатерланд перебрались тогда несколько миллионов русскоговорящих немцев, выросших в СССР, и обладавших тем, во многом советским ещё менталитетом.
Охренев от открывшихся возможностей и уровня жизни, они напокупали всего, что дома не могли себе позволить – «элементы сладкой жизни»- роскошную немецкую бытовую технику, цветные телевизоры, видеомагнитофоны – и прочее, о чём в Казахстане даже не мечтали.
А раз есть видеомагнитофон, хочется посмотреть фильмы, с детства любимые – что в Германии не только днём с огнём не сыщешь, а и названий таких никто никогда не слышал.
Мужики почесали в затылках, переглянулись, и поехали в Россию. Отчего они выбрали Питер, я не знаю, но получилось так, что именно я снял трубку, когда они по найденному справочнику пытались обзвонить пиратские видеостудии. Я тогда был администратором на одной из таких – вот такой забавный факт биографии.
Поговорили. Встретились. Мужики выдали мне примерный список и количество – что бы они хотели приобрести, я сформулировал примерные цены. У Васьки с Эрихом это вызвало не то, что энтузиазм, а чуть ли не эйфорию.
У нас тогда уже было так не принято, но они –избалованные вековыми традициями, и по- немецки честные и порядочные, привыкли к такому образу деловых отношений – просто отдали мне требуемую сумму, и отправились в гостиницу- расслабляться.
Дня за три я собрал по студиям их заказ – надо мной смеялись в голос– ну кто в конце девяностых купит в Питере сразу по пятьдесят кассет с фильмами- «Летят журавли», «Весна на Заречной улице», «Дело Румянцева», «Иван Бровкин на целине»?
Все были так рады, вытряхивая со складов пыльный залежавшийся неликвид, что на блокбастеры – а они тоже были в списке, мне делали максимальные скидки.
Когда я объявился в гостинице, предъявил отчётные документы и вернул почти треть денег сдачей, Васёк твёрдо сказал
– Слушай, давай к нам в долю? Эрих, ты не против?
И я стал членом такого коллектива. Немного дополнительной информации. Средняя оптовая цена видеокассеты с фильмом тогда – доллар десять. В Германии оптовые цены – от шести до восьми марок, но оптом уходила только часть, а в розницу кассеты уходили по цене до двенадцати марок. Доллар стоил по курсу около двух марок. Ребята забирали по полторы- две тысячи фильмов в месяц – и рынок было не насытить, такой был спрос- вдобавок они были ограничены размерами микроавтобуса и возможностью ездить в Питер.
Утром я помог им выбраться на Выборгское шоссе – они решили ехать не через Польшу, а через Финляндию – а из Стокгольма на пароме до Ганновера.
У Эриха уже был немецкий паспорт, а у разгильдяя Васьки – ещё Советский, со справкой на немецком языке о предоставлении вида на жительство, и номера очереди на получение гражданства.
Из Германии они ехали так – Эрих на границе с Польшей просто показал свой паспорт, и пограничник поленился даже посмотреть на Васькины документы. А на границе Польши и Белоруссии свой Советский паспорт предъявил Васька –поляку наплевать, а белорусы привыкли, что по этой трассе постоянно гоняют купленные в Европе подержанные автомобили, и тоже не стали проверять и придираться.
Но в Финляндии не прокатило. Эриха с машиной пропустили без проблем, а Ваську задержали. Вдобавок выяснилось, что срок действия его Советского паспорта истекает через два дня.
Приплыли, блин. Васька звонит мне вечером, не знает, что делать – ещё два дня, и он – бомж без гражданства, без документов со всеми вытекающими. В Финляндию не пускают, а в Кустанай ему возвращаться не просто нельзя, а нельзя от слова «совсем». Зарежут на хрен сразу.
- Ладно, говорю, ложись спать. Завтра решим, что делать.
С утра пораньше я смотался в Выборг, забрал этого охламона из гостиницы, отвёз в Пулково – у него денег не хватило, пришлось добавить на билет до Берлина- ему же оттуда ещё до Ганновера добираться на перекладных.
Отправил. Вот так я приобрёл себе доброго товарища, и делового партнёра. Так и пошло – мне присылали факсом список заказа, я собирал требуемое, мужики приезжали, дня два- три оттягивались в гостинице – в Германии таких загулов они себе позволить не могли, потом ехали домой- до следующего визита.
Эриху тоже очень нравилось. Мы несколько раз крепко выпили вместе, он жаловался, что его многочисленная родня, посмотрев на успех, пристаёт к нему, чтобы устроил всяких родственников и племянников на работу к себе.
- Отказать трудно, мы должны поддерживать своих, налоги огромные- половину прибыли съедают. А в роду у нас традиция, помогать родственникам. Мы же бароны бывшие, Остзейские- из Восточной Пруссии.
- О как. Так ты себе визитки- то закажи не с фамилией Эрте, а фон Эрте?
- Не Эрте, фон Валленсберг. И замок наш, говорят, ещё до конца не развалился. Хотелось бы съездить, посмотреть.
Бизнес этот продолжался не очень долго – примерно полтора года, пока те же бывшие русские немцы не раскусили, что фильмы на русском языке лучше писать на месте, чем таскать автобусами из России. Появились свои пиратские студии, возникла конкуренция, и тема заглохла.
Последний раз Васька с подругой, впоследствии его женой, останавливались у меня на недельку в Питере – моя жена с детьми была в отъезде, а что вы будете на гостиницу тратиться? Места достаточно.
Дальше дороги разошлись, и больше мы не виделись – но я и сейчас вспоминаю то время, как отпуск – передышку среди героических девяностых – когда смотришь, как вокруг люди выживают изо всех сил, а сам работаешь не напрягаясь три- четыре дня в месяц, но получаешь за это полторы- две тысячи баксов.
Так что я слегка лукавил, когда в прошлых рассказах о девяностых заявлял, что не люблю вспоминать ту эпоху – были там у меня и светлые странички.
Удивил Эрих, бросивший приятеля на границе и уехавший один.
Ещё удивило, как долго до немцев доходило, что кассеты можно писать на месте.
Очередная пурга автора.
Нет никаких северных жузов (жуз кстати - 100, а не союз).
Есть старший, средний и младший жузы.
Староста у немцев? Это не в девяностых, а сороковых, у фольксдойче.
Бардака такого под Кустанаем не было.
Кочевники под Кустанаем? Из Рудного скот в Фёдоровку гоняли?
Чушь
как говорил мой бывший шурин, живущий в Казахстане и купивший дом у уезжавших немцев: "Сперва уехали золотые головы (имея в виду евреев), затем золотые руки (немцы), остались одни золотые зубы.
P.S.: ни подтверждать, ни оспаривать историю не собираюсь, ибо сам всегда в тех краях был только гостем. Просто классная история.
Болтабай➦Krotik• 07.12.23 09:19
Шурин Ваш чересчур упрощенно описал происходящее.
Но здесь не формат для политфорума. Но и не место для фальсификации исторических реалий.
Мда, "позитив" конечно. Очередное напоминание к казахам зайти после
Тут болтобай, ссыкливо меня застопивший, решил вдруг поговорить со мной.
Осталось рассмотреть вопрос немцев РК численно. Полагаю, 0,1% немцев казахстана попали туда до высылки сралиным. Может столько и осталось теперь. Уехали действительно миллионы. Точную цифру не знаю. Говорили про 2 млн. Другие больше. Отследить трудно, т.к. шпетаусзидлеры сразу становились гражданами Германии и в статистику иностранцев не входили.
kupil_komputer• 07.12.23 00:32
Вторая половина ещё ничего, но первая история брехня дешманская. Имхо
Пиши Лео, пиши.
Ладно излагаешь, и стиль письма мой любимый.
На дураков не обращай внимание. Удачи)
Считаю нужным прокомментировать дилетантизм в изложении истории немцев в Казахстане. Это, по существу, фальсификация истории.
1. Вполне допускаю, что казахстанский немец Васька, описанный в этой истории как некий дурачок, совершенно справедливо заявлял: " Это мой дом! Тут мои предки двести лет жили!"
Немцы в Казахстане появились еще при царе. К примеру: "В 1786 году группа геологоразведчиков, возглавляемая горным инженером Филиппом Риддером, обнаружила в верховьях реки Ульбы месторождение полиметаллических руд и основала рудник, названный Риддерским"-Вики. Там и возник в 1786 году город Риддер. Это как раз за 200 лет до 1986 года.
2. Еще более воинствует своим невежеством в комментах Ost: "Насмешила история про 200 лет. Сралина тогда ещё не было, ссылать немцев в Казахстан."
Во времена ВОВ в северный Казахстан одновременно как ссылали немцев из Поволжья и Прикавказья, так и призывали, порой буквально с тех же населенных пунктов, куда немцев привозили, местных немцев на фронт. Знал немца, жившего в северном Казахстане, ветерана ВОВ, награжденного Орденом Красного Знамени. По крайней мере до конца 80-х он жил в северном Казахстане и не собирался никуда уезжать. Дальнейшая судьба его мне неизвестна, но не думаю, чтобы он эмигрировал.
3. По данным Вики, в Риддере и сейчас немцы составляют 1,56% населения.
Соломон Маркович ★• 06.12.23 18:22
Леня молодец, хорошо написал но это две полноценных истории. Почитал с удовольствием в отличии от говновброса Максика Камерера который на свет божий вытянул на говносрач всю говнотусовку. Надеюсь многие в бан попадут)))
leo3621 ★➦Соломон Маркович• 06.12.23 18:27
Ну не получается у меня коротенько.
Если уж хочется поделиться чем- то, заслуживающим внимания, надо все точки над i до конца расставлять?
В отличии всезнающего Оста не увидела в рассказе ни строчки лжи. Про видеокассеты стопроцентно так! Про границу с Польшей верю с первого слова, таких историй навалом из близкого круга.
Моё коротенькое замечание, Лео, как всегда ДЛИННО), но спасибо.
Janzen GmbH
А с границей - согласен. Конечно, погранцы стояли только для того, чтобы поулыбаться. И каждый один с паспортом имел право провести десять человек без.🤣
leo3621 ★➦ЛАНКА• 06.12.23 18:28
Завтра будет маленько покороче - почти притча...
И спасибо за добрые слова...
Серая ложь. Половина правды. Половина нацистской пропаганды. Дикий период видеорынка в Германии я не застал. Хотя, видик появился дома даже раньше компа, и не один.Но к нашему времени этот рынок был крепко схвачен "посылторгами" и "русскими" магазинами.
Насмешила история про 200 лет. Сралина тогда ещё не было, ссылать немцев в Казахстан.
Observer2020➦Ost• 06.12.23 17:18
ага, дикий запад. Разговаривать ходят с ружьями. Одного уложили, со вторым мирно беседуют - он же за оружие не схватится, зачем? За такое убивают, но виновник приходит на разборку и почему-то об этом совсем не в курсе.
А главное, ни милиции ни полиции. Грохнули человека и можно сидеть на месте. Пока родственник не созрел...
Ну как всегда.
Сначала идет рассказ, идет. А потом "паспорт смотреть не стали". Ага. На немецко-польской границе. Смотреть не стали, а уж штамп шлёпать - так вообще лениво было.