История №1426805
(из цикла «Великие города мира»)
Город Санкт-Петербург весь соткан из тайн, загадок, мифов и легенд. Загадочна даже цель его создания – вроде бы царь Пётр хотел сделать плохо шведам, прорубив на болотах окно в Европу. Окно он прорубил, положив при этом, по разным данным, от сорока до ста тысяч строителей, но сама идея строить город, чтобы сделать плохо другой стране, могла прийти в голову только русскому царю и только похмельным утром. А если ещё учесть, что строить Пётр решил на земле, которая в то время вообще принадлежала шведам… Но царь махнул чарочку и решил всё-таки строить, и строить не просто град, а столицу, и не просто столицу, а европейский город с блестящей архитектурой, «полнощных стран красу и диво». И, надо отдать должное, город он действительно построил великолепный и в рекордные сроки. Правда, расплачиваются петербуржцы за всё это великолепие и за все эти рекорды до сих пор…
Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что, когда святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя христианство, дошел до устья Невы, он встретил там трёх прорицателей-вепсов. Они вручили апостолу так называемую «Инкериманскую заповедь», вырезанную ими на лопатках то ли лося, то ли енота. Что было написано в этой заповеди? Тайну сию скрыли века, заповедь давно считалась утерянной, да и в само её существование уже никто не верил, пока…
…пока в начале нынешнего столетия израильский учёный Иегуда Ласкин, уроженец Санкт-Петербурга, после многолетних кропотливых поисков не обнаружил этот артефакт в Ватиканской апостольской библиотеке и не предъявил его миру. Сам Ласкин и расшифровал рунное письмо, переведя его сначала на иврит, а затем и на русский язык. О чём же предупреждали святого Андрея вепсы? «Три терзающие беды пророчим людям, которые осмелятся громоздить каменные исполины на болотах местных и ломать жилища наши», - гласит предсказание: «Первая беда – вода злая, вторая – дурные игры, третья – духопадение от песнопений и представлений отвратных…»
Начнём с первой напророченной вепсами беды, со «злой воды». Это, разумеется, наводнения. Во время строительства о них не подумали, царь только хохотал, глядя на сидящих по крышам горожан и предсказание начало сбываться. В общей сложности более трёхсот раз холодная вода с Балтики приходила в город, принося с собой жертвы и разрушения. Питерцы народ терпеливый, по скорости мышления приближающийся к прибалтийским стандартам, поэтому строить защитную дамбу они задумали в начале девятнадцатого века, начали строить в конце двадцатого, а достроили в начале двадцать первого. Но что такое двести лет для вечности? Миг, хотя Пётр Первый за такой долгострой головы бы посносил. Петра, кстати, жители города белых ночей чтят до сих пор и называют самой популярной исторической личностью. На втором месте по популярности – Антибиотик, на третьем – Татьяна Буланова. Кто не знает, а никто не знает, это известная певица и жена какого-то питерского футболиста.
Футбол или, по «Инкериманской заповеди», «дурная игра» и является второй бедой, от которой содрогается культурная столица России. А ведь ещё сорок лет назад футбола как такового в городе не было, так как три солнечных дня в году не особо способствуют развитию игры в мяч ногами на свежем воздухе. Нет, какие-то команды, конечно, существовали, по полю в трусах и в тумане они бегали, мячик пинали, но всё это было смешно и наивно. «Команда «Зенит» проиграла команде «Динамо» со счётом ноль-три» - всё, что писали газеты того времени о футболе. Но в Москве-то футбол процветал, а этого Санкт-Петербург, в ту пору Ленинград, снести не мог. Старая обида на Москву, возникшая после того, как у города трёх революций отняли звание «столица», сыграла свою роль и – чудо! - в Питере то ли нашли крупнейшее месторождение газа, то ли построили центральный офис «Газпрома» и на сладкий газовый запах в Санкт-Петербург потянулись футболисты со всех уголков земного шара. Из них и была собрана крепкая команда, которая уже несколько лет как наводит ужас на своих соперников из Махачкалы и Уфы. Появились и болельщики, вначале интеллигентные. Поддерживая команду, они скандировали стихи Бродского и Хармса, распевали песни Эдуарда Хиля, после матча вызывали футболистов на поклоны, а судью, с лёгкой руки одного местного артиста и тоже болельщика, обзывали словом «каналья». Со временем интеллигентность исчезла, стихи упростились, а песни Хиля заменили одной «Вечерней песней» на музыку Соловьёва-Седого. Кстати, последним исполнителем этой песни был известный москвич Борис Моисеев, которому очень шли голубые цвета самобытной футбольной команды. И всё бы ничего, но на смену питерской интеллигентности пришла питерская же хамоватость. У знаменитых каменных львов дыбом встаёт грива, когда они видят людей в одинаковых шарфах, скандирующих что-то невразумительно-матерное, а коренные питерцы в дни футбольных матчей стараются вообще не выходить на улицу, из окон наблюдая за передвижениями болельщиков из Рыбацкого и с Турухтанных островов. «Революцию пережили, блокаду, советскую власть, что мы, футбол не переживём» - шепчут питерские старушки, плюют в сторону нового стадиона, который стоит больше, чем весь город с пригородами и включают телевизор, навечно настроенный на канал НТВ.
Да, питерские старушки, ранее читавшие только стихи Анны Ахматовой и мемуары графа Игнатьева, старушки, за которыми не так давно ухаживали Сергей Довлатов и Ефим Копелян, а за их мужьями – Рудольф Нуриев и Вадим Козин, те самые питерские старушки, курящие «Беломор», ненавидящие безвкусицу, пошлость и бездарность, смотрят по НТВ «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны» и «Бандитский Петербург»! Питерские старушки уже не покажут гостям города самый короткий путь от филармонии до Мариинки, но с удовольствием проводят вас до того самого двора на Петроградской стороне, где вчера снимались очередные «Менты» и на лавочке сидели Селин и Половцев. Это великие питерские актёры. Товстоногов рыдает и переворачивается в гробу.
В этих сериалах снялись, кстати, уже все артисты, проживающие в Санкт-Петербурге и окрестностях, за исключением, разве что, Алисы Фрейндлих. В портфолио любого питерского лицедея есть строка: «Улицы разбитых фонарей-5», серия «Глаз волка», роль – «Допрашиваемый»». А режиссёрами там побывали все жители города на Неве, хоть раз заходившие в буфет Ленинградского областного колледжа культуры и искусства. Духопадение, то есть падение культуры, состоялось, и пророчество вепсов сбылось полностью. А если ещё упомянуть знаменитых питерских музыкантов… Хотя чего их упоминать – ведь после Шостаковича их в Питере родился только один, да и тот Гребенщиков, уже лет пятьдесят ноющий под одну и ту же мелодию произвольный набор слов. Но что вы хотите от города, дождь в котором идёт с 1703 года, а любой житель различает до десяти тысяч оттенков серого?
А сколько гостей северной столицы, надышавшись болотистыми испарениями, в ней и заканчивали свой земной путь! Кого-то убивали, как москвича Пушкина, и последнее, что он видел в своей жизни, был питерский сумрак за окном квартиры на Мойке… Кто-то, как тоже москвич Достоевский, умирал сам, прогулявшись по набережной Невы и подхватив чахотку… Список людей, которых забрал холодный балтийский ветер, огромен – тут и рязанский мужичок Есенин, и северяне Менделеев, Ломоносов и Чайковский, и киевлянин Вертинский, да и сам основатель города царь Пётр... Уральский режиссёр Балабанов скончался, прокатившись на велосипеде по Васильевскому острову… Даже лучезарный солист группы «Бони М», приехав на гастроли и вдохнув гиблого воздуха, тихо умер от депрессии в своём гостиничном номере, так и не посетив Эрмитаж и не спев своего «Распутина». Да и Распутина, кстати, убили тоже в Питере. Сырая погода, стылые улицы с колкой изморозью и отсутствие солнца не щадят никого и город мостов и памятников продолжает собирать свою страшную дань, пополняя попутно коллекцию знаменитой «Кунсткамеры». Первого, между прочим, музея, открытого в городе. Для сравнения – первый открытый для посещения музей Москвы это Палаты бояр Романовых, Парижа – Лувр, Лондона – Британский музей… И только в культурной столице догадались открыть для населения коллекцию заспиртованных уродцев…
Может, поэтому и бегут, бегут питерцы из своей Северной Венеции, кто побогаче – в Москву, кто победнее – в Финляндию, и лишь китайские туристы, не обращая ни на что внимания, фотографируются у памятника Чижику-Пыжику...
Всего лишь за два века город на Неве прошёл путь от Медного всадника до Чижика-Пыжика… От Аничкова моста до моста имени Кадырова…
Сто лет назад на пуанте Елагиного острова отдыхала питерская богема, а сейчас бандиты забивают там свои «стрелки»…
Пятьдесят лет назад запоздалого прохожего на Невском можно было ранить только плохим отношением к позднему творчеству Гумилёва, а сейчас запоздалый прохожий сразу получает ножом в сердце…
Тридцать лет назад в компаниях слушали и подпевали «Атлантам» Городницкого, а сейчас слушают «В Питере пить» Шнура…
А что же город?
А что город…
Город-герой вечной осени… Город, сменивший четыре официальных и имеющий сотню неофициальных названий… Северная Пальмира, в которой фальшивым залпом «Авроры» закончилась история русской монархии… Сырая колыбель революции…
Дремлет притихший северный город…
При Антибиотике, конечно, такого бардака быть не могло.
Илья Криштул
Просьба высеры Криштула (хрен знает кто это, но ещё ни разу нормальной истории от данного персонажа не читал) писать в начале текста, чтобы можно было сразу из пропускать.
Справедливости ради надо сказать, что когда Аврора бахнула, Россия была уже республикой. А монархия кончилась в Дне...на Дне... Как там станция называлась, где Николай 2 отречение подписал.
Pierre Valenkoff• 15.11.23 23:54
Pierre Valenkoff➦sea_46• 16.11.23 00:05
А ведь ещё сорок лет назад футбола как такового в городе не было
-----------------
ФК Зенит - чемпион СССР 1984, как раз 39 лет назад. Говорите футбола как такового в городе не было? Значит и весь остальное высер можно не читать - чушь дебильная.
Творчество Городницкого одно время мне очень заходило, его легко петь, как и у меня - ни слуха, ни голоса. ))) Но увы, "исконное" у него таки пролезло, проросло через всё прочее. ((( А шнуры работают на шудр, это дешёво и просто, но карма дело такое, то ледник сойдёт, то ещё что...
Pierre Valenkoff➦Awn• 16.11.23 00:06
Про Петербург могу много рассказать (приходилось там жить), но еврейская пропаганда (АКА хуцпа) тут больше не работает.
Рассказывайте байки про землю обетованную, а мы тут сами разберемся, без вас.
Без иронии, славное исследование. Был в Питере 2 раза, проездом. Что-то давящее и угнетающее всегда присутствует. При выезде в Ленобласть это ощущение проходит. Спасибо за своё мнение.
Википедия утверждает, что письменность у вепсов впервые появилась в 1917 г. на основе кириллицы. А до этого ее дескать вообще не было. Только прошу понять меня правильно: я по очень многим причинам совсем не доверяю каноническим историческим источникам. Так что теоретически письменность у них при Петре могла еще быть. Но это уже - особая полновесная тема.
perevodchik ★★• 15.11.23 18:36
"Так чем дышать? Один остался город
(И тот лишенный имени!), в котором -
Вода, колонны, ветер и гранит."(С)
Просто навеялось...
Судя по некоторым деталям, автор с Питерской реальностью несомненно знаком лично и близко - тем противнее читать такие гадости о своём городе.
Vovanavsegda ★★➦leo3621• 15.11.23 23:20
Мы с вами не отношение автора к городу оцениваем, а качество, красоту текста и его подачи. Согласитесь, кто-то Питер любит. Кто-то нет. Каждый имеет полное право относиться к этому противоречивому городу по своему. У меня там одна из доч уже > 10 лет живёт и её до сих пор прёт от атмосферы. А мне там не в кайф. И что делать?
leo3621 ★➦Vovanavsegda• 16.11.23 04:27
Касаемо стиля изложения и чистоты слога - совершенно согласен -текст практически безупречен. Тем более обидно, что таким образом публикуются мелкие и негативные по сути вещи.
Это- как найти прыщ на заднице у Венеры Милосской и всенародно объявить об этом.
Ничего не могу с собой поделать - я люблю этот город, и мне печально, когда о нём кто- то отзывается без уважения.
leo3621 ★➦Vovanavsegda• 16.11.23 04:40
И кстати- в тексте много откровенной неправды.
....на Невском можно было ранить только плохим отношением к позднему творчеству Гумилёва, а сейчас запоздалый прохожий сразу получает ножом в сердце…
Люблю Питер. Первая брачная ночь была здесь 40 лет назад, первый раз ел черную икру на Невском. Замечательное эссе. Автору зачёт!
Ashmedai ★★➦Васюк58• 16.11.23 19:01
Стесняюсь спросить, а первая брачная ночь была с Нуриевым, или, таки - с Козиным???
Ashmedai ★★➦Васюк58• 17.11.23 06:26
Скорее гомофоб... Профдеформация, связанная со службой...
Это вроде как называется обесценивание, да ? И город непонятный, и царь пьяный, и все такое невнятное... Тоска.
Ах, опять Илья... Ему можно.
Не без юмора, оф кос, но и не без перегибов.
Впрочем, как сказал выше, ему можно.
Это не кучадерьма, а собственный взгляд на реальность. Кстати весьма серьезно обоснованный.
А место ли тут таким изложениям взглядов? И заметьте, я полностью на стороне автора. Но не по поводу места публикации.
Да ладно, не будьте так строги, этот сайт уже давно не имеет того, что было, когда его создали. Чего сюда сейчас только не льют.
Не-е-ет, это именно куча говна. Её вывалили на головы читателей, чтобы поглумиться над их чувствами, выпендриться - ах, какой я остроумный и парадоксальный. Лучше бы автор писал о местах, которые он знает не хуже, так как наверняка там уже давно живёт - о Тель-Авиве, Беэр-Шеве, Ашкелоне...